МАСТЕР-КЛАСС Повышение педагогикой компетенции педагогов по руководству трудовой деятельностью дошкольников в условиях разновозрастных групп.
методическая разработка

Бочкова Наталия Владимировна

Систематизировать знания педагогов в образовательной области социально- коммуникативное развитие  ( раздел  «Трудовая  деятельность»);

 

- способствовать  росту профессионального мастерства воспитателей  через изучение современных методов и приёмов для организации трудовой деятельности детей ; 

 

- развивать творчество педагогов.  

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_po_trudu1.docx35.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 7 "Созвездие"
города Чебоксары Чувашской Республики

 

МАСТЕР-КЛАСС

  Повышение педагогикой компетенции педагогов

по руководству трудовой деятельностью дошкольников

 в условиях разновозрастных групп.

 Подготовила:

воспитатель

 Бочкова Наталия Владимировна

 

г. Чебоксары 2017

Цель: - систематизировать знания педагогов в образовательной области социально- коммуникативное развитие  ( раздел  «Трудовая  деятельность»);

- способствовать  росту профессионального мастерства воспитателей  через изучение современных методов и приёмов для организации трудовой деятельности детей ;  

- развивать творчество педагогов.  

Подготовка к мастер-классу:  10 столов, песочные часы, экран, ноутбук, мяч, клей, ножницы, нитки, бумага, фишки, геометрические фигуры, листы (А 4) , ручки, карандаши, фломастеры, указка, музыкальное оформление.

Мастер- класс  проводиться в музыкальном зале  МАДОУ «Детский сад №7 «Созвездие» (2 корпус).

В одной части расставлены столы  буквой «П»  для педагогов, по 4 человека за каждым столом.

В одной части зала стол для жюри.

В центре стол для ведущего.

Ход  игры:

Вводная  часть:

Цели:

* снятие эмоционального напряжения;

*создания доверительной атмосферы;

* формирование чувства сплочённости группы.

И так мы начинаем нашу работу и для того  чтобы снять у вас, уважаемые педагоги и гости   эмоциональное  напряжения, мы с вами поздороваемся.

1.Психогимнастическое  упражнение «Здравствуйте». ( 3 мин).

Уважаемые педагоги!

Я предлагаю вам всем встать и под музыку  походить по нашему залу,

Как только музыка прекращает играть каждый  должен найти себе пару и прикоснуться к ней  той частью тела, которую  я укажу. Выбирать одну и ту же пару несколько раз подряд нельзя. Прикоснувшись , необходимо сказать : «Привет!», «Здравствуйте» или «Добрый день».  

 Задание:  

- поздороваться  ладонями;  

- поздороваться плечами;  

- поздороваться спинами;

- поздороваться локтями;

- поздороваться носами;

-поздороваться коленями;

- поздороваться ушами.

 

2. Распределение команд. (3 мин)

Вот мы с вами и поздоровались.

Уважаемые  коллеги я предлагаю взять  у меня  со стола по одной геометрической фигуре и занять места за столом , на котором стоит  такая же  геометрическая фигура:

 

Геометрические фигуры:

- круг;

- треугольник;

- квадрат;

- прямоугольник.

 И так, у нас образовалось  четыре команды ,  

Жюри в составе: заведующей МБДОУ , заместителя заведующей по ВМР буд

3.  Игра на внимание « Хлопни, Топни». ( 3 мин)

Уважаемые коллеги!

Перед началом работы для активизации вашего восприятия, концентрации внимания, развития памяти  мы  проведём игру на внимание  

«Хлопни. Топни».

Я буду показывать вам цветные карточки, а вы выполнять  движения в соответствии с цветом ( слайды)  

- Синий - хлопать в ладоши;

- Зеленый - топать ногами;

- Красный - кричать;

- Желтый  - закрывать глаза.  

И так начинаем -  ( упражнении повторяется 3 раза).

Основная часть:

Мы настроились на работу  и первое задание командам :

ЗАДАНИЕ 1 . Педагогическая разминка  

Все вопросы будут связаны с нашей сегодняшней темой. Время на раздумья  - 3 минуты.  

 За это время Вы должны ответить на тесты  лежащие перед каждым из вас., а по истечению 3 минут  поменять между собой тестами для  взаимопроверки, на это вам отводиться 1 минута.. после чего мы все вместе обсудим правильность ваши ответов

За правильный ответ каждая команда получает фишку (очко).

1.Вопрос:  

 Перечислите задачи трудового воспитания.

Ответ:

*Формирование навыков трудовой деятельности, её организации, планирования,

*формирование уважительного отношения к труду взрослых;

*формирование трудолюбия, нравственно- волевых качеств;

*формирование умения трудиться в коллективе  сверстников, доброжелательных отношений между детьми.  

_______________________________________________________________

 

2 Вопрос:

«Назовите основные виды труда с детьми разновозрастной группы»».  

Ответ:
«Основные виды труда в детском саду :  

- самообслуживание;

-хозяйственно-бытовой труд,

- труд в природе,  

-ручной труд.    

_____________________________________________________________

3.Вопрос

 Определите основные  формы организации  труда  детей  разновозрастной группы.

Ответ:

«Формы организации  труда  с детьми разновозрастной группы:

— поручения( индивидуальные и коллективные);

- дежурства;  

- коллективный труд всей группы.  

__________________________________________________________________

4. Вопрос

Выделите условия успешной организации труда  детей.  

Ответ.  

а) систематичность участия каждого ребёнка в труде;

б) достаточный объём  труда, соответствующий  возможностям дошкольника;

в) соблюдение требований гигиены ,  безопасности;

г) учёт уровня навыков , состояния здоровья, индивидуальных особенностей;

д)создание обстановки заинтересованности;  

е) методически правильное руководство трудом  детей.  

________________________________________________________________

5.Вопрос : 

Что формирует  воспитатель  у детей  включая их в трудовую деятельность».  

Ответ:

Включая детей в трудовую деятельность, воспитатель формирует:

-  трудовые навыки;

- воспитывает привычку к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде, не избегая неприятной работы;

- формирует положительные взаимоотношения между детьми.

_______________________________________________________________

6 .Вопрос

1.Выберите правильный ответ.  

(слайды)

1. Различают следующие виды труда:

1) самообслуживание;

2) дежурство;

3) труд в природе;

4) хозяйственно- бытовой труд;

5) ручной труд;  

Ответ:

1) самообслуживание

3) труд в природе;

4) хозяйственно- бытовой труд;

5) ручной труд;  

__________________________________________________________________

7. Вопрос

Установите правильную последовательность:  

( слайд)

а) дежурство;

б) поручение;

в) коллективный труд.  

Ответ:

б) поручение;

а) дежурство;

 в) коллективный труд. ________________________________________________________________

8.Вопрос

Перечислите средства трудового воспитания.

 

Ответ:

а )обучение трудовым  навыкам;

б) ознакомление с трудом взрослых;

в) организация трудовой деятельности.  

__________________________________________________________________

 

9. Вопрос 

При организации трудовой деятельности необходимо, чтобы дети дошкольного возраста предварительно овладели:

1) умениями;

2) знаниями;

3) навыками.

Ответ  

 2) знаниями.  

_______________________________________________________________

 

10. Вопрос

Перечислите формы ознакомления детей с трудом взрослых .

Ответ:

а) наблюдение;

б )экскурсии;

в) использование картин, фотоматериалов,  иллюстраций;

г )беседы, рассказы воспитателя;

д) чтение художественной литературы-

е )организация совместной деятельности детей и взрослых

______________________________________________________________

11. Вопрос

Перечислите последовательность передачи детям знаний о труде взрослых:  

( слайды)

а) об отношении к труду;

б) о личных качествах труженика;

в) знания  о процессе труда, трудовых действиях

г) знания о качестве трудовых действий;

д) об общественной значимости труда.  

Ответ:

в) знания  о процессе труда, трудовых действиях

г) знания о качестве трудовых действий;

а) об отношении к труду;

б) о личных качествах труженика;

д) об общественной значимости труда.  

 _________________________________________________________________

12 Вопрос:

« Что формирует воспитатель у детей  в процессе ознакомление с трудом взрослых» .

Ответ:

«В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей :

-положительное отношение к их труду;

- бережное отношение к его результатам;

- стремление оказывать взрослым посильную помощь.

____________________________________________________________________________

 

13 Вопрос  

Какие задачи нравственного воспитания  решаются  в хозяйственно- бытовом труде с детьми?

Ответ:  

  • привычка к трудовому усилию;
  • положительное отношение к труду;
  • ответственность перед коллективом за качество своей работы;
  • удовлетворенность  от  результатом  труда.  

__________________________________________________________________

14 Вопрос:

«Какая форма  организации труда является ведущей с детьми младшего дошкольного возраста и почему?»

Ответ:
Поручения широко используются во всех возрастных группах детского сада, но в младших группах они являются ведущей формой организации детского труда.  

Работу с малышами по трудовому воспитанию надо начинать с индивидуальных поручений, которые ребенок выполняет вместе с воспитателем, и только много позже переходить к другим формам.  

В силу психологических особенностей дети младших групп еще недостаточно самостоятельны в своих действиях, склонны к подражанию, они не могут согласовывать свои действия с действиями товарищей и работать в нужном для коллектива темпе, они часто отвлекаются, не доводят начатое дело до конца. В этом возрасте детей мало интересует результат, их влечет сам процесс действия (они еще не владеют необходимыми умениями и навыками для достижения результата).

 Поэтому только во второй младшей группе со второй половины года, когда дети уже имеют некоторый трудовой опыт, воспитатели используют групповые поручения. Основной формой объединения в труде детей этого возраста является труд «рядом», когда каждый ребенок работает самостоятельно и за свою работу отвечает перед воспитателем; при этом ребенок упражняется в умениях и навыках, необходимых в коллективной работе.

__________________________________________________________________  

15.Вопрос

 В младшей группе используются поручения:

1) только коллективные и длительные;

2) индивидуальные и кратковременные;

3) длительные  с отсроченным результатом;

4) индивидуальные , длительные.

Ответ

2) индивидуальные,  кратковременные.

16.  Вопрос.  

Детям младшего дошкольного возраста доступны трудовые действия:  

а) чистить клетку;

б) вытирать  стулья;

в) подклеивать книги;

г) мыть игрушки;

д) подметать пол;  

е) пересаживать растения.

Ответ    

Вытирать стулья.

_______________________________________________________________

17. Вопрос:  

«С кокой группы вводится дежурства — систематический труд»?

Ответ.
В конце года во второй младшей группе вводятся дежурства — систематический труд

 Требующий  определенного уровня самостоятельности. (Наиболее широкое применение разные виды дежурства получают в старшей и подготовительной группах.

_________________________________________________________

18.Вопрос :

«Назовите наиболее сложную форму организации труда с детьми».

Ответ:
Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд

._____________________________________________________________

19. Вопрос :  

«С какого возраста используется коллективный труд и почему ?».

Ответ:

«Коллективный труд  используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений. Возросшие возможности позволяют педагогу решать более сложные задачи трудового воспитания: он приучает детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определенный срок.  

В старшей группе воспитатель использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание и когда в конце работы подводится общий итог.
В подготовительной группе особое значение приобретает
совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.

__________________________________________________________________

20. Вопрос

Определите этапы организации коллективного труда  детей

 Ответ:  

 *подготовительный этап:

- разъяснение  общего задания, его значимость

-  распределение между участниками объёма работы.

- внесение мотивов

.

*руководство процессом труда:

 - регуляция продуктивных действий детей;

- формирование ответственного отношения  к заданию;

*накопление опыта участия в общем труде.

*обсуждение результатов труда и постановка задач на будущее.  

 21. Вопрос:  

1)  Назовите  методы трудового воспитания для  формирования нравственных представлений, суждений,  оценок

 

2) Назовите методы трудового воспитания для создания у детей практического  опыта трудовой деятельности.  

ЗАДАНИЕ 2: «От теории к практике»

А сейчас уважаемые педагоги, мы с вами перейдём от теории к практике.  

Метод Колумба.

Метод изменения оценки ценностей. При этом  методе открывается что-то новое , неожиданное вместо ожидаемого. Точно также , как и Колумб  поехал открывать Индию, а открыл Америку. Этот метод развивает умение выносить суждения о последствиях какого-либо изменения в окружающей действительности, умение оценивать неожиданную ситуацию

 Задание

Прошу Вас рассмотреть  следующую ситуацию:

« Из детского сада вдруг исчезло все оборудование по трудовому воспитанию. Остался только бросовый материал ( коробки из под сока , пластиковые  бутылки, куски поролона, ткань и т.п.) Что следует предпринимать в таком случае?»

 

Метод Робинзона Крузо.

Этот метод позволяет  выделить ресурсы какого-либо одного предмета, поэтому  его называют ресурсным методом.  

Задание.  

Вы пришли работать в группу , а  там нечего нет. Только вы, дети и 20 карандашей. Вам нужно  провести занятие по ручному труду. Как можно использовать этот материал для проведения занятия при решении образовательных задач?  

Метод моделирования.

Данный метод используется для решения какого-либо вопроса, установления логической цепочки во время обсуждения насущной проблемы; защиты своей педагогической идеи, замысла.  

Для поддержания интереса к трудовой  деятельности педагогам необходимо   искать эффективный способ педагогического воздействия , который позволит ребёнку быть  субъектом  своей  деятельности.  

Эффективными формами работы являются : проблемное обучение , игровые и образовательные ситуации, использование моделей и схем  в ходе трудового процесса.  

Задание:  

Составить модели:  

- уход  за комнатными растениями

- организация дежурства;

- мытьё игрушек;  

- одевание  на прогулку.

 

Метод решения  педагогических ситуаций (педагогические ситуации  выбираются командами в игре по типу  «Поле чудес»)

Команды поочередно разыгрывают педагогическою ситуацию , другие команды должны найти выход из предложенной ситуации, включившись в сценку.  

Время  на подготовку ответа-2 минуты.

 

Жюри оценивает

- правильность педагогического решения; -

- неординарность вопроса и ответа ( соответственно баллы идут разным командам);

- артистичность участников( баллы идут разным командам)

В каждой  педагогической ситуации баллы может набирать каждая команда.

Цель:  поиск верных  способов решений проблемных ситуаций.

 1-ая ситуация  

На улице прокладывают трубы. Дети с интересом наблюдают . Какие ассоциации с увиденным может вызвать у них воспитатель? Какие образовательные задачи могут при этом решаться?».  

_________________________________________________________________

2 ситуация.

Воспитатель пригласил  всех родителей на субботник, поместив информацию об этом  на групповом стенде. Пришло три человека. Воспитатель недоволен. Субботник пришлось перенести, Чем можно объяснить  происшедшее? Что предпринять в дальнейшем?  

__________________________________________________________________

3 ситуация .

 Днём к детскому саду подъехала машина с песком для детских песочниц. Песок сгрузили на асфальт недалеко от входа в детский сад. « Вечером попросите родителей перенести песок», - предложила заведующая педагогам.

Как вы будете просить о помощи родителей? А если они откажутся, какими будут ваши действия?

4 ситуация

Ко дню земли воспитатель запланировала провести коллективный труд на участке с детьми старшего возраста. Для этого она заготовила эмблемы  подгрупп с изображением того вида деятельности , который они будут выполнять. Выйдя на улицу, дети , увидев заранее заготовленный инвентарь  

( детские грабли, лопатки, тяпки), начали его выхватывать друг у друга, ссориться. Педагог, вспомнив о плане своей работы и эмблемах для организации труда, начала кричать на детей , чтобы они положили всё на место.

Дети замолчали и с недоумением вернули инвентарь на место. Педагог сама раздала всем детям эмблемы и инвентарь и рассказала им о способах действия. Запланированный экологический праздник  был испорчен.

Вопросы:

  1. Как , по-вашему , правильно ли повел себя воспитатель в данной ситуации?  
  2. Как воспитатель мог избежать негативный  порыв детей в данной ситуации?
  3. Какие моменты надо  было учесть  при организации данной деятельности детей?
  4. Как бы вы поступили в данной ситуации?
  5. Какие обучающиеся задачи преследовал воспитатель  при организации данного процесса?  

Задание 3. « Работа с родителями»,

Велика роль педагога в трудовом  воспитании детей  дошкольного возраста.  Но результат  будет  более эффективным, если мы будем  помнить, что только в тесном содружестве с родителями наших воспитанников  можно успешно решать задачу трудового воспитания ребенка.

Важным условием в трудовом воспитании является знание  педагогом особенностей семейного воспитания.

Воспитатели должны хорошо знать:  как организована трудовая деятельность их воспитанников в семье, оказывать родителям необходимую помощь, Однако практика показывает,  что родители сталкивается с большими трудностями при организации трудовой деятельности детей  дома .

  Уважаемые коллеги

Из своего опыта работы приведите примеры того, с какими  типичными трудностями сталкиваются  родители и  какие ими наиболее часто допускаются  ошибки в трудовом воспитании детей.  

Ответы педагогов

-  Родители недооценивают важность трудового воспитания

- Незнание возрастных особенностей дошкольников, их возможностей;

- Незнание того, каким по содержанию должен быть труд ребенка того или иного возраста,  

- Незнание правильных методов воздействия взрослых на ребенка;  

-Отсутствие обязательности, систематичности в выполнении детьми поручений и обязанностей;  

- Недооценка важности формирования эмоционального отношения к труду, общественно-направленных мотивов трудовой деятельности  и т.д.

Вопросы родителей к воспитателям:

1. Моему ребенку  4 года  и я понимаю  что он  должен посильно трудиться,  но не представляю, каковы его возможности, как сформировать у него трудовые навыки .

Ответ:

_______________________________________________________________

2. Как сделать выполнение трудовых обязанностей ребенка дошкольного возраста  систематическим.  

Ответ:_____________________________________________________________

3. Как с возрастом должны изменяться трудовые обязанности  ребёнка.

Ответ:

_________________________________________________________________

4.Как правильно руководить  и контролировать трудовую деятельность ребёнка.    

Ответ:

Вывод:

- Для того чтобы родители могли осуществлять трудовое воспитание в семье в единстве с детским садом, они должны хорошо знать, какие задачи по образовательной области «Труд» ставятся "Программой воспитания в детском саду",  

- Знать практику трудового воспитания в дошкольном учреждении. С этой целью необходимо систематически знакомить родителей с содержанием и методами трудового воспитания детей разного возраста

Задание:  

Уважаемые коллеги прошу вас привести примеры     формы  пропаганды трудового воспитания  с родителями воспитанников.

Ответ:

- Много дает наглядное ознакомление родителей с постановкой трудового воспитания в детском саду. Так, в дни открытых дверей родители могут наблюдать режимные процессы, самообслуживания в младшей группе, в средней и старшей группах - коллективный труд детей в природе, уборку групповой комнаты, ремонт книг и др.

- Трудовому воспитанию старшего дошкольника в семье можно посвятить собрание родителей. Перед собранием показать им коллективный труд детей по уборке групповой комнаты. К собранию хорошо оформить стенд, где поместить статьи о важности трудового воспитания. Тексты желательно иллюстрировать фотографиями, отображающими труд детей в семье и в детском саду.

- На собрании можно заслушать одно - два сообщения родителей о положительном опыте трудового воспитания в семье. Педагог помогает родителям подготовить сообщение, проанализировать и обобщить их опыт воспитания ребенка в труде.

- Провести экскурсию по детскому саду во время  которой  родители наблюдают, как дети трудятся по уборке групповой комнаты, узнают о методах руководства воспитателя работой ребят, видят, как их дети участвуют в общем труде детского коллектива, каковы его умения, старательность, самостоятельность, могут сравнить успехи своего ребенка с успехами других детей.

- Воспитатель знакомя родителей  с задачами трудового воспитания дошкольников с учётом  возраста детей, характеризует трудовые навыки ребят своей группы, особо отмечая тех, кто отличается трудолюбием, большей самостоятельностью, стремлением помогать другим.

- Одна из форм совместной работы детского сада и семьи по трудовому воспитанию детей это  привлечение их к той конкретной помощи, которую  могут оказывать родители детскому саду: по благоустройству помещения и участка, изготовлению учебного, игрового и другого оборудования.  Обычно эту работу родители выполняют в отсутствии детей и не используют ее в воспитательных целях.  

- Важно организовать труд родителей таким образом, чтобы дети могли не только наблюдать его, но и участвовать в нем.

- А я   в своей группе провела беседу для пап “Мой папа трудится лучше всех”, где обратилась к папам с просьбой благоустроить игровой участок. В присутствии своих детей папы делали скамейки, вкапывали бревнышки, покрышки от автомобилей.

- Когда в детском саду был день открытых дверей, я показывала родителям открытое занятие: “Не боимся мы трудиться”. Дети с желанием в утренний период времени сервировали столы, ухаживали за комнатными растениями, кормили рыбок.  

 А я во вторую половину дня с подгруппой детей я провела занятие “Бабушкин огород”. Дети с желанием посадили лук, горох.

- Я постоянно советую родителям давать возможность детям самостоятельно одеваться и раздеваться во время прихода в детский сад и ухода домой. Предлагаю в это время ознакомиться с новой информацией в родительском уголке.  

- Мамам я совету, чтоб дома они доверяли дочкам протирать полы, помыть посуду. Папы могут организовать своих сыновей почистить ковровые дорожки. Напоминаю, что ребенка надо похвалить, можно даже поощрить. А если ребенок сделал свою работу некачественно, то переделайте, но так, чтобы он не видел.

 Вывод  

Систематическая работа с родителями, единство педагогических воздействий на ребенка детского сада и семьи позволяют добиваться хороших результатов в трудовом воспитании дошкольников.

А.С. Макаренко говорил, что только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.    

Следующее задание командам :

Командам разработать практический материал ( советы,  памятки, анкеты для работы с родителями и познакомить с ними всех присутствующих). Это могут быть советы, анкеты, памятки,  планы,  конспекты родительских собраний  и т.п.

Жюри оценивает :  

краткость, лаконичность., .  

 На выполнение  3 минуты

Задание 3  

Выделите усложнения как  по видам и содержанию, так и по формам  организации трудовой деятельности в  разных возрастных   группах(  каждой команде свой возраст)

Ответ:

______________________________________________________________

Задание 4.

Спланируйте  поручения для детей разновозрастной  группы на один день в разные отрезки режима дня  ( каждой команде свой возраст)

Ответ:

________________________________________________________________

Задание 5

Составьте перечень  материалов  и оборудования  для организации трудовой деятельности детей. ( самообслуживание , труд в природе, ручной труд, хозяйственно- бытовой труд).  

Ответ

Задание 6.  «Умелые руки не знают скуки».

*Конкурс- «Игрушка – самоделка» для дошкольника.  

Участвуют  все педагоги

Задание:  на глазах у зрителей  из предложенных материалов

( бумага,  нитки, клей,  ножницы) изготовить  за 5 минут игрушку- самоделку.

Оцениваются  

- качество изготовления;  

- оригинальность модели;

- многофункциональность( в каких играх её можно использовать);

- представление игрушки.

 Задание 8. «Делимся мнениями».

Оборудование: красная, желтая и зелёная фишки, прозрачные стаканы или тарелки.

Я предлагаю  вам ответить на вопрос: «Использование опорных схем – моделей в работе с детьми по трудовому воспитанию : мода  или необходимость».

Каждый участник выражает своё мнение  с помощью цветных фишек: Красная фишка- «Это веяние моды, скоро пройдёт. Мне данная проблема не интересна»;

Желтая  фишка– « Это необходимость для развития современного общества . Мне работа в данном направлении интересна»;

Зелёная  фишка– «Затрудняюсь  с ответом , на  если скажут , что нужно , то буду работать».

В заранее заготовленные тарелки или стаканы педагоги поочерёдно раскладывают фишки. Получается рейтинг.

 Вывод:

__________________________________________________________________

 Задание 8 « Упражнение « Мыслительная карта»

Каждая  команда получает  чистый лист бумаги( А ; ) , письменные принадлежности( ручку,  карандаши, фломастеры.)  

Задание: разработать свой вариант мыслительной  карты по ознакомлению детей с трудом взрослых  для разновозрастной группы .

  • напишите программные задачи для своего возраста по данной теме;
  • обозначьте цифрами , что  и в каком порядке вы можете рассказать детям по данной теме;
  •  укажите какие формы работы для этого можно использовать ;
  • Выберите итоговое мероприятия с детьми по этой теме. .
  • Кратко рассказать о своем проекте.  

Я Вас прошу, уважаемые коллеги придумать и кратко представить систему работы с детьми своей возрастной группы по ознакомлению детей с трудом взрослых. Надо рассмотреть разные виды занятий и виды деятельности вне занятий  в определённой последовательности, определив их образовательные задачи

 Затем мы проведём обсуждение

Задание 7 « Значение трудового воспитания  в работе с детьми дошкольного возраста».  

Уважаемые коллеги прошу вас подумать и ответить на следующие вопросы

1. «Какие преимущества получают дети разновозрастной  ,  если в образовательном учреждении уделяется  большое внимание  трудовому воспитанию».

2. Объясните , какие преимущества получают родители, если подобная работа проводится с их детьми в  детском саду.

3. Аргументируют свои выводы о том , какую выгоду получает педагог проводя данную работу с детьми разновозрастной группы.

Вывод:   Воспитать    бережливого , старательного ребёнка, способного самостоятельно обслуживать себя , оказывать помощь окружающим, умеющего ценить чужой труд можно только с активным включением в этот процесс педагогов,  родителей, и самих детей .

Прощание

Оборудование: мяч средних размеров.

Каждый участник , поймав мяч , рассказывает о своих чувствах, переживаниях и эмоциях, полученных в ходе проведения игры. Каждый имеет возможность высказать своё мнение . Обратная связь  осуществляется по кругу.  

А сейчас я предоставляю слово нашему жюри  .

 Игровое упражнение - технология «Цветных  шляп»

Перед вами, уважаемое жюри  разложены цветные   шляпы  ( красного, черного, желтого , зелёного . синего цвета).

Ведущий: « Метод цветных  шляп активизирует наше мышление и  делает его всесторонним. Простая просьба о чем-то подумать  вызывает у нас растерянность. Но  если  нас пригласить исследовать предмет, используя метод цветных  шляп , широта нашего восприятия быстро увеличивается. Каждая шляпа отвечает за свой режим мышления.  

Красная шляпа - эмоции, интуиция, чувства человека. Когда человек надевает эту шляпу, он не должен давать объяснений своим эмоциям, он только обозначает , проговаривает : « Какие у меня по этому поводу возникли чувства».

Черня шляпа- критика, недоверие, осторожность « Какие препятствия могут  быть на пути? В чем недостатки? Сработает ли это?».

Желтая шляпа -поиск положительных сторон, преимуществ: « Почему это стоит сделать? Что хорошее, положительное я вижу в этой затее, ситуации?».

Зелёная шляпа - различные новые идеи, предложения, творчество: Какие альтернативы данному решению , данной ситуации? Что ещё можно сделать?».

Ведущий: «Я попрошу Вас , уважаемое жюри  высказать своё мнение о сегодняшней нашей  работе применяя игровой метод « Цветных шляп». 

хочу напомнить ещё раз ,  что означает цвет каждой из лежащий перед вами шляп.  

И так вопросы для вхождения в роль  в той или иной шляпе.

Красная шляпа–  

Какие чувства вы испытываете просмотрев нашу работу ?  

Желтая шляпа-  

Есть ли  положительные стороны  в  нашей  сегодняшней работе?

 Черная шляпа

Что не получилось?  

Зелёная шляпа  

Можете ли вы дать совета для улучшения  дальнейшей  нашей  работы по данной теме.  

Синяя шляпа

 Какой можно сделать вывод?   

 

Ведущий:  

Вывод « Успешное решение задач трудового воспитания  во многом зависит от педагога - от его мастерства, от его культуры труда. Под последним  следует понимать умение  работать с детьми ,организовывать их трудовую деятельность.»

Рекомендации воспитателям по организации трудовой деятельности с детьми разновозрастной группы

При организации трудовой деятельности воспитателю :

  1. Необходимо научиться планировать свою работу; уметь ориентироваться в программном материале  всех возрастных групп;  иметь представления о каждом воспитаннике, об уровне его трудовой и нравственной  подготовки.
  2. Планируя элементарную  трудовую деятельность в  разновозрастной группе  следует помнить , что здесь нет жесткой необходимости  делить детей на возрастные подгруппы и дифференцированно организовывать их труд,  по возможности подключайте малышей к старшим с помощью индивидуальных или групповых поручений. За основу берите  содержание труда детей старшего возраста.
  3. Следует добиваться , чтобы работа старшего дошкольника была для младшего по возрасту ребёнка образцом.  Для  этого необходимо хорошо знать возможности детей, предвидеть . чему они смогут подражать, чему способны научить друг друга.
  4.  Работа должна быть организованна так,  чтобы  каждый ребёнок участвовал с желанием , проявлял инициативу, чувствовал, что трудовая деятельность  – это та деятельность, которой , кроме  него , никто заняться не может.
  5.  Независимо от вида  труда  и возраста детей должно  быть  наличие игровой мотивации как побуждение к труду  , так как именно игра  в дошкольном  возрасте служит основным мотивационным и эмоциональным стимулом для возникновения любого другого вида деятельности  детей, будь то общение , труд или обучение.
  6. Для того , чтобы получать положительные эмоции в процесс работы должно быть четкое соблюдение методических требований по  организация труда для детей всех возрастов ,   правильная . целесообразная организация  рабочих моментов.
  7. Необходимо  относиться к труду детей серьезно . Дети должны знать, чувствовать и получать подтверждение тому, что они делают.
  8.  Для подкрепления мотивации и для поддержки необходимо одобрение взрослого как установка на положительный результат проделанной работы . Ни в коем случае трудовая деятельность ни должна обесцениваться : сделал или не сделал то , что просили , всё равно хорошо..
  9.  Всегда должна быть уместна адекватная оценка действий детей как можно чаще хвалите детей: похвала- прекрасный стимул для них .
  10. Чтобы умение трудиться перешло в навык и привычку,  соблюдайте принцип системности и систематичности.  
  11.  Помните , что руководство трудовой деятельностью в разновозрастной группе требует от воспитателя педагогического такта, умения учитывать непосредственные побуждения и стремления ребёнка , уважения его личности.
  12.  Для детей всегда несомненным авторитетом является воспитатель, поэтому давайте старшим детям выполнении обязанностей взрослого: проверить как младшие дети вымыли руки, повесили одежду в шкаф, убрали игрушки.
  13.  Относитесь к выполнению трудовой деятельности детей с искренней увлеченностью.  Ведь дети дошкольного возраста очень  чувствительны к эмоционально-психологическому настрою взрослого. Поэтому ребёнок , который видит педагога вечно скучающим, пассивным, утомленным, не проявляющим особого интереса к трудовой деятельности детей, вряд ли будет включаться в работу с удовольствием. Только при условии искренней увлеченности и включенности воспитателя в трудовое занятие детей возложен их положительный настрой.

Вывод : Если дети получают от труда положительные эмоции: удовольствие , гордость, радость – то  со временем у них сформируется  отношение  к труду как к чему –то полезному, светлому, приятному и радостному.  Очень важно научить детей завязывать шнурки, убирать игрушки, вытирать пыль, поливать цветы. Но не менее важно и перспективно научить детей испытывать радость  от того , что он это умеет, делает и получает достойный своих усилий  результат.

 Давайте  научим  наших детей радоваться труду. А мы будем радоваться тому , что  они растут умными , весёлыми. воспитанными и трудолюбивыми.

Заключение    

Уважаемые педагоги!  

И в заключении я хочу сказать, следующее:

«Если вы идете  на работу как на праздник, если вам нравиться , когда глаза детей блестят, если вы получаете от общения с детьми максимум удовольствия., если вы всегда в поиске ключей к творчеству- значит вы на своём месте!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование организации и руководства трудовой деятельностью в подготовительной группе

планирование представлено в виде отдельных карточек по месяцам. Удобно в оформлении и использовании....

Мастер - класс "Формирование основ социального и правового сознания как одно из условий повышения самооценки дошкольников и уверенности в себе"

«Для того, чтобы воспитать человека, годного для будущего,надо воспитывать его,  имея в виду вполне совершенного человека,- только тогда воспитанник будет достойнымчленом того поколения, в которо...

«Трудовая деятельность, как условие формирования социальной компетенции дошкольника»

Среди значимых сегодня направлений в работе дошкольного образовательного учреждения как воспитательной организации выделяется трудовое воспитание детей. Труд обогащает социальный опыт ребенка. Овладев...

Мастер-класс на тему «Порисуем вместе с мамой» с родителями детей первой младшей группы как средство повышения педагогической компетенции родителей.

Познакомить родителей с приемами и способами нетрадиционного рисования с детьми; научить использовать знания и умения в работе с детьми в домашних условиях...

Организация самостоятельной деятельности в условиях разновозрастной группы

В разработке раскрыта роль воспитателя в разновозрастной группе, формы руководства игровой деятельностью детей, методы активизации самостоятельной деятельности, приемы, способствующие воспитанию умени...

Мастер-класс для педагогов по теме: «Развитие социальных навыков и навыков самообслуживания у детей с 1.6 до 3 лет в условиях разновозрастной группы»

Цель: показать роль педагога в практическом применении социальных навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста...