Проект "Моя малая Родина"
учебно-методический материал (младшая группа)

Гольченко Ирина Александровна

Патриотическое воспитание младших дошкольников по-прежнему сохраняет свою актуальность. Поэтому данная работа включает целый комплекс задач: воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу; формирование бережного отношения к родной природе и всему живому

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого формируется индивидуально. Одним из ведущих факторов формирования патриотического сознания детей является воспитание любви к самому близкому окружению ребёнка – семье, дому, детскому саду и своему посёлку, своей Родине.

Целенаправленное ознакомление ребёнка с родным краем- это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился и живёт.

Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям- к матери, отцу, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом ближайшем окружении. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.       И хотя многие впечатления ещё неосознанны им глубоко, но пропущены через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности.

Любовь к родному краю, к своей маленькой Родине не возникает у ребёнка само собой, а с самого раннего возраста необходимо формировать чувство любви и уважения к тому месту, где живёт ребёнок.

Поэтому проблема формирования разносторонней и полноценной личности в условиях детского сада приобретает особое значение.

Проблемное поле проекта: недостаточность представлений о том, что такое малая Родина.

Педагогические технологии, методы и приемы:                                              Наглядные: наблюдения, демонстрации сюжетных и предметных картин, иллюстраций.                                                                                                       Словесные: беседы, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы о селе, о природе.

Практические: изготовление альбома "Наша семья", "Мое село - Сакмара".

Цель: систематизировать знания ребёнка о родном поселке

Задачи:  

1. Формировать представление детей о родном поселке.

2. Формировать у детей представление о семье, положительное отношение к детскому саду.

3. Развивать внимание, память, мышление, наблюдательность.

4. Развивать игровые, познавательные, речевые способности детей.

5. Продолжать расширять и активизировать словарный запас по данной теме.

6 .Воспитывать интерес и любовь к родному краю, умение видеть прекрасное и гордиться.

Проектная карта

Планируемые результаты:                                                                                                         Личностные качества: имеет первичные представления о своем поселке, о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу; воспитан интерес и любовь к родному краю; сформировано положительное отношение к детскому саду.

Интеллектуальные качества: ребенок проявляет интеллектуальную активность, испытывает интерес к событиям, находящимся за рамками личного опыта; развиты игровые, познавательные, речевые способности детей; внимание, память, мышление, наблюдательность.

Физические качества: проявляет интерес к физическим упражнениям и подвижным играм; ребенок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.    

 Сценарий совместной деятельности по решению задач

Дети второй младшей группы

Продуктивная деятельность в процессе ООД

Участие в итоговом мероприятии

Воспитатели

Проведение ООД по тематике проекта

Подготовка итогового мероприятия

Родители

Участие в оформлении альбомов "Наша семья", "Мое село -  Жилгородок".

 

Итоговое мероприятие:

Описание продукта, полученного в результате проекта: изготовление альбомов "Наша семья", "Мое село - Жилгородок"

Вид  проекта: групповой, познавательный.

Состав  участников: дети группы раннего возраста, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.                                                                                                       Взаимодействие образовательных областей:

Название образовательной области

Содержание (краткое)

Цели

1.

Познавательное развитие

Цикл ежедневные наблюдения во время прогулок

Расширение у детей знаний о родном поселке. Активизация внимания, памяти детей, развитие логического мышления, умения анализировать, сравнивать. Развитие любознательности.

2.

Речевое развитие

Чтение художественной литературы, беседы с детьми, дидактические игры

Расширение и активизация словаря детей по данной теме, развитие речевого творчества, развитие связной грамматически правильной речи. Обогащение словарного запаса.

3.

Социально-коммуникативное развитие

Игра-драматизация

Обогащение игрового опыта; умение детей соблюдать правила, связанные с ролью. Развитие эмоциональной отзывчивости. Развитие навыка общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

4.

Художественно-эстетическое развитие

Разучивание песен и танцев, изготовление поделок

 Формирование интереса и потребности в чтении. Развитие продуктивной деятельности детей; развитие детского творчества; развитие эстетического восприятия.

5.

Физическое развитие

Подвижные игры, пальчиковая гимнастика

Развитие двигательной активности. Развитие координации движений, мелкой моторики.

        

Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта:  

Консультация для родителей с целью знакомства с темой, задачами проекта, содержанием работы.

Чтение художественных произведений о маме, папе, бабушке, дедушке, семье, праздниках.

Подбор иллюстраций и сюжетных картинок по теме проекта.

Подбор стихотворений по теме проекта.

Подбор фотографий на тему: «Наша семья», «Моё село – Сакмара».

Заучивание стихов, потешек.

Пальчиковые игры «Моя семья…», «Этот пальчик в лес пошёл…» и др.

Знакомство с пословицами, поговорками о членах семьи, о Родине.

Чтение русских народных сказок, потешек.

                         

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:                                                            

Для педагога:

Ноутбук, сюжетные картинки по теме проекта.

Для детей:

Сюжетные картинки, атрибуты для игр, гуашь, пластилин, цветная бумага.

Планируемое время на реализацию проекта по этапам: 1 неделия (сентябрь 2018)

Этап

Содержание деятельности

Сроки

1.

Поисковый

Подбор и анализ литературного, иллюстративного, игрового и видео материала по теме.

17.09

2.

Аналитический

Анализ собранной информации и планирование практической деятельности по созданию продукта.

17.09

3.

Практический

Рассматривание иллюстраций и фотографий по теме.

Чтение стихотворений А. Барто "Мама", "Разлука".В. Степанов «Что мы родиной звали»«Наш дом",И. Суриков «Вот моя деревня»,"Моя бабушка», С. Капутикян; «Мой дедушка», Р. Гамзатов; «О мальчиках и девочках», С. Маршак; Э. Шим «Где наша деревня».

Заучивание потешек «Котик-коток», «Кошка Мурка», «Сорока-ворона».

Дидактические игры «Назови ласково», «Назови по имени», "Что нам стоит дом построить", "Что такое хорошо и что такое плохо", "Чудесный мешочек".

Пальчиковые игры "Моя семья", "Этот пальчик в лес пошел", "Это я".

Лепка

Рисование

Аппликация

17.09-21.09

4.

Презентационный

Подведение итогов проекта.

21.09

5.

Контрольный

Анализ проведенных мероприятий по теме проекта, обобщение.

21.09

 Организационные формы работы над проектом:

Формы работы

Название/тема

Сроки

1.

Организованная

образовательная деятельность

Рисование "Яблочко с червячком"

Аппликация "Веревочки для воздушных шариков"

2.

Наблюдение

Наблюдение за птицами

Наблюдение "Дети на соседнем участке играют"

18.09

20.09

3.

Самостоятельная работа детей

Рассматривание иллюстраций, дидактически игры

17.09-21.09

4.

Взаимодействие с родителями

Привлечение родителей к изготовлению альбомов "Наша семья", "Моё село - Сакмара".

5.

Групповое обсуждение

Беседа "Что такое Родина?"

Беседа "Поселок, в котором я живу"

Беседа «Мои друзья»

Беседа «Что значит любить родителей?»

Беседа «Моя группа»

17.09

18.09

19.09

20.09

21.09

6.

Дидактические игры

«Назови ласково», «Назови по имени», "Что нам стоит дом построить", "Что такое хорошо и что такое плохо", "Чудесный мешочек".

17.09-21.09

7.

Рассматривание иллюстраций

Рассматривание сюжетных картинок по теме "Моя семья", "Детский сад"

17.09-21.09

8.

Подвижные игры

"У медведя во бору", "Зайка серенький сидит", "Солнышко и дождик"

17.09

9.

Восприятие художественной литературы

Чтение стихотворений А. Барто "Мама", "Разлука".В. Степанов «Что мы родиной звали»«Наш дом», И. Суриков «Вот моя деревня», "Моя бабушка», С. Капутикян; «Мой дедушка», Р. Гамзатов; «О мальчиках и девочках», С. Маршак. 

17.09-21.09

Форма проведения итогового мероприятия:

Мероприятие проводится музыкальным руководителем, воспитателями и детьми группы раннего возраста. Дети совместно с воспитателями поют песни, танцуют, участвуют в играх.

Используемая литература:

1.Гербова В.В. “Конспекты занятий по развитию речи в младшей разновозрастной группе: 2-4 года”. 2002.

2. Картушина М.Ю. “Конспекты логоритмических занятий с детьми 23-4 лет”.       2008.

  1. Никитина А.В. “20 лексических тем: пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки, потешки для детей 2-3 лет”. 2009.
  2. Нищева Н.В. “Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики”. 2010.
  3. Смирнова Л.Н. “Развитие речи у детей 3-4 лет”. 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня  одна  из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...

Альбом для ознакомления детей с малой Родиной «Моя малая Родина - Сходня»

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где ро­дился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоен...

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...

Башарова Светлана Явдатовна, «Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины» (поэт, композитор, художник малой Родины) возрастная группа: подготовительная, 6-7лет Россия, Республика Татарстан, Агрызский

Башарова Светлана Явдатовна,«Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины»(поэт, композитор, художник малой Родины)возр...

«Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»

Тема: «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»Цель: расширять представления детей о родном крае, ...

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей» Тема: «Моя малая Родина»

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотическоговоспитания детей» Тема: «Моя малая...