Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в процессе игр с математическим планшетом геоборд
методическая разработка (младшая группа)

Кулакова Нина Владимировна

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в процессе игр с математическим планшетом геоборд

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 8 «Огонек» г. Поронайска»

_________________________________________________________________

694241, Сахалинская область, г. Поронайск, ул. Гагарина 1-А, тел. 8(42431)4-26-85 факс:42685 ,e-mail: d.sad.Ogonek_8@mail.ru     

Методическая разработка

Развитие мелкой моторики рук

у детей младшего дошкольного возраста

 в процессе игр  с математическим планшетом  геоборд

Воспитатель:

Кулакова Нина Владимировна

2019г.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В. А.Сухомлинский

  1.  ВВЕДЕНИЕ

 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования установил требования  к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, направленные на развитие детей и обеспечивающие поддержку их инициативы и самостоятельности в специфических для них вида деятельности, ведущим из которых является игра, ее обогащение и создание органичного игрового пространства.

   Одним из вариантов развивающих игр являются пальчиковые игры как способ комплексного развития ребенка. В ходе игры у детей формируется речь, прививаются культурно-гигиенические навыки, корректируется эмоционально-волевая сфера, вырабатываются навыки общения с другими детьми и взрослыми, а также  расширяется кругозор; дети получают элементарные представления об окружающем мире. Пальчиковые игры помогают освоить счет, пространственные понятия.

    В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко ребенок научиться  управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, мышление. Поэтому для педагогов важным является поиск универсальных средств, методов и приемов, которые бы отвечали современным требованиям коррекционно-развивающей работы. Одним из таких средств является дидактическое пособие (математический планшет) геоборд.

Геоборд - это многофункциональная геометрическая доска  с выступающими колышками для конструирования различных изображений при помощи резиночек, шнурочков. Это приспособление стало известно ещё в 50-е годы прошлого столетия благодаря египетскому математику Калебу Гаттегно, создавшему первое "поле для рисования резиночками" с 25 штырьками.

     Актуальность нашей работы обусловлена практической значимостью разработки с целью формирования всесторонненго развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными  и индивидуальными особенностями.

      Цель-  использование игрового пособия геоборд в работе с детьми в  комплексном развитии мелкой моторики и познавательной сферы .

     Задачи исследования:

1.        Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме  использования геоборда .

2.        Подобрать диагностические методики и выявить исходный уровень развития мелкой моторики у детей  дошкольного возраста.

3.        Подобрать серию  игр и упражнений с целью развития мелкой моторики у детей  дошкольного возраста.

4.        Подготовить дидактическое обеспечение  игр и упражнений с геобордом.

5.        Включить серию игр с геобордом и упражнений в воспитательно-образовательный процесс.

6.        Выявить результативность проведенной работы по развитию мелкой моторики у детей  дошкольного возраста.

7.        Проанализировать полученные  данные.

     Этапы  деятельности:

    I. Подготовительный этап – подбор диагностического материала – методик для выявления уровня развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, определение количественных и качественных показателей для обработки результатов исследования, разработка сводных протоколов для внесения полученных эмпирических данных.

    II. Констатирующий этап – диагностическое обследование каждого ребёнка (индивидуально), выявление исходного уровня развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста, на основе полученных данных принятие решения о проведении педагогического эксперимента с применением пальчиковых игр и упражнений.

    III. Формирующий этап – подбор игр, схем для развития мелкой моторики у испытуемых, проведение коррекционно-развивающей работы.

    IV. Контрольный этап – выявление итогового уровня развития мелкой моторики   после проведения игр с геобордом и упражнений с детьми.

    V. Заключительный этап (обобщающий) – сравнительный анализ итоговых   данных, формулировка выводов.

           2.  Теоретическое обоснование опыта

     Развитие  мелкой моторики руки имеет непреходящее значение для общего физического  и психического развития ребенка  на протяжении всего дошкольного  детства. Психологи, физиологи, медики, педагоги постоянно подчеркивают, что  уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма.

    Мелкая  моторика – это согласованные  движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями: держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Неуклюжесть пальчиков «говорит» о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита.

     В первую очередь развитие мелкой моторики ребенка связано с его общим физическим развитием. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Двигательная активность ребенка, его предметно-манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук, оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребенка, на развитие у него сенсорной и моторной сторон речи. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела» и развитию пространственных представлений.             Параллельно с развитием моторики развиваются  и все виды восприятия, например зрение, осязание, чувство мускулов и суставов. Это является условием того, что ребенок будет в состоянии понять, что находится у него в руках. Навыки тонкой моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи, и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет.

  Навыки  тонкой моторики помогают ребенку выразить себя через творчество – игру, пластику, способствуют повышению самооценки ребенка и развитию эмоционально-волевой сферы. Они облегчают ему участие в играх и (в школьном возрасте) в работе, т.е. дают возможность приобрести социальный опыт, умения смотреть, манипулировать предметами и  формируют представление о неизменности существования предметов.

     Проблема развития мелкой моторики изучалась с давних пор. Исследования А. А. Сеченова, В. П. Павлова, А. А. Ухтомского, В. П. Бехтерева и других показали исключительную роль движений двигательно-кинестетического анализатора в развитии речи и мышления и доказали, что первой доминирующей врожденной формой деятельности является двигательная.

     В. В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее».

     Таким образом, учёными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшаются внимание, память, слух, зрение. Развитие навыков мелкой моторики в дошкольном возрасте важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Предстоящая учебная деятельность потребует от ребёнка определённого уровня готовности тонких движений пальцев рук к выполнению мелких, точных, разнообразных действий. Его мускулатура должна быть достаточно развитой, движения координированы и точны. Даже самые незначительные нарушения мелкой моторики могут оказывать неблагоприятное влияние на психическое развитие дошкольника.

  Свою работу мы построили с учетом  комплексного подхода к обучению детей, который  предполагает  воздействие игр с геобордом на чувства, сознание и  поведение детей. Игры с геобордом затрагивают все образовательные области – физическое развитие, художественно-эстетическое, речевое, познавательное и социально-коммуникативное развитие.

Для выявления уровня развития мелкой моторики на констатирующем этапе мы использовали диагностику, с помощью которой определила степень ловкости рук и пальцев у детей  дошкольного возраста: тест Н. И. Озерецкого «Тесты оценки моторики» (для детей от 3 до 8 лет). Задания разделены на несколько групп по разным компонентам движения: статическая координация; динамическая координация; скорость движений; сила движений; сопровождающие движения. Тесты разработаны, как ориентир для диагностики психомоторного развития в соответствии с  возрастными нормами. Это задания, выполнение которых требует участия тонких движений рук.

Особенности проведения:

Все упражнения выполняются после показа воспитателем. При выполнении сложных заданий первый раз необходимо помочь ребенку принять правильную позицию пальцев, далее ребенок действует самостоятельно. В целях аутентичной оценки информация фиксируется в естественной среде, желательно при создании игровой непринужденной ситуации, индивидуально на каждого ребенка, бальная система исключена

Задания для диагностики мелкой моторики детей 3-4 лет:

• Закрыв глаза, коснуться указательными пальцами левой и правой руки (поочередно) кончика носа.

• Поочередно сгибать и разгибать пальцы рук: сначала на правой, потом на левой руке.

• Изменение положения кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот.

• Поочередно выполнить удары ребрами прямых ладоней по столу.

• Постукивать пальчиками, собранными в щепоть по ладони.

• Поочередно постукивать пальчиками по столу.

• Сложить в кольцо большой и указательный пальцы, сначала на правой руке, потом на левой.

• Предложить нарисовать горизонтальные и вертикальные линии, круги на определение умения держать карандаш, рисовать по заданию.

• Предложить застегнуть и расстегнуть пуговицы.

• Предложить переложить по одному мелкому предмету (пуговицы, фишки, горошины или др.) с поверхности стола в небольшую коробку или другую емкость.

3-4 лет (2 младшая группа):

«Скорость движений». Укладывание мелких предметов в коробку (при выполнении этого теста испытуемых всех возрастов следует предупреждать о том, что уложить предметы необходимо с необходимой скоростью).

Результаты диагностики уровня развития мелкой моторики у дошкольников на констатирующем этапе представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Уровень развития,

2 младшая группа

Констатирующий этап

( 2018г.)

высокий

3%

средний

62%

низкий

35%

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие мелкой моторики у большего количества детей находится на низком и среднем уровне.

Мы заметили, что основные трудности, с которыми дети сталкиваются в диагностических пробах, это – неравномерность скорости  движений, «застревание» на каком-то одном движении, нарушение последовательности движений.

Следующий этап своей работы – формирующий – мы начали с подбора серии  игр, схем и упражнений с геобордом.

Игры с геобордом мы разделили по направлениям:

- игры по образцу или схеме

- игры с заданиями ….

Игры:

Игра «Сделай сам»

Цель: познакомить ребенка с игрушкой, развивать творческие способности.  Материал: геоборд, цветные резинки.
Описание игры: Познакомьте ребенка с основными элементами и  функциями  игрушки. Дайте ребенку в руки  геоборд,  предложите  сосчитать  колышки.  Возьмите  несколько резинок, покажите, как их натянуть на колышки. Объясните ребенку, что нужно сначала зацепить резинку за колышек, а потом растянуть в нужную сторону по прямой или наискосок. В  
процессе игры можно предлагать резинки разного цвета и размера.

Игра «Узор по образцу»
Цель: развивать способность детей к выкладыванию узоров по образцу.  Материал: геоборд, цветные резинки, схемы узоров.
Описание игры:
Познакомьте  ребенка со схемами узоров, которые есть в комплекте  геоборда (также можно придумать самим или скачать разные варианты в интернете). Предложите выложить узор на поле геоборда, используя   соответствующее  положение,  цвет и количество резинок, заданное на схеме или образце.

Игра «Буквы», «Цифры», «Геометрические фигуры»
Цель: знакомство с буквами, цифрами, геометрическими фигурами;  развитие  умения работать по схеме или образцу.
Материал: геоборд, резинки, схемы или изображения букв, цифр, геометрических  фигур.
Описание игры:  Разложите    перед    ребенком    Геоборд,   несколько    резинок    и  схему   буквы.  
Предложите  ребенку  рассмотреть  букву,  назвать  ее  и  изобразить  на  поле  геоборда  с  помощью резинок. При  наличии  нескольких  геобордов, можно  организовать  занятие  по  образцу.  С помощью   резинок   изобразите букву  на  одной  доске,  задача ребенка повторить  изображение на другой доске. Аналогично простройте работу с цифрами и геометрическими фигурами.

Игра «Прятки»

 Цель:  закрепление  знания  букв,  цифр,  геометрических  фигур;  развитие  мелкой  моторики рук, творческого воображения, внимания ребенка.
Материал: геоборд, резинки разного цвета.
Описание игры: На поле геоборда  «нарисуйте» цифру резинками одного цвета, а затем «спрячьте» ее в силуэте какой-нибудь фигуры, используя резинки другого цвета. Предложите ребенку угадать спрятанную цифру.   Другой   вариант – ребенок  «прячет»  цифры,  взрослый угадывает.  
Вариант коллективной работы: предложите детям вспомнить какие цифры  они знают. Выбрать любую цифру, выложить ее на поле геоборда одним  цветом. А затем «спрятать», превратить ее с помощью резинок  другого  цвета  в  силуэт  чего-нибудь.  По готовности дети представляют друг другу получившиеся изображение и угадывают у кого какая цифра спрятана.
Аналогично прятать можно буквы и геометрические фигуры.

 Игра «Часть и целое»
Цель: развитие глазомера; формирование понятия о том, что  предмет  можно  
разделить на несколько равных  частей; формирование умения называть части, полученные от деления, сравнения целого и части, понимания, что целый предмет больше  каждой своей части, а часть меньше целого.
Материал: геоборд, резинки разного размера и цвета.
Описание игры:
Выложите на поле геоборда большую фигуру. Затем предложите ребенку, проводя «линии» резинками, разделить фигуру на равные части или на максимальное количество частей. Рассмотрите с ребенком получившиеся части, посчитайте их количество, обсудите  результат.

Игра «Ориентирование в пространстве»

Цель: совершенствование умения ориентироваться в окружающем пространстве, понимания смысла пространственных отношений (вверху,  внизу,  слева,   справа); закрепление знаний названия геометрических фигур, цвета и величины.
Материал: геоборд, маленькие резинки для творчества, плоские геометрические  фигуры.
Описание игры: «Изобразите» с помощью резинок на поле геоборда  несколько  геометрических фигур. Предложите ребенку ответить на  вопросы  по  местоположению  фигуры. (п: Где  находится желтый квадрат? Сколько треугольников сверху?). Предложите ребенку расположить на поле   геоборда определенные  фигуры, определенным образом (п:   Расположи   снизу большой зеленый квадрат, а сверху маленький желтый.)

 Игра «Оживляем. Чудесные превращения»
Цель: развитие творческих способностей, воображения, мелкой моторики рук.
Материал: геоборд, цветные резинки, плоские геометрические фигуры.
Описание игры: На поле геоборда изобразите квадрат, прямоугольник,  треугольник,  прямую  или  ломанную  линию. Обсудите  с ребенком, что   изображено. Предложите   дополнить изображение с помощью резинок и геометрических фигур, чтобы получилась интересная «ожившая» картина. Обсудите, во что превратилась фигура.

 Игра «Иллюстрирование. Загадки»
Цель: развитие логического мышления; развитие умения создавать  сложные  по форме  предметы  из  отдельных частей по контурным образцам, по   описанию, по представлению; развитие фантазии и речи
Материал: геоборд, резинки разные по цвету и размеру.
Описание игры: Предложите ребенку отгадать загадку, а ответ  «изобразить»  резинками  на  поле геоборда.

Загадки:
Маленький, удаленький,
Сквозь землю прошёл,
Красну шапочку нашёл.  (Гриб)

Сам алый, сахарный,

 Кафтан зеленый, бархатный  (Арбуз)

Зимой - звезда,
Весной -  вода. (Снежинка)

Таким же образом можно иллюстрировать сказки и стихотворения.

Игра «Занимательная математика»

Цель: упражнение в составлении  изображения, используя определенное количество резинок.
Материал: геоборд, набор резинок.
Описание игры: Предложите ребенку отсчитать 5 резинок, проверить и положить их перед собой.  Дайте   задание,   на   поле   геоборда,   используя   эти   резинки,   выложить   два равных треугольника. Уточните с ребенком, как выглядит треугольник, и сколько нужно резинок, если  использовать  одну  на  каждую  сторону.  При  обсуждении  проговорите,  что  можно «пристроить к одному треугольнику другой снизу, слева или справа».  
Далее дайте задание составить два равных квадрата, используя 7 резинок.

Игра «Сравнение», «Большой-маленький, высокий-низкий, длинный-короткий»
Цель:  развитие умения сравнивать по величине, высоте, длине; отражать  
результаты сравнения в речи, используя прилагательные больше – меньше, выше – ниже, длиннее  –  короче.
Материал: геоборд, набор разноцветных маленьких резинок для творчества.
Описание игры: Изобразите с помощью резинок на поле геоборда предмет маленького размера.  
Предложите ребенку изобразить такой же предмет, но большего размера Сравните изображения, обсудите результат.
Изобразите с помощью резинки определенного цвета  на  поле геоборда  
вертикальную линию. Предложите ребенку рядом изобразить с помощью резинки другого цвета линию выше или ниже. Сравните линии, обсудите результат.  Изобразите с помощью резинки определенного цвета на доске    геоборда горизонтальную линию. Предложите ребенку изобразить с  помощью  резинки  другого цвета линию длиннее или короче. Сравните линии, обсудите результат.

«Угадай и нарисуй.»
Цель: развитие умения пространственного ориентирования; развитие глазомера, логического мышления.
Материал: геоборд, набор цветных резинок.
Описание игры: Положите  перед  ребенком  геоборд.  Предложите  подумать и  ответить  на  вопрос: сколько одинаковых элементов можно поместить на поле. (п: сколько квадратов можно разместить на геоборде? Сколько одинаковых домиков можно сделать?). Далее ребенок может проверить свой ответ практически с помощью резинок на поле геоборда. Обсудите  получившийся результат.

Дидактические игры

С детьми 3-5 лет:

  • «Рисуйте» на планшете схематичные изображения разных предметов, а ребенку предлагайте угадывать, что вы изобразили. Со временем вы сможете «загадывать» изображения по очереди.
  • Давайте ребенку задание, что именно нужно изобразить на планшете. Начинайте с самых простых заданий – кубик, домик, снежинка, цветок, и усложняйте их по мере развития навыков конструирования у вашего малыша. Можно усложнить игру и загадать ребенку загадку, ответ на которую он и должен «нарисовать» с помощью резиночек.
  • «Нарисуйте» несложный узор из нескольких фигур или элементов и предложите ребенку продолжить последовательность или выложить узор на оставшейся поверхности по образцу.
  • Изучаем понятия «большой-маленький». Изобразите на математическом планшете маленький домик, елочку, снежинку, и предложите ребенку рядом изобразить большой домик, елочку, снежинку и т.д.
  • Изучаем понятия «часть и целое». Выложите большую фигуру, включающую несколько рядов гвоздиков, например, трапецию, прямоугольник, треугольник. Теперь предложите ребенку поделить ее на равные части, проводя «линии» резиночками» или разделить на максимальное количество частей (какое, посчитайте вместе) и назвать эти кусочки — геометрические фигуры.
  • «Самая длинная змейка». Делая ход по очереди (1 ход – 1 резинка-звено), постарайтесь сделать самую длинную змейку одного цвета.
  • «Дорисуй». У игроков равное количество резиночек. Начинайте «рисовать» какой-то предмет, используя по одной резиночке за один ход. Каждый следующий элемент должен составлять какой-то узнаваемый осмысленный рисунок. Проигрывает тот, кто не сможет придумать следующий ход. Например, у вас может получиться такая цепочка превращений: полоска-крестик-снежинка- цветок и т.д. Или квадрат-домик-окошко в домике-заборчик-крыльцо и т.д. Старайтесь не акцентировать внимание ребенка на проигрыше, лучше обращайте его внимание на то, как одни и те же элементы становятся частями совершенно разных рисунков, как изменяется первоначальный замысел в зависимости от действий другого игрока.
  • Конструирование фигур по образцу (схеме). Важно научить ребенка «читать» схему и воспроизводить картинки по уже готовой схеме (например, выкладывать резинками цифры и буквы).
  • Изучаем счет. Подпишите к колышкам цифры от одного до десяти. Попросите ребенка соединить последовательно цифры резиночками. Таким же образом можно составлять слова из букв.

Все игры подобраны с учетом принципа «от простого к сложному», когда одна игра может быть использована в разных возрастных группах, но с усложнением задачи.

 Для достижения желаемого результата  необходимо сделать работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярной, используя разные формы работы:

  • специально организованной образовательной деятельности;
  • в совместной деятельности воспитателя с детьми;
  • в свободной самостоятельной деятельности самих детей.

Для развития мелкой моторики рук и координации движений мы использовали следующие методы и приемы работы:

  • Пальчиковый игротренинг
  • Массаж кистей рук
  • Пальчиковая гимнастика, физкультминутки
  • Пальчиковый театр
  • Использование атрибутов к играм

Основные принципы проведения игр с геобордом:

  • Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
  • При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
  • Наиболее понравившиеся игры можно оставить в своей картотеке и возвращаться к ним по желанию ребёнка.
  • Не надо ставить перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может снизить интерес к игре.
  • Нельзя принуждать ребёнка к игре, необходимо разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяв игру.

Этапы разучивания игр:

  • Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
  • Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка.
  • Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
  • Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
  • Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

        Не стоит забывать, что все дети — фантазеры. Они легко перевоплощаются и свободно принимают все условности  действа. Дети очень любят придумывать что то новое. Кроме того, игры с геобордом дарят  детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.

     На контрольном этапе, в конце года мной проводилась итоговая диагностика развития мелкой моторики рук  у дошкольников (тест Н. Озерецкого).

Результаты положительного влияния систематичной, комплексной работы по развитию мелкой моторики у дошкольников с использованием серии пальчиковых игр и упражнений представлены в таблице 2.    

Таблица 2

Уровень развития

 2 младшая группа

   Констатирующий этап

         (2018г. сентябрь)

       Контрольный этап

(2019г. декабрь)

высокий

3%

27%

средний

62%

55%

низкий

35%

18%

Результат деятельности воспитанников:

  1. положительная динамика уровня развития мелкой моторики;
  2. положительная динамика уровня развития координации движений.

Результат деятельности воспитателя:

Сформирована картотека игр, схем и упражнений для детей  дошкольного возраста и включена в образовательную, самостоятельную деятельность.

Заключение

В процессе изучения темы, мы пришли к выводу, что занятия с геобордом дают несомненные преимущества:

- занятия полезны для развития мелкой моторики: растягивание, надевание резиночек на колышки - отличная сенсорная "зарядка" для пальчиков.

- развивается пространственная ориентировка (ребенок учится определять право, лево, середину поля или середину одной из сторон).

- игры с геобордом развивают внимание и память ребенка, умение дошкольника сосредотачивать свое внимание на объекте, не отвлекаться, не отступать перед возникшими трудностями.

- различные способы складывания узоров способствуют когнитивному развитию, стимулируют воображение и развивают творческие способности ребенка.

- геоборд позволяет в конструктивной деятельности, используя игровые методы и приемы реализовывать задачи по развитию  познавательной деятельности.

        Сотрудничество с родителями – одно из важнейших направлений в работе. Основная задача, поставленная мной на начальном этапе работы – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к совместной деятельности  с детьми. Я использовала наглядные папки-передвижки на темы: «Геоборд-как игра », «Первые шаги с страну фантазий». Были подготовлены консультации для педагогов и родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в детском саду и  семье. Игры и упражнения с геобордом дают возможность родителям и воспитателям играть c малышами, радовать их и, вместе с тем, развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.

     В дальнейшем я планирую продолжать подбирать и использовать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук у дошкольников.

Литература:

  1. Рузина М. С. «Страна пальчиковых игр. Развивающие игры для детей и взрослых».  - СПб., Союз, 2000
  1. Бардышева Т.Ю. Умелые пальчики.- М.:ООО ТД Изд-во Мир книги,2008.
  2. Белая А.Е., Мирясова В.И.  «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников» (Программа обучения в детском саду), 2001г.
  3. Елецкая О.В., Е.Ю. Вареница День за днем говорим и растем. М.:ТЦ Сфера,2005.-С.54-59.
  4. Ермакова И.А. «Развиваем мелкую моторику у малышей», 2006г.

         6.        Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. — М. 1973

  1. Закревская О.В. Развивайся, малыш! . -М.: Изд-во ГНОМ и Д,2007.-С.60,65.
  2. Рузина М.С. Пальчиковый игротренинг. -Екатеринбург: У -Фактория, 2006.-173-180с.,189с.,200с.
  3.  Рузина М. С. «Страна пальчиковых игр. Развивающие игры для детей и взрослых».  - СПб., Союз, 2000
  4. Светлова И.А. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М.,«Олма Пресс», 2001.
  5. Янушко Е. Помогите малышу заговорить!.- М. : Теревинф, 2007.- 127с., с.162.

 [ Мариони́лла Макси́мовна Кольцо́ва — советский, российский физиолог; доктор медицинских наук, профессор; ]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественное творчество как средство развития мелкой моторики руки детей младшего дошкольного возраста.

Доказано, что одним из условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений, или мелкой моторики. По степени умелости детской руки...

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста путем развития речи в игровой деятельности.

Развитие мелкой моторики. Актуальность проблемы. Механизмы развития мелкой моторики пальцев рук, взаимосвязь развития движений пальцев рук и речи. Принципы работы над развитием мелкой моторики. Игровы...

«Наши руки – не для скуки» (развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста)

Беседа с родителями детей младшей группы по развитию мелкой моторики рук у детей....

Конспект занятия по развитию речи по теме: «Домашние птицы» с использованием игр и упражнений по развитию мелкой моторики для детей младшего дошкольного возраста.

В ходе занятия использовались такие педагогические приёмы как сюрпризный момент, отгадывание загадок, знакомство с художественной литературой.Цели занятия:1.      Развитие общ...

«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр» Конспект интегрированного занятия «Ловкие пальчики» для детей младшей группы

Цель:- развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.Задачи:Учить детей различным приемам самомассажа;Развивать тактильную чувствительность сложно координ...