План работы по самообразованию по теме: "Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с помощью дидактических, пальчиковых игр". Возраст 4-5 лет
консультация (средняя группа)

Игнатьева Анисия Юрьевна
Дидактическая игра- это по сути обучение, это такая деятельность при которой дети получают или закрепляют информацию, полученные из повседневной жизни. Пальчиковые игры-создают благоприятный эмоциональный фон, развивает память, мышления, воображения, фантазии, внимание. Индивидуальный подход для каждого ребенка- залог успешней позиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_ignateva_ayu.docx62.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №4 «Сырдах» городского округа «город Якутск»

ПРИНЯТО на заседании

Педагогического совета МБДОУ «Д/с №4 «Сырдах»        

Протокол №___ от «_____» ____________ 2021г.

УТВЕРЖДАЮ

_____________С.С.Ушницкая

Приказ №___________ от «____»__________2022 г.

План работы по самообразованию по теме:

«Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с помощью дидактических, пальчиковых  игр»

Возраст:4-5года

средняя группа «Остуоруйа дойдута»

Срок реализации плана  2021-2022 учебный год

                                                Воспитатель: Игнатьева Анисия Юрьевна

г.Якутск, 2021

План работы по самообразованию по теме:

Тема: «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с помощью дидактических, пальчиковых  игр»

Цель:  развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с помощью дидактических, пальчиковых игр, упражнений и разные виды продуктивной деятельности, создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у младшего дошкольного возраста.

Задачи: Задачи самообразования:

1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей  дошкольного возраста;

2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством дидактических и пальчиковых игр, гимнастик;

3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

4. Повысить компетентность родителей, в значимости дидактических, пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста;

5. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы;

6. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практические выходы

(рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ итд)

1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

Изучение научной и учебно-методической литературы:

Сентябрь 2021- Декабрь 2021г

1. Изучение научной и учебно-методической литературы:

  • Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. Издательство: СПб.: КОРОНА-ВекГод: 2007
  • ТКАЧЕНКО Т.А. РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ. - М.: ЭКСМО, 2007.

2. Составление перспективного плана работы с детьми

3. Изготовление картотеки дидактических, пальчиковых игр

4. Провести беседы, консультации родителям

4. Анкетирование родителей.

1. консультации, беседы, анкетирование родителпей

2 ЭТАП — внедрение в практику.

Октябрь 2021 - Май 2022 г.

1. Посещение семинаров, вебинаров по " Развитию мелкой моторики с помощью дидактических игр"

 2. Внедрение в практику.

  • Систематичность проведения игр и упражнений
  • Последовательность – (от простого к сложному).
  •  Индивидуальный и дифференцируемый подход.

3. Оформление выставки работ для родителей и педагогам  

4. Участие в конкурсах и выставках

Семинары, вебинары

Практические упражнение

Участие в конкурсах и выставках

Выставка работ для родителей и педагогам

3 ЭТАП — диагностика  работы по теме.

Май 2022г

1.  диагностика  работы по теме.

Форма отчетности:

- сделать консультацию для родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»;

- составить картотеку пальчиковых, дидактических игр и гимнастик;

2. Выступление, доклад по " Развитии мелкой моторики с помощью дидактических, пальчиковых игр"

3.  Анализ по осуществлению плана по самообразованию

4. Планирование деятельности  и перспектив развития

Анкетирования родителей

Консультация

Беседы

Рапространение опыта в ДОУ, сайте, публикациях.

Выводы:

Самоанализ педагога:

Перспективный план работы по самообразованию педагога

Учебный год

Содержание работы

Сроки выполнения

Результат

2020-2021

В течении года, ежедневно

  • Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. «Упражнения на развитие мелкой моторики». Издательство: СПб.: КОРОНА-ВекГод: 2007
  • ТКАЧЕНКО Т.А. «РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ.» - М.: ЭКСМО, 2007.
  • Проведение диагностического исследования (первичное).
  • Изучить литературу и опыты работ  по данной теме
  • Создание картотеки пальчиковых, дидактических игр

Сентябрь-декабрь 2021

1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

  • Изучение научной и учебно-методической литературы
  • Создание картотеки пальчиковых, дидактических  игр .
  • Обогащение развивающей среды
  • Выявление уровня развития мелкой моторики рук ( у детей учитывается их успехи какой либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной)
  • Повышения своего уровня знаний, профессионального
  • Нормализация мышечного тонуса, улучшение координации движений. Снятие напряжения

1 неделя. Тема: «Овощи с огорода»

 Упражнения:

1. Пальчиковая гимнастика «Листопад»».

2. «Морковка» - раскрась по образцу.

3. Упражнение «Помоги Золушке» - рассортируй крупу (рисовую отдельно, гречневую отдельно)

4. Игра «Что растет в огороде» - чудесный мешочек.

5. Само-массаж камушками – катать по очереди каждым пальчиком камушки.

2 неделя. Тема: «Одежда»

Упражнения:

1. П/и «Мячиком» .

2. Чтение стихотворения «Эьэчээн» - застегивание и расстегивание пуговиц.

3. Упр. «Не дошитое платье»- «пришить к платью рукава, воротник, карман, пуговицы». Дополнить картонный трафарет нужной деталью.

4. Д/игра «Оденем Машу».

5. Упр. «Похлопаем» - хлопать в ладоши тихо и громко по сигналу.

6. Само-массаж гранеными карандашами.

3 неделя. Тема: «Транспорт»

Упражнения:

1. Упражнение «Что у кого? » - разглаживание трафаретов транспорта из бумаги, смятой в комочки.

2. Упражнение «Грузим камушки на грузовик» - камушки рассыпаны на подносе.

3. «Проехала машина» - рисуем на манке, рассыпанной тонким слоем на подносе, следы от машины.

4. Упражнение «Топай-хлопай».  

5.. Само-массаж бусинками– катать по очереди каждым пальчиком бусинки.

4 неделя. Тема: «Домашние животные»

Упражнения:

1. Упражнение «Маленький конструктор» - выкладывание из  фигур пазлов животных.

2.. Упражнение «Домашние животные» - найти в мешочке  фигурки животных на ощупь.

4. »Зеленый лужок» - рисуем травку для коровки.

5. Д/и «Животные и их детеныши» по картинкам .

6. Само-массаж гранеными карандашами.

Октябрь
2021

2 Этап.

Внедрение в практику.

Изучение научной и учебно-методической литературы

Анкетирование родителей по дидактической, пальчиковой гимнастике и игре. Анализ анкетирования

1 неделя. Тема: «Овощи с огорода»

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением.

3. Обучать детей ритмичному нанесению штрихов.

4. Тренировать в раскрашивании картинки, не выходя за контур.

5. Стимулировать тактильные ощущения.

6. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

2 неделя. Тема: «Одежда»

1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

2. Упражнять детей в умении расстегивать и застегивать пуговицы.

3. Учить последовательно одевать и раздевать куклу.

4. Тренировать в умении хлопать в ладоши тихо, или громко по сигналу.

5. Воспитывать бережное отношение к одежде.

3 неделя. Тема: «Транспорт»

1. Совершенствовать мелкую моторику рук.

2. Развивать умение координировать речь с движениями, договаривать слова и словосочетания.

3. Обучать детей ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые горизонтальные линии.

4. Учить работать с бумагой -разглаживать скомканную бумагу.

5. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть вместе.

4 неделя. Тема: «Домашние животные»

1. Развивать мелкой моторики рук.

2. Обучать детей ритмичному нанесению штрихов.

3. Учит детей из предложенных геометрических фигур выкладывать животных по образцу в горизонтальной плоскости.

4. Формировать у детей мышечное чувство напряжения и расслабления работающих групп мелких мышц.

5. Стимулировать тактильные ощущения.

6. Воспитывать любовь к животным, фантазию.

1 неделя. Тема: «Игрушки»

Упражнения:

1. П/г «Юла».

2. Упражнение «кукла Маша» одевание, переодевание  куклы.

3. Упражнение «Что спряталось в комочке» разглаживание трафаретов игрушек из бумаги, смятой в комочки.

4. Упр. "Собери матрешку»-2 матрешки перепутаны. Нужно правильно собрать.

5. «Рисуем мячи»- на бумаге большие и маленькие предметы (Мяч, шар, кирпич, кубик) .

6. Упражнение "Платочек для куклы" -определение фактуры материала.

7. «Пирамидка» -лепка из пластилина

8. Само-массаж косточками фруктов.

2 неделя. Тема: «Птицы»

Упражнения:

1. П/и.(пальчиковая гимнастика) «Петушок».

2. «Птичьи следы на песке» - рисуем на манке пальчиками.

3. Упражнение «Накорми птичек» - отрывать кусочки бумаги, скомкать бумагу в маленькие крошки.

4. Упражнение «Что внутри» - мешочки (фасоль, рис, греча) .

5. Упражнение «Погуляем» - двумя пальцами руки ходить по столу сначала медленно, затем быстро.

6. Оригами «Птички».

7. Само-массаж бусинками.

3 неделя. Тема: «Посуда»

Упражнения:

1. Игра «Собери сервиз» - чудесный мешочек.

3. Пальчиковая гимнастика «Помощник».

4. Упражнение «Ловкие ручки» - подобрать крышечки к баночкам.

5. «Склеим чашку» - собрать  разрезные картинку из частей

6. Упражнение «Конфеты к чаю» - из бумаги сминаем комочки и складываем в вазочку.

7. Само-массаж гранеными карандашами.

4 неделя. Тема «Транспорт»

Упражнения:

1. Пальчиковая гимнастика «Лодочка».

2. Фигурки из счетных палочек «Лодка», «Машина», «Самолет».

3. Игра «Грузовик построим сами» игра с конструкторами.

4. Упражнение «Машина на погрузке» - рассортировать рисовую и гречневую крупу по разным грузовикам.

5. Само-массаж гранеными карандашами.

6. Упражнение «Ловкие ручки» - подбери подходящую крышечку.

Ноябрь
2021

- Анкетирование родителей по пальчиковой гимнастике,. Анализ анкетирования.

Изучение научной и учебно-методической литературы

1 неделя. Тема: «Игрушки»

1. Совершенствовать мелкую моторику рук.

2. Продолжать учить координацию  движения с речью.

3. Продолжать учить изображать предметы и явления с использованием прямых, округлых, наклонных длинных и коротких линий.

4. Стимулировать тактильные ощущения.

5. Закреплять у детей умение работать с бумагой- разглаживание смятой в комочек бумаги.

6. Учить детей катать из пластилина шарик и сплющивать его пальцами.

2 неделя. Тема: «Птицы»

1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику.

2. Закреплять умения ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые горизонтальные линии.

3. Продолжать учить координировать движения с речью.

4. Закреплять у детей умение работать с бумагой - отрывать кусочки бумаги и сминать из в комочки.

5. Воспитывать бережное отношение к птицам, желание заботиться о них.

3 неделя. Тема: «Посуда»

1. Развивать мелкую моторику, координацию движений.

2. Учить соотносить предметы со словесным обозначением.

3. Формировать произвольные, координированные движения пальцев рук.

4. Стимулировать тактильные ощущения.

5. Учить отрывать от большого листа бумаги небольшой кусочек и сминать его в комочек.

6. Воспитывать бережное отношение к посуде.

4 неделя. Тема «Транспорт»

1. Совершенствовать мелкую моторику рук.

2. Продолжать формировать умение координировать движения с речью.

3. Стимулировать тактильные ощущения.

4. Учить детей строить из кубиков машину, развивать интерес к деятельности.

5. Учить выкладывать изображение с помощью счетных палочек.

6. Развивать чувство формы, пропорции, глазомер согласованность в работе обоих рук.

1 неделя. Тема: «Дикие животные»

Упражнения:

1. Упражнение «Животные хотят пить» - наливаем воду из стакана в тарелочку, ложкой.

2. Пальчиковая гимнастика «На лужок».

3. Упражнение «Нарви молодой травки» - мелко нарвать зеленую бумагу.

4. Угостим медвежонка медом –рисование  пальчиковыми красками.

7. Само-массаж мячиками (ежиками) .

2 неделя. Тема «Деревья»

Упражнения:

1. Пальчиковая гимнастика «Яблоки».

2. Игра «Веселые ладошки» -завязываем узелки, бантики.

3. Игра с прищепками «Наряжаем елочку».

4. Упражнение «Найди пару»- изображение якутской деревянной посуды .

5. «Осенние деревья» - рисование ладошками.

6. Упражнение «Похлопаем» -хлопаем в ладоши тихо и громко, в разном темпе.

7. Само-массаж косточками фруктов.

3 неделя. Тема «Зима. Признаки зимы»

Упражнения:

1. «Лыжник» - рисуем на бумаге пальчиками.

2. Упражнение «Клубочки для бабушки» - смотать нитки в клубочки.

3. Упражнение «Вязаные лоскутки»- работа с лоскутками связанных из разных ниток.

4. Пальчиковая гимнастика «Снежинки»

5. Дорисуй ветку, на которой сидит воробей.

6. «Глиняные рожицы» - лепим из глины.

4 неделя. Тема: «Новый год. Елка»

Упражнения:

1. Пальчиковая гимнастика «Елочка».

2. Упражнение «Помоги бабушке» - смотать  ниток клубочки

3. Игра «Чудесный мешочек» - определить на ощупь резиновые игрушки.

4. «В лесу родилась ёлочка» - обводка трафарета елки, штриховка.

5. «Наряжаем ёлку»- рисуем пластилином елочные игрушки.

6. Упражнение «Выложи по образцу» - выкладывание фигур по образцу.

7. Само-массаж косточками фруктов

Декабрь
2021

Изучение научной и учебно-методической литературы

1 неделя. Тема: «Дикие животные»

1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук.

2. Стимулировать тактильные ощущения.

3. Формировать умение координировать речь с движениями, работать над согласованием движений рук и ног.

4. Учить изображать простейшие предметы с помощью пальцев.

5. Закреплять у детей умение мелко рвать бумагу.

6. Учить детей аккуратно переливать воду из стакана в тарелочки ложной.

2 неделя. Тема «Деревья»

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Учить изображать простейшие предметы с помощью ладони и пальцев.

3. Научить детей завязывать узелки, бантики.

4. Формировать умение координировать речь и движения.

5. Стимулировать тактильные ощущения.

6. Воспитывать любознательность, интерес к природе.

3 неделя. Тема «Зима. Признаки зимы»

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания.

3. Закреплять умение проводить прямые горизонтальные линии.

4. Стимулировать тактильные ощущения.

5. Знакомство с глиной как с художественным материалом.

6. Развивать умение сматывать клубочки.

4 неделя. Тема: «Новый год. Елка»

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания.

3. Закреплять умение обводить изображение по трафарету, проводить прямые горизонтальные линии.

4. Учить детей работать с пластилином способом размазывания на листе.

5. Развивать умение сматывать клубочки.

6. Стимулировать тактильные ощущения.

7. Закреплять умение выкладывать изображение с помощью геометрических фигур по образцу.

2022

  • Консультация для родителей « Игры на развитие мелкой моторики рук»
  • Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками»

2 неделя. Тема «Снег идет»

Упражнения:

 1. Пальчиковая гимнастика «Снежинки».

2. «Снегопад»-рисуем пластилином.

3. Упражнение «Собери снежинку» -выкладывание узора счетными палочками.

4. »Упражнение «Сосульки» - прикрепить прищепки к полоске картона «крыше».

5. Само-массаж гранеными карандашами.

6. Упражнение «Погуляем» - ходим двумя пальцами по столу в разном темпе.

3 неделя. Тема: «Одежда»

Упражнения:

1. Пальчиковая гимнастика «Новые кроссовки».

2. Упражнение «Помогаем маме»-развешать белье на веревку и закрепить его прищепками.

3. Упражнение «Не дошитое платье»- «пришить к платью рукава, воротник, карман, пуговицы». Дополнить картонный трафарет нужной деталью.

4. Упражнение «Ткань на новое платье»-работа с лоскутками разной фактуры.

5. «Укрась платье Маруси»-раскрашивание платья карандашами, вырисовывание узора.

6. Само-массаж косточками фруктов.

4 неделя. Тема: «Дикие животные»

Упражнения:

1. П/г «Есть у каждого свой дом».

2. Упражнение «Зоопарк» - игра с мелкими игрушечными животными.

3. Упр. «Ежики на прогулке» - делаем колючки для ежиков (прищепки) .

4. «Угости белочку орешками»-аппликация техникой обрывания бумаги.

5. «Разноцветный заборчик» -игра с прищепками.

6. массаж бусинками – катать по очереди каждым пальчиком.

Январь 2022

  • Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений.

2 неделя. Тема «Снег идет»

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания.

3. Учить детей работать с пластилином способом размазывания на листе.

4. Продолжать учить выкладывать изображения с помощью счетных палочек.

5. Воспитывать самостоятельность, инициативность.

3 неделя. Тема: «Одежда»

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3. Учить создавать узор из кругов, штрихов.

4. Стимулирование тактильных ощущений.

5. Воспитывать желание помогать маме.

6. Развивать творческую фантазию.

4 неделя. Тема: «Дикие животные»

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания.

3. Продолжать учить детей работать с бумагой техникой обрывания.

4. Воспитывать любовь к природе.

1 неделя. Тема: «Виды транспорта»

Упражнения:

1. Упр. «Транспорт» - выложить рисунок счетными палочками.

2. Упр. «Дорисуй железную дорогу» - дорисовать шпалы к железной дороге

3. Упражнение «Чей кораблик?. Найти по разложенными картинками и угадывать

4. П/г «Расческа».

5. Игры с пуговицами – выбрать пуговицы с 4 отверстиями – в одну, пуговицы на ножке – в другую коробочку.

2 неделя. Тема: «Профессии»

Упражнения:

1. П\г «Слон».

2. Игра «Тесто» - имитация замешивания теста из пластилина, глины.

3. Упражнение «Каталог тканей» - какая ткань на ощупь.

4. Упражнение «Собери красивый букет» - шнуровка.

5. «Мы строители» - строим из строительного материала гараж.

6. Упражнение «Шишки для белочки» - положи в одну коробку маленькие сосновые шишки, в другую - большие.

7. Само-массаж гранеными карандашами.

3 неделя. Тема: «Защитники отечества»

Упражнения:

1. Пальчиковая гимнастика «Радуются взрослые и дети».

2. Фигурки из счетных палочек «Танк», «Звезды», «Флажок».

3. «Салют» - рисуем пальчиковыми красками

4. Упражнение «Орешки»-  найти из мешка  орешки на ощупь.

5. Само-массаж бусинками - катать по очереди каждым пальцем.

6. Завязывание узлов на толстой веревке, шнуре.

4 неделя. Тема: «Конец зимы»

Упражнение:

1. Пальчиковая гимнастика «Крыша».

2. Упражнение «Остатки запасов» - помоги мышке-норушке рассортировать красную и белую фасоль.

3. Само-массаж гранеными карандашами.

4. Упражнение «Солнечный денек» - с помощью прищепок делаем солнышко.

5. «Веселый снеговик» - рисуем мелками круги разного размера.

6. Игра «чудесный мешочек» - разделить предметы на мягкие и твердые.

Февраль 2022

1 неделя. Тема: «Виды транспорта»

1. Совершенствовать мелкую моторику рук.

2. Тренировать навык выкладывания изображения счетными палочками.

3. Упражнять детей проводить прямые вертикальные и горизонтальные линии.

4. Развивать глазомер и точность.

5. Стимулировать тактильные ощущения.

2 неделя. Тема: «Профессии»

1. Совершенствовать мелкую моторику рук.

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3. Стимулировать тактильные ощущения.

4. Учить детей строить из строительного материала гараж по размеру машины, подбирать нужный строительный материал.

5. Воспитывать интерес к разным профессиям,

3 неделя. Тема: «Защитники отечества»

1. Совершенствовать мелкую моторику рук

2. Упражнять в умении использовать пальчиковые краски, совершенствовать умение наносить мазки пальцами.

3. Отрабатывать навык выкладывания изображения счетными палочками.

4. Учить детей завязывать узелки и бантики.

5. Стимулировать тактильные ощущения.

4 неделя. Тема: «Конец зимы»

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. развивать умение рисовать круги разного размера цветными мелками.

3. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

4. Стимулирование тактильных ощущений.

5. Воспитывать дружеские отношения между детьми, желание играть вместе.

  • Посещение семинаров, вебинаров по " Развитию мелкой моторики с помощью дидактических игр"

 1 неделя Тема: «Мамин праздник»

Упражнения:

1. «Следы от капели» - на бумаге пальчиками ставим точки.

2. Упражнение «Солнце светит ярко – ярко» - выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого круга.

3. Подвижная игра «Подарок маме подарок» достать из коробки игрушки.

4. «Платочек для мамы» - украшаем платочек, рисуем пальчиковыми красками

5. Упражнение «Бусы для мамы»- нанизывание макарон на ленту.

6. Упражнение «Погуляем» - двумя пальцами ходить по столу в разном темпе.

7. Само-массаж косточками фруктов.

2 неделя. Тема: «Дом».

Упражнения:

1. Игра «Что лишнее? » - «Чудесный мешочек».

2. П/и «Мебель».

3. «Домик для мишутки» - рисуем на манке.

4. Д/и «Маленькие столяры» - сложение  на контур предметов мебели из палочек на горизонтальной плоскости по образцу.

5. Упр. «Похлопаем» - хлопаем в ладоши тихо, громко и в разном темпе.

7. Само-массаж гранеными карандашами.

3 неделя. Тема: «Домашние животные»

 Упражнение:

 1. «Маленький конструктор» - выкладывание из геометрических фигур животного с детенышем.

2.Д\и «Сахам сирэ»

3. Упражнение «Прятки» - найди всех животных спрятанных в группе.

4. Нарисуй хвост коню.

5. Пальчиковая гимнастика «Трубочка».

6. Само-массаж гранеными карандашами.

4 неделя. Тема: «Электроприборы»

Упражнения:

1. П/г «Семья».

2. Упражнение «Что спряталось в комочке» разглаживание трафаретов электроприборов из бумаги, смятой в комочки.

3. Раскрась рисунок не выходя за контур- «Телевизор», «Компьютер», «Утюг»

5. Игра «Тяжело-легко» -рассортируй тяжелые и легкие предметы.

6. Самомассаж мячиками (ежиками).

Март 2022

  • Участие в конкурсах, вебинарах
  • "Пальчиковые шаги"- развитие движения кистей и пальцев рук

1 неделя Тема: «Мамин праздник»

1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

2. Тренировать умение создавать узор по образцу.

3. Учить детей нанизывать бусины (крупные макароны) на ленту.

4. Стимулирование тактильных ощущений.

5. Развивать чувство формы, цвета и композиции.

6. Воспитывать бережное отношение к родителям, желание их порадовать.

2 неделя. Тема: «Дом»

1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

2. Обучение рисованию кругов.

3. Стимулировать тактильные ощущения.

4. Упражнять в умении рисовать на манке, создавать изображение с помощью счетных палочек.

5. Развивать чувство формы.

6. Воспитывать любовь, бережное отношение к своему дому.

7. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Тренировать навык создавать изображение с помощью геометрических фигур по образцу.

3. Учить детей рисовать волнистые линии.

4. Отрабатывать навык аккуратно переливать воду из одной емкости в другую.

5. Познакомить детей с пипеткой, показать, как ею пользоваться

6. Стимулировать тактильные ощущения.

7. Воспитывать любовь к животным, желание заботиться о них.

4 неделя. Тема: «Электроприборы»

1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

2. Закрепление умение закрашивать готовые изображения.

3. Стимулирование тактильных ощущений.

4. Развивать внимание.

5. Воспитывать чувство коллективизма, желание прийти на помощь.

1 неделя. Тема: «Весна»

Упражнения:

1. Пальчиковая гимнастика «Дождик Кап-кап».

2. Упражнение «Весенняя полянка»- с помощью прищепок выкладываем композицию : солнышко, травку, первые цветы, деревья.

3. «Весенний букет» - аппликация с использованием оригами.

4. Упражнение «Веселые ладошки» - завязывание узелков, бантиков.

5. Игры с пуговицами – рассортировать пуговицы по цвету в разные коробочки (желтый, красный, синий, зеленый).

2 неделя. Тема: «Звонкая капель»

Упражнения:

1. Упражнение «Что тонет, что не тонет? » -выбрать из группы предметов то, что тонет.

2. Упражнение «Веселая пипетка» -работа с водой и пипеткой.

3. Конструирование из бумаги (оригами) «Лодочки».

4. Упражнение «Соберем кораблик» - разрезная картинка.

5. Пальчиковая игра «Жаворонок».

6. Игра «Кулачок» - сжимать и разжимать кулачок (кулачок – бутон цветка, проснулся, заснул) .

7. Самомассаж мелкие кам ушки.

3 неделя. Тема: "Весеннее солнышко"

Упражнения:

1. Игра «Узнай фигуру» - «Чудесный мешочек» (геометр. фигуры) .

2. Упражнение «Веселые ладошки» - учимся завязывать узелки, бантики.

3. Лабиринт «К какому растению летит бабочка» (Книга развивающих игр)

4. «Весенние цветы - одуванчики»-рисуем пальчиковыми красками.

5. Пальчиковая гимнастика «Качели».

6. Пальчиковая игра «К нам весна пришла».

7. Само-массаж карандашами – катать по очереди каждым пальцем.

4 неделя. Тема: «Цветы»

Упражнения:

1. Упражнение «Весенний цветок» - тактильное обследование цветов из бархатной бумаги.

2. «Чудесный мешочек» - найди цветок на ощупь.

3. Упражнение «Каждому листочку свое место» - закрыть контуры различных листочков нужными листочками взятыми из коробки.

4. «Красивые одуванчики» - лепка (пластилин +спички) .

5. Д/игра «Собери букет».

6. Пальчиковая игра «Цветочек для мамочки».

7. Само-массаж мячиками (ежиками) .

Апрель 2022

  • Выставка для родителей дидактических игр  и пособий на развитие мелкой моторики дошкольников

1 неделя. Тема: «Весна»

1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

2. Учить создавать несложную композицию с помощью прищепок.

3. Стимулирование тактильных ощущений.

4. Тренировать навык завязывания узелков и бантиков.

5. Учить детей работать с бумагой в технике оригами.

6. Развивать творческую фантазию, чувство формы и цвета.

7. Вызвать интерес к созданию красивой композиции из цветов.

2 неделя. Тема: «Звонкая капель»

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3. Стимулирование тактильных ощущений.

4. Познакомить детей с пипеткой, показать как ею пользоваться

5. Учить детей работать с бумагой в технике оригами.

6. Воспитывать любознательность, самостоятельность.

3 неделя. Тема: "Весеннее солнышко"

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3. Стимулировать тактильные ощущения.

4. Продолжать учить детей завязывать узелки и бантики на ленточках.

5. Развивать чувство формы, цвета, композиции.

6. Воспитывать чувство прекрасного, бережное отношение к природе.

4 неделя. Тема: «Цветы»

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3. Закреплять умение делать из пластилина шарики.

4. Стимулирование тактильных ощущений.

5. Развивать чувство формы и цвета.

6. Воспитывать любовь к природе, чувство прекрасного.

  • 3 Этап:

Диагностика уровня развития мелкой моторики

1,2 неделя. Тема «Дождь»

Упражнения:

1. П/гимнастика «Пчела».

2. Упражнение «Накорми мишку» - переложи фасоль пинцетом из одной емкости в другую.

3. Д/игра «Бабочка и цветок» работа с игрушкой – застежкой.

4. Упражнение «Кто больше соберет бусы? » - из банки с рисом выбрать бусы.

5. Заштрихуй тучку по образцу.

6. Упражнение «Крышечки» - подбери крышечку к баночке.

7. Само-массаж гранеными карандашами.

3 неделя. Тема: «Насекомые».

Упражнения:

1. П/игра «Насекомые»

2. Упражнение «Посадка семян» - в песке сделать ямки и посадить семена.

3. Упражнение «Цветочный лужок» - с помощью мозаики сделать цветы.

4. Упражнение «Насекомые на листочке» - упражнение в шнуровке.

5. Упражнение «Закрути баночки» - подобрать по размеру и закрутить крышечку.

6. Упражнение «Узелки» -завязывание узлов на толстой веревке, шнуре.

7. Само-массаж косточками фруктов.

8. «Вот такие ножки у сороконожки» - коллективное рисование

4 неделя. Тема: «Лето»

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Качели».

 2. Игра «Шишки для мишки» - игра с сосновыми шишками.

3. Упражнение «Цветная водичка» - работа с пипеткой. Смешивание красок.

 4. Само-массаж мячиками (ежиками) .

5. «Украсим бабочке крылышки» - аппликация.

6. Упражнение «Арбуз» -нарисовать побольше черных зернышек – семян.

 

Май 2022

  • Диагностика уровня развития мелкой моторики
  • Создание пособия для игры с крышками от бутылок
  • Выставка дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей..

1,2 неделя. Тема «Дождь»

Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми пальчиковыми играми

1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3. Тренировать навык ритмично наносить штрихи.

5. Стимулирование тактильных ощущений.

6. Развивать усидчивость, целенаправленность.

7. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

3 неделя. Тема: «Насекомые»

1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук.

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3. Стимулирование тактильных ощущений.

4. Упражнять в умении шнуровать, продевать шнурок в отверстие.

5. Развивать умение завязывать узелки.

6. Воспитывать чувство коллективизма, желание играть друг с другом.

7. Вовлекать детей в сотрудничество, учить рисовать вертикальные линии, дополняя созданный педагогом образ.

4 неделя. Тема: «Лето»

1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук.

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3. Учит аккуратно наклеивать детали, создавать красивую композицию.

4. Воспитывать фантазию, чувство прекрасного, любовь к природе.

Формы работы с детьми:

- совместная работа с детьми;

- индивидуальная работа;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приёмы работы:

(Объяснение, показ, беседа, игра)

-массаж, самомассаж  кистей рук;

- пальчиковые гимнастики и физкультминутки;

- изготовление дидактических игр, шнуровок;

- лепка из пластилина;

- игры с кубиками;

- рисование с использованием шаблонов, трафаретов

-пальчиковый театр.

Этапы проработки материала:

1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

Изучение научной и учебно-методической литературы:

  • Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. Издательство: СПб.: КОРОНА-ВекГод: 2007
  • ТКАЧЕНКО Т.А. РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ. - М.: ЭКСМО, 2007.
  • Самомассаж по  Османова Г.А «Игры с пальчиками для развития мелкой моторики».

2 ЭТАП — внедрение в практику.

Дидактическая игра-это по сути игры обучающие. это такая деятельность при которой дети получают или закрепляют информацию, полученные из повседневной жизни, на специальных занятиях, осуществляя игровые действия.

Пальчиковые игры - создают благоприятный эмоциональный фон, развивает память, мышления. воображения. фантазии. внимания.

В своей работе по данному направлению  применяю накопленный опыт современных педагогов и использую основные принципы:

• Систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;

• Последовательность – (от простого к сложному).

Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и «перепрыгивать» через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;

• Индивидуальный и дифференцируемый подход. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму

3 ЭТАП — диагностика  работы по теме.

Форма отчетности:

- сделать консультацию для родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»;

- составить картотеку пальчиковых, дидактических игр и гимнастик;

Какой предполагается результат:

Мелкая моторика- главный признак в  развитии речи у ребенка, также у детей  способствует правильное восприятие  к другим творческим навыкам, получают удовольствие от творческой деятельности, стремятся к познанию окружающего мира, помогает в развитии мышлении, восприятии.

Актуальность

        На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

         Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются сложными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

         Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук,  который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.

И, поэтому, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

Изучение научной и учебно-методической литературы:

  • Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. Издательство: СПб.: КОРОНА-ВекГод: 2007

Предисловие

«Пальчиковые игры » — это упражнения, направленные на развитие координации движений кистей и пальцев рук. Они интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые варианты работы.

Перед началом работы с «играми » взрослому рекомендуется попробовать поработать самостоятельно, чтобы уметь правильно подсказать ребенку во время занятий. В этом пособии представлены варианты работы для левой (четные страницы) и правой руки (нечетные страницы).

 Рекомендуется начинать работу с варианта для ведущей руки и впоследствии постепенно переходить к работе со второй рукой. Самый сложный вариант работы — разнотипные и содружественные  (одновременные) движения пальчиков обеих рук.

Этапы работы

Первый этап: знакомство с ритмом стишка или приговорки, сопровождающей упражнение. Ребенок учится слышать и показывать ритм речевого сопровождения. Это важно не только в работе с «шагами». Это умение является необходимым для полноценного речевого развития в дошкольном возрасте и в дальнейшем при обучении в школе. Сначала ребенок может отхлопать или отстучать ритм стихотворения, затем «прошагать» указательным и средним пальчиками этот ритм по столу. Когда малыш усвоит ритм «шагов», можно переходить к работе на страницах пособия.

Этапы работы

Первый этап: знакомство с ритмом стишка или приговорки, сопровождающей упражнение. Ребенок учится слышать и показывать ритм речевого сопровождения. Это важно не только в работе с «шагами». Это умение является необходимым для полноценного речевого развития в дошкольном возрасте и в дальнейшем при обучении в школе. Сначала ребенок может отхлопать или отстучать ритм стихотворения, затем «прошагать» указательным и средним пальчиками этот ритм по столу. Когда малыш усвоит ритм «шагов», можно переходить к работе на страницах пособия.

Второй этап:

 знакомство с дорожками, по которым ребенок будет «шагать» пальчиками. Перед началом работы малыш может просто проводить пальчиками по дорожкам. Когда ребенок будет готов «прошагать» дорожку с речевым сопровождением, начинайте работу с самого легкого варианта — «шаги» указательным и средним пальцами. Усложение задания на этом этапе состоит в том, что постепенно вводятся остальные пальчики руки в следующей последовательности:

указательный и средний пальчики; указательный и безымянный пальчики; указательный палец и мизинец; большой палец и мизинец; большой и указательный пальчики; большой и средний пальчики; большой и безымянный пальчики; средний и безымянный пальчики; средний палец и мизинец; безымянный и мизинец.

Ребенок будет испытывать трудности, работая с безымянным пальчиком и мизинцем, так как в быту используются движения преимущественно первых трех пальцев (большой, указательный и средний) и смежной с ними частью ладони. Поэтому очень важно прорабатывать все предложенные варианты работы с пальчиками, несмотря на трудность выполнения. «Шагая» пальчиками, важно подключать к работе кисть руки. Движения кисти руки в запястье помогут выполнять сложные в воспроизведении «шаги». На этом этапе стихотворный текст может произносить как взрослый, так и ребенок.

Третий этап:

содружественные (одновременные) движения пальчиками обеих рук. Этот этап предполагает работу одноименных пальчиков обеих рук без речевого сопровождения. Пальчики левой руки работают по четной странице разворота, правой руки — по нечетной.

Четвертый этап: наиболее сложный этап, когда ребенок учится выполнять одновременно разнотипные движения пальцев рук (пальчики одной рукой «шагают вверх», другой — «вниз»). Разнотипность движений может заключаться и в использовании разных пальчиков разных рук (на левой руке работают указательный и средний пальчики, на правой — большой палец и мизинец). Эта работа требует более высокого уровня регуляции, в отличие от содружественных движений, воспитывает у ребенка сосредоточенность, умение сконцентрироваться и удерживать внимание.

Несмотря на сложность работы на третьем и четвертом этапах, ребенку необходимо усвоить эти упражнения, так как осуществление и автоматизация этих движений способствуют расширению резервных возможностей функционирования головного мозга ребенка.
Сегодня общепризнанно, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работоспособность ребёнка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность.

В представленном пособии предлагается система игровых упражнений для развития точности, согласованности и силы движений пальцев рук. Тексты составлены так, чтобы в одном этюде содержалось как можно больше пальцевых движений и они сочетались бы по смыслу с произносимыми стихами. Рядом с каждой пальцевой фигурой имеется изображение предмета, помогающее реальнее представить его и точнее изобразить.

Для того чтобы результативность упражнений оказалась наибольшей, сначала следует предлагать простые пальцевые движения - изобразить бытовые действия (работа ножницами, стирка, шитьё и пр.). Затем следует переходить к воображаемой игре на музыкальных инструментах. После несложных заданий необходимо моделировать предметы, растения, людей и, наконец, животных. Вначале в упражнениях должны содержаться две-три пальчиковые фигуры, затем постепенно их количество увеличивается до восьми. Именно в такой последовательности изложен материал книги.

Для дошкольников с нарушениями речи, другими проблемами развития эта книга незаменима.

2 ЭТАП
Актуальность

Уровень развитие мелкой моторики- один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи.

        На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

         Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

         И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

 Значение развития мелкой  моторики рук в раннем и дошкольном возрасте
Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, действенного мышления и развитием речи.

Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев.

Поэтому с самого раннего возраста взрослые стараются научить ребенка выполнять точные движения руками и пальцами. Брать в руки большие и маленькие предметы, пользоваться ими в соответствии с их функцией, ложкой, вилкой, совочком и др. Открывать и закрывать коробки и сосуды, отвинчивать, завинчивать тюбики и гайки, завязывать и развязывать и т.д.

Это важно при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.


Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой и пальчиковой игрой?

•        Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

•        Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

•        Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

•        Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.

•        Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

•        У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории

.•        В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Особенности организации игр и упражнений для развития мелкой моторики

Упражнения для развития мелкой моторики можно условно разделить на три группы.

Первая группа.

Упражнения для кистей рук

Развивают подражательную способность;

Учат напрягать и расслаблять мышцы;

Развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

Учат переключаться с одного движения на другое.

Вторая группа.

Упражнения для пальцев условно статические

Совершают полученные навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

Третья группа.

 Упражнения для пальцев динамические

Развивают точную координацию движений;

Учат сгибать и разгибать пальцы рук;

Учат противопоставлять большой палец остальным.

Все эти упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.

При проведении игр необходимо соблюдать следующие правила:

Отрабатывайте последовательно все упражнения, начиная с первой группы.

Игровые задания должны постепенно усложняться.

Начинать игру можно только, когда ребёнок хочет играть.

Недопустимо переутомление ребёнка в игре.

Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях, и длительность их будет составлять не более 5 минут.

Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.

Традиционные:

Самомассаж кистей и пальцев рук;

Игры с пальчиками с речевым сопровождением;

Пальчиковая гимнастика, пальчиковая игра  без речевого сопровождения;

Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;

Предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём;

Игры: мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок и т.д.

Кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;

Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Нетрадиционные:

•        Самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;

•        Игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

 Основные направления работы с детьми на занятиях.

        Пальчиковая игра  (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).

Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, “ёжики”, “скалочки”, семена).

        Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки, спички, мелкие игрушки).

Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.

        Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение).

        Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).

        Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант).

        Игры в “сухом бассейне”, наполненном мячиками разной величины или цветными крышками:


Диагностические методики по выявлению уровня развития мелкой моторики у дошкольников.
Современная дидактика придаёт всё большее значение педагогической диагностике. 
Все предлагаемые задания могут проводиться неоднократно. Но проводить их слишком часто не следует. Это приведет к тому, что ребёнок натренируется в их выполнении и результаты перестанут отражать истинный уровень развития. Правильные результаты получаются только в том случае, если задания остаются для ребёнка сравнительно малознакомыми. Поэтому давать их надо, не чаще чем один раз в три - четыре месяца, или два раза в год, за исключением специальных случаев, когда задание рекомендуется повторить с интервалом в несколько дней.

 Игры для развития мелкой моторики с предметами домашнего обихода.
Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальные игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.
Возьмите
 яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д. 
Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д. 
Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями.
Возьмите
 решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря: 



Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые. 
Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками. 
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:


То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно. 
Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д. 
Строим "сруб" из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше. 
Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха: 

Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д. 
Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

"Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку". 
Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке. 
Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

"Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех". 

Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

Показателями эффективности проекта будут считаться:

  1. Уменьшения количества детей с низким уровне речевого развития путем овладения пальчиковыми играми и развитием мелкой моторики.
  2. Преодоление дистанцирования родителей от детского сада, рост взаимопонимания и переход на уровень сотрудничества педагогов и семьи.
  3. повышения уровня компетентности родителей в применении пальчиковых игр.
  4. возникновение конструктивных дискуссий по инициативе родителей по использованию пальчиковых игр.

Распространение результатов

В результате планомерной и систематической работы с детьми  по развитию мелкой моторики увеличился объём и темп движений пальцев рук, исчезла двигательная неловкость, улучшились переключаемость движений и изолированные движения пальцев рук. Дети научились свободно выполнять сложные манипуляции с предметами, правильно держать карандаш. Эти достижения помогут детям преодолеть проблемы в формировании правильного навыка письма в школе.

К концу учебного года дети должны будут уметь работать с бумагой в разных техниках, научиться правильно держать карандаш, ручки станут более гибкими, послушными, дети научились самостоятельно и творчески работать.

Вывод: умелые пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически

Самоанализ педагога

Схема самоанализа педагога:

Мои плюсы:

Мои минусы:

Какие необходимые умения и личностные качества имеются, но нуждаются в дальнейшем развитии?

Оправдал ли себя план самообразования? Как сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования?

Практические выводы после проработки каждой темы

Диагностика эффективности в работе с детьми по развитию мелкой моторики рук.


Диагностика № 1

Уровень развития ручной ловкости у детей младшего дошкольного возраста, определяется с помощью следующих игр:

Бросать мяч диаметром 10 см. в стенку с расстояния 1 м., 

метание в цель расположенную на высоте 1 метр, то правой, то левой рукой,


удары мяча о пол и ловля его после отскока.

На начало года:

Фамилия,имя ребенка

Бросать мяч в стену с расстояния 1м

Метание в цель на высоте 1м.

Удары мяча о пол и ловля его

Оценка результатов.

Прав.рук

Лев. Рук

Например

Айсен И.

2

4

3

8

Низ.

На конец года:

Фамилия,имя ребенка

Бросать мяч в стену с расстояния 1м

Метание в цель на высоте 1м.

Удары мяча о пол и ловля его

Оценка результатов.

Прав.рук

Лев. Рук

Например

Айсен И.

15

10

10

15

Хор.

 

Оценка результатов. Если в течение 30 секунд, ребенок бросил мяч в цель и поймал его 15 раз или более - координация рук его хорошая,  до 10 раз - удовлетворительная, меньше 10 - недостаточная. Если ребенок не может поймать мяч после удара об пол, стенку, не только одной, но и двумя руками, ручная ловкость его низкая.
Диагностика № 2

Уровень развития мелкой моторики руки можно определить по характеру выполнения ребенком несложных игр и упражнений,

«Игры с пальчиками».

Кончики пальцев упираются в поверхность стола. Ребенок по очереди отрывает от стола каждый палец, сначала на одной руке, потом на другой, потом на обеих одновременно. На первом этапе взрослый демонстрирует характер движений, затем ребенок действует самостоятельно.

Исходное положение пальцев такое же, как и в предыдущем задании. Взрослый демонстрирует ребенку несложный ритм, который он учится отстукивать сначала пальцами одной руки, затем другой и потом обеими одновременно. На первом этапе взрослый и ребенок отстукивают заданный ритм вместе, затем ребенок действует самостоятельно.

Памятки и консультации для родителей.


Рекомендации для родителей

  • Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребёнка. 
  • В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша. 
  • Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук. 
  • Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития малыша. 
  • Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно. 
  • Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п. 
  • Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных. 
  • Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения. 
  • Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения. 


Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием. 

Анкета для родителей на тему: "Развитие мелкой моторики у малыша».

1.Знаете ли вы, что такое мелкая моторика ребёнка?(подчеркнуть)

- Да.

- Затрудняюсь ответить.

- Нет.

2. В каком возрасте нужно начинать её развивать?(подчеркнуть)

- В младенчестве

- 3-4 года

- 7 лет.

3.Какие игры используются для развития моторики рук дома?

-------------------------------------------------------------------------------

4.Какой нетрадиционный материал используется в работе?(подчеркнуть)

- Крупа, природный материал

- Пуговицы, бусины

- Иголки , нитки.

- Конструктор, мозаика.

 - Кубики , пирамидки, матрёшки.

5. Где берёте информацию о видах развития мелкой  моторики?(подчеркнуть)

- В саду

- В ТВ.

- В интернете.

- Подсказывает своя интуиция.

6.Как ребёнок выполняет задания игры?(подчеркнуть)

- Пассивно.

- Активно

7. Как ребёнок воспринимает установку к игре?(подчеркнуть)

- С первого раза.

- Требуется многократное объяснение.

- Требуется объяснение и показ действий.

8.Знаете ли Вы гимнастику для пальчиков, используемую в детском саду. если да, то откуда?(подчеркнуть)

-  Нет, не знаю

-  Нет, не знаю, но что-то слышал от ребёнка.

- Знаю, рассказал ребёнок, играем вместе.

- Знаю, поинтересовался у воспитателей.

Для развития мелкой моторики широко используются разнообразные материалы:
• бумага;
• наждачная бумага;
• крупы;
• песок;
• пуговицы;
• липучки;
• молнии;
• массажные мячики;
• счётные палочки;
• бусы;
• шестигранные карандаши;
• прищепки;
• платочки и т.д.

Благоприятное воздействие упражнений оказывает использование стихов. Использование стихов в упражнениях позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта: стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются.
При проведении упражнений для развития мелкой моторики необходимо соблюдать следующие правила:
• если у ребёнка нет настроения, лучше отложить занятие до более подходящего времени;
• играя с ребёнком, следует выражать радость, печаль, удивление, испуг, ведь то или иное событие ребёнок запомнит лучше, если оно будет эмоционально окрашено;
• запастись терпением и не ждать мгновенной реакции;
• работу проводить регулярно, систематически;
• соблюдать временной регламент, что бы не вызвать переутомления, для детей от

 3-4 лет-5;10 мин,

 4-5 лет – 15 мин,

5-7 – 25 мин;
• учитывать индивидуальные особенности ребёнка, темп его развития, возможности;
• стихи следует произносить то повышая, то понижая голос, делая паузы, выделяя те или иные слова, движения выполнять синхронно со стихами
.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по самообразованию на тему:«Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

Сегодня одна из важных характеристик профессиональной компетентности воспитателя детского сада — это его потребность в самообразовании, стремление к профессиональному росту. Осознание собственно...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» на 2018– 2019 учебный год

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» на 2018– 2019 учебный годАктуальност...

Перспективный план работы кружка «Ловкие пальчики» по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Все более актуальной становится проблема вовремя не сформированного графического навыка у ребенка. Дети в период освоения грамоты не редко встречаются с трудностям...

План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры».

Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развитие мелкой моторики у младших дошкольников через дидактические игры....

План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки- важная часть развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, н...

План работы по самообразованию по теме «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования» 2022-2023 уч.гг.

Цели:Развитие у детей художественно – творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительнос...

План работы по самообразованию на тему: «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет»

Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.Задачи:1. Улучшить координацию и точность движений рук, гиб...