«Реализация национально-регионального компонента в ДОУ с помощью технологии ЛЭПБУКа»
статья (средняя группа)

Круглова Людмила Валерьевна

Предварительный просмотр:

СЛАЙД №1

«Реализация национально-регионального компонента

 в ДОУ с помощью технологии ЛЭПБУКа»

                                         

  Добрый день, коллеги!

Свое выступление мне бы хотелось начать с цитаты В. А. Сухомлинского

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем

мире что-то одно, но открывать так, чтобы кусочек

жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы

ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться

к тому, что он узнал».

Сегодня государством поставлена задача – подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. В связи с этим перед нами педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. И для того чтобы соответствовать современным требованиям, педагогам дошкольной образовательной организации необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности. Так, им важно научиться адекватно реагировать на происходящие изменения в сфере образования, уметь работать в команде единомышленников, грамотно и качественно организовывать воспитательно –образовательную работу с воспитанниками, эффективно выстраивать партнерское взаимодействие с их родителями для решения образовательных задач, самостоятельно осуществлять отбор содержания образования и адаптировать его с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей конкретной группы, ориентируясь на требования ФГОС дошкольного образования.

Одной из таких возможностей современного образования, которую я стала изучать и применять в своей работе, стала новая форма работы с детьми - «Лэпбук».

- Все знают, что такое ЛЭПБУК?

- А кто первым изобрел эту технологию?

     Лэпбук  (lapbook) – это сравнительно новое средство  из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко.  Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми.

- Как переводится эта технология с английского языка?

 СЛАЙД №2

 В дословном переводе с английского языка лэпбук  означает –  «наколенная  книга»  (lap  –  колени,  book  -  книга), или как его еще называют тематическая папка или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, на любую тему. Это книга, которую педагог собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы.  Это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.  Лэпбук интересен и полезен тем, что  в нем содержится методический и практический материал,  способствующий саморазвитию педагогов и повышению их профессиональной компетенции в соответствии с ФГОС ДО.

     Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения. Он помогает ребенку лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для закрепления материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное. Лэпбук хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно будут заняты несколько детей. Лэпбук  может  восприниматься дошкольниками как «сокровище», к которому интересно  возвращаться,  перелистывать  и пересматривать  информацию, вспоминая ее и аккумулируя в своей памяти.(фото всех ЛЭПБУКОВ)

Лэпбук развивает коммуникативные навыки, память, мышление, устную  речь, выражать свои мысли и желания, познавательный интерес.  И это просто интересно! Дошкольникам нужны эмоциональные, яркие и увлекательные занятия!

Первый свой ЛЭПБУК я, разработала в прошлом году в рамках проекта, который проходил в нашем детском саду по теме «Здоровым быть здорово!»,

 - С чего начала я.

СЛАЙД №3

Так как создание лэпбука содержит все этапы проекта:

СЛАЙД №4      1. целеполагание (выбор темы)

СЛАЙД №5      2. разработка лэпбука (составление плана)

СЛАЙД №6      3.выполнение (практическая часть) - Это сбор информации, наглядности, обработка материала. Занимает самое большое время.  У меня ушло на это 6 месяцев. Как все собрала, составила макет будущего лэпбука и оформила. Как оказалось, у меня нашелся единомышленник, которого тоже заинтересовала  эта технология. Денисова Вера Васильевна разработала ЛЭПБУК «Беседы о дружбе» готовясь к открытому мероприятию по развитию речи.

СЛАЙД №7       4. подведение итогов -  Мы представили свои папки на семинаре для педагогов, провели мастер – класс по изготовлению кармашков для лэпбука.

В этом году мы вышли с предложением разработать лэпбук по региональному  компоненту.

 В русле реализации ФГОС в практической деятельности с детьми учет регионального компонента рассматривается нами, как условие вариативности дошкольного образования, отражающая национальное или региональное своеобразие культуры. При организации образовательного процесса в группе   столкнулись  с проблемами: нехваткой наглядной информации; дидактического материала; доступности; систематизации.

СЛАЙД №8     

         Сегодня мы хотим представить вам наши наработки по этой теме: каждый педагог принял участие в сборе информации для изготовления лэпбука

СЛАЙД № 9 - 10       

(фото - материалы, легенды, культура и быт народов Алтайского края, сборники: пословиц и поговорок; стихотворений писателей нашего края, подвижных игр; картограф по краю и городу, символика городов края).

СЛАЙД №11       

 В подготовительной группе совместно с родителями был реализован проект «Красная книга Алтайского края». Дети готовили сообщения о животных и растениях,  занесенных в красную книгу. Под руководством Денисовой В.В. были изготовлены мини – книжки, которые мы сейчас представляем вашему вниманию.

Реализация регионального компонента предъявляет особые требования к организации, развивающей предметно - пространственной среды, одним из элементов которой выступают дидактические игры.    

СЛАЙД №12       

  Учитывая принцип «от близкого к далекому», первые знания дети получают о родном дошкольном учреждении. Для знакомства с помещениями детского сада, их назначением нами разработана дидактическая игра в виде (паззл) на кубиках.

 СЛАЙД №13       

 Не менее интересным пособием является дидактическая игра для детей 4-7лет «Собери картинку».

СЛАЙД №14       

Игра – домино «Наш город»

СЛАЙД №15       

"Мой любимый край".

Цель: развитие ценностного отношения к родному городу, краю, улицам, людям, которые в нём жили и живут, открытие личностных смыслов на материале истории родного края. (вывести на экран)

Ход игры:

Детям предлагают придумать как можно больше красивых слов, которые бы описывали родной край. "Я люблю свой край (город, деревню, поселок), потому что он (какой?) …"

-Ваня, давай поиграем:

- давай придумаем много красивых слов про свой город, край, поселок, деревню.

-Я люблю свой поселок потому что он красивый, чистый, уютный.

Альбина, а ты любишь свой поселок? Придумай красивые слова: родной!

Молодцы дети!

Динамическая пауза с  муз. сопровождением «Подвижная народная игра «Коза» (приглашаются участники, у которых стикеры  голубого цвета)

СЛАЙД №16       

 «Золотое кольцо края»

Дидактическое пособие предназначено для детей 5-7 лет

Цель: Игра предназначена развивать ценностное отношение к родному краю, знакомить детей с городами Алтайского края, их достопримечательностями и их геральдикой.

Ход игры:

Ребенок должен сопоставить картинки (герб и достопримечательность) в зонированную стрелку с городом к которому они относятся.

Предлагается интерактивная игра для педагогов (приглашаются участники, у которых  фотографии с розовыми  стикерами).

«Доскажи пословицу, поговорку» (о родине, о крае)

Пословицы – это настоящее богатство, оставленное нам в наследство. Они нас воспитывают, учат жить. Пословицы кратки, но богаты смыслом.

(предлагается игра для аудитории)

СЛАЙД №17       

«Путешествие по городу Рубцовску»

 (для следующей игры приглашаются участники, у которых стикеры салатового  цвета)

Игра, разработанная по технологии квест - городское ориентирование. Это приключение, как правило, игровое, во время которого участнику или участникам нужно пройти череду препятствий для достижения какой-либо цели. Цель данной игры придти первым к финишу. 

СЛАЙД №18 - 19     

Формированию представлений об архитектурных строениях города, зданиях и их назначении, памятниках и их месторасположении способствует дидактическая игра «Заколдованный город» (интерактивная игра со всей аудиторией)

Дидактическая задача: «расколдовать» город, т. е. соотнести силуэт здания с его изображением.

Цель: закрепить представления детей об архитектуре современных зданий и сооружений; познакомить с архитектурными особенностями города.

Ход игры:

Перед началом игры воспитатель проводит с детьми мини-беседу:

- Как называется наша страна?

- Как называется город, в котором вы живёте?

- Кто основал  наш город?

- Какие улицы города вы знаете?

- Как называется улица, на которой ты живёшь?

- Какие памятники нашего города вы знаете?

Воспитатель предлагает детям рассмотреть карточки с контурами зданий, затем фотографии этих же сооружений и сопоставить контуры с фотографиями. Например, контур здания театра - фотография здания театра.

Рефлексия проведенный работы:

У каждого участника на фотографии с обратной стороны находится стикер со словом «спасибо».

Словом – наречием оцените значимость нашего мероприятия (наречие можно заменить словом другой части речи) и закрепить на ЛЭПБУК (мольберт)

С -

П -

А -

С -

И -

Б -

О -


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Реализация национально-регионального компонента в ДОУ с помощью технологии ЛЭПБУКа » Подготовила: воспитатель Круглова Людмила Валерьевна

Слайд 2

ЛЭПБУК означает – «наколенная книга» ( lap - колени , book – книга)

Слайд 4

Выбор темы

Слайд 5

Составление плана

Слайд 6

Практическая часть

Слайд 7

Подведение итогов

Слайд 12

Дидактическая игра «Мой детский сад»

Слайд 13

Дидактическая игра «Собери картинку»

Слайд 14

Игра – домино «Наш город»

Слайд 15

Дидактическая игра "Мой любимый край» Цель: развитие ценностного отношения к родному городу, краю, улицам, людям, которые в нём жили и живут, открытие личностных смыслов на материале истории родного края .

Слайд 16

«Золотое кольцо Алтайского края»

Слайд 17

«Доскажи пословицу, поговорку» Пословицы – это настоящее богатство, оставленное нам в наследство. Они нас воспитывают, учат жить. Пословицы кратки , но богаты смыслом.

Слайд 18

«Путешествие по городу Рубцовску» Игра, разработанная по технологии квест - городское ориентирование. Это приключение, как правило, игровое, во время которого участнику или участникам нужно пройти череду препятствий для достижения какой-либо цели. Цель данной игры придти первым к финишу.

Слайд 19

«Заколдованный город» Дидактическая задача: «расколдовать» город, т. е. соотнести силуэт здания с его изображением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по реализации национально-регионального компонента «Путешествие с Масмак»

Воспитание эмоционально-ценностного отношения ребенка к традиционной культуре своего народа....

РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНО- РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА.

Чтобы дать новый импульс духовному оздоровлению народа, для развития чувства патриотизма очень важно дать детям начальные знания о Родине, народе, обычаях, истории, культуре....

Авторкие игры по реализации национально-регионального компонента ДОУ

ИГРЫ ДЛЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ОБУЧЕНИЮ ТАТАРСКОМУ ЯЗЫКУ...

Статья "Использование народных подвижных игр в физическом развитии дошкольников при реализации национально-регионального компонента"

В статье раскрыты основные функции ДОУ по реализации национально-регионального компонента, задачи, решаемые педагогами при включении нацонально-регионального компонента в учебно-воспитательное и корре...

Перспективное планирование образовательного процесса по реализации национально – регионального компонента на основе региональной программы «Наш дом – Южный Урал»

Месяц ТемаЦельПредварительная работаМатериалы Сентябрь 1 неделя«История жизни человека на Южном Урале»Обеспечить ознакомление детей  с историей заселения  Южного Урала ...