Развитие коммуникативных навыков у младших дошкольников
учебно-методический материал (младшая группа)

Гольченко Ирина Александровна

Развитие коммуникативных навыков у дошкольника занимает ведущую роль,  ведь общение — обязательный атрибут развития любой человеческой личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальная бюджетная дошкольная

образовательная организация «Солнышко»

Тема по самообразованию
воспитателя младшей группы Гольченко И. А.
«Развитие коммуникативных навыков младшего дошкольного возраста»

2015- 2016г. Г.

План работы воспитателя по самообразованию


Актуальность темы: формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.
Проблема коммуникативных способностей традиционно находится в центре внимания отечественных педагогов. Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить.

Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем, умеющих вербально и невербально, грамотно и смело выражать свои мысли.

Коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр.

Цель: развитие основных коммуникативных умений, которые пригодятся детям в реальном общении;

понимать эмоциональное состояние другого человека соответственно на это реагировать;        
использовать прямую и косвенную речь;

 уметь общаться со взрослыми и сверстниками;

Задачи:

1. Воспитывать доброжелательное и заботливое отношение к людям.

2. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим.

3. Способствовать социально-нравственному развитию.

4. Способствовать сплоченности действий и возникновению чувства общности.

5. Учить контролировать свое поведение в общении с другими людьми.

Реализация:
Организация занятий с детьми.
Проведение мероприятий по плану.

Составление перспективного плана работы.

Подбор методического оснащения.

Создать картотеку игр по психогимнастике, пальчиковых игр, сюжетно-ролевые игры.

Консультация для воспитателей «Использование игровых приемов на занятиях» , «Использование приемов психогимнастики», консультация для родителей «Использование игровых приемов».

Овладение детьми способностью самостоятельно бесконфликтно взаимодействовать в игре со сверстниками. Умению договариваться между собой с поиском компромиссного решения, согласовывать свои действия с действиями сверстников при достижении игровой цели.

Обобщение опыта работы по теме.

Перспективный план по работе в младшей группе по программе «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС с учетом тематического планирования


Учебно- методическая разработка

Дата

Содержание

Цель

Ноябрь «Неделя единства и согласия»

2 неделя

Игра «Я липучка-приставучка»

Развитие коммуникативных навыков

«Неделя здоровья»

3 неделя

Игра «Поварята»

Развитие коммуникативных навыков

4 неделя

Игра «Я змея, змея, змея…»

Развитие коммуникативных навыков

Декабрь «В гостях у елочки»

1 неделя

Разминка «Поезд»

Развитие коммуникативных навыков

2 неделя

Упражнение «Подарок от Деда Мороза»

Развивать умение слушать друг друга, описывать свои чувства

«Новый Год»

3 неделя

Пальчиковая игра «На дворе мороз и ветер»

Переключение внимания, улучшение координации и мелкой и общей моторики, развивать ловкость.

4 неделя

Хоровод «В лесу родилась елочка»

Развитие чувства общности, выразительности движений, снятие эмоционального напряжения.

Январь «Зимние забавы»

1неделя

Пальчиковая игра «Мы во двор гулять ходили»

Переключение внимания, улучшение координации и мелкой и общей моторики, развивать ловкость.

2 неделя

Упражнение «Кулачки»

Расслабление мышц и освоение позы покоя.

«Зимняя Олимпиада»

3 неделя

«Веселое перевоплощение»

Учить детей умению перевоплощаться в предметы и животных, изображая их с помощью пластики, мимики, жестов.

4 неделя

Упражнение «Снеговик»

Развитие выразительности движений, воображения, снятие эмоционального напряжения.

Февраль «Неделя папы»

1 неделя

Упражнение «Поделись своим теплом»

Развитие эмоционально-волевой сферы личности ребёнка, доброжелательности, взаимопомощи.

2 неделя

Упражнение «Назови себя»

Учить детей представлять себя коллективу.

«День защитника Отечества»

3 неделя

Игра «Поезд»

Развитие коммуникативных навыков

4 неделя

Сюжетно-  ролевая игра «Принимаем гостей»

Сплотить детей, учить действовать слажено, вежливо разговаривать друг с другом; учить правильно здороваться и прощаться с взрослыми; воспитывать желание сделать что – то приятное.

Март «Неделя семьи»

1 неделя

Игра «Солнечные зайчики».

Развивать умение управлять своими эмоциями, воспитывать дружелюбное отношение детей друг к другу. Развивать атмосферу тепла, любви и ласки.

2 неделя

Игра «Хоровод»

Развитие чувства общности, выразительности движений, снятие эмоционального напряжения

«Народные традиции»

3 неделя

Упражнение «Котята»

Коррекция психо-эмоциональной сферы ребёнка, расслабление мышц, освоение позы покоя

4 неделя

Сюжетно-ролевая игра «В автобусе едет семья»

развивать вежливое обращение друг к другу и к взрослым, развивать взаимопомощь

Апрель «Весна красна»

1 неделя

Пальчиковая игра «Муку в тесто замесили»

Переключение внимания, улучшение координации и мелкой и общей моторики, развивать ловкость.

2 неделя

Игра «Подарок на всех»

Развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива

«Неделя Земли»

3 неделя

 Игра «Коврик примирения»

Развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.

4 неделя

Игра «Через стекло»

Развивать мимику и жесты.

Май «Неделя Мира»

1 неделя

Хоровод «Заинька»

Развитие чувства общности, выразительности движений, снятие эмоционального напряжения

2 неделя

Игра «Ау»

Развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия

«»

3 неделя

Игра «Я змея, змея, змея…»

Развитие коммуникативных навыков

4 неделя

Игра «Я липучка-  приставучка…»

Развитие коммуникативных навыков

Приложение
Игра «Змея»

Дети становятся в разных местах комнаты. Ведущий начинает ходить и приговаривать: «Я змея, змея, змея, я ползу, ползу, ползу. Хочешь быть моим хвостом?» Если ребёнок соглашается, он должен проползти у ведущего между ног и стать сзади. Игра продолжается до тех пор, пока в «змею» не соберутся все желающие.

Игра «Липучки»

Все дети передвигаются по комнате. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников. При этом припевают (приговаривают): «Я - липучка –  приставучка, я хочу тебя поймать». Каждого пойманного ребёнка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей «липучей» компании. Затем они вместе ловят других детей.

Разминка «Паровозик»

Участники сидят в кругу. Ведущий двигается вокруг детей, имитируя движение паровозика. Затем останавливается возле кого-нибудь и говорит: «Здравствуй,… Поехали со мной». Ребёнок, которого выбрали, становится впереди. игра продолжается до тех пор, пока в «паровозик» не соберутся все дети.

Игра «Поварята»

Все встают в круг - это кастрюля. Сейчас будем готовить компот.  Каждый участник придумывает,  каким фруктом он будет (яблоко, вишня, груша) Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя встаёт в круг, следующий участник, вставший, берёт за руки предыдущего. Пока все компоненты не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусный и красивый компот. Таким способом также можно сварить суп или  сделать винегрет.

Упражнение «Подарок от Деда Мороза»

Цель: Развивать умение слушать друг друга: описывать любимую игрушку, отмечая её выражение, настроение, свои чувства к этой игрушке.

Ребёнок выбирает игрушку, которая ему больше всего нравится и которую он будет описывать, но не называет её другим детям. Ребёнок начинает её описывать, а остальные дети угадывают.

Упражнение «Поделись своим теплом»

Цель: Развитие эмоционально-волевой сферы личности ребёнка, доброжелательности, взаимопомощи.

Предложить детям найти своё сердце, прижав обе ладони к груди, и прислушаться, как оно стучит. Затем каждый должен представить, что у него вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Тёплый свет его разливается по телу. Его так много, что он не помещается в груди. Воспитатель предлагает поделиться этим теплом с другими. Дети прикасаются  друг к другу со словами: я хочу поделиться с тобой своим теплом. Затем дети делятся своими ощущениями.

Упражнение «Назови себя»

Цель: Учить детей представлять себя коллективу.

Ребёнку предлагается представить себя. Назвать своё имя, как ему больше нравится, рассказать, как называют его дома, как он хотел бы, чтобы его называли в группе и почему.

Игра «Веселое перевоплощение»

Цель: Учить детей умению перевоплощаться в предметы и животных, изображая их с помощью пластики, мимики, жестов.

Дети по очереди загадывают определённый «образ», изображают его, не называя. Остальные пытаются отгадать, давая словесный портрет.

Или перевоплощаются по сигналу воспитателя.

Упражнения «Кулачки»

Цель: Расслабление мышц и освоение позы покоя.

Сжать пальцы рук в кулак, руки на коленях, косточки побелели от напряжения. Воспитатель говорит детям: «Нам так сидеть не удобно, расслабьте руки, они устали, отдыхаем. Легко и приятно стало.» Повторить это упражнение несколько раз со словами:

Руки на коленях, кулачки сжаты,

Крепко с напряжением пальчики прижаты.

Пальчики сильней сжимаем, отпускаем расслабляем.

Знайте девочки и мальчики, отдыхают наши пальчики.

Игра «Солнечный зайчик»

Цель: Развивать умение управлять своими эмоциями, воспитывать дружелюбное отношение детей друг к другу. Развивать атмосферу тепла, любви и ласки.

Воспитатель с зеркалом показывает «солнечного зайчика». Предлагает детям его поймать и передать по кругу, чтобы каждый приласкал его, согрел его своим теплом. Воспитатель обращает внимание на то, что «зайчик» вырос от тепла и любви. Зайчика выпускают.

Упражнение «Снеговик»

Цель: Развитие выразительности движений, воображения, снятие эмоционального напряжения.

Все дети изображают снеговиков. По команде воспитателя «Наступила весна», «снеговики» начинают таять. Дети расслабляются, тело обмякает и дети постепенно опускаются на пол.

«Хоровод»

Цель: Развитие чувства общности, выразительности движений, снятие эмоционального напряжения.

Дети встают в круг и по команде воспитателя показывают, двигаясь друг за другом, печального зайчика, злого волка, сердитого медведя, задумчивую сову, виноватую лису, счастливую ласточку.

Упражнение «Котята»

Цель: Коррекция психо-эмоциональной сферы ребёнка, расслабление мышц, освоение позы покоя

Дети лежат на ковре, свернувшись «клубочком» с закрытыми глазами. Воспитатель говорит слова:

На ковре котята спят. Мур - мур.

Просыпаться не хотят. Мур – мур.

Тихо спят спина к спине

И мурлыкают во сне.

Вот на спинку все легли. Мур – мур. (Дети выполняют)

Лапки вытянули. Мур – мур.

Потянулись и проснулись.

«Ау!»

(авторы — О. Хухлаев. О. Хухлаева)

Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.

Возраст: 3-4 года.

Количество играющих: 5-6 человек.

Описание игры: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кри­чит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хо­рошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.

Сюжетно- ролевая игра «Уложим кукол спать» (5 — 7 минут).

Цель: воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающим; использовать в речи ласковые слова.

Роли: куклы, дети.

Ход игры: В гости к детям приходят куклы. Они знакомятся с ними, играют, угощают чаем с печеньем. Дети и не заметили, как пришла пора куклам отдохнуть. Дети умывают кукол, укладывают их в кроватки, по возможности рассказывают сказку, поют колыбельную, желают приятных снов.

Сюжетно- ролевая игра «Кукла Катя заболела» (5 — 7 минут).

Цель: воспитывать у детей умение сопереживать, заботиться об окружающих; учить поддерживать небольшой диалог.

Роли: кукла Катя, доктор, мама куклы.

Ход игры: кукла с завязанным горлом лежит в постели. Педагог спрашивает детей о том, что могло случиться с куклой? Почему она не встает с постели? Почему у нее завязано горло? Выслушивает ответы детей, дает комментарии по поводу них, затем уточняет, знают ли дети, что надо делать, когда кто-то заболел? Кто лечит детей и взрослых? Предлагает детям подумать и сказать, кого надо вызвать к больной кукле. Дети, с помощью воспитателя, распределяют между собой роли.

Приходит врач с медицинской сумкой, в халате и колпаке. Взрослый помогает развернуть диалог мамы и врача о болезни куклы. Затем врач измеряет температуру, слушает, смотрит горло, дает рекомендации по лечению (пить таблетки, полоскать горло). Взрослый помогает врачу-ребенку вести диалог с куклой и мамой. Мама дает дочке таблетки, питье. Ласково разговаривает с дочкой. Педагог помогает ребенку вести беседу с куклой, выполнять игровые действия

Сюжетно- ролевая игра «Принимаем гостей» (7 – 10 минут)

Цель: сплотить детей, учить действовать слажено, вежливо разговаривать друг с другом; учить правильно здороваться и прощаться с взрослыми; воспитывать желание сделать что – то приятное.

Роли: дети, дети–гости.

Ход игры: воспитатель объявляет детям: «Ребята сегодня к нам придут гости!». Выбирает, по желанию, 2-3 ребенка на роль гостей. «Как мы их будем встречать? Правильно, мы будем их угощать. А еще нам нужно навести порядок в группе, приготовить чай, испечь пирог». Дети накрывают на стол, моют посуду, вытирают пыль, пылесосят, кто-то идет в магазин за продуктами для пирога. Приходят гости, дети встречают их, помогают раздеться, приглашают за стол, угощают. Воспитатель помогает построить диалог между детьми.

Сюжетно- ролевая игра «В автобусе едет семья» (7 – 10 минут)

Цель: развивать вежливое обращение друг к другу и к взрослым, развивать взаимопомощь.

Роли: шофер автобуса, кондуктор, мама, папа, дети.

Ход игры: Дети, с помощью воспитателя, заранее распределяют роли. Договариваются, зачем и куда едут, на какой остановке выходят. По ходу игры, воспитатель подсказывает, кому надо уступать место; как должен вести себя папа (пропускать маму вперед, подать руку, поддержать на выходе). Кондуктор вежливо просит оплатить проезд, продает билеты пассажирам, благодарит пассажиров за оплаченный проезд. Пассажиры обменивают жетончики на билетики, благодарят кондуктора. Шофер объявляет остановки: магазин, детский сад, больница и так далее.

Игра «Подарок на всех»

Цель: развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.

Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик- Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Лети, лети лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.

Вели, чтобы…

В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

«Коврик примирения»

Цель: Развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.

Придя с прогулки, воспитатель сообщает  детям, что два мальчика сегодня поссорились на улице. Приглашает противников  присесть  друг против друга на «Коврик примирения», чтобы выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Эта игра используется и при обсуждении  «Как поделить игрушку».

Игра «Разговор через стекло»

Цель: развить умение мимику и жесты.

Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение “Через стекло”. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показать (например, “Ты забыл надеть шапку”, “Мне холодно”, “Я хочу пить…”), а другой группе отгадывать то, что они увидели. Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение “Через стекло”. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показать (например, “Ты забыл надеть шапку”, “Мне холодно”, “Я хочу пить…”), а другой группе отгадывать то, что они увидели.

Хороводная игра «Заинька»

Ты куда это косой,

По снежку идешь босой?

На дворе теперь мороз-

Отморозишь нос и хвост.

Я мороза не боюсь-

К деткам в садик тороплюсь.

В детский сад меня позвали-

Поплясать в нарядном зале.



Предварительный просмотр:

Отчет

по самообразованию


на тему:

«Развитие коммуникативных навыков детей младшего возраста через игру».

                                                        Воспитатель: Гольченко И. А.

В дошкольном возрасте игра занимает центральное место в жизни ребенка и представляет собой важнейшую форму его активности.

Родители дошкольников жалуются, что те все еще не научились читать или считать. Но ни один родитель не пожаловался, «что их ребенок не умеет играть», а это, по мнению психологов, более тревожный показатель в развитии ребенка.

Игра не приходит сама собой. Игре надо учить, и дети нуждаются в образцах и сюжетах. Только в процессе целенаправленного формирования игра достигает того уровня развития, который позволяет ей выполнить функции ведущей деятельности, создает благоприятные условия для психического развития ребенка.

                «У ребёнка есть страсть к игре, и её надо удовлетворять. Надо не только дать ему вовремя  поиграть, но и пропитать игрой всю его жизнь»                                    

А.С.Макаренко    

В. А. Сухомлинский писал: "Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он -  засушенный цветок"     

 Актуальность работы заключается в следующем:

   Основная цель обучающей игры – учить ребенка осваивать человеческие взаимоотношения, игровые действия, развивать сюжет с помощью взрослого и самостоятельно.  Цель:

-формирование у детей способов поведения в отношении с другими людьми

-развитие коммуникативных навыков и социальной активности дошкольников.

Задачи:

1.        Пробуждение интереса к игре.

2.        Обучение игровым действиям.

3.        Развитие эмоциональной сферы.

4.        Развитие психических процессов.

5.        Формирование функций имитирования, соотнесения, осмысле¬ния, замещения.

6.        Развитие речи.

7.        Формирование первичных навыков коммуникации в игре.

 Средства:

- совместная деятельность воспитателя с детьми (взрослый проделывает все действия и упражнения, произнося все игровые слова)

- самостоятельная деятельность детей (дети выполняют движения, произнося слова; взрослый читает слова, а дети выполняют движения; дети выполняют все сами без помощи взрослого)

- предметно-развивающая среда (настольно- печатные игры, куклы, предметы заместители, строительный материал).

Методы:

- словесные

- наглядные

- практические

- игровые.

 Особый интерес вызвала у меня  тема «Особенности общения и развития личности ребенка».

 Изучив эту тему, я поняла,  что проблема общения, его роль в формировании личности ребенка очень актуальна и важна на данный момент.

Именно ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру.

Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно.

С самого рождения ребенок постепенно овладевает социальным опытом через эмоциональное общение со взрослыми, через игрушки и предметы, окружающие его, через речь.

Самостоятельно постичь суть окружающего мира – задача, непосильная для ребенка.

Ведь именно первые шаги в его социализации совершаются при помощи взрослого. В связи с этим и возникает проблема – проблема общения ребенка с другими людьми.

Ведь к дошкольному возрасту у ребенка уже имеется опыт общения со взрослыми и сверстниками, но преобладает непроизвольный характер поведения.

Я считаю, что для этого лучше использовать игру, которая играет формирующую и корригирующую роль для личности ребенка при возникновении конфликтов в общении со взрослыми и сверстниками.

Применение игры как терапевтического средства отечественными психологами основывается на теории игры Л.С Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б.Эльконина.

Благодаря игре личность ребенка совершенствуется.

Я считаю что мы должны применять игротерапию для обучения детей отношению друг с другом, со взрослыми, а также в качестве коррекции при нарушениях общения.

Диагностика на  начальном этапе показала результаты:

высокий-

средний-

низкий-

Были использованы следующие игры:

«Вежливые слова», «Давайте знакомиться»

«Ладушки», «Я пеку-пеку», «Перелетные птицы», «Домашние животные», «Вышла курочка гулять», «Мы во двор гулять ходили…», «Игрушки», «Муку в тесто замесили»

Сюжетно-ролевые игры «Дочки матери», «Парикмахерская», «Доктор», «Автобус», «Поезд», «Семья»

Игра драматизация «Теремок», «Рукавичка», «Репка»

Диагностика на контрольном этапе показала результаты:

высокий-

средний-

низкий-

Перспективы:

-продолжить занятия по развитию  коммуникативных средств: образно-жестовые, вербальные, мимические, интонационные;

-занятия по коммуникативному развитию детей в рамках раздела  «Развитие речи».

Вывод:

Эта тема мне очень интересна, она актуальна в нынешнее время. Важное место занимает общение ребенка со взрослым. Общение осуществляется с помощью взгляда, жеста, слова, через другого человека. Эта тема помогла мне повысить свою квалификацию и профессионально самосовершенствоваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ: «Работа с родителями по формированию коммуникативных навыков у младших дошкольников через сюжетно – ролевую игру»

Проект «Работа с родителями по формированию коммуникативных навыков у младших дошкольников через сюжетно-ролевую игру» Семья – главная и почти единственная школа воспитания....

Фото отчет по проекту: «Работа с родителями по формированию коммуникативных навыков у младших дошкольников через сюжетно-ролевую игру»

Обоснование  актуальности  проекта. Сюжетно-ролевая игра - это деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста: в ней происходит ориентация в отношения...

Коммуникативная культура: аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников

Коммуникативная культура: аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников...

Коммуникативная культура: аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников

Коммуникативная культура: аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников...

Коммуникативная культура аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников

Коммуникативная культура аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников...

Формирование коммуникативных навыков у младших дошкольников

Коммуникативные навыки – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая. - Читайте подробнее на...

Коммуникативная культура аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников

Актуальность данной темы заключается в сложившейся современной ситуации. Всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, с несформированностью нравственно-эмоционально во...