Проект «Мы идём в детский сад»
методическая разработка (младшая группа)

П. Алёна Викторовна

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение  все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Психологу необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в дошкольном учреждении ребёнок приобрёл при поддержке близкого человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_my_idyom_v_detskiy_sad.docx255.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 3 «Росинка»

C:\Консультант\Desktop\ФОТО\image8c8f852b36444c4aaba331d2fa0d2445-V.jpg

Проект

«Мы идём в детский сад»

(адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения)

 

Выполнила:

                                                           педагог-психолог

А. В. Пестова

Салехард, 2018

Вид проекта: диагностико-развивающий

Продолжительность проекта: среднесрочный (сентябрь - ноябрь)

Участники проекта: дети 2-3 лет, воспитатели, педагог-психолог, родители.

Образовательные области: социально-коммуникативная область, познавательная область

Актуальность темы: при поступлении в дошкольное образовательное учреждение  все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Психологу необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в дошкольном учреждении ребёнок приобрёл при поддержке близкого человека.

Цель проекта: помощь   детям    в   адаптации    к   условиям   дошкольного образовательного учреждения.

Задачи проекта: 

  • преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
  • обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период;
  • формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Предполагаемый результат: 

  • социализация детей раннего возраста и сокращение сроков адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения;
  •  создание плавного перехода от воспитания в условиях семьи к воспитанию детей в образовательном учреждении.

План реализации проекта

  1. Информационно-аналитический этап

Цель: сбор психодиагностической информации

Задачи: сбор информации о детях вновь поступивших в ДОУ, определения уровня адаптированности ребёнка к ДОУ.

Мероприятия:

  • Анкетный опрос родителей (Приложение №1)
  • Анкета для родителей «Готов ли Ваш ребёнок к поступлению в ДОУ?» (Приложение №2)
  • Диагностика уровня адаптированности ребнка к дошкольному учреждению (А.С.Роньжина) (Приложение №3)
  1. Практический этап

Цель: практическая реализация содержания проекта.

Задачи: 

  • снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
  • развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
  • развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
  • развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
  • развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Мероприятия:

  1. Проведение коррекционно-развивающих занятий «Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению» по Роньжиной А.С.
  2. Выступление на родительском собрании «Эмоциональные проблемы у детей в период адаптации» 
  3. Разработка рекомендаций для родителей и воспитателей по взаимодействию с ребёнком в период адаптации. (Приложение №4-5)

Содержание второго этапа:

Проект включает в себя 11 занятий, которые проводятся 2 раза в неделю, длительностью 10-20 минут,  с детьми раннего возраста. Активное участие в занятиях принимает воспитатель. Он перенимает методы и приёмы, применяемые психологом в различных ситуациях, отмечает наиболее понравившиеся детям игры и использует их в своей работе.

Тематическое планирование занятий

занятия

Тема занятия

Задачи

Наименование форм работы, упражнений (без подробных описаний)

1.

«Божья коровка»

- Создание положительного эмоционального фона;

- развитие умения действовать соответственно правилам игры.

  1. Упражнение «Поймай божью коровку».
  2. Пальчиковая гимнастика.
  3. Дыхательное упражнение.
  4. Упражнение «Божья коровка».
  5. Игра «Божья коровка и ветер».
  6. Игра «Большой – маленький».
  7. Рисование (раскрасить точки)

2.

«Прогулка в осенний лес»

- Сплочение группы, развитие эмпатии;

- снижение излишней двигательной активности.

  1. Упражнение «По ровненькой дорожке».
  2. Игра «Найди ежа».
  3. Разучивание стихотворения.
  4. Игра «Изобрази ежа».
  5. Игра «Песня для ежа».
  6. Рисование (нарисовать иголки ).

3.

«Листопад»

- Снятие эмоционального и мышечного напряжения;

- создание атмосферы эмоциональной безопасности.

  1. Игра «По ровненькой дорожке».
  2. Игра «Дождик и солнышко».
  3. Игра «Листопад».
  4. Рисование (листопад).

4.

«Мячик»

- Повышение эмоционального тонуса;

- развитие чувства ритма, координации движений.

  1. Разучивание стихотворения.
  2. Игра «Мячики».
  3. Игра «Прятки».
  4. Игра «Найди мяч».
  5. Рисование (раскрасить полоски на мече).

5.

«Котята»

- формирование положительной самооценки;

- развитие стремления сопереживать, помогать.

  1. Игра «Отгадай, чей голос».
  2. Игра «Кошка и собака.
  3. Игра - растяжка «Бабочка».
  4. Игра «Кошка и котята».

6.

«Мячики»

- развитие умения согласовывать свои действия с ритмом и текстом стиха;

- развитие ориентации в собственном теле.

  1. Игра «Мячики».
  2. Упражнение на релаксацию.
  3. Потешка.
  4. Игра в паре.
  5. Рисование (большой синий мяч и маленький красный мяч).

7.

«Зайка»

- развитие умения подражать движениям взрослого;

- развитие координации движений, общей и мелкой моторики.

  1. Пальчиковая гимнастика.
  2. Потешка.
  3. Игра «Лиса идет».
  4. Игра «Найди морковку».

8.

«Мыльные пузыри»

- снятие эмоционального напряжения;

- снижение излишней двигательной активности, импульсивности.

  1. Загадка.
  2. Песенка «Ладушки – ладошки».
  3. Игра «Пузырь».
  4. Упражнение «Изобрази пузырь».
  5. Игра в паре «Удержи пузырь».
  6. Упражнение на хоппе.

9.

«Непослушные мышата»

- Преодоление упрямства, негативизма в период кризиса трех лет.

  1. Игра «Непослушные мышата»
  2. «Игра – наоборот».
  3. Потешка.
  4. Игра «Мышки спят».
  5. Упражнение на растяжку.
  6. Игра «Мышки и часы».
  7. Пальчиковая игра.

10.

«Колобок»

- сплочение группы, развитие эмпатии, обучение детей навыкам сотрудничества.

  1. Инсценировка сказки «Приключения колобка».

- пальчиковая гимнастика;

- Игра «Большой, средний, маленький»;

- Игра «Наощупь»;

- пальчиковая гимнастика;

- хоровод;

- рисование (раскрась дорожку для колобка)

11.

«Мишка»

- развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры.

  1. Хоровод.
  2. Пальчиковая игра.
  3. Потешка.
  4. Рисование.

  1. Контрольно-оценочный этап

Цель: оценить степень реализации целей и задач проекта.

Задачи: проанализировать степень реализации целей и задач проекта, обобщить опыт по реализации проекта.

Мероприятия:

  • Проведение повторной диагностики (Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению (А.С. Роньжина)).
  • Сравнение диагностических данных на начало и конец реализации проекта.
  • Проведение анкетирования среди родителей (Анкета для родителей «Как прошла адаптация вашего ребёнка к ДОУ?) (Приложение №6)

 Ожидаемый результат: в результате планомерной систематической работы дети показали высокий уровень адаптированности. У детей преобладает радостное   устойчивое – спокойное эмоциональное состояние. Они активно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро адаптируется к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).

Литература

  1. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. — М.: Книголюб, 2003. — 72 с. (Психологическая служба).
  2. Люшова Е.К., Монина Т.Е. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). — СПб.: Речь.—2001.
  3. Громова О.Н., Прокопенко ТЛ. Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей. — М.:ГНОМиД. —2001.

Приложение №1

Уважаемые родители!

Приглашаем Вас принять участие в анкетном опросе. Ваши ответы помогут сотрудникам детского сада лучше узнать особенности и желания Вашего ребенка – для создания благоприятных условий его развития.

1.Ф.И.О.ребенка___________________________________________________________

Дата рождения________________________   Полных лет ________________________

Домашний адрес, телефон _________________________________________________

2.Мама (ФИО, возраст, образование, профессия, место работы) ________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Папа (ФИО, возраст, образование, профессия, место работы)  _________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Состав семьи (кто постоянно проживает с ребенком) ________________________

________________________________________________________________________

5.Статус семьи (подчеркнуть) полная, неполная, многодетная, опекунство, мать-одиночка, патронатная семья…_____________________________________________

6.Есть ли в семье другие дети, их возраст, каковы  взаимоотношения с ними ______

_________________________________________________________________________

7.К кому из членов семьи ребенок больше привязан __________________________

_________________________________________________________________________

8.Была ли патология беременности, родов (какая) ____________________________

_________________________________________________________________________

9.Часто ли болеет ребенок, какие заболевания, травмы перенес _________________

_________________________________________________________________________

10.Какие игры и игрушки любит, кто их убирает _____________________________

_________________________________________________________________________

11. Как засыпает (нужное подчеркните): быстро, медленно, сам, с ним рядом кто-то из взрослых, иногда мочится во сне, раздевается перед сном сам, одевается после сна сам, его раздевают и одевают взрослые, спит один, спит с мамой  _______________

12. Что умеет делать ребенок самостоятельно ________________________________

_________________________________________________________________________

13.Выполнение каких режимных моментов доставляет Вам больше всего трудностей дома (нужное подчеркнуть): подъем, умывание, кормление, укладывание спать, другое___________________________________________________________________

14.Какой аппетит у Вашего малыша (нужное подчеркнуть): хороший, ест все; плохо и мало; в зависимости от того, что в тарелке. Как вы его кормите дома: он ест сам, потом докармливаем; чаще его кормят с ложки взрослые; ест аккуратно; не очень аккуратно; мы добиваемся, чтобы он ел все, что дают; мы разрешаем не есть то, чего он не хочет; пусть ест, сколько хочет; тарелка должна быть чистой.

15.Охотно ли вступает в контакты, общение (нужное подчеркнуть): с детьми своего возраста, с детьми старшего возраста, с незнакомыми взрослыми, с родными.

16.Каким Вы считаете своего ребенка: спокойным, эмоциональным, очень эмоциональным; подвижным, медлительным, безразличным ко всему, непослушным _________________________________________________________________________

17.Бытовые условия жизни ребенка (общие условия, условия для игр, занятий, отдыха) ________________________________________________________________

Дата: _________________                                                    

Подпись:  ______________

Спасибо!

Приложение №2

Анкета для родителей

Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?

Анкета поможет родителям оценить готовность малыша к поступлению в детское дошкольное учреждение и предвидеть возможные сложности адаптации. Ответив на вопросы и подсчитав баллы, вы получите примерный прогноз для своего ребенка.

  1. Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке?

Бодрое, уравновешенное – 3 балла; Неустойчивое – 2 балла; Подавленное – 1 балл

  1. Как Ваш ребенок засыпает?

Быстро, спокойно (до 10 минут) – 3 балла; Долго не засыпает – 2 балла; Неспокойно -1 балл

  1. Используете ли Вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные и пр.)?

Да -1 балл;  Нет – 3 балла

  1. Какова продолжительность дневного сна ребенка?

2 часа – 3 балла;  1 час – 1 балл

  1. Какой аппетит у Вашего ребенка?

Хороший – 4 балла; Избирательный – 3 балла; Неустойчивый -2 балла; Плохой – 1 балл

  1. Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?

Положительно – 3 балла; отрицательно – 1 балл

  1. Просится ли Ваш ребенок на горшок?

Да – 3 балла; Нет, но бывает сухой – 2 балла; Нет и ходит мокрый – 1 балл

  1. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?

Сосет пустышку или сосет палец, раскачивается, (указать другое) ___________________________________________________________________

Иногда -1 балл; Нет – 3 балла

  1. Интересуется ли ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?

Да – 3 балла; Иногда – 2 балла; Нет – 1 балл

  1. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?

Да – 3 балла; Иногда – 2 балла; Нет – 1 балл

  1. Как Ваш ребенок играет?

Умеет самостоятельно – 3 балла; не всегда – 2 балла; не играет сам – 1 балл

  1. Какие взаимоотношения со взрослыми?

Легко идет на контакт – 3 балла; Избирательно – 2 балла; Трудно -1 балл

  1. Какие взаимоотношения с детьми?

Легко идет на контакт – 3 балла; Избирательно – 2 балла; Трудно – 1 балл

  1. Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?

Да – 3 балла; Не всегда – 2 балла; Нет – 1 балл

  1. Есть ли у ребенка уверенность в себе?

Есть – 3 балла; не всегда – 2 балла; Нет – 1 балл

  1. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?

Перенес разлуку легко – 3 балла; Тяжело – 1 балл

  1. Есть ли у ребенка аффективная привязанность к кому-либо из взрослых?

Есть – 1 балл; Нет – 3 балла

Прогноз адаптации:

готов к поступлению в ДОУ – 55-40 баллов; условно готов – 39-24 балла; не готов – 23-16 баллов

Ваш результат______________________________

Приложение №3

Диагностика уровня адаптированности ребенка

 к дошкольному учреждению

(А.С.Роньжина)

Ф.И.  РЕБЕНКА

Психологические критерии адаптированности ребенка к дошкольному учреждению

Общий эмоциональный фон поведения

Наблюдение за ребенком

Познавательная и игровая деятельность

Взаимоотношения со взрослыми

Взаимоотношения с детьми

Реакция на изменение привычной ситуации

Полож.

Неустойчивый

Отрицательный

Активен

Актив.при поддержке взр.

Пассивен/ р-ция протеста

Инициативен

Принимат иниц. взр.

Уход от в/отнош. Р-ция прот

Инициативен

Вступает в контакт при поддрержке взр.

Пассивен

Принятие

Тревожность

Неприятие

Баллы

3

2

1

3

2

1

3

2

1

3

2

1

3

2

1

Приложение №4

Рекомендации  для родителей   по взаимодействию с ребенком в период адаптации

  1. Привести домашний режим в соответствие с режимом группы детского сада, в которую будет ходить ребенок.
  2. Познакомиться с меню детского сада и ввести в рацион питания малыша новые для него блюда.
  3. Обучайте ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания: умываться, вытирать руки; одеваться и раздеваться; самостоятельно кушать, пользуясь во время еды ложкой; проситься на горшок. Одежда обязательно должна быть удобна для ребенка данного возраста, оптимальный вариант: брючки или шорты без застежек и лямок.
  4. Расширяйте "социальный горизонт" ребенка, пусть он привыкает общаться со сверстниками на детских игровых площадках, ходить в гости к товарищам, оставаться ночевать у бабушки, гулять по городу и т.д. Имея такой опыт, ребенок не будет бояться общаться со сверстниками и взрослыми.
  5. Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Малышу нужна эмоциональная поддержка со стороны родителей: чаще говорите, ребенку, что Вы его любите, обнимайте, берите на руки. Помните, чем спокойнее и эмоционально положительно родители будут относиться к такому важному событию, как посещение ребенком детского сада, тем менее болезненно будет протекать процесс адаптации. Избегайте обсуждения при ребенке волнующих Вас проблем, связанных с детским садом.
  6. В первый день лучше прийти на прогулку, так как на прогулке (в игре) малышу проще найти себе друзей, познакомиться с воспитателем. В детский сад можно брать с собой любимую игрушку.
  7. Планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у Вас была возможность не оставлять его там на целый день. Первые недели посещения детского сада должны быть ограничены 3-4 часами, позже можно оставить малыша до обеда, в конце месяца (если это рекомендует воспитатель) приводить малыша на целый день.
  8. В период адаптации дома необходимо соблюдать режим дня, больше гулять в выходные дни, снизить эмоциональную нагрузку.
  9. Ребенок должен приходит в детский сад только здоровым. Для профилактики ОРЗ и ОРВИ необходимо принимать витамины.

Приложение №5

Рекомендации  для воспитателей   по взаимодействию с ребенком в период адаптации

  1. Возьмите ребенка за руку и проведите по группе, расскажите, что где находится («Посмотри это спальня, здесь ребята отдыхают после обеда, вот твоя кроватка и т. д.)
  2. Неплохо если в группе периодически будет звучать негромкая спокойная музыка (магические звуки природы - «Летние ночи», «Высоко в небе», «Колыбельная птиц», «Утренний восход», «Променад в лесу» и т. д.).
  3. Если ребенок плачет - предложите попить воды. Графин с водой должен находиться в поле зрения ребенка, при необходимости, чтобы он смог попросить попить.
  4. Разрешите ребенку принести игрушку из дома.
  5. Лучшее лекарство от слез - смех. Покажите детям веселую сценку, кукольный театр.
  6. Затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения рук. Предложите ребенку игрушки - пирамидки, мисочки, деревянные лабиринты, шнурок или палочку для нанизывания шариков, мягкие пазлы. Быстро отвлекают от слез песочные, гелиевые часы.
  7. Если ребенок остается спать, присядьте возле него погладьте спинку, ручки, головку, брови, носик. Нежные и легкие поглаживания успокоят ребенка и он уснет.
  8. При родителях только хвалить ребенка и не говорить, сколько он времени грустил.
  9. В период адаптации не перевоспитывайте ребенка и не высказывайте ему своё недовольство, чем либо (в первые дни пребывания ребенка в ДОУ возможен отказ от еды, игры, одевания и раздевания).
  10. При укладывании детей спать включите на 5-10 минут спокойную музыку или почитайте сказку.

Приложение №6

Анкета для родителей

«Как прошла адаптация вашего ребенка к ДОУ?

1.Как прошла адаптация ребенка к ДОУ:

а) ребенок адаптировался полностью

б) ребенок иногда не хочет идти в детский сад

в) ребенок не хочет идти в детский сад

г) ребенок вечером изъявляет желание еще поиграть в детском саду

2.Как протекала адаптация Вашего малыша к ДОУ?

 Ребенок шел в детский сад:

а) с плачем

б) с уговорами

в) без эмоций

г) с удовольствием

3.Что, по вашему мнению, повлияло на успешную адаптацию:

а) действия сотрудников

б) совместные действия сотрудников и родителей

в) действия родителей

4. Каким было поведение Вашего ребенка после первых дней посещения ДОУ?

а) обычным

б) отказывался от еды

в) был сильно угнетен

г) полон впечатлений

д) все эти факторы имели место

5. Как Вы думаете, каковы пути успешной адаптации к ДОУ? Что, на Ваш взгляд, нужно изменить? Что бы Вы хотели увидеть в детском саду?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Идём в детский сад.Как облегчить адаптацию".

Консультация для родителей,о том как помочь детям успешно пройти адаптацию к детскому саду....

Памятка для родителей "Мы идём в детский сад"

В памятке даны рекомендации о том как подготовить ребёнка к детскому саду, а также по адаптации....

Консультация для родителей "Мы идём в детский сад"

В статье говорится о значении адаптации    реберка в  детском   саду. Какие трудности могут возникнуть у  родителей и детей во время адаптации.  Как родители должны прави...

Буклет "Адаптация в детском саду - идём в детский сад!"

Данный буклет может быть полезен для родителей....

Презентация "Идём в детский сад!" (адаптация ребёнка к детскому саду).

Презентация  (адаптация ребёнка к детскому саду)...

Проект по ПДД Тема проекта: «Мы идём по улице»

Цель проекта: Формирование  навыков безопасного поведения на дорогах у детей через использование разных видов деятельности....