"Сказки на песке".
статья

Орлова Алена Евгеньевна

Использование методов сказкотерапии и песочной терапии в программе "Сказки на песке".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_skazki_na_peske.docx15.38 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Сказки на песке».

Как попасть в Волшебный мир ребенка?

Где этот мостик, по которому мы можем перейти на сторону детства и понять детское мышление и детский настрой?

Это сказки! Сказки создают мир взрослый и детский, легко вписывается и в наши, обыденные, и в волшебные законы бытия.

Сказки обладают потрясающими свойствами: однажды отпечатавшись в нашем сердце, они не исчезают никогда. Они живут в подсознании, помнят все.

Сказкотерапия – это вид терапии, понятный и близкий для детей. Ведь дети дошкольного возраста, благодаря особенностям своей эмоционально-волевой сферы, наиболее восприимчивы к сказке. Сказка содержит многогранный материал, ее можно широко использовать в психокоррекционной работе с детьми. В основе сказкотерапии лежит идея о том, что каждая сказочная ситуация несет в себе скрытый смысл решения сложных ситуаций.

Привлекательность сказок для психокоррекции и развития личности ребенка заключается в следующем:

1) отсутствие в сказках дидактики, нравоучений;

2) отсутствие четких персонификаций;

3) образность и метафоричность языка;

4) психологическая защищенность;

5) наличие тайны и волшебства.

Существует очень много разнообразных способов работы со сказками.

Сочинять, рисовать, проигрывать эпизоды по ролям, сделать постановку на сцене или в песочнице. Почему в песочнице? Потому что игра с песком помогает ребенку быть самим собой. Она помогает детям придумывать разные сюжеты в трехмерном мире, преобразуя их в песочные фигуры или рисунки на песке.

Оказывается, чтостроя картину из песка, ребенок переносит на песочный «лист» ландшафт внутреннего мира. Разыгрывая на песке разнообразные сказочные сюжеты, маленький человечек приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций. Это удивительно, но в дальнейшем ребенок начинает применять в реальности свой «песочный» опыт! Таким образом, осуществляется, если перефразировать известное явление, «круговорот переносов в природе». Сначала внутренняя реальность переносится вовне – на песочный «лист», потом опыт песочной сказки переносится обратно во внутренний мир, где перерабатывается бессознательным  и, уже в виде некоторых моделей, переносится на реальное поведение ребенка.

Такая игра является важной для детей, благодаря ей они общаются. Игрушки, которые используют в ней, являются средствами. Они помогают их самовыражению. В игре с песком ребенок проявляет различные эмоции: разрушает фигуры, которые построил — тем самым выплескивает гнев и раздражение; закапывает игрушку — таким образом «закапывает» свой страх или негативные эмоции.

Игра в песочнице помогает ребенку выполнять действия с песком: сухим и мокрым. Он познает его свойства и учится устанавливать причинно-следственную связь. В процессе развиваются и творческие способности – ребенок придумывает новые образы и делает их из песка.

Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успевают осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горки, замки и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются разные истории и ребенок полностью погружается в игру.

Песок обладает свойствами пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игры в песок позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, это делает прекрасным средством для заботы о «душе».

Во многих случаях игры с песком выступают в качестве ведущего метода коррекционного воздействия, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера. В других случаях – в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсорные навыки.

Часто дети затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений, из-за проблем общения со сверстниками. Но в играх с песком ребенок чувствует себя  хозяином своего маленького мира и является режиссером сказочной истории, которая разыгрывается на песке.

Сказки на песке прекрасный способ для развития ребенка, как личности, для обогащения его внутреннего мира.

Также сказки на песке помогают развивать творческое мышление, воображение, фантазию, способствуют развитию конструктивных и исследовательских способностей, с помощью сказки, специалисты работают с детской агрессией, неуверенностью в себе, застенчивостью, проблемами стыда, вины, лжи, с различными проблемами поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка на песке (занятие по песочной терапии для детей раннего возраста).

Занятия помогают раскрыть способности, использовать ресурсы, проявить свою активность, удовлетворять потребности, получать удовольствие от жизни и повышать стрессоустойчивость....

Сказка на песке "День рождение Мишутки"

Цель: Знакомство с профессией пекарь. Приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Задачи: Воспитывать желание оказывать помощь, поощрять желание учавствова...

Солнечная сказка на песке. (занятие по песочной терапии).

Солнечная сказка на песке. (занятие по песочной терапии).Цели занятия:1. Гармонизация психоэмоционального состояния детей.2. Развитие тактильной чувствительности, восприятия, мышления, воображения.3. ...

А если это сказка на песке?..

Каждый ребёнок познаёт мир через удивительный мир сказок. Чему нас учит сказка? – А если это сказка на песке? Давайте попробуем совместить, на пе...

Сказка на песке

Статья "Сказка на песке" содержит арт-терапевтический эффект для тех родителей, которым не безразлична судьба   подрастающего поколения.Так как именно сказке принадлежит ведущая роль в опред...

Досуг «Песочное путешествие Колобка» (в рамках проекта «Сказки на песке»).

Цель: формировать интерес к русскому народному творчеству посредством сказки «Колобок»Задачи:- Создавать эмоционально-благоприятную атмосферу, доставить детям радость;- Развивать мелкую и крупную мото...