Техника ""Шесть шляп"
учебно-методический материал

Сохнышева  Анна Анатольевна
Для того чтобы моделировать социальные ситу¬ации и способы поведения, необходимо научиться видеть одно и то же явление с разных сторон. Чем больше сторон ситуации проанализирует человек, тем более полную информацию он получит. Что, в свою очередь, поможет ему найти наиболее удачное решение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shest_shlyap.docx35.6 КБ

Предварительный просмотр:

Шесть шляп

Для того чтобы моделировать социальные ситуации и способы поведения, необходимо научиться видеть одно и то же явление с разных сторон. Чем больше сторон ситуации проанализирует человек, тем более полную информацию он получит. Что, в свою очередь, поможет ему найти наиболее удачное решение.

Идея игры, направленной на развитие критического мышления и социального прогнозирования, заимствована у Эдварда де Боно, одного из известных исследователей механизмов творчества. Он разработал метод обучения эффективно мыслить и назвал его «Шесть шляп мышления». Шесть шляп — это шесть различных способов мышления.

Белая шляпа — это сбор фактов и цифр, безоценочная информация, статистика.

Красная шляпа — это эмоциональное мышление.

Черная шляпа — критическое мышление.

Желтая — оптимистическое мышление.

Зеленая шляпа — это творческое, креативное мышление.

Синяя — продуктивное управление процессом мышления.

Для того чтобы научиться думать различными способами, давать качественную разностороннюю оценку ситуациям, выходить победителем из интеллектуальных и жизненных испытаний, выстраивать прогноз событий, Эдвард де Боно призывал «менять шляпы» и учиться думать различными способами. Следуя процедуре сказочной игротерапии, познакомимся с этим методом и ситуацией, где он эффективно «работает».

Притча о старом Шляпнике

Жил-был старый мудрый Шляпник. Из всех земных богатств был у него лишь цветной фетр. Но зато он имел золотые руки и прекрасную мудрую душу. Мастер дарил людям нечто большее, чем головные уборы — шляпы, кепки, панамы и чепчики. Просветленными и одухотворенными, решительными и твердыми духом, выходили из мастерской старого Шляпника люди, унося свой заказ. Стоит ли говорить о том, как славился своим умением Мастер, как благодарны были ему люди за чудесные шляпы, в которых таился Великий секрет Великого Мастера.

Но шли годы, и настало то время, когда ушел в иной мир старик Шляпник, оставив шестерым своим сыновьям мастерскую, обрезки цветного фетра и шляпы. Шесть разноцветных шляп. Белую шляпу, черную, красную, зеленую, желтую и синюю. «Видимо это и есть тот необыкновенный заказ, над которым в последнее время так самозабвенно трудился отец», — решили сыновья Шляпника. «Значит, скоро должен появиться и заказчик, который щедро расплатится с нами за отцовскую работу. Мы разделим вырученные деньги и сможем отправиться с ними по свету», — планировали они. Но, сколько ни ждали сыновья прихода таинственного заказчика, так и не дождались. Делать нечего, надобно делить отцовское наследство.

«Я возьму себе шляпу белого цвета, — заявил первый сын. — Она так изящна, восхитительна и прекрасна, я буду в ней красоваться на балах и приемах. Именно эта шляпа будет говорить о моем "непростом" происхождении. А то велика ли честь — быть сыном простого шляпника!»

«А я выбираю черную шляпу, — сказал второй сын. — И она не менее изящна, чем белая, она имеет богатый вид, уместна к любому костюму и событию, в ней я буду строг, представителен и изыскан одновременно».

«Что ж, я выбираю себе желтую шляпу, — промолвил третий. — Желтый цвет — цвет солнца, радости и богатства, а это мне так необходимо! Быть может, владея желтой шляпой, я смогу стать счастливым, кто знает?»

«Пусть моей шляпой станет красная, — воскликнул четвертый. — Как я мечтал всегда выделяться из толпы, как я хотел быть в центре внимания, чтобы мною любовались и восхищались женщины. А в этой шляпе я буду неотразим!»

«Зеленая шляпа напоминает мне весенний луг и летное поле, широкое и бескрайнее, дарующее возможность полета. Тысячу раз я летал во сне над зеленой прекрасной Землей, быть может, зеленая шляпа поможет осуществиться моей мечте», — мечтательно произнес пятый сын.

«Мне же достается синяя шляпа, и я очень рад этому. Синий цвет — цвет глаз нашего отца, бескрайних морских и небесных просторов. Постичь их глубину и высоту — вот мое призвание. Хватит ли на все задуманное сил, решительности и времени?» — размышлял шестой из сыновей Шляпника.

Разобрали сыновья шляпы и отправились в разные стороны.

Как же сложились их судьбы, достигли ли они того, о чем мечтали, свершилось ли то, что задумали?

Владелец белой шляпы стал довольно важным чиновником. Он снискал уважение людей своей беспристрастностью. Факты, цифры и хроника событий были для него важнее всего на свете. Но каким-то холодом веяло от этого человека, казалось, что эмоции и чувства он утратил навсегда. Прекрасная машина, а не живой человек отныне ходил по земле.

Хозяин черной шляпы вдруг все происходящее стал видеть в черном цвете. Все подвергал сомнению и критике, на солнце искал пятна, в человеке — его тень, а в рассвете видел неминуемый закат. Как часто эта его черта спасала от поражения и краха в делах и начинаниях, но именно она лишила его радости. Радости от солнечного утра и пения птиц, от встреч с людьми и природой, и самое главное, от собственных мыслей и поступков. И это, конечно же, отразилось на его характере. Вечно угрюмым и недовольным стал хозяин черной шляпы.

Обладатель красной шляпы отныне жил во власти эмоций. Радость и грусть, тоска и удивление, страх и гнев, удовольствие и разочарование владели его душой. «Какой непосредственный, искренний и живой человек!» — восторгались люди при встрече с ним. «Точно малое дитя, живущее мимолетностью чувств», — говорили о нем другие. Как человек чувствующий, он страдал и радовался, любил и ненавидел, восхищался и сострадал. Но часто не мог распознать свои эмоции и чувства, разобраться в их причинах и источниках, не знал, как их проявлять и тем более не мог ими управлять. Самое удивительное, что не только окружающий мир оставался для него загадкой, часто он не мог понять и себя самого.  Такой загадочный и необъяснимый, он привлекал женщин и друзей, но они через некоторое время разочаровывались в нем, поскольку не находили в этом человеке постоянства и преданности.

Человек в желтой шляпе радовался солнцу, наступающему дню, открыто шел навстречу приключениям и открытиям. Ничто не пугало его, не останавливало, ведь впереди только свет, добро и теплота человеческих рук. Эта святая вера и наивность не раз подводили его, но ничто не могло повергнуть в уныние этого оптимиста. В обыкновенном камне он видел драгоценные кристаллы, в росинке — солнечную радугу, а в обыденности — чудеса. «Мечтатель, романтик, "не от мира сего"», — говорили о нем одни. Богатейшей души человек, — говорили другие. — Кто же он, богач или бедняк? — решать не нам».

А обладатель зеленой шляпы оказался в удивительном мире творчества. Все, что он видел, слышал, чувствовал, превращалось в поэзию и музыку, картины и скульптуры, романы, повести, рассказы, пьесы для театра и кинематографа. Его талантом восторгались люди, находили в его трудах ответы на свои вопросы. Но как часто он, живя в мире своих творений, оказывался беззащитным перед лицом суровой действительности, неприспособленным к жизни в реальном мире.

Владелец синей шляпы оказался вечным странником и мыслителем, идущим одному ему ведомыми тропами, ориентируясь на одному ему понятные знаки и символы, не уклоняясь от цели, не торопясь и не замедляя свой ход. Замечая, примечая многое, он выбирал лишь то, что важно в данный момент для достижения поставленной цели. Именно эти качества позволили ему опуститься на морское дно и подняться в небесные выси. «Счастливый человек — достиг того, чего хотел», — скажут одни. «А сможет ли он поделиться своими открытиями, находками, мыслями и чувствами с другими, дабы заразить их жаждой открытий, свершений и побед? » — спросят другие. Но нет пока у меня ответа на этот вопрос.

Но настал тот день и час, когда сыновья Шляпника вновь встретились под крышей отцовской мастерской. Долгие зимние вечера проводили они за удивительными рассказами о своих странствиях, встречах, разлуках и жизненных уроках. Поражались братья тем изменениям, которые произошли в каждом из них. И только теперь начали они понимать, какое сказочное богатство оставил в наследство им Великий Мастер. И захотелось каждому примерить на себя шляпу другого, чтобы стать беспристрастным и критически мыслящим, умеющим видеть позитивные стороны и не бояться чувствовать, научиться творить и неотступно следовать намеченной цели.

Психолог и воспитатель может использовать эту притчу для анализа острой конфликтной ситуации. Последовательно примеряя все шляпы, можно рассмотреть ситуацию с разных сторон.

Взрослый просит подростка одеть Белую шляпу и изложить только факты, последовательность событий конфликтной ситуации. Причем, важно останавливать воспитанника, если он начнет давать оценку событиям и высказывать свои чувства. «Сейчас на тебе одета Белая шляпа, когда ты оденешь Красную, тогда можно будет говорить о чувствах!».

Информацию, полученную с помощью Белой шляпы, полезно записать или представить в виде схемы событий:

Когда воспитанник подтвердит, что с его слов последовательность событий записана верно, результат отражен правильно, можно «снимать» Белую шляпу и одевать Черную.

«Теперь на тебе Черная шляпа. Пожалуйста, расскажи, что самое плохое в этой ситуации, самое неприятное для тебя. И попробуй посмотреть в будущее и сказать, какие самые плохие последствия этой ситуации могут быть. Что самое страшное может произойти?» Примерно такие вопросы можно задавать воспитаннику, пока на нем надета Черная шляпа. Внимательно слушая ребенка, взрослый составляет список негативных последствий, после чего резюмирует: «Итак, благодаря Черной шляпе мы узнали, что самое неприятное в этой ситуации — это... Кроме того, из-за того, что все это произошло, может теперь быть так-то... Это очень важно информация. Будем ее иметь в виду. Теперь можно снять Черную шляпу и одеть Красную».

«В Красной шляпе говорят только о чувствах. Что ты чувствовал, когда все происходило?» Важно отметить, что немногие ребята сразу могут сформулировать свои чувства. Им необходима помощь взрослого. В этом случае нам поможет схема, составленная благодаря информации Белой шляпы. Положив схему последовательности событий перед ребенком, взрослый расспрашивает о тех чувствах, которые были испытаны в микрособытиях, а затем в ситуации в целом. При этом, если воспитаннику не хватает словарного запаса для описания своих чувств, необходимо ему помочь в формулировках, а также называть обсуждаемые чувства общепринятыми терминами. Например: «То, о чем ты рассказываешь, похоже на чувство интереса (или обиду, или страх, или стыд, или удовольствие...). Обычно люди, когда чувствуют интерес, делают то-то и то-то, стремятся к тому-то». Таким образом, Красная шляпа позволит не только проговорить чувства, но и расширить понимание ребенком мира эмоций и чувств. Работа с Красной шляпой завершается ответом на вопрос взрослого: «Когда все это закончилось, что ты испытал?»

Следующая шляпа — Желтая. «Ты рассказал о том, что произошло благодаря Белой шляпе. Ты рассказал о самых неприятных вещах и последствиях с помощью Черной шляпы. Красная шляпа помогла передать твои чувства. Но у любого события всегда есть положительная сторона. Теперь на тебе Желтая шляпа, она поможет тебе посмотреть на эту ситуацию с положительной стороны. Итак, а что хорошего в том, что произошло?» Когда ребенок находится в состоянии конфликта, надеть Желтую шляпу очень сложно. Но правила игры есть правила игры. Здесь задача взрослого найти положительные стороны в создавшейся ситуации. Заканчивается работа с Желтой шляпой резюме взрослого: «Оказывается, не бывает ситуаций только плохих или только хороших. Даже когда все вокруг темно, нужно вспомнить о Желтой шляпе и быстро ее надеть. И тогда ты увидишь, что в любой ситуации есть что-то хорошее. Умение видеть это — очень важное качество. Это не значит, что мы одеваем так называемые «розовые очки». Мы одеваем Желтую шляпу и учим свой ум и душу видеть хорошее».

Теперь полезно надеть Зеленую шляпу творчества. В этом случае взрослый может предложить воспитаннику нарисовать ситуацию, сочинить про нее частушку или небольшой стишок, словом, отразить ее в творческой деятельности. «Посмотри, стоило надеть Зеленую шляпу, как открылись творческие способности. Даже внешняя неприятность может раскрыть вдохновение. Главное, не терять чувство юмора и не забывать о Зеленой шляпе».

Последняя шляпа — Синяя. «Мы с тобой примерили почти все шляпы. Пока мы это делали, и мое, и твое состояние изменилось. Мы рассмотрели ситуацию с разных сторон, увидели и плохие, и хорошие моменты. Знаешь ли ты, что такие ситуации, как наша, мудрые люди называют "жизненными уроками"? Да-да, каждая ситуация нас чему-то учит. Теперь ты надеваешь Синюю шляпу, и она поможет узнать, какой жизненный урок преподнесла тебе эта ситуация, и почему для твоей жизни будет важен этот опыт». Задача взрослого — отметить суть жизненного урока. Например, есть ситуации, которые учат терпению, состраданию, учат не отчаиваться, учат вовремя давать сдачи, учат дисциплине и ответственности. Определив, в чем заключался жизненный урок, важно проговорить с воспитанником, в каких жизненных ситуациях ему понадобится этот опыт.

«Итак, мы использовали подарок старого Шляпника. Согласись, это было непросто. Но теперь мы с тобой знаем, что любое событие жизни нужно рассматривать с разных сторон. И только тогда можно извлечь из него пользу, жизненный урок. Так умные люди познают жизнь. А теперь скажи, пожалуйста, если бы мы не примеряли разные шляпы, к чему бы мы сейчас пришли?..»

Порядок «примерки» шляп может изменяться в зависимости от ситуации. Ваша профессиональная интуиция поможет, если нужно, внести изменения в очередность надевания шляп. Безусловно, игра со шляпами подходит не только для конфликтных и других острых ситуаций. Она хороша для групповых дискуссий, в ситуациях, когда нужно рассмотреть и найти общее в разных точках зрения. В разговоре о жизни на часах самовоспитания, на уроках общеобразовательного цикла можно разделиться на шесть подгрупп и распределить шляпы. После небольшого обсуждения докладчик «от каждой шляпы» представляет точку зрения группы. Так формируется способность объективно оценивать явления окружающего мира, моделировать разнообразные ситуации и составлять прогноз их развития. А без этих качеств успешная социальная адаптация будет затруднена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методики "Шесть шляп мышления" при проведении педагогических советов

«Шесть шляп мышления»— один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу...

Игровое упражнение для педагогов " Шесть шляп"

Игровое упражнение , технология " Шесть шляп" для воспитателей детского сада по проблеме оздоравительной работы в дошкольном учреждении....

Шесть шляп мышления Эдварда де Боно

«Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) — один из самых популярных методов организации мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эф...

Доклад на тему: Метод Эдварда де Бано "Шесть шляп мышления"

Назначение методаПрименяется при проведении любой дискуссии как удобный способ управлять мышлением и переключать его. Один из инструментов развития творческого мышления.Цель методаНаучить людей ...

Презентация на тему: Развитие мышления по методике Эдварда де Бано "Шесть шляп мышления"

1.Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) - один из самых популярных методов организации мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более э...

Презентация "Шесть шляп мышления"

Презентация о методе активизации мышления....

Практический семинар для педагогов: «Развитие аналитического мышления педагогов по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп».

Метод «Шесть шляп мышления» применяется при проведении любой дискуссии (поиск новых идей, решение проблем, разрешение конфликтных ситуаций) как удобный способ управлять мышлением и переклю...