Развитие коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством игр с лингвистическим содержанием
статья (младшая группа)

Пестова Елена Владимировна

Статья-отчет о проведенной работе по развитию коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством игр с лингвистическим содержанием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством игр с лингвистическим содержанием

 «Ввести ребёнка в мир человеческих отношений — одна из важных задач воспитания личности ребёнка дошкольного возраста» - говорил В.А.Сухомлинский.

Актуальность формирования коммуникативных навыков дошкольников на педагогическом уровне определяется социальным заказом общества - формированием социально развитой личности ребёнка. Достаточный уровень сформированности коммуникативных навыков, является одной из необходимых составляющих готовности ребенка к обучению, обеспечивает ему возможность успешного освоения школьной программы.

Важность вопроса формирования коммуникативных качеств дошкольников определена Законом «Об Образовании РФ», «Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования» и др.

Но сейчас прослеживается тенденция недостатка общения детей и взрослых в век компьютерных технологий, как следствие - высокий процент дошкольников с различными речевыми и коммуникативными нарушениями.  А именно умение общаться положительно влияет не только на взаимодействие с окружающими, но и на самооценку ребенка, личностные  внутренние характеристики: адекватность представлений о себе и своих возможностях, уверенность в собственных силах, эмоциональную комфортность.

Процесс развития и совершенствования коммуникативных навыков выходит на первый план.

В свою очередь, дошкольные психологи и педагоги отмечают, что невозможно обучать детей общению, не включив их во взаимодействие друг с другом, не обусловив речевое действие какой-то другой деятельностью, не создав потребности и мотивации у каждого ребенка вступить в него.

Среди различных форм взаимодействия с детьми  на первый план выступает игровая деятельность. Игра является основной сферой общения детей со взрослым и сверстниками. Именно игра направлена на развитие коммуникативных качеств ребёнка, т.к. игровое общение очень важно для ребенка, посредством игрового общения дети легче обучаются, игра раскрепощает ребенка, раскрывает его как самостоятельную личность. А игры с лингвистическим содержанием помогают решать два класса задач: лингвистические и коммуникативные.

И именно ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и влияют на развитие личности человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру.

Теоретическое обоснование личного вклада педагога
в развитие образования:

Педагоги и психологи (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, О.С.Ушакова), занимающиеся проблемами развития дошкольников, единодушно сходятся во мнении о том, что язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык дитя входит в мир окружающих его людей.  «Первоначальная функция речи – функция сообщения, социальной связи, воздействия на окружающих как со стороны взрослых, так и со стороны ребенка» Хорошее знание языка необходимо ребенку для общения, взаимодействия с окружающими, изучения других предметов, овладения программой детского сада, а в последующем – школы…

Замечательные педагоги - Ф.А Сохин, О.С. Ушакова, Е.И.Тихеева, А.П.Усова, Е.А. Флёрина и др. также рассматривали речь как средство общения, где ребенок – равноправный партнер, и даже инициатор общения; использование языка в его коммуникативной функции.

А идею развития не просто языковых механизмов речи, но формирование самой личности ребенка, его коммуникативной компетентности, инициативности, свободы речевого поведения через систему игр со звучащим словом разрабатывали - Е.С. Рычагова, А.Г.Арушанова, Н.В. Дурова и др.

В соответствии с вышесказанным я обозначила для себя цель работы: создание условий для развития речи и коммуникативных способностей детей посредством игр с лингвистическим содержанием.

И выделила задачи:

1. Расширять опыт взаимодействия и социального поведения детей через развивающее общение взрослых и сверстников:

- стимулировать эмоциональное содержательное общение ребенка со взрослыми.

- поддерживать деловые мотивы общения ребенка со взрослым.

- стимулировать проявление признаков вне ситуативно- познавательного общения со взрослыми.

- развивать интерес к сверстнику, желание взаимодействовать с ним.

- побуждать детей использовать дружелюбный, спокойный тон общения со взрослыми и сверстниками.

- учить использовать речевые формы вежливого общения: здо¬роваться, прощаться, благодарить, выражать просьбу, знакомиться.

2. Развивать интерес к речевым играм (сюжетно-дидактическим, дидактическим, народным, театрализованным и др.), в которых идет развитие всех компонентов устной речи детей:

- обогащение словаря;

- освоение звуковой культуры речи;

- развитие элементов связной речи;

А именно:

- развивать умение понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.

- стимулировать желание вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.

- развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания из 2-3 простых фраз.

- стимулировать детские высказывания в форме сложного предложения.

- обогащать словарь детей за счет расширения представлений о людях, предметах, объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных свойствах и качествах.

- развивать умение воспроизводить ритм речи, звуковой образ слова, правильно пользоваться речевым дыханием.

- развивать умение использовать в речи правильное сочетание прилагательных и существительных в роде, падеже.

3. Повышать адаптивность и развивать коммуникативные качества у детей через использование игр с лингвистическим содержанием с непосредственным участием родителей.

Ведущей педагогической идеей моей работы является то, что дидактические игры с лингвистическим содержанием дают возможность содействовать развитию речи и коммуникативных способностей детей младшей группы.

Работа проводилась по  этапам:

1 этап – Подготовительный этап.

Сюда вошла работа по:

-изучению методического материала, оценка своего профессионального уровня (работа по самообразованию);

- подбору диагностического материала;

- разработке конспектов с  применением дидактических игр с лингвистическим содержанием;

- разработке плана взаимодействия с семьей.

2 этап – Практический этап:

- изучение уровня развития коммуникативных способностей детей;

В качестве диагностического материала  была взята карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников (А.М.Щетининой, М.А.Никифоровой)

- обогащение развивающей предметно-пространственной среды;

- игровая деятельность на протяжении всего этапа;

- организованная образовательная деятельность.

3 этап - Обобщающий этап:

- анализ результатов деятельности;

- оценка эффективности взаимодействия с родителями.

Развивающая предметно-пространственная среда

Прежде всего было пересмотрено оформление и содержание центра книги: подобрана литература (книги, книги-игрушки, сборники стихов), иллюстративный материал к занятиям по коммуникации, дидактические игры, наборы игрушек (матрешки, животные, дидактическая кукла и т.д.) Силами родителей были изготовлены наборы одежды для дидактической куклы. В уголке театрализованной деятельности были пополнены наборы театров на фланелеграфе, театра на кубиках и начата работа по изготовлению театра на ложках. Для игр-драматизаций пополняется  атрибутика для инсценировок (шапочки, элементы костюмов и т.д.) С целью активизации речи детей в сюжетно-дидактических играх начата работа по пополнению прототипическими атрибутами (игрушки, имитирующие бытовую обстановку, муляжи продуктов и т.д.) Для работы по совместному рассказыванию изготовлена дидактическая игра «Сказочный кубик».

Поставленные задачи в работе с детьми реализовывались через следующие формы  и методы совместной деятельности с детьми:

- Совместные дидактические игры с лингвистическим содержанием (инсценировки, элементарные драматизации, дружеские беседы)

Совместные дидактические игры с лингвистическим содержанием проводились парами и в малой группе, а также коллективно.

В  играх парами старалась «замкнуть» детей друг на друга.  Правила игры специально направлены на поддержание диалога двух играющих. Но на первых порах диалога ещё нет, а есть эмоциональное и практическое взаимодействие, в котором дети учатся ориентироваться на партнера, слушать его инициативные высказывания, соблюдать очередность игровых и речевых действий.

Н-р, в игре «Давайте поздороваемся» дети учились обращаться друг к другу по имени, здороваться и дарили песенку большого и маленького колокольчика.

Также малыши учились узнавать яркие эмоциональные состояния детей (радуются, смеются, испугались, плачут) и учитывать их при общении: пожалеть, развеселить, пользоваться ласковыми словами (игры «Бедный зайчик заболел», «Как поступить?», «Волшебная шляпа» и др.)

- Коллективные речевые игры

В них ставились и решались два класса задач: лингвистические и коммуникативные. Лингвистическому развитию способствовало лексическое, фонематическое и грамматическое содержание игры. Причем каждый раз оно наполняется новым языковым материалом. А коммуникативное развитие происходило вследствие взаимодействия между детьми, словесное и практическое обращение к сверстнику. Дети учились слушать и понимать партнера, инициативно обращаться к нему и отвечать на его обращение словом и делом.

Н-р, в игре «Ласковое имя» дети учились использовать ласковые формы имен (Лена-Леночка, Ваня-Ванечка) и привлекать к игровому общению сверстника. А в игре «Подскажи словечко» осваивали способ словообразования на основе имитации звуков: утка «кря-кря»-крякает, кошка «мяу- мяу»-мяукает, и учились слушать и понимать партнера, по необходимости помогать словом.

Я включала эти игры в серии занятий по коммуникации  и проводила индивидуально в утреннее и вечернее время.

- Сюжетно-дидактические игры с широким развивающим эффектом

В этих играх одновременно решались задачи лингвистического содержания  и задачи развития связной речи – диалогической и монологической.

Н-р, в игре «В магазине» я побуждала малышей высказываться на темы из личного опыта (А вы ходите в магазин за покупками?), активизировала в их речи слова, обозначающие различные товары, глаголы (поехали, остановились, купили, взвесили и др.), и   развивала желание взаимодействовать со сверстником (диалог продавца и покупателя, правила поведения в магазине).

- Игры-драматизации и инсценировки

Игры-драматизации и инсценировки с игрушками имеют широкий развивающий эффект. Но в них задачи развития языка специально не ставились, а решались в ходе развития диалогической речи детей. Диалог строился на материале художественного текста с ролевыми диалогами. Дети либо принимали на себя роль (драматизация), либо действовали от лица персонажа с игрушками (инсценировка). Эти игры важны в плане развития игрового взаимодействия детей и продуктивной творческой речи.

Н-р, организовывала элементарные драматизации по стихам А. Барто и народным сказкам.

- Дружеская беседа

Беседы органично вплетаются в ткань комплексного речевого занятия. Тематика вытекает из содержания занятия. Задается общий контекст, в котором находится место и для разговоров о том, что деток волнует. Это и разговоры, связанные с сезонными изменениями в природе, и с жизнью животных и их детенышей и др. В беседе ставила проблемные вопросы, отсылающие к личному опыту ребенка, стимулирующие его инициативные высказывания, умения слушать и понимать сверстника.

Н-р, беседы «Наша одежда зимой», «Кто живет в лесу» и др.

- Совместные рассказывания

Совместные рассказывания стимулируют развитие диалогической и монологической речи, и текстовой активности. Вначале строится диалог со взрослым. Затем информацию, рожденную в диалоге с ребенком, обобщаю в форме текста, подвожу детей к собственной текстовой активности.

Беседую с детьми об интересных фактах и событиях их жизни, о личных проблемах, близких людях, героях мультфильмов, домашних животных. А также рассказываем знакомые сказки. Стимулирую совместное со взрослым построение высказывания из 2-3 предложений.

Н-р, я организовывала совместное с ребенком составление рассказа на тему «Мое домашнее животное», предложенную ребенком, с одновременным элементарным рисованием сюжета: действий, персонажей, предметов. В подобной ситуации ребенок чувствовал себя равноправным партнером: он мог в любой момент включиться в рассказывание и рисование. Другие дети по желанию могли стать наблюдателями или соучастниками деятельности: давать советы, предлагать свои варианты события.

Конечно, для достижения поставленной цели было необходимо тесное сотрудничество с родителями. Работу с родителями мы начали со дня открытых дверей, где познакомили их со своей группой, игрушками, играми. Мною были проведены анкетирования, беседы, консультации на темы: «Общаемся с ребенком», «Создание условий для речетворчества» и др. Также провела групповые родительские собрания, проведенные в нетрадиционной форме: чаепития, посиделки «Сядем рядком, да поговорим ладком»; оформляла  «Уголок для родителей» (папки-передвижки «Говорим с малышом», картотеки игр со звучащим словом). Проведен мастер-класс для родителей по теме: «Говорим, общаемся, играем». Родители были привлечены к изготовлению пособий, картинок, различных игрушек для инсценирования и драматизаций.

Также проводилась работа в консультационном центре для родителей.

По результатам  итоговой педагогической диагностики по карте наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников (А.М.Щетининой, М.А.Никифоровой) была выявлена положительная динамика в развитии коммуникативных способностей детей группы.

Проявления Редко

1 балл

Чаще всего

2 балла

Всегда

5 баллов

1. Коммуникативные качества личности

1.1. Эмпатийность:

- ребенок проявляет эмоциональный отклик на чувства и переживания партнера по общению;

- идентифицируется с партнером, заражается его чувствами;

- выражает сочувствие, сопереживание собеседнику;

- выражает понимание потребностей, желаний другого (соглашается, заинтересованно спрашивает, повторяет мимику другого, стремится помочь).

1.2. Доброжелательность

- ребенок проявляет расположенность слушать партнера;

- старается понять и ответить на вопросы собеседника;

- выражает симпатию (улыбается, обнимает, чем-то делится с партнером);

- не конфликтует, уходит от конфликта, предвидя его;

- проявляет выраженный интерес к тому, что говорит собеседник.

1.3. Непосредственность, аутентичность, искренность:

- ребенок говорит и действует напрямую, открыто демонстрируя свое отношение к людям, проблемам;

- искренен в своих высказываниях, в проявлении своих чувств;

- открыто заявляет о своих намерениях ("Если ты мне не дашь машинку, то я тебя ударю");

- не "подхалимничает".

1.4. Открытость в общении:

- ребенок открыт к общению, выражает готовность к нему (позой, мимикой);

- выражает желание общаться как со взрослыми, так и со сверстниками.

1.5. Конфронтация:

- ребенок смело отстаивает (но бесконфликтно) свою позицию;

- доказывает, аргументирует, пытается убедить в своей правоте.

1.6. Инициативность:

- ребенок сам проявляет инициативу в общении;

- понимает и поддерживает инициативу другого.

2. Коммуникативные действия и умения

2.1. Организационные:

- ребенок выступает организатором, инициатором игр, общения, взаимодействия;

- является лидером в отдельных видах деятельности;

- владеет организаторскими навыками.

2.2 Перцептивные:

- ребенок стремится понять другого, его мысли, чувства ("А чего ты обиделся?");

- наблюдателен, видит и осознает особенности других детей, взрослых.

2.3. Оперативные:

- ребенок в общении экспрессивно выразителен (у него богатая мимика, жесты, позы);

- свободно владеет вербальными средствами общения (язык);

- увлекает партнера по общению своими действиями;

- умеет продолжительное время поддерживать контакт;

- умеет спровоцировать желаемую реакцию партнера.

Обработка: подсчитывается общая сумма баллов по всем показателям, дается вывод об уровне развития коммуникативных способностей ребенка:

116-145 баллов - очень высокий, 87-115 баллов - высокий, 58-86 баллов - средний, 29-57 баллов - низкий.

Результаты работы:

  • Дети с удовольствием вступают в общение со знакомыми взрослыми: понимает обращенную к нему речь, отвечают на вопросы, используя простые распространенные предложения. Проявляют инициативу в общении со взрослым. Проявляют интерес к общению друг с другом: привлекают сверстника к совместной игре, охотно включаются в игровое общение, проявляя речевую активность.
  • У детей проявляется устойчивый интерес к речевым играм, расширился словарный запас, повысился уровень звуковой культуры речи; совместно со взрослым дети охотно пересказывают знакомые сказки. По вопросам воспитателя составляют рассказ по картинке из 3-4 предложений. Речь большинства детей стала эмоциональна, они проявляют эмоциональный отклик на чувства и переживания партнера по общению..
  • Используют дружелюбный, спокойный тон общения со взрослыми и сверстниками, выражают симпатию, не конфликтуют, искренны в своих высказываниях, в проявлении своих чувств. Употребляют в общении общепринятые простые формы этикета: здороваются и прощаются с воспитателем и детьми, благодарят за обед, оказанную помощь, вежливо выражают просьбу, используя слово «пожалуйста».
  • Родители активно включились в процесс воспитания коммуникативных способностей детей.

Список литературы:

1.Андреева Г.М. Принципы деятельности и исследование общения // Общение и деятельность. Прага, 1981.

2.Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие - М.:ТЦ Сфера, 2012. - 80 с.

3.Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Комплексное перспективное планирование. Вторая младшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2011

4.Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т. 4.

5. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. – М.: Мозаика-Синтез, 2014

6.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения.- М., 2001.

7.Маханева М.Д., Решикова С.В. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет» – М.: ТЦ Сфера, 2017

8.Проняева С.В. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.- Екатеринбург, 1999. - 23 с.

9.Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция: Учеб.-метод. пособие. СПб., 2011.

10.Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005

11.Черенкова О.А. Формирование коммуникативных умений детей 4-5 лет в игровой деятельности.- Пенза, 2008.

12.Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов дошкольных образовательных учреждений. - Ростов н /Д.: Феникс, 2005. - 256 с.: ил. - (Школа развития)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования"

Программа расчитана на детей 1,5-3 лет, срок реализации программы - 2 года. Программа направлена на формирование у детей навыков  изодеятельности, совершенствование наблюдательности, воспита...

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошк...

«Развитие коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности»

Выступление на семинаре-практикуме для педагогов: «Развитие коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности»...

Развитие коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста

Коммуникативные способности - это умения и навыки общения человека с людьми, от которых зависит его успешность .К числу наиболее важных личностных проявлений, составляющих коммуникативный потенциал, о...

Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии «мастерская»

Мастерская – это условно обозначенное пространство группы, организованное таким образом, чтобы дети и педагог могли находиться рядом и вместе решать поставленные задачи. Основная идея работы в м...