Доклад "Создание условий для трудовой деятельности дошкольников"
материал

Ключникова Надежда Викторовна

Методы и виды трудовой деятельности в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_trud.docx61.8 КБ

Предварительный просмотр:

                 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  № 384 г. Челябинска»

_________________________________________________________________________________________

Российская Федерация, 454000,  г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 68-Б, Телефон: (8-351)741-24-21; Email: mdouds384@mail.ru

Доклад на тему:

«Создание условий для трудовой деятельности дошкольников».

                                               Выполнил: воспитатель

                                                               Ключникова Надежда Викторовна

2019

В энциклопедическом словаре понятие «труд» характеризуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей».

Трудовое воспитание - это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.

  Трудовое воспитание является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. Трудовое воспитание входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляется последовательно и систематично. Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей и половых особенностей), интереса к труду взрослых, воспитания желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.

   В соответствии с программой трудовое воспитание, включая его основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд и труд в природе, систематически осуществляется с двух лет (с первой младшей группы).

  Через основные формы организации труда детей - поручения, дежурства, коллективный труд решаются вопросы воспитания трудолюбия у детей.

Эти же задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома. При этом особенно подчеркивается роль ознакомления с общественной направленностью труда, его социальной значимостью, формируется уважительное отношение к людям труда.

  Для каждого возраста определены виды и содержание трудовой деятельности детей, задачи, которые решаются в процессе детского труда. Постепенно задачи трудового воспитания усложняются и расширяются. Начиная со второй младшей группы, в разделе «Труд в природе» выделяется подраздел «Работа в уголке природы», а в старшей группе как самостоятельный вид труда вводится ручной труд.

  Организуя трудовую деятельность, воспитатели обеспечивают всестороннее развитие детей, помогают им обрести уверенность в своих силах, формируют жизненно необходимые умения и навыки, воспитывают ответственность и самостоятельность. Педагоги так организовывает труд детей, чтобы он активизировал их физические силы и умственную деятельность, доставлял радость, позволял ощущать себя значимыми и компетентными.

  В процессе любого вида труда воспитателями решаются задачи разностороннего воспитания и развития ребенка: умственного, физического, нравственного и эстетического. В разных видах трудовой деятельности дети овладевают способами действий с разнообразными орудиями, что, по мнению психологов, способствует умственному и физическому развитию дошкольников. У них развивается мелкая мускулатура рук, формируются ручные умения, совершенствуется координация движения рук и глаз. Вырабатывается умение действовать точно и аккуратно, доводить начатое дело до конца, проявлять терпение и настойчивость в достижении результата.

Хорошо выполненная работа вызывает у детей ощущение удовлетворенности от того, что, они сами могут сделать что-то нужное, полезное.

   Наиболее эффективными методами трудового воспитания являются - объяснение и показ. Не менее важными методами являются и игровые ситуации, игровые приемы, поощрение, использование поэтических текстов, песен, потешек.

   Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Эстетически организованная среда – важное условие осуществления трудового воспитания детей, поэтому большое внимание следует уделять подбору необходимого оборудования и инвентаря, предлагаемого детям для работы (при этом учитывается его соответствие размеру, легкость, удобство в использовании, безопасность, эстетичность оформления).

Важная задача педагога – помогать ребенку в активном и самостоятельном приобретении собственного опыта, развивать его желания и потребности в получении определенных трудовых умений.

Виды трудовой деятельности:

1 Самообслуживание- основной вид труда ребенка. Приучение детей одеваться, умываться, есть, убирать за собой на место игрушки формирует них самостоятельность. Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

N

Условия для формирования самообслуживания

I Младшая группа

II Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

1.

Индивидуальные носовые платки, полотенца, расчески.

Индивидуальные носовые платки, полотенца, расчески.

Индивидуальные носовые платки, полотенца, расчески.

Индивидуальные носовые платки, полотенца, расчески.

Индивидуальные носовые платки, полотенца, расчески.

2.

Тарелки, ложки, чашки.

Тарелки, ложки (столовые, чайные), чашки, вилки.

Тарелки, ложки (столовые, чайные), чашки, вилки,

ножи.

Тарелки, ложки (столовые, чайные), чашки, вилки, ножи,

блюдца.

Тарелки, ложки (столовые, чайные), чашки, вилки, ножи,

блюдца.

3.

Шкафчики и стойки для полотенец с индивидуальной меткой ребенка.

Шкафчики для одежды и стойки для полотенец с индивидуальной меткой ребенка.

Шкафчики для одежды и стойки для полотенец с индивидуальной меткой ребенка.

Шкафчики для одежды и стойки для полотенец с индивидуальной меткой ребенка.

Шкафчики для одежды и стойки для полотенец с индивидуальной меткой ребенка.

4.

Салфетки.

Салфетки.

Салфетки.

Салфетки.

Салфетки.

5.

Рисуночные алгоритмы умывания, одевания и раздевания.

Рисуночные алгоритмы умывания, одевания и раздевания.

Рисуночные алгоритмы умывания, одевания и раздевания, чистка зубов, уборки постели, сервировки.

Рисуночные алгоритмы умывания, одевания и раздевания, чистка зубов, уборки постели, сервировки.

6.

Щетки для очистки одежды, обуви.

Щетки для очистки одежды, обуви.

Щетки для очистки одежды, обуви.

7.

Стакан для полоскания рта после еды.

Стакан для полоскания рта после еды.

Стакан для полоскания рта после еды.

8.

Зубная щетка и паста индивидуально для каждого ребенка.

9.

Губка для мытья обуви.

2. Хозяйственно-бытовой труд по поддержанию порядка в группе или на участке дает возможность воспитать аккуратность. Хозяйственно-бытовой труд цикличен, необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Дети учатся замечать любое нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.

Оборудование для хозяйственно-бытового труда детей. Для того чтобы дети могли принимать посильное участие в уходе за помещением и вещами, которые имеются в группе и на участке, а также дежурить по столовой, готовить материалы и пособия для занятий, необходим разнообразный инвентарь.
Для труда детей по уходу за помещением в распоряжении воспитателя должно быть следующее.

N

Наименование предмета и цель его использования

Количество (шт.)

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

1.

Фартуки  белые хлопчатобумажные— для накрывания столов к завтраку, обеду, полднику, ужину и последующей уборки

4 шт

4-6 шт

2 шт

2 шт.

2.

Фартуки цветные хлопчатобумажные для уборки помещения

6 шт.

8 шт

10-15 шт

10-15 шт

3.

Фартуки клеенчатые — для мытья игрушек и стирки кукольного белья, для работы в уголке природы.

2-4 шт

6 шт

10-15 шт

10-15 шт

4.

Щетка-сметка (длина вместе с ручкой 25 см, сечение ручки 2-3 см) для сметания крошек со стола, совок для мусора (размер 16х16 см, длина ручки 10-12см)

По 1 шт;

По 2 шт

По 1 шт

По1 шт

5.

Щетка половая (длина 20-25 см, длина ручки 100-110 см, сечение ручки 2-3 см), совок для мусора (размер 16х14 см, длина ручки 13-15 см)

-

По 1 шт

По 1 шт

По 1 шт

6.

Тазы (диаметр 25-30 см, высота 10-15 см)

-

2-4 шт

4-5 шт

4-5 шт

7.

Ведра, лейки (высота 18-22 см, диаметр 15-18 см, емкость 1-2 л)

2-4 шт

4-5 шт

5 шт

5 шт

8.

Тряпочки (30 *30 и 40*40см)

5 шт.

10 шт.

10 шт.

10шт.

9.

Щетки (14 -15 см) для очистки одежды, для обуви.

2 шт.

2 шт.

 2 шт.

2 шт.

10

Веники для сметания снега (у входа в помещение)

-

2 шт.

2 шт.

2 шт.

11

Коробка с иголками, разноцветными нитками, тесьмой (для вешалок) и набором пуговиц.

-

-

1 шт.

1 шт.

   Для хранения оборудования выделяют определенное место, и все, чем дети пользуются самостоятельно, располагают так, чтобы они сами могли доставать и убирать все необходимое для работы.

 В старшей и подготовительной группах это может быть комбинированный шкаф любой конструкции с закрытыми и открытыми полками. В закрытой его части на крючках подвешиваются щетки и совки для мусора; в другом отделении на специальных полочках хранятся тазы для уборки, для стирки кукольного белья, зажимы, ведерки; в открытой части шкафа должно быть отделение для хранения белых фартуков, а в закрытой— для хранения клеенчатых фартуков. С помощью этих принадлежностей (нитки, иголки, пуговицы) дети следят за своей одеждой и обувью и по мере необходимости устраняют непорядок в них.

3. Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

Оборудование для ручного труда детей. 

Воспитатели должны поощрять стремление детей самостоятельно применять трудовые навыки и умения в процессе выполнения различных заданий, а также изготовления игрушек-самоделок для игр, подарков малышам, взрослым. С этой целью в распоряжение детей дается определенное оборудование и материал.

N

Наименование предмета и цель его использования

Количество (шт.)

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

1.

Бумага плотная, тонкая, папиросная используется для наружной оклейки готовых форм, для украшения изделий.

В достаточном количестве, чтобы их хватило как для проведения занятий со всеми детьми, так и для индивидуального пользования.

2.

Плотная бумага (альбомная, обложечная, настольная) используется для складывания и склеивания объемных форм. Она может быть белой, цветной, мраморной, глянцевой.

В достаточном количестве, чтобы их хватило как для проведения занятий со всеми детьми, так и для индивидуального пользования.

3.

Картон. Обычно для работы дают небольшие полосы или листы картона такой плотности, чтобы ребенок мог свободно его резать. Из более плотного картона воспитатель готовит шаблоны деталей, по которым дети самостоятельно вырезают нужную форму, предварительно очерчивая контур.

В достаточном количестве, чтобы их хватило как для проведения занятий со всеми детьми, так и для индивидуального пользования.

4.

Бытовой материал: разнообразные коробки (спичечные, картонные, из-под сахара, косметических кремов, зубных паст, витаминов и т. д), катушки, пробки. Из этого материала дети делают игрушки, сувениры.

В достаточном количестве, чтобы их хватило как для проведения занятий со всеми детьми, так и для индивидуального пользования.

5.

Производственные отходы: поролон, пенопласт, обрезки медной проволоки, шпагат. Поролон мягок, эластичен, податлив ножницам, хорошо впитывает влагу, легко окрашивается. Поролон используют для вырезывания овощей, фруктов, ягод разнообразной формы. Для окрашивания полученное изделие сначала смачивают чистой водой, затем путем сжимания и разжимания насыщают его краской. Для оформления изделий из поролона требуются кусочки проволоки (в цветной оболочке и без нее), кусочки меха, ткани.

В достаточном количестве, чтобы их хватило как для проведения занятий со всеми детьми, так и для индивидуального пользования.

6.

Природный материал: шишки еловые, сосновые; лесные орехи, желуди, каштаны; сосновая кора, птичьи перья, трава, солома, мох, береста, маковые головки, половинки скорлупы грецких орехов, ракушки и т. д. Собирают обычно сухие ветки и опавшие листья, приучая детей к тому, что нужно беречь и охранять природу. Все это хранят в закрытых коробках с просверленными в крышках отверстиями.

В достаточном количестве, чтобы их хватило как для проведения занятий со всеми детьми, так и для индивидуального пользования.

7.

Казеиновый клей используется для поделок из картона и плотной бумаги. Перед занятием порошок казеинового клея заливают теплой водой, тщательно размешивают до густоты сметаны и тут же раскладывают в розетки. Клеящие карандаши, клей в тюбиках, ПВА.

В достаточном количестве, чтобы их хватило как для проведения занятий со всеми детьми, так и для индивидуального пользования.

8.

Лоскут разный: ситец, цветной сатин, белая хлопчатобумажная ткань, шелк, шерсть, байка (дети шьют из них одежду для кукол, мягкие игрушки и др.).

-

-

В достаточном количестве, чтобы их хватило как для проведения занятий со всеми детьми, так и для индивидуального пользования.

9.

Выкройки для раскроя платьев, фартучков, кофточек, трусиков для кукол; выкройки игрушек.

-

-

В достаточном количестве, чтобы их хватило как для проведения занятий со всеми детьми, так и для индивидуального пользования.

10.

Швейные машинки. На швейных машинках дети шьют простыни, наволочки, косынки, полотенца, платочки для кукол.

-

-

В достаточном количестве, чтобы их хватило как для проведения занятий со всеми детьми, так и для индивидуального пользования.

11.

Иглы, подушечки для иголок, нитки разных цветов, а также пуговицы разных цветов и размеров, ножницы хранятся в специальных коробках.

-

-

В достаточном количестве, чтобы их хватило как для проведения занятий со всеми детьми, так и для индивидуального пользования.


Все материалы должны иметь свое место в помещении группы, чтобы детям было удобно ими пользоваться в свободное от занятий время. Рядом с ними должны быть и инструменты, которые необходимы в работе. Материалы, инструменты, оборудование по ручному труду для работы с тканью размещаются на полках или в шкафу. Рядом с бумагой разного размера, формы, видов, окраски лежат инструменты для работы с ней: ножницы, кисти с жестким ворсом, простые карандаши, маленький поднос с обрезками цветной бумаги, куски пластика для работы с клеем, а также казеиновый клей в пузырьке с закручивающейся крышкой, подставки для кисточек, салфетки.
На другой полке — спичечные коробки, а также нитки, проволока, пробки, кусочки ткани. Нож, граненое шило, иголки — хранятся отдельно у педагога.

4 Труд в природе создает благоприятные условия для физического развития, расширяет кругозор, развивает наблюдательность, любознательность, воспитывает интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе создаёт благоприятные условия для сенсорного воспитания дошкольников. Педагог учит детей при достижении целей и результатов труда ориентироваться на характерные признаки предметов. Воспитание умения дошкольников принять цель наблюдения, осознать его результат будет эффективнее, если наблюдение связано с трудом.

В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям. Оборудование для труда детей на участке необходимо для того, чтобы правильно организовать деятельность детей во все сезоны. Предметы для труда должны быть удобны для детей, иметь привлекательный вид, изготовляться из легкого, но достаточно прочного материала (например, лопаты и совки — железные или стальные; ведра и лейки — из тонкого оцинкованного железа или жести, выкрашенные масляной краской, или полиэтиленовые; тачки, носилки, этикетки и т. д.— из дерева).
Для уборки участка, работы на огороде и в цветнике используется следующий инвентарь.

N

Наименование предмета и цель его использования

Количество (шт.)

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

1.

Лопаты для перекопки земли, вскопанной взрослыми; лоток лопаты 15—13 см, длина ручки — 75—30 см

-

-

2 шт.

2 шт.

2.

Деревянная лопата для расчистки участка от снега: длина ее с лотком от 80 см до 1 м, лоток—12—14 см, диаметр ручки — 2 см.

-

-

5 шт.

5 шт.

3.

Грабли деревянные (для сгребания листьев) и железные (для рыхления, очистки поверхности почвы от камней, выравнивания поверхности гряд): примерное количество зубьев — 7, расстояние между ними — 2,3—2,5 см, высота зубьев — 5 см, длина гребенки —20—22 см, длина граблей—100—110 см, сечение ручки — 2—3 см.

По 2 шт.

По 4 шт.

По 4 шт.

По 4 шт.

4.

Метелка для очистки участка от сухих листьев и другого сора: длина палки— 1 м, диаметр от 2 до 2,3 см.

5 шт.

5 шт.

5 шт.

5 шт.

5.

Носилки с бортиками для переноски земли, песка, опавших листьев: длина — 20—25 см, ширина — 20 см, высота бортика — 3—4 см, длина с ручками —100—110 см.

-

1 шт.

2 шт.

2 шт.

6.

Тачка для перевозки земли, песка, опавших листьев, камешков: высота бортов — 20 см, длина вместе с ручками—100— 110 см, длина бортов —30—40 см, диаметр колеса — 12 см.

-

1 шт.

2 шт.

2 шт.

7.

Движок для сгребания свежевыпавшего снега

-

1 шт.

1 шт.

1 шт.

8.

Скребки металлические (размер лотка 10-12 см, длина ручки 80 см).

-

-

-

3 шт.

9.

Санки, корзины или ящики для перевозки снега, сора, земли и пр.

-

2 шт.

2 шт.

2 шт.

10.

Совки для выкапывания и посадки растений, для окучивания и рыхления почвы; длина лотка — 10 см, ширина — 7—8см, длина совка— 16—20 см.

1 шт.

2 шт.

3 шт.

4 шт.

11.

Ручные цапки-«кошки» для рыхления земли.

-

2 шт.

2 шт.

2 шт.

Оборудование для труда детей на участке необходимо для того, чтобы правильно организовать деятельность детей во все сезоны. Предметы для труда должны быть удобны для детей, иметь привлекательный вид, изготовляться из легкого, но достаточно прочного материала (например, лопаты и совки — железные или стальные; ведра и лейки — из тонкого оцинкованного железа или жести, выкрашенные масляной краской, или полиэтиленовые; тачки, носилки, этикетки и т. д.— из дерева). Инвентарь, используемый детьми в процессе трудовой деятельности в природе, хранится на участке детского сада, в шкафах, где сделаны полки, удобные для детей.

5 Ознакомление детей с трудом взрослых формирует представление о роли труда в жизни людей, воспитывает стремление участвовать в нем. Наблюдение за трудом взрослых в детском саду имеет большое значение: оно уточняет представления детей, развивает любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствует выработке положительного отношения, уважения к труду.

N

I Младшая группа

II Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

1.

Воспитатель

Сотрудники детского сада (воспитатель, няня, дворник, прачка, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медсестра и др

Сотрудники детского сада (няня, дворник, прачка, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медсестра и др.)

 Работники детского сада: воспитатель, помощник воспитателя, повара, работники прачечной, музыкальный руководитель, медсестра и т.д.

Работники просвещения в школе и в детском саду.

2.

Няня

Няня

Воспитатель

Сельское хозяйство: хлебороб

Работников транспорта (машинист поезда, помощник машиниста, проводник; летчик, штурман, бортрадист, бортпроводник; капитан, боцман, команда, матросы).

3.

Дворник

Медицинская сестра

Повар

Плотник

Художник

4.

Инструктор по физ.культуре

Прачка

Почтальон

Почтальон

Писатель

5.

Мед. работник

Повар

Водитель

Парикмахер

Работники

парикмахерской: дамский мастер, мужской мастер, мастер по маникюру, визажист, кассир, администратор. Визажист-мастер по прическам и макияжу.

6.

Прачка

Водитель

Люди циркового искусства

Работники кинотеатра: кассир, контролер, буфетчица. 

Работники

 ателье:

приемщица, закройщик, портной, модельер. 

7.

Военный

Артист

Врач, медсестра, санитарка.

Фермеры и работники пищевой промышленности

8.

Профессии мам

Военный

Военные: танкисты, военные моряки, пограничники, подводники, десантники, саперы, строительные войска, ракетчики, военные медики. 

Военные, строители, пожарные, спасатели.

9.

Продавец

Библиотекарь

Библиотекарь

Библиотекарь

10.

Дворник

Работники магазина: продавец, кассир.

Работники ателье: модельер, закройщик, швея. 

Работники торговли: кассир, продавец, водитель, товаровед

11.

Шофер

Профессии мам

Люди строительных профессиях: каменщик, маляр, плотник, стекольщик и др. 

Профессии врача: терапевт, инфекционист, хирург, окулист, стоматолог, рентгенолог.

12.

Парикмахер

Работники сельского хозяйства: доярка, птичница, хлебороб и др.

Работники сельского хозяйства: садовод, пчеловод, животновод, доярка, виноградарь, кроликовод

Работники сельского хозяйства:

13.

Люди различных профессий: маляр, стекольщик, столяр, сантехник, электрик.

Регулировщик, инспектор ДПС

Милиционер, регулировщик, водитель

14.

Спасатель, пожарные.

Сантехник, электрик, столяр, рабочий по ремонту мебели (в детском саду)


Используются такие методы, как:

  • Рассказ воспитателя;
  • Экскурсия, наблюдение;
  • Рассматривание иллюстраций, альбомов;
  • Беседы;
  • Чтение художественной литературы;
  • Сюжетно – ролевые игры;
  • Дидактические игры;
  • НОДы.

   Большие впечатления ребенок получает от знакомства с трудом взрослых в процессе экскурсий (в библиотеку, на завод, в поликлинику, в школу и т.д.). Ознакомление с трудом взрослых имеет важное значение для развития диалогической речи детей, спрашивая о чем-либо при беседе, экскурсии, дети развивают коммуникативные навыки, умение вести диалог, задавать и отвечать на них. Кроме того, труд является неотъемлемым средством эстетического воспитания, так как он позволяет знакомить детей с представителями творческих профессий: писателей, музыкантов, художников, мастеров прикладного искусства, получать эстетическое удовлетворение от просмотра их работ. В некоторых видах труда формируются навыки создавать задания аккуратно, красиво, найти более привлекательный вариант для будущего результата работы, использовать выдумку, реализовать свой творческий потенциал. Эстетическое воспитание в труде также осуществляется и через приучение детей к порядку в расположении инструментов, орудий труда. Этому также способствует труд под музыку, в процессе которой дети быстрее получают удовлетворение, удовольствие.

   Труд способствует развитию волевых процессов, физических усилий, положительно сказывается на мотивационной сфере. Работа по ознакомлению с трудом взрослых в условиях дошкольных учреждений включает такие задачи, как: обобщать детские представления о труде взрослых на основе знакомства с азами экономики, сельского хозяйства, транспорта, промышленности и т.п.; обеспечивать дальнейшее ознакомление с современной техникой, машинами и механизмами, доступными для понимания дошкольника разнообразными видами труда взрослых в ближайшем окружении, в том числе с профессиями родителей.

 Для успешного решения задач, предусмотренных программой по трудовому воспитанию дошкольников, первостепенное значение имеет создание необходимых условий.

   Каждая группа детского сада обеспечивается оборудованием и материалами для организации труда детей. Так,  для хозяйственно – бытового труда необходимы фартучки, щетки, тазики, подносы; для труда в природе – лопаты, грабли, лейки; в ручном труде дети используют пилы, молотки и другое оборудование. Необходимо наличие и различных материалов: семян для посевов и посадок, корма для птиц и т.д. Все оборудование должно быть в достаточном количестве, хорошего качества и соответствовать возрасту детей, иметь привлекательный вид: яркий цвет леек, приятная форма коробок для хранения природного материала, нарядные фартучки и др. – все это радует детей, способствует формированию культуры труда, вызывает эстетическое удовольствия.

 Оборудование на участке и в групповой комнате размещаются таким образом, чтобы им было удобно пользоваться. Так, целесообразно объединять оборудование по видам труда: в природном уголке – лейки, пульверизаторы; в месте отведенном для ручного труда, – пилы, молотки; принадлежности для хозяйственно – бытового труда - щеточки и совки для убора мусора можно разместить на специальных полках в умывальной комнате, а для дежурных по столовой – ближе к буфетной и пр.

 Труд всегда связан с затратой физических сил, требует напряжение внимания, поэтому необходимо дозировать его, учитывая физические возможности и психологические особенности детей данного возраста. Под дозировкой труда имеется в виду его длительность, объем, сложность, определение физических нагрузок, вызывающих утомление. Дети 3-4 лет могут выполнять работу в течение 10-15 минут, 6-7 лет – 20-30 минут.

 Заботясь о создании гигиенических условий для труда, воспитатель предупреждает возможность его отрицательного влияния на здоровье детей. Так, работа, требующая напряжения зрения (пришивания пуговиц, подклеивание книг), должна проходить при достаточном освещении. Педагог наблюдает за тем, чтобы дети не работали длительное время в одной позе (согнутыми коленями, на корточках и пр.), следует обеспечить регулярное проветривание помещения. Особо ценным является труд на воздухе.

 Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нем участвуют все дети. Каждый ребенок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде.

Картотека трудовых поручений в подготовительной группе.

Задание № 1. « Поддержание порядка в шкафу с игрушками и пособиями». 
Цель: учить детей самостоятельно расставлять игрушки и пособия, поддерживать порядок в шкафах, протирать пыль. 

Задание № 2. «Протираем подоконники влажной ветошью в групповой комнате и спальне». 
Цель: учить детей при работе с водой соблюдать следующие правила: засучивать рукава, намочить тряпочку и насухо отжать ее, по мере загрязнения ополаскивать ее в воде. 

Задание № 3. «Помогаем помощнику воспитателя застилать чистое постельное белье». 
Цель: Учить последовательно застилать постельное белье, приучать детей оказывать посильную помощь взрослым. 

Задание № 4. «Дежурство по столовой». 
Цель: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного; тщательно мыть руки, надевать одежду дежурного, правильно сервировать стол, убирать посуду после еды, сметать щеточкой со столов и подметать пол. 

Задание № 5. «Дежурство в учебной зоне» 
Цель: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного: раскладывать на столы материалы и пособия, приготовленные воспитателем для занятия; мыть, если это необходимо, убирать их после занятия на место. 

Задание № 6. «Уборка строительного материала». 
Цель: Учить мыть, просушивать и укладывать строительный материал, приучать детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в игровым уголке, мыть строительный материал мыльным раствором, приготовленным воспитателем, ополаскивать его, просушивать; соблюдать правила личной гигиены. 

Задание № 7. « Уборка в игровом уголке ». 
Цель: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; содержать игрушки в порядке, мыть их, сушить, протирать и расставлять на места. 

Задание № 8. «Стирка салфеток, используемых на занятиях по изобразительной деятельности». 
Цель: учить детей навыкам намыливания, прополаскивать и отжимать салфетки, продолжать формировать культуру труда (опрятность в процессе деятельности). 

Задание № 9. «Протираем шкафы в раздевальной комнате (совместно с помощником воспитателя)». 
Цель: учить детей поддерживать порядок в личных шкафах для одежды: освободить шкаф от одежды и обуви, протереть полки влажной тряпкой, и сложить вещи аккуратно на место. 

Задание № 10. «Ремонт книг». 
Цель: учить детей подклеивать книги, правильно пользоваться клеем и ножницами. 

Задание № 11. «Расставим стулья в определенной порядке». 
Цель: Продолжать развивать трудовые навыки; выполнять поручение аккуратно, быстро, старательно. 

Задание № 12. «Стираем кукольное постельное белье, одежду». 
Цель: Закреплять умение стирать кукольное бельё, приучать детей к опрятности и чистоте. 

Задание № 13. «Уборка в уголке природы». 
Цель: Закреплять умения и навыки ухода за обитателями живого уголка, ухода за растениями. Воспитывать желание трудиться, чувство ответственности за порученное дело. 

Задание № 14. «Ремонт коробок для бросового материала». 
Цель: Закреплять технические навыки работы с ножницами и клеем, воспитывать бережливость, умение работать коллективно. 

Задание № 15. «Протираем подоконники, мебель». 
Цель: Аккуратно работать с водой, совершенствовать трудовые навыки в процессе работы. 

Задание № 16. «Помощь няне в раскладывании постельных принадлежностей на кроватях». 
Цель: Учить сортировать постельное бельё по принадлежности, воспитывать желание помочь няне и уважение к чужому труду. 


Задание № 17. «Уборка в столовой». 
Цель: Учить правильно сервировать стол, убирать посуду после еды, сметать щеточкой со столов и подметать пол. 

Задание № 18. «У нас в шкафу порядок». 
Цель: Приучать детей аккуратности при складывании вещей в шкафчике для верхней одежды. 

Задание № 19. «Приготовим оборудование для занятия ». 
Цель: Развивать чувство ответственности за порученное дело, учить аккуратно раскладывать материалы и оборудование для занятий. 

Задание № 20. «Меняем полотенца». 
Цель: Развивать желание трудиться, уметь предложить свою помощь кому-либо.

http://uslide.ru/images/6/12852/389/img8.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС Повышение педагогикой компетенции педагогов по руководству трудовой деятельностью дошкольников в условиях разновозрастных групп.

Систематизировать знания педагогов в образовательной области социально- коммуникативное развитие  ( раздел  «Трудовая  деятельность»); - способствовать  росту проф...

Консультация"Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности дошкольника".

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованнос...

Консультация Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности дошкольников

Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности дошкольников...

Консультация : "Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности дошкольников"

Трудовое воспитание дошкольников – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая сегодня должна решаться всеми, кто имеет отношение к детям. В современном детском саду трудовое воспитание зак...

Консультация для родителей "Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности дошкольников".

Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности дошкольников.Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с р...

Консультация для родителей. Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности дошкольников.

Консультация для родителей. Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности дошкольников....