«Наши руки – не для скуки» (развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста)
консультация на тему

Чернышова Наталья Алексеевна

Беседа с родителями детей младшей группы по развитию мелкой моторики рук у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

Беседа с родителями детей младшей группы

Тема: «Наши руки – не для скуки»

Милые детские пухлые ручки, пальчики, немного неумелые, неуклюжие... Мам и бабушек они приводят в восторг! Но педагоги утверждают обратное: пальчики, ручки малыша надо развивать обязательно, чтобы они были ловкими и крепкими.

Исследования ученых показывают: мелкая моторика рук и развитие речи у детей связаны напрямую. Иными словами: чем лучше развиты пальчики у малыша, тем быстрее и полнее он овладеет речью. С развитием мелкой моторики развиваются память, словарный запас и внимание ребенка, кисти рук приобретают подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, рука ребенка готовится к овладению письмом.

Существует несколько методик, но обратить внимание родителей хочется в первую очередь на такой простой, доступный, а главное, любимый детьми способ - пальчиковые игры.

Пальчиковые игры универсальны. В них можно играть где угодно: и на улице, и дома, и в транспорте.

Как играть? Очень просто! Вы выполняете незатейливые движения пальчиками, изображая животное, какой-нибудь предмет и при желании сопровождаете игру веселым стишком. Удивлены, что так просто? А почему должно быть сложно? Ведь в первую очередь это игры, полезные, развивающие, но все-таки игры.

На раннем этапе большинство движений проводит взрослый, поглаживая пальчики и ладошки ребенка. Примерно к трем годам малыш сможет делать движения сам, самостоятельно рассказывая текст.

Давайте поиграем в игру «Семья». Это самая  простая пальчиковая игра. Сжимаем ребенку пальчики в кулак и разжимаем по очереди. Игру можно сопровождать словами:

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся семья!

Вспомните «Сорока-ворона кашу варила...» Те же движения, только в обратном порядке. Кстати, старинную и такую любимую малышами «Сороку» тоже никто не отменял.

«Каждому пальчику - свой карманчик»

Возьмите перчатку и помогите малышу найти «домик» каждому пальчику. Текст очень простой:

Мизинчику - этот карманчик,

Безымянному - этот карманчик и т.д.

И пальчики двигаются, и их названия малыш запомнит без труда.

Игра «Пальчики здороваются».

Пальцы обеих рук малыш соединяет в соответствии со стихами: Встретились два больших пальчика - поздоровались.

Встретились два указательных пальчика - поздоровались.

Встретились два средних пальчика - поздоровались.

Встретились два безымянных пальчика - поздоровались.

Встретились два мизинчика -поздоровались

И крепко обнялись.

Все дети разные и освоение игр может идти у кого-то быстрее, у кого-то медленнее. Дети 3-4 лет с удовольствием играют в пальчиковые игры, которые связаны с упоминанием животных и в которых задействовано большее количество относительно сложных движений, например, в игру

«Зайка»

Пальцы сжимаем в кулачок. Выставляем вверх средний и указательный пальцы (это «уши»), шевелим ими.

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

 Он и прыгает, и скачет,

 Веселит своих зайчат.

«Собачка»

Ладонь на ребро, большой палец вверх, указательный, средний и безымянный - вместе. Мизинец «пасть» поднимается и опускается

У собаки острый носик,

 Есть и ушки,

 Есть и хвостик. 

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.

На самом деле любой, даже не слишком творчески одаренный родитель, способен придумать десятки подобных игр. Было бы желание! Для занятий с малышом, пока он сам не войдет во вкус, терпения понадобится немало, но некоторое время спустя вы заметите, что ваши усилия не проходят даром.

Что делать, если малышу трудно выполнять какие-либо движения, особенно в новой игре, или он выполняет их неправильно?  Сразу помогите ребенку зафиксировать нужное положение пальцев и каждый раз удерживайте в правильном положении до тех пор, пока постепенно у него не начнет получаться делать это самостоятельно. Чередуйте старые, уже освоенные ребенком игры и новые. Не забывайте хвалить малыша! 

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, обуваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста путем развития речи в игровой деятельности.

Развитие мелкой моторики. Актуальность проблемы. Механизмы развития мелкой моторики пальцев рук, взаимосвязь развития движений пальцев рук и речи. Принципы работы над развитием мелкой моторики. Игровы...

Конспект занятия по развитию речи по теме: «Домашние птицы» с использованием игр и упражнений по развитию мелкой моторики для детей младшего дошкольного возраста.

В ходе занятия использовались такие педагогические приёмы как сюрпризный момент, отгадывание загадок, знакомство с художественной литературой.Цели занятия:1.      Развитие общ...

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста как средство развитие речи.

Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие де...

«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр» Конспект интегрированного занятия «Ловкие пальчики» для детей младшей группы

Цель:- развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.Задачи:Учить детей различным приемам самомассажа;Развивать тактильную чувствительность сложно координ...

Выступление на районном семинаре воспитателей (МБОУ ДО «Новодеревеньковский центр развития и поддержки детей») по теме «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Проблема развития мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук в психологии и педагогике имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка....