"Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста при помощи дидактических самодельных развивающих панно"
методическая разработка (младшая группа)

Сухова Ольга Александровна

В первой части работы рассматривается, почему мелкую моторику необходимо развивать, начиная именно с раннего возраста. Далее дается описание самодельных развивающих панно: "Ежик", "Паровозик", "Курочка Ряба", а также что берется за основу их создания. Указаны игровые задания, которые можно давать детям при работе с данными панно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка:

 «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста при помощи  самодельных развивающих дидактических панно»

                                                 Выполнила:        

                                                                  Воспитатель  МБДОУ

                                                                 «Детский сад № 134»

                                                    г. Дзержинск  

                                                                                   Сухова Ольга Александровна                                          

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев»

В.А.Сухомлинский

Н.А.Бернштейн, советский психофизиолог и физиолог говорил:

«Представление, что при любом двигательном тренинге… упражняется не рука, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов».

В раннем возрасте важнейшим является развитие мелкой моторики пальцев рук, поскольку деятельность руки напрямую связана с деятельностью головного мозга.

Моторика означает «точные двигательные способности рук», поэтому ее нужно развивать, начиная именно с раннего возраста. Мелкая моторика связана с двигательной, зрительной памятью, координацией.  Развитие  мелкой моторики необходимо для:

1. Формирования навыков самообслуживания. Ребенок будет правильно держать ложку, чашку; снимать, надевать предметы одежды, обувь; самостоятельно мыть руки, пользоваться индивидуальным полотенцем, вешать его на место.

2. Сенсорного развития.  Ребенок будет ориентироваться в сенсорных эталонах, подбирать предметы и  игрушки по основным  цветам, форме, величине.

3. Речевого развития. Развивая пальчики – формируем речь.

4. Развития  предметной  деятельности, как ведущего вида деятельности в раннем возрасте. Ребенок сумеет активно и уверенно  действовать с предметами, с дидактической игрушкой, строителем,  что будет способствовать развитию предпосылок сюжетно- ролевой игры- ведущего вида деятельности на следующем этапе развития.

Со стороны может показаться, что малышу протянуть руку к предмету, достать его и взять настолько просто, что это не заслуживает особого внимания. Но какими бы простыми не казались эти действия для нас, взрослых, необходимо отметить, что ребенок еще не может выполнить координированные целенаправленные действия. Преднамеренные, целенаправленные действия возникают только в процессе обучения. Регулярные упражнения улучшают мышление, развивают внимание, наблюдательность. Чем больше нагрузка на пальчики, тем чаще ребенок совершает мелкие, точные движения, тем раньше он научится самостоятельно одеваться, собирать пирамидку, строить башню, говорить простые слова.

Поэтому предметно-развивающая среда группы должна обогащаться развивающими дидактическими панно, которые я изготавливаю сама: придумываю сюжет, продумываю движения, подбираю под них материал, пришиваю, приклеиваю, скрепляю. Они все разноплановые, с разными образами, хорошо знакомые детям.

Чтобы обучение было эффективным, я соблюдаю следующие принципы работы:

  1. Игровая мотивация, обыгрывание простой сюжетной линии.
  2. Многократное повторение одних и  тех же движений в игре.

Цель: развитие мелкой моторики  у детей раннего возраста при помощи дидактических самодельных развивающих панно.

Задачи:

  1. Развивать силу и цепкость кончиков пальцев рук, меткость, глазомер;

целенаправленность движений, ориентировочные, поисковые действия рук;

  1. Развивать  тактильную  чувствительность  рук;
  2. Развивать внимание, умение доводить начатое дело до конца;
  3. Способствовать сенсорному, речевому, социальному (навыки самообслуживания, игровые умения) развитию детей.

За основу создания панно берутся движения ребенка с различными материалами по принципу от простого к более сложному- в одном панно с учетом разного уровня развития детей:

Материал

Действие

1

Липучка

Прилеплять и отлеплять

2

молния

Застегивать, расстегивать

3

Пуговицы и петли

Застегивать, расстегивать, отстегнуть, пристегнуть

4

Шнурки

Шнурование – вдевание в отверстия и протягивание шнурка

5

Крышечки

Откручивать, закручивать

6

Бусинки

Перебирать

7

Карандаши

Ощупывать, массировать

Готовое панно вносится в группу,  и я продумываю, куда его повесить. Это важный момент. Нужно, чтобы сюжет и материал  панно сочетался с окружающей обстановкой, плавно вливался в интерьер группы:

- панно «Ежик» находится в уголке уединения над мягкими подушками в виде животных- ежик, кошечка, зайчик, которые сделаны из того же материала, что и панно – фланель, флис, фетр. Все сочетается и по материалу, и по образам.

- панно «Паровозик» находится в игровой зоне, где транспорт, детская стенка «Поезд», строитель, модули, конструкторы.

- панно «Курочка» расположено в «Жилой комнате», ведь образ курочки у детей ассоциируется с понятием «мама», курочка - заботливая хозяйка в фартучке, хлопочет на кухне.

Дидактическое панно «Ежик»

В данном панно представлены: шнуровка, пуговицы (для пристегивания-отстегивания), липучки.

Основа данного панно – фланелевая ткань. Сам ежик выполнен из флиса. Для различных элементов необходим плотный материал, поэтому листочки, фрукты (яблоки, груши) и грибочки изготовлены из фетра. Ножки объемные- наполнены разными крупами для развития тактильности.

Данное панно привлекает внимание обилием разнообразных деталей.

Я провожу  дидактические  игры: «Угостим ежика»,  «Нарядим ежика». «К нам пришел в гости ежик, он нес на спинке яблочки, листочки, грибочки, только пока шел- все растерял. Ребятки, давайте поможем ежику и нарядим его». Ребенку дается задание. Например, пришнуровать яблоко или листочек к спинке ежика, пристегнуть грибочек.

По ходу общаюсь с малышами, помогаю, подсказываю и даю положительную оценку действия ребенка.

Дидактическое панно «Паровозик»

Оно привлекает ярким интересным содержанием.

Пособие состоит из ткани с пришитыми кошелечками на молнии различного цвета и формы (треугольной, квадратной, прямоугольной, круглой). У вагончиков есть колеса. Это крышечки.  К кошелечкам пришиты пуговицы. На них можно повесить животных, которые поедут на данном поезде. Рельсы выполнены из карандашей разного цвета. Внизу панно также расположена ниточка, на которую нанизаны бусины и небольшого размера цветочки.

Предлагаю  выполнить  различные игровые задания: «Прокатим зверушек на поезде»,  «Откроем и закроем вагончики», «Посадим цветочки», когда дети расстегивают молнии у кошелечков, затем пытаются их застегнуть; передвигают бусинки. Я предлагаю переместить зверюшек из одного вагона в другой.  Чтобы это сделать, малыш должен взять их за петельки, снять с пуговички и повесить на другую.

Дидактическое панно «Курочка Ряба»

Основа этого панно –ткань, к которой пришита курочка из русской народной сказки «Курочка Ряба». Крылышко оформлено пуговицами разного цвета. Курочка держит яичко, посередине которого вшита молния- для застегивания, расстегивания. На курочке- нарядный фартучек, на пуговицах, которые можно застегивать и расстегивать, также имеется шнуровка. Внутри фартучка - маленький цыпленок. Над фартуком располагается молния. Слева- пуговички. Это зернышки, которые клюет курочка. Червячок сделан из шнурка, который вставляется в петельки. Наверху- бабочка. Ее крылышки прикреплены на липучках.

Провожу  игровые упражнения «Нарядим курочку», «Найдем цыпленка, который сидит в фартучке».

При изготовлении панно использовались материалы, имеющие различную структуру (гладкая, шершавая, мягкая, пушистая). Мех, флис, креп- сатин.

Бизиборд «Волчок»

Еще  в нашей группе есть бизиборд «Волчок» фабричного производства – тоже развивающее панно-панель с разными заданиями: лабиринт, счеты с крупными шариками,  разные замочки. Я его решила разнообразить и добавила внизу крючки с мешочками основных цветов и геометрических форм. Все мешочки наполнены разными крупами. Бизиборд стал смотреться веселее, богаче, обладает большими развивающими функциями для развития мелкой  моторики. Обыгрываю все в дидактической игре «Подарим волчонку цветной мешочек». Выполняя данное действие, малыши учатся вешать мешочки на крючок, трогают, ощупывают их, знакомятся с наполнением.

Вывод по теме:

Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста дает хороший положительный результат. У детей улучшается двигательная координация, преодолевается зажатость, скованность в движениях, появляется  меткость, глазомер, целенаправленность движений, ориентировочные, поисковые действия рук.

Быстрее формируются навыки самообслуживания: малыши  самостоятельно снимают  и надевают предметы одежды. Например, натягивают колготы, снимают носочки, застегивают, расстегивают сандалии, пуговицы на кофточке.   Также у детей быстрее формируются культурно - гигиенические навыки. Они могут самостоятельно вытирать ручки полотенцем, повесить его на место.  Правильно, уверенно держат  ложку,  бокал. Появляется уверенность в собственных силах, самостоятельность действий в игровой деятельности с сюжетными  и дидактическими игрушками.  Большинство детей безошибочно показывают и называют основные цвета, формы, величину, согласно возрасту. Больше становится говорящих детей, у которых формируется активный словарь и появляются простые предложения в речи.

Литература

  1. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, 2013
  2. «От рождения до школы» основная образовательная программа ДО под ред. Вераксе Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А., М.., «Мозаика –синтез», 2017 г.
  3. Игры для развития мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования.- Автор-сост. О.А.Зажигина.- СПб.: ООО «Детство- пресс», 2014.
  4. Синицына Евгения. Умные пальчики.- М.: Лист, 1999.


Интернет-ресурсы:
nsportal.ru «cоциальная сеть работников образования»
«Дошколенок. Ру», «Фестиваль педагогических идей- открытый урок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста с помощью нетрадиционных дидактических игр

Одним из эффективных методов работы по развитию мелкой моторики являются дидактические игры.Дидактическая игра является разновидностью игры с правилами, созданных специально для активного обучения и в...

«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста при помощи камешек Марблс»

Вся жизнь ребенка – игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Движения пальцев р...

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с помощью разнообразных техник нетрадиционного рисования

Индивидуальная траектория развития профессиональной компетенции на 2023-2024 уч. г. «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с помощью разнообразных техник нетрадиционного ри...

План работы по самообразованию по теме: "Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с помощью дидактических, пальчиковых игр". Возраст 4-5 лет

Дидактическая игра- это по сути обучение, это такая деятельность при которой дети получают или закрепляют информацию, полученные из повседневной жизни. Пальчиковые игры-создают благоприятный эмоциона...

Презентация "Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста с помощью дидактических игр"

В презентации представлены дидактические игры на развитие мелкой моторики рук, выполненные своими руками....

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»...