Проект по финансовой грамотности "Мы - ребята деловые!"
проект

Фёдорова Елена Леонидовна

Проект по финансовой грамотности

"КВН - мы ребята деловые!"

в рамках курсов повышения квалифинации

"Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад «Солнышко»

Проект по финансовой грамотности

«КВН: Мы ребята - деловые»

Подготовили: воспитатели

старшей – подготовительной группы:

Плавинская Л.А.,

Федорова Е.Л.,

Хлыстова Е.Н.

Руководитель проекта:

Попова Вера Владимировна

Сургут, 2019 г

Актуальность

Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны. Проблема связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком понятных и доступных учебных программ и образовательных материалов для всех слоев населения, недостатком квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Постановка проблемы

Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.

Цель проекта:

Заложить основы экономического образа мышления у ребенка - дошкольника

Задачи:

  • Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
  • Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
  • Совершенствовать коммуникативные качества детей;
  • Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
  • Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.

Участники проекта:

  • дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет);
  • воспитатели группы;
  • родители.

Сроки реализации проекта: краткосрочный (в течение месяца)

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный

Этапы проекта:

1этап – Организационный:

  • изучение справочной, методической, литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
  • информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту.
  • подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
  • подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
  • Создание развивающей среды по теме, создание атрибутов для квест – игры.

2 этап – Практический: реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов (Уроки тетушки совы), презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность. Тесное взаимодействие с родителями по выбранной теме. Посещение местного отделения Сбербанка России, в котором работает родитель воспитанника ДОБУ. Создание лепбуков по данной теме, подготовка консультаций и памяток для родителей.

3 этап – Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме КВН – игры «Мы ребята деловые».

Предполагаемые результаты

  • Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
  • Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
  • Педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей.

План мероприятий по финансовой грамоте детей

1 неделя:

  • Рассказ воспитателя о деньгах, о цене товара
  • Демонстрация презентации «История денег»
  • Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал»
  • НОД «Дом, в котором «живут» деньги»
  • Задачи: дать первоначальные знания о банке (банк принимает деньги на хранение, выдает деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг).
  • Материал: комикс «Жила-была денежка», картинки с изображением героев.
  • Игра «Купи другу подарок»
  • Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка.

2 неделя:

  • Чтение произведений А. Романова «Чудеса в кошельке», К. Чуковского «Муха-Цокотуха».
  • НОД «Доход семьи»
  • Задачи: познакомить детей с отдельными составляющими семейного дохода: зарплата, пенсия, стипендия; уточнить представление воспитанников о динамике доходов, расходов; развивать память, мышление, логику, внимание; воспитывать уважение к людям, которые зарабатывают деньги.
  • Продуктивная деятельность: изготовление чеков, банковских карточек для с/р игры «Супермаркет».
  • Д\и «Угадай, где продаются»
  • Цель: научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.

3 неделя:

  • «Презентация семейный бюджет»
  • Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»;
  • НОД «Путешествие денежки»
  • Д\и «Что быстрее купят?»
  • Цель: Развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.  

4 неделя:

  • Решение проблемной ситуации «Хочу и надо»
  • Презентация «Познавательный маршрут «Банкомат»»
  • Продуктивная деятельность: изготовление поделок для ярмарки
  • Д\И «Кто трудится, кто играет»
  • Цель: закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой – нетрудовой)

Итоговое мероприятие КВН – игры «Мы ребята деловые»:

Задачи:

  • воспитать умение определять и различать потребности человека: жизненно важные, духовные, семейные потребности;
  • расширить представление детей о труде взрослых;
  • уметь различать товар и не товар, понимать от чего зависит цена товара;
  • формировать представления о расходах семьи, понимать основные потребности семьи.

Заключение

Далее будет продолжено осуществление мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности дошкольника.

В дальнейшем можно организовать работу с детьми по следующим направлениям:

  • деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке;
  • авторитетные качества человека–хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие, примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.,
  • правила поведения в реальных жизненных ситуациях.

Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. На занятиях в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На занятиях педагог дает им знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети могут получить только в семье.

Ожидаем, что дошкольников за этот период получат необходимые знания, но и родители заинтересуются вопросами финансовой грамотности.


Приложение 1

«КВН: Мы ребята - деловые»

Ход игры:

Игра состоит из 4 туров. Дети делятся на две команды «Банкиры» и «Кассиры». За каждый правильный ответ команда зарабатывает очко. Один ребенок определяется воспитателем, как помощник ведущего. В его обязанности входит на магнитный мольберт прикреплять магнитные значки за победу в каждом конкурсе. Каждый тур начинается и заканчивается звучанием условного звукового сигнала. За каждый правильный ответ игрок получает фишку или карточку, по количеству заработанных карточек определяется команда – победитель тура. Итоги подводятся после каждого тура и в конце.

-И так, мы начинаем КВН!

Первый конкурс как обычно «Разминка»

Воспитатель демонстрирует копилку.

- Что это такое?

- Для чего же нужна эта копилка?

- Правильно, чтобы копить деньги. Но мне очень интересно узнать. а зачем людям копить деньги? Что на них можно купить?

«Для чего нам нужны деньги?» -отвечать будете по очереди и за каждый правильный ответ получите фишку, какая команда наберёт больше фишек, та и победила в этом конкурсе.

Тур 1 «Потребности»

Ведущий: то, чего нам хочется, то, в чем мы нуждаемся, все это можно назвать потребностями человека. Потребности бывают разные, вот сейчас вы нам поможете в этом разобраться. Есть такие потребности, которые жизненно важные. Определите их.

На экран выводятся по два слайда для каждой команды, где участники игры определяют жизненно важные потребности человека (еда, вода, одежда, жилье).

Ведущий: самое главное и ценное в нашей жизни – это семья. У семьи тоже есть свои потребности, они складываются из общих интересов и потребностей всех членов семьи. Определите потребности семьи.

На экран выводятся по одному слайду с изображением разных предметов для каждой команды. Дети выбирают картинки, где изображены потребности семьи (семейный отдых, совместный просмотр телевизора)

Ведущий: В семье решаются вопросы о приобретении тех или иных предметов. Ребята, есть ли такие потребности, в которых человек нуждается, но приобрести ни за какие деньги их не возможно? Сейчас попробуем в этом разобраться.

На экран для каждой команды выводятся по два слайда с набором разных предметов, среди которых дети выбирают духовные потребности (дружба, общение, семья, любовь)

Тур 2 «Труд»

-Чтобы удовлетворять свои потребности, потребности своей семьи необходимо трудиться. У труда есть враг – лень, когда ничего не хочется делать. Но будучи ленивым, денег не заработаешь, а если не заработаешь, то и не потратишь. В этом конкурсе вы должны показать своё знание народных пословиц о труде.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Маленькое дело лучше большого безделья.

От труда здоровеют, а от лени болеют.

Сделал дело, гуляй смело….

Ведущий:

- Ребята, как вы думаете, что такое профессия? Правильно, это труд, которому человек посвящает большую часть своей жизни. Каждой профессии надо учиться. Мы с вами знакомились со многими профессиями. И вот следующий вопрос. Участвуют обе команды. Представьте себе, что вы отправляетесь в путешествие. Вам предстоит перелет в другой город. Вы приезжаете в аэропорт и людей каких же профессий вы можете там встретить?

Ведущий: Кто управляет самолетом? (пилот)

Ведущий: Кто помогает в салоне пассажирам во время полета? (стюардесса)

Ведущий: Работник, который регулирует движение самолетов. (диспетчер)

Ведущий: Кто обеспечивает безопасность в аэропорту? (полицейские)

Ведущий: К кому можно обратиться в случае проблем со здоровьем? (врач)

Ведущий: Если получится так, что долго ждете своего рейса и уже порядком проголодались, кто вам приготовит и вас покормит? (повар)

Ведущий: Кто следит за чистотой? (уборщики)

Ведущий: Вдруг вам захочется какой-нибудь детский журнал, кто вам в это сможет его продать (продавец)

Назовите ещё профессии которые вы знаете и для чего они нужны.

Команды отвечают по очереди, зарабатывая очки. Необходимо назвать не только профессию, но и указать результат труда, какую потребность человека удовлетворяет данная профессия.

Ведущий: Второй раунд игры закончен, объявляем физкультминутку.

Подвижная игра Копилка. Детям раздаются имитации денег – купюры и монеты (можно распечатать на принтере и вырезать, на пол кладётся два больших обруча – копилки для купюр и для монет, пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по залу, по окончанию музыки или по сигналу дети с купюрами и монетами должны занять соответствующий обруч.

Тур 3 «Товар»

Ведущий: Товар – это то, что производится для продажи. Задание называется "Сигнальщики". Команда «Банкиры» поднимают красные флажки, если слышат, что речь идет о товаре, команда «Кассиры» поднимают зеленые флажки, если слышат, что речь идет не о товаре.

Фермер привез на рынок молоко (товар)

Папа починил детям игрушку (не товар)

Мама испекла пирог к празднику (не товар)

Плотник сделал шкаф и продал его (товар)

Маша сварила варенье для Миши (не товар)

На фабрике сделали игрушки и отвезли их в магазин (товар)

Кот Матроскин сшил Шарику фартук (не товар)

В издательстве напечатали много детских книг (товар)

Ведущий: Цена товара зависит от того сколько труда вложено в его производство. Попробуйте определить, какой товар дороже на картинках, а какой дешевле.

На экран выводятся по 2 задания для каждой команды.

кукла в зимней одежде и кукла в простом платье

летняя и зимняя обувь

машинка простая и на пульте управления

печенье в упаковке и россыпью

Тур 4

Деловая игра «Варим борщ»

Детям каждой команды выдаётся список продуктов для борща и конверт с одинаковым количеством денег. В зале расставляется несколько столов «Рынок», «Супермаркет», Магазин возле дома, на которых разложены карточки- товары с разной ценой. Победит та команда, которая купит продукты для своего супа дешевле.

И так, пора подвести итоги! Команды на сцену.

Спасибо всем за увлекательную игру!

Команда победитель получает Медали, а команда соперников поощрительные призы.


Список использованных литературных источников

  1. Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.
  1. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
  2. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
  3. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
  4. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
  5. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
  6. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.
  7. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
  8. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.
  9. Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.

Интернет-ресурсы:

  1. https://www.minfin.ru/ru/document 
  2. https://dohcolonoc.ru/ 
  3. http://e.stvospitatel.ru/ 

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект по финансовой грамотности «КВН: Мы ребята - деловые » Сургут, 2019

Слайд 2

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад «Солнышко» Руководитель проекта: Попова Вера Владимировна Подготовили: воспитатели старшей – подготовительной группы: Плавинская Л.А., Федорова Е.Л., Хлыстова Е.Н.

Слайд 3

Цель проекта: Заложить основы экономического образа мышления у ребенка – дошкольника Задачи: • Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников; • Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности; • Совершенствовать коммуникативные качества детей; • Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых. • Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.

Слайд 4

Участники проекта: - дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет); - воспитатели группы; - родители. Сроки реализации проекта: краткосрочный (в течение месяца) Тип проекта: информационно-практико-ориентированный

Слайд 5

Неделя Финансовой грамотности

Слайд 6

Неделя Финансовой грамотности

Слайд 7

1 неделя: - Рассказ воспитателя о деньгах, о цене товара - Демонстрация презентации «История денег» - Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал» - НОД «Дом, в котором «живут» деньги» - Игра «Купи другу подарок» 2 неделя: Чтение произведений А. Романова «Чудеса в кошельке», К. Чуковского «Муха-Цокотуха». НОД «Доход семьи» Продуктивная деятельность: изготовление чеков, банковских карточек для с/р игры «Супермаркет». Д\и «Угадай, где продаются»

Слайд 8

4 неделя: Решение проблемной ситуации «Хочу и надо» Презентация «Познавательный маршрут «Банкомат»» Продуктивная деятельность: изготовление поделок для ярмарки Д\И «Кто трудится, кто играет» 3 неделя: «Презентация семейный бюджет» Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»; НОД «Путешествие денежки» Д\и «Что быстрее купят?»

Слайд 9

Итоговое мероприятие «КВН: Мы ребята - деловые»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Брейн – ринг» по финансовой грамотности (Викторина) «Мы, ребята, деловые»

laquo;Брейн – ринг» по финансовой грамотности (Викторина)«Мы, ребята, деловые»...

НОД по финанасовой грамотности для подготовительной группы КВН "МЫ - ребята деловые"

Реалии современной жизни таковы, что дети должны знать что такое деньги, уметь ими распоряжаться и экономить практически с самого раннего детства. Это занятие как раз даёт детям понятие о деьгах и рац...

Брейн-ринг "Мы ребята - деловые"

Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного...

Викторина в подготовительной группе по финансовой грамотности «Мы, ребята деловые»

По формированию у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности подготовительной группе....

Брейн-ринг по финансовой грамотности для дошкольников «Мы ребята деловые»

«Мы ребята деловые»- Брейн-ринг по финансовой грамотности для дошкольников ...

Проект по финансовой грамотности «КВН Мы ребята - деловые»

Проект по финансовой грамотности«КВН Мы ребята - деловые»...

Презентация проекта КВН "Мы Ребята деловые" по финансовой грамотности

Презентация проекта КВН "Мы Ребята деловые" по финансовой грамотности...