Доклад на тему: Метод Эдварда де Бано "Шесть шляп мышления"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему

Волоковых Любовь Валерьевна

 

Назначение метода

Применяется при проведении любой дискуссии как удобный способ управлять мышлением и переключать его. Один из инструментов развития творческого мышления.

Цель метода

Научить людей лучше понимать особенности своего мышления, контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его с поставленными задачами с целью более эффективного использования процесса мышления при решении проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_temu_-_6_shlyap_myshleniya_-_rech.docx42.1 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: Развитие мышления по методике Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»

Назначение метода

Применяется при проведении любой дискуссии как удобный способ управлять мышлением и переключать его. Один из инструментов развития творческого мышления.

Цель метода

Научить людей лучше понимать особенности своего мышления, контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его с поставленными задачами с целью более эффективного использования процесса мышления при решении проблем.

Суть метода

Шесть шляп мышления - простой и практический способ, позволяющий преодолеть три фундаментальные трудности, связанные с практическим мышлением: эмоции, беспомощность, путаницу. Метод позволяет разделить мышление на шесть типов, или режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная "шляпа". Такое деление позволяет использовать каждый режим намного эффективнее, и весь процесс мышления становится более сфокусированным и устойчивым.

Особенности метода

Метод шести шляп - это попытка научиться уделять внимание разным аспектам мышления по одному за раз. В результате сочетание этих различных аспектов дает мышление в полном объеме.

Шесть метафорических шляп разных цветов представляют каждый из основных типов мышления. Они предназначены для творческого и конструктивного мышления, которые дополняют оценочное и аналитическое.

Правила использования шляп

  1. Надевая шляпу мышления, мы принимаем на себя роль, на которую эта шляпа указывает.
  2. Снимая шляпу конкретного цвета, мы уходим от этого типа мышления.
  3. При смене одной шляпы на другую происходит мгновенное переключение мышления. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении.
  4. Для обозначения своего мнения можно просто назвать шляпу и тем самым показать, какой тип мышления предполагается использовать. Например, просто сказав, что надеваете черную шляпу, вы получаете возможность обсуждать идею, не нападая на человека, предложившего ее.

Дополнительная информация:

  1. Почему шляпы? Шляпу легко надеть и снять. Это относится и к нашей ситуации, поскольку мы должны уметь менять различные типы мышления с такой же легкостью, как и цветные шляпы.
  2. До 90% ошибок в мышлении (в нетехнических областях) - это ошибки восприятия. Логические ошибки очень редки.
  3. Метод шести шляп обогащает наше мышление и делает его более всесторонним. Если мы просто просим других о чем-то подумать, часто они приходят в растерянность. однако если их приглашают исследовать предмет, используя схему шести шляп, широта их восприятия быстро возрастает.

Достоинства метода

  • Наглядность, простота освоения и применения.
  • Умение видеть ситуацию и решение с нескольких точек зрения.
  • Позволяет отстранить свое эго от мышления.

Недостатки метода

  1. Для эффективного применения требуется развитое воображение и тщательная тренировка.
  2. Большая психологическая нагрузка.

Ожидаемый результат

Более эффективное использование процесса мышления при решении проблем.

Организация занятий познавательного цикла в группах детей старшего дошкольного возраста по методике Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления».

Это особая форма проведения занятий (в противовес школьно – урочной) – совместная непринужденная партнерская деятельность взрослого с детьми, в наибольшей мере способствующая  развитию дошкольников.

Методика Э. Боно «Шесть шляп мышления» направлена на развитие активных форм мышления в единстве с творческим воображением, фантазией, на создание предпосылок формирования у детей 5-7 лет системного видения мира.

Эдвард де Боно – известный специалист в области психологии творческого мышления. Эдвард де Боно – тот самый человек, который изобрел термин «нестандартное мышление». Чтобы научить решать эффективно творческие задачи, он предлагает не пытаться сделать все сразу, а выполнять по одному мыслительному действию за один раз. И в своей методике он использует шляпы.

Почему именно шляпы? Э. Д. Боно подчеркивает, что головной убор – это то, что указывает на социальную роль, которую играет в данный момент человек. Важно то, что шляпу можно легко надеть, снять, сменить, она не является чем – то фундаментальным. Очень важно, чтобы каждый мыслитель умел менять роли: надевать шляпы и снимать их. Шляпы – это не способ классифицировать людей.

Один из самых ограничивающих факторов мышления – это чрезмерное участие в нем наших эго. Наше эго прикипает к идее или аргументу. Мы не можем отступить в сторону, чтобы объективно взглянуть на ситуацию. Метод шести шляп как ролевая игра позволяет отстранить свое эго от мышления. Именно так метод шести шляп и удаляет эго из процесса мышления.

Эдвард де Боно отмечает, что «Все шесть шляп представляют ценные типы мышления. Считать, что одна шляпа хуже других – значит сводить полезность системы на нет».

Шесть цветов, шесть шляп.

Метод шести шляп мышления делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.

Чтобы использовать шесть шляп мышления с детьми дошкольного возраста, во–первых (на начальном этапе) задавайте детям вопросы, использующие «язык шляп». Это послужит введением к словарю шляп (достоинства, недостатки, факты, новые идеи и так далее). Позже, когда будет происходить непосредственно обучение, слова и фразы, связанные с этим методом, будут им знакомы.

Примеры шляпных вопросов:

«Как вам понравилась наша экскурсия» (красная шляпа);

«Сообщите мне некоторые факты из жизни птиц весной» (белая шляпа);

«Перечислите достоинства в умении читать?» (желтая шляпа);

«Кто предложит идеи, каким образом можно использовать старинный сундук в наше время?»  (зеленая шляпа) и т. п.,

во-вторых научите детей отличать вопросы от утверждений. Удобнее всего это делать на занятиях, посвященных рассматриванию картин, когда ответом на вопрос: Что изображено на картине? является утверждение, в третьих записывайте ответы детей на больших листах ватмана, используя фломастер того цвета, который соответствует задаваемому вопросу. Например, использовать синий фломастер для составления схемы, показывающей последовательность выполнения работы по лепке или оригами. Это поможет детям начать ассоциировать синий цвет с организацией, планом.

Укрепляйте навыки распознавания цветов, поскольку они играют центральную роль в использовании шести шляп мышления.

Развитие мышления по методике Э. де Боно "Шесть шляп мышления"

Дошкольное учреждение является той образовательной ступенью, которая закладывает фундамент развития личности. Детский сад находится в неустанном поиске обновления содержания образовательного процесса, усиления поиска форм и методов обучения с целью повышения эффективности, как обучения, так и развития творческих способностей детей – дошкольников.

Использование современных методик и технологий повышает творческий потенциал ребенка. И чем раньше начинается обучение, тем более высокий результат достигается.

Э. де Боно считает, что научить детей думать – это, возможно самое главное, что мы можем сделать для детей. Когда дети вырастут, будут жить в сложном мире. Знаний, образования и профессиональных умений им будет не достаточно. Они должны будут обдумывать вопросы, и принимать решения на деловом, профессиональном уровне и в личных отношениях. Это потребует от них больших умственных усилий. Э. де Боно говорит о том, чтобы стать хорошим мыслителем, не обязательно быть гением.

Использование методики "Шесть шляп мышления" позволит воспитателям легко перейти на личностно – ориентированную модель обучения, видеть в ребенке полноправного партнера в педагогическом процессе, основанном на принципе сотрудничества. Так же использование методики позволяет создать игровую, творческую атмосферу, формируя тем самым важные черты личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЁННОСТИ"

Одарён каждый нормальный ребёнок и нужно только время, чтобы заметить конкретный вид способностей и развить их. По мнению исследователей, разделяющих противоположную точку зрения, одарённость представ...

Презентация и доклад на тему "Методы развития речи"

Доклад к педагогическому совету,сопровождаюийся презентацией....

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Метод проектов в трудовом воспитании дошкольников»

В докладе изложены: 1. Сущность метода проектов. 2. Классификация, формы, этапы проектной деятельности. 3. Принципы и методы проектной деятельности. 4. Правила проведения проектных занятий применитель...

Доклад на тему: “Метод моделирования”

В наш динамичный век значительно увеличился поток разнообразной информации, получаемой человеком. Одними из самых аффективных способов обучения являются методы моделирования (реального, математи...

ДОКЛАД НА ТЕМУ «МЕТОД ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ»

Проектная деятельность - это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная  исследовательская, познавательная, игровая, творческая , продуктивная деятельност...

Доклад на тему: «Здоровьесбережение – ключевой момент нового педагогического мышления»

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе позволяет дошкольникам более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способ...