Развитие экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста посредствам реализации программы О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» с использованием современного дидактического материала (Коллажи, мнемотаблицы, модели, пиктограммы)
календарно-тематическое планирование (средняя группа)

Борисова Юлия Анатольевна

Развитие экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста посредствам реализации программы О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» с использованием современного дидактического материала (Коллажи, мнемотаблицы, модели, пиктограммы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobro_pozhalovat_v_ekologiyu_srednyaya_gruppa.docx43.81 КБ

Предварительный просмотр:

ФГБДОУ Центр развития ребёнка,

Детский сад 1387 УДП РФ

Развитие экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста посредствам реализации программы О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» с использованием современного дидактического материала (Коллажи, мнемотаблицы, модели, пиктограммы)

Борисова Юлия Анатольевна

Москва 2019г

Пояснительная записка

Как особое направление науки экология возникла в XIX столетии. В то время она была лишь частью зоологии и рассматривала взаимоотношения животных, сообществ между собой и с окружающей средой. Само слово «экология» было введено немецким натуралистом Эрнстом Геккелем. Она определялась как наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. В переводе с греческого языка «экология» — это наука о доме, жилище («ойкос» — дом, «логос» — наука). Сейчас это направление называется биологической, или классической, экологией. Конечно, экология — наука непростая.

В настоящее время, в век научно-технического прогресса, когда у человека появляются неограниченные возможности воздействия на природу, экология приобретает особенно важное значение. Достижения её успешно применяются в сельском и охотничье-промысловом хозяйствах, медицине, ветеринарии, при проведении мероприятий по охране природы, рациональном использовании её ресурсов.

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и каждому государству.

Актуальность экологического воспитания дошкольников обусловлена тем, что взаимодействие с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом, который должен быть использован в процессе экологического образования, что позволяет ему стать фактором общего формирования и развития личности.

Целью экологического воспитания дошкольников является формирование у детей экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Задачи экологического воспитания дошкольников:

  • формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника в возрасте 4 – 5 лет;
  • развитие у детей познавательного интереса к миру природы;
  • формирование у детей первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
  • воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;
  •  формирование у детей умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями на уровне, доступном для детей 4 – 5 лет;
  •  формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценности и многообразии значений природы, ценности общения с природой);
  • Формирование у детей элементарных норм экологически грамотного поведения, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
  • Формирование у детей умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.

Ожидаемый результат:

  • у детей сформирована система элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника в возрасте 4 – 5 лет;
  • у детей развит активный познавательный интерес к миру природы;
  • у детей сформированы первоначальные умения и навыки экологически грамотного поведения;
  • у детей сформировано чувство эмпатии к объектам природы доступной для ребёнка в возрасте 4 – 5 лет;
  • у детей сформированы умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями;
  • у детей сформирована первоначальная система ценностных ориентаций в области экологического знания;
  • дети овладели элементарными нормами экологически грамотного поведения, у них сформированы навыки рационального природопользования в повседневной жизни, доступные детям 4 – 5 лет;
  • у детей сформированы навыки элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении, доступные детям 4 – 5 лет;

Критерии результативности:

Дети должны знать:

  • элементарные основополагающие термины, необходимые для усвоения данной программы;
  • основные правила экологически грамотного поведения.

Дети должны уметь:

  • экологически грамотно взаимодействовать с окружающим миром;
  • проводить наблюдение за объектами живой и неживой природы.

Дети должны овладеть навыками:

  • элементарной природоохранной деятельности в своем ближайшем окружении;
  • делиться своими познаниями, наблюдениями, предположениями об объектах  живой и неживой природы.

Дидактические игры

  1. Настольно-печатная игра экологического содержания «Кто где живет?»

Цель:

- закрепить знание о том, что каждое животное имеет свое место обитания;

Задачи:

- продолжать закреплять знания детей о названии жилища животных;

- активизировать речь детей по теме: жилище, будка, гнездо, кора, корневища и т. д. Учить отвечать полным ответом.

- учить детей производить логические операции, развивать логическое мышление и сообразительность.

Подготовка воспитателя:

Изготовить карту «Кто где живет» на каждого ребенка.

Предшествующая работа с детьми:

Беседа с детьми о том, что у каждого живого существа должен быть свой дом.

Оборудование:

Индивидуальные карты, карандаши

Ход игры:

- Ребята, сегодня я принесла вам необычную игру. Хотите поиграть в неё?

- Посмотрите, какие необычные карточки. Сейчас я познакомлю вас с заданием, которое необходимо выполнить в этой игре. Вам нужно внимательно рассмотреть иллюстрации и решить, кого куда поселить. Сегодня мы будем играть с животными, насекомыми, рыба и человеком. Но будьте внимательны, некоторые животные, например: жук и рыба – могут жить в воде. Будьте внимательны, а когда вы определитесь, кто где живет, то соедините эти объекты линией. Вам понятно задание? Выполняйте, а я буду смотреть, правильно ли вы догадались.

  1. Настольно-печатная игра экологического содержания «Времена года»

Цель:

• Формировать знания детей о временах года и состоянии природы в разные времена года;

Задачи:

1. Образовательные:

• Обогащать словарный запас;

• Обобщить и закрепить знания детей о временах года;

2. Развивающие:

• Развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, внимательность, умение рассуждать;

• Развивать эстетическое восприятие красоты природы;

3. Воспитательные:

• Воспитывать любовь к природе;

• Доставить детям радость и удовольствие от игры;

Используемые методы:

• Словесные: беседа, логические вопросы;

• Наглядные: деревья, снежинки, цветы, яблоки, листья.

Ход игры:

Детям предлагаются для игры 4 дерева: белое – зима, бирюзовое – весна, зеленое – лето, оранжевое – осень. Для каждого времени года в конвертах лежит все, что нужно для каждого времени года – снежинки, цветы, яблоки, листья соответственно.

Детям необходимо соотнести:

Зима – снежинки.

Весна – цветы.

Лето – яблоки.

Осень – листья.

  1. Предметно-манипулятивная игра экологического содержания

«Угадай, что в руке»

Цель: 

Различать на ощупь овощи, фрукты и ягоды.

Задачи:

  • активизировать внимание, память;
  • вырабатывать умение определять предметы на ощупь;
  •  формировать словарный запас по теме: Плоды.

Ход игры:

Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи овощей, ягод и фруктов. Дети должны отгадать. Воспитатель показывает, например, грушу и просит определить, у кого такой же предмет объекта (фрукт, овощ, ягода).

  1. Словесная игра экологического содержания

«Что это такое?»

Цель:

 Упражнять детей в умении отгадывать предметы живой или неживой природы.

Задачи:

  • учить детей определять признаки предметов;
  • расширять активный словарь детей.

Ход игры:

Воспитатель или ведущий загадывает живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки, а дети должны отгадать заданный предмет.

  1. Словесная игра экологического содержания

«Кого чем угостим?»

Цель:

 Формировать знания о системе питания животных и птиц.

Задачи:

  • закреплять знания детей о домашних и диких животных и птицах;
  • воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным и птицам.

Ход игры:

Ведущий перебрасывает мяч детям и называет объект (животное, птица), а дети отвечают и возвращают мяч ведущему. Например: воробей – крошки и семечки; синица  - сало; корова – сено; кролик – морковь; кошка – мышка, молоко, рыба; белка – шишка, ягоды и так далее.

 

  1. Словесная игра экологического содержания

«Птицы, рыбы, звери»

Цель: 

формировать умение выделять единицу из обобщенной группы по определённым признакам.

Задачи:

  • упражнять детей в классификации животных и птиц по видовым признакам;
  • Расширять активный словарный запас детей.

Ход игры:

Ведущий бросает мяч ребёнку и произносит слово «птицы». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».

  1. Сюжетно-ролевая игра экологического содержания

«Перелёт птиц»

Цель: 

Формировать знания о классификации птиц: перелётные, зимующие.

Задачи:

  • Закреплять понятия «зимующие птицы», «перелётные птицы»;
  • Стимулировать творческую активность детей;
  • Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе.

Ход игры:

На столе разложены предметные картинки птиц. Каждый участник игры берёт картинку и «превращается» в определённую птицу. Ребёнок говорит: «Я – ворона!», «Я – воробей!», «Я – журавль!», «Я – кукушка!» и так далее. По сигналу ведущего: «Раз, два, три на своё место лети!», дети, у которых картинки с изображением зимующих птиц бегут к условному изображению (зимний пейзаж), другие дети, у которых картинки с изображением перелётных птиц, бегут к другому условному знаку (весенний пейзаж). Играть можно несколько раз, дети должны брать разные картинки.

 

  1. Подвижная игра экологического содержания

«Цветы»

Цель:

 Формировать умение различать цветы по внешнему виду.

Задачи:

  • Упражнять детей в произношении названий цветов;
  • Воспитывать любовь и умение любоваться красотой цветов.

Ход игры:

Дети вспоминают садовые и лесные цветы, сравнивают их.

Каждый участник игры выбирает для себя эмблему цветка. У каждого ребёнка своя картинка. Одно и то же название не может быть у нескольких детей.

По жребию выбранный цветок, например василёк, начинает игру.

Он называет какой-нибудь цветок, например мак или роза. Мак бежит, а василёк догоняет его. Когда маку грозит опасность быть пойманным, он называет какой-нибудь другой цветок, участвующий в игре. Убегает названный цветок.

Пойманный цветок меняет своё название и снова включается в игру. Побеждает тот, кто ни разу не был пойман.

  1. Подвижная игра экологического содержания

«Сокол и лиса»

Цель:

 Расширять знания детей о диком животном  и хищной птице.

Задачи:

  • Тренировать умение быстро действовать по сигналу ведущего (воспитателя);
  • Упражнять детей в изображении (копировании) повадок хищников;
  • Активизировать словарный запас детей по теме: Хищники.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Сокол и лиса». Показывает картинку сокола и рассказывает о том, где живёт эта птица, как ведёт себя.

Вспомнить повадки лисы.

Выбрать «сокола» и лисы по желанию детей или использовать считалки.

Остальные дети – «соколята». Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками летательные  движения. Стайка соколят бежит за соколом и точно повторяет его движения. В это время вдруг выскакивает из норы лиса.

Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила.

Появление лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит тех, кто не успел присесть.

Перспективное планирование

Воронкевич О.А.  «Добро пожаловать в экологию»

Задачи

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Самостоятельная деятельность

НОД

в режимных моментах

I квартал (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

1.Формировать представления о первых осенних изменениях в природе. Уточнить и обобщить представления об овощах и фруктах, о насекомых

2.Развивать умения сравнивать, выделять общие и отличительные признаки и обобщать, устанавливать причинно-следственные и временные связи

3.Формировать навык пользования моделями в практической деятельности

4.Развивать наблюдательность и желание общаться с природой                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

*Составление описательных рассказов об овощах и фруктах ( с. 68)

*Беседа о насекомых (с.71)

*Почему деревья осенью раздеваются (с. 74)

*Наблюдение за рыбкой (с.77)

*Что нам осень подарила (с 86)

*Как поливать растение (с.83)

*Как дикие

звери готовятся к зиме (с.91)

- Наблюдения за состоянием погоды, за солнцем, ветром, облаками; за насекомыми, птицами.

- Наблюдения за деревьями, ввести понятие «листопад», «золотая осень».

- Опыты:

  1. Солнце высушивает                                                                   предметы                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              
  2. Солнце прогревает предметы
  3. Потребность растений во влаге

- Экологические игры :«К дереву беги», «Что сажают в огороде», «Найди дерево по описанию», «Найди пару», «Что изменилось», «Найди листок как на дереве»

- Игр. упр.: «Почтальон принес посылку», «Где что зреет», «Собери урожай», «Кто скорее соберет»

- Дид. упр. «Раньше-позже», «Подскажи словечко», «Что сажают в огороде», «Третий  лишний», «Что изменилось»

- Чтение: В. Бианки «Паучок-пилот», Э. Успенский «Как растили капусту», А. Блок «Зайчик», Е. Благинина «Улетают, улетели», «Стрижи»

- Беседы: «Почему осень называют золотой»,  «Куда и почему улетают птицы», «Что нам дарит осень»

- Труд в природе: уборка опавших листьев.

- Сбор природного материала для поделок

- Игра с элементами пантомимы «Расскажи без слов»

- Предложить трафареты фрукты, овощи, деревья, грибы

- Настольно-печатные игры «Ботаническое лото»,   лото «Дары природы», «Кто во что одет»

- Создать уголок осеннего леса:     иллюстрации, муляжи фруктов, овощей      

- Подобрать книги с осенними иллюстрациями

- Дид. игры «Чудесный мешочек» (муляжи овощей и фруктов), «Найди пару», «Мамы и детки»

II квартал (Декабрь, январь, февраль)

1. Формировать умение самостоятельно выделять и называть зимние явления в неживой природе(гололёд, снегопад, сугробы)

2.Формировать представления о том, что  жизнь зимой продолжается, закрепить знания о способах приспособления растений и животных к зиме

3.Развивать наблюдательность и умение делать элементарные обобщения

4.Воспитывать сочувствие, сопереживание у детей к «братьям нашим меньшим»

О.А. Воронкевич  «Добро пожаловать в экологию»

*Как зимуют звери (с. 91)

* Как живут растения зимой  (с.103)

*Сравнение воробья и вороны(с.98)

*С кем дружит ель (с 107)

*Прогулка в зимний лес(с.110)

*Зачем белке пушистый хвост (с 114)

*Как помочь птицам зимой(с.104)

*Беседа о домашних животных (с. 118)

- Наблюдения за снегом (рассмотреть снежинки, уточнить, что они разной формы); знакомить со свойствами снега (холодный, рассыпчатый, липкий…), за птицами  (их повадками и внешним видом)

-  Опыты:    

  1. Лепить снежки на улице и в группе
  2. Превращение воды в лед и обратно
  3. Проращивание срезанных веток

- Экол. игры: «Опиши, я отгадаю», «В магазине растений», «Бывает-не бывает», «Где спряталась матрешка»

- Игр. упр.: «Догадайся, о ком рассказываю», «Кто кричит, а что трещит»

- Чтение: И. Суриков «Белый снег пушистый», В. Бианки «Снежная книга», К. Бальмонт «Снежинка»

- Беседы «Где найти медведя зимой», «Зачем белке пушистый хвост», «Мой домашний любимец», «Что будет, если не убрать снег зимой», «Почему люди зимой мерзнут, а звери нет»

- Труд в природе: подкормка птиц, расчистка дорожек от снега и посыпание песком, сбор сухих веток.

- Дид. игры: «Опиши, я отгадаю», «В магазине растений», «Кто в домике живет», «Кто где живет»

П/и «Лиса в курятнике», «Мышеловка»

- Игра-инсценировка по стихотворению А. Пчельниковой «Птичка»  

 

 -   Разместить репродукции  с зимними иллюстрациями  Шишкин «Зима», Поленов «Московский дворик»…

- Поместить модели следов зверей и птиц, признаки домашних животных

- Наст.игры:  «Разрезные картинки», «Зоологическое лото».

- Выставка книг

К. Ушинского,

Е. Чарушина

- Сделать подборку книг о зиме

- Разместить иллюстрации с изображением метели, вьюги

- Обводка трафаретов диких и домашних животных, обводки снежинок

III  квартал (Март, апрель, май)

1.  Формировать умение самостоятельно выделять первые признаки весы в неживой природе

(таяние снега, повышение температуры,….)

2. Развивать умение устанавливать связи между изменениями  в неживой природе и жизнью животных (линька, конец спячки…)

3.Развивать умственные операции, сравнение и обобщение.

4. Воспитывать радостное, эмоциональное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе.

*Посадка гороха (с.131)

*Жизнь диких зверей весной (с.129)

*Как мы узнаем, что пришла весна?

(с 132)

*Птицы (с.139)

*Составление описательных рассказов о комнатных растениях (с.142)

*Что изменилось в жизни человека с приходом весны? (с 146)

*Путешествие в весенний лес (с.151)

- Наблюдения за погодой, за таянием снега, за растениями, птицами

- Опыты:

  1. Необходимость тепла для роста растений
  2. Потребность растений в свете

- Д/и «Помоги малышам», «Магазин цветов», «Съедобное-несъедобное», «Четвертый лишний», «Загадай  - мы отгадаем»

П/и «Хитрая лиса», «Все по домам», «Беги в дом, какой назову», «Кто быстрее найдет березу, тополь, клен»

- Дид. упр. «Отбери и назови цветы, которые знаешь»

- Беседы: «Кто просыпается весной», «Чему учит мама своих малышей»

- Чтение: Л. Толстой «Пришла весна»,

Н. Сладков «Весенние радости», В. Бианки «Лесная газета», С. Аксаков «Гнездо»

- Труд в природе: Проращивание и посадка семян гороха, перца. Посадка рассады цветов на клумбу, полив, подкормка.

- Игры с элементами драматизации: «Ручейки и озера», «Ласточки и мошки», «Козы, кыш от березы»

- Поместить модели трудового процесса посадки семян

- Наст. игры:  «Разрезные картинки- дикие животные», «Когда это бывает», «Четвертый лишний»

- Разместить картины-пейзажи: «Грачи прилетели», «Весна. Большая вода», «Март» И. Левитана, Кончаловского «Сирень белая и розовая»

- Обводка трафаретов птиц, диких животных

- Поместить модели: строение и потребности растений

- иллюстрации деревьев, кустарников, животных для рассматривания

- Выставить книги с иллюстрациями: Е. Благинина «Черемуха», М. Пришвин «Золотой луг», Е. Чарушин «Воробей»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему «Развитие количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Консультация для педагогов на тему «Развитие количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр»...

Система по развитию логического мышления у детей среднего дошкольного возраста посредством использования в образовательном процессе дидактических игр и упражнений

Задачи: - развивать у детей умения сравнивать предметы, находить в них сходства и различия, систематизировать и группировать их по разным основаниям, - развивать у детей умения обобщать; кла...

Развитие экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством технологии- лепбук .

Лепбук " Мир птиц "   Цель данного пособия :Систематизировать и обобщать у детей представления птицах, их внешнего вида, об условиях обитания; помочь закрепить знание детей о ...

ВВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ – ПРАКТИКУМЕ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОСТ» Тема: «Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Так как  огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности, то логично повышать экологическую культуру детей через игровую деятельность. Она является э...

«Социально – эмоциональное детей среднего дошкольного возраста посредством реализации педагогического проекта «Детско – взрослый клуб «Дорогою добра»

Мы живем в эпоху социальных перемен: меняются условия жизни, ценности, характер отношений между поколениями. Сами взрослые часто оказываются не готовыми к переменам, и это не может не сказываться на д...