Взаимодействие учреждений образования и семьи
проект

Васькова Лариса Петровна

В  статье  представлен опыт работы по организации работы по  проекту «Повышение культуры родителей молодых семей путем педагогического образования на основе национальных культурных традиций».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semya_doklad.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ И СЕМЬИ

Васькова Лариса Петровна

Старший воспитатель МБДОУ»Детский сад «Рябинушка», с.Красные Четаи

E-mail: l.vasckowa2014@yandex.ru

INTERACTION OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS AND FAMILIES

Vaskova Larisa Petrovna

Senior tutor MBDOU DETSKIJJ sad Ryabinushka", S. Red Chetai

E-mail: l.vasckowa2014@yandex.ru

Аннотация:  В  статье  представлен опыт работы по организации работы по  проекту «Повышение культуры родителей молодых семей путем педагогического образования на основе национальных культурных традиций».

Annotation:  The article presents the experience in the organization of work on the project " Improving the culture of parents of young families through pedagogical education on the basis of national cultural traditions».

Ключевые  слова:  молодая семья, проект, педагогическая культура, национальные культурные традиции.

Key words: young family, project, pedagogical culture, national cultural traditions.

         В основе взаимодействия нашего дошкольного учреждения с семьями воспитанников лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. При ведении банка данных о семьях нашего учреждения, было выявлено, что 61% из общего числа составляют молодые семьи, поэтому возрастает роль дошкольного учреждения в педагогическом просвещении молодых родителей.

        Практика семейного воспитания показали, насколько необходимо родителям овладение педагогической культурой. Даже в благополучной семье, где родители добросовестно заботятся о ребенке, процесс воспитания ставит перед ними множество сложных проблем. Жизнь показывает, что далеко не все родители имеют твердую установку на воспитание детей. Особенно ярко это обнаруживается в молодых семьях.

       В дошкольном возрасте происходит  наиболее интенсивное развитие личности, в основе которого лежит приобщение к отечественной истории и культурному национальному наследию. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Педагогическая технология приобщения дошкольников к народным традициям строится на основе использования взаимодействия в системе «воспитатель-ребенок-родитель», так как семья является одним из основных институтов первоначальной социализации детей, влияющих на становление личности ребенка.

         В  детском саду уделяется достаточное внимание вопросам приобщения детей к национальной культуре, традициям, быту. В группах создана специальная среда с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству. Большое место в приобщении дошкольников к культуре родного края  занимают народные праздники и традиции: День куклы, Масленица, День чувашского языка, День рождения И.Я.Яковлева, Акатуй и др. Коллектив участников образовательного процесса ежегодно участвует в фольклорных фестивалях «Пасхальная радость», «Урам вайисем». Организованы встречи с замечательными людьми района:   автором - песенником - Зинаидой Черновой; автором книг - Галиной Зотовой.

        Положительный опыт по приобщению дошкольников к чувашским национальным культурным традициям педагоги, имеющие приоритетное направление работы,  обобщают на занятиях ассоциации воспитателей учреждения, района, республики. Так в апреле текущего года, воспитатель Н.Г.Гусельщикова показала мастер-класс по изготовлению куклы на выездном мероприятии Чувашского национального конгресса в детском саду «Путене» Моргаушского района.  Педагоги активно участвуют в различных национальных мероприятиях, организованных МОО «Чувашский национальный конгресс».  Также творческий коллектив принял активное участие в подготовке и праздновании: 435 лет со дня основания с.Красные Четаи,  90 лет Красночетайского района, 215 лет Храма Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. Организовано эффективное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и социума: МАУ ДО «ДЮСШ-ФСК «ХАСТАР», МБОУ «Красночетайская СОШ», БУК «Краеведческий народный музей "Человек и природа" имени В.Толстова - Атнарского, МБУК "Централизованная библиотечная система», районная газета «Пирĕн пурнăç», Храм Честнаго и Животворящего Креста Господня.

        Поддержка со стороны родителей  имеет большое значение. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним. Однако, результаты анкетирования родителей выявили не только актуальность, но и  противоречивость данной проблемы: с одной стороны - рост национального самосознания и заинтересованность в углублении знаний о культуре своего народа, а с другой -  незнание своей культуры, истории, традиций, а подчас и равнодушие к этим вопросам некоторых, что свидетельствует об определенной утрате преемственности поколений к культуре своего народа, а ведь мы являемся носителями неповторимой культуры для следующих поколений. Так, законные представители имеют поверхностные знания в области народной педагогики; не знают в достаточной степени историю своего родного края; не заинтересованы в воспитании на национальных традициях; мало кто имеет семейные реликвии, которые передаются из поколения в поколение; крайне редко используются малые фольклорные формы при общении со своими детьми. Разговорная чувашская речь родителей и детей не всегда правильна и не отвечает ее лексическим требованиям, многие слова, используемые в речи, упрощены и нелитературны. А ведь именно в дошкольном детстве родители оказывают большое влияние на личностное развитие. Поэтому, если они не будут поддерживать действия воспитателей или будут противоречить им, то многие усилия педагогов по приобщению дошкольников к национальным культурным традициям, - окажутся напрасными.

        Все это позволило сделать вывод о необходимости активизации работы по воспитанию у родителей устойчивого интереса к национальной культуре.      Детский сад, семья  и окружающая ее  микросреда  оказывают на детей сильное влияние в плане освоения  культуры того народа, той национальности, к которой принадлежит ребенок. Это определило необходимость поиска эффективных путей, средств и методов формирования у родителей нравственного облика, обращаясь к народной педагогике, и дало направление для разработки и реализации проекта «Повышение культуры родителей молодых семей путем педагогического образования на основе национальных культурных традиций».

        В рамках реализации проекта, был собран весь имеющийся необходимый библиотечный материал художественной и методической литературы в специально отведенном уголке методического кабинета, где родители смогли поработать над самообразованием. Также законные представители активно включились в обновление и пополнение мини – музеев чувашского быта различными произведениями народного декоративно – прикладного искусства, предметами быта, национальными костюмами. При помощи взрослых во всех возрастных группах был организован  пошив детских национальных костюмов для организации чувашских праздников и различных выступлений.

        В рамках проекта создан  клуба «Молодая семья», приоритетным направлением работы которого стало ознакомление с национальными культурными традициями по проблемам:

  1. Материальная  культура «Сенкер тепел уменче» -  ознакомление с основными  элементами культуры  в сфере материальной обеспеченности.   Источниками изучения материальной культуры стали: предметные источники, как использующиеся  ныне в быту, так и хранящиеся без активного применения; музейные коллекции; письменные источники (этнографические описания, литература различных жанров, архивный материал и др.); источники, получаемые изустно или визуально в ходе экскурсий, бесед, наблюдений.
  2. Прикладное искусство «Асанне арчи».   Художественно – образное начало изделий народных мастеров вызывает художественно – эстетическое переживание переданных  в них духовных ценностей, позволяет увидеть мир глазами другого человека, помогают осмыслить национальное своеобразие и миропонимание народа, отсюда – познать и себя самого, что стимулирует творческую деятельность. Все это обеспечивает связь  поколений и способствует возрождению лучших традиций прошлого. Источниками изучения прикладного искусства стали: этнографический материал (подлинные  образцы), музейные коллекции, научно - популярная, художественная, искусствоведческая литература, альбомы, материалы наблюдений в  ходе экскурсий.  
  3. Произведения книжной графики «Йерсен тата краскасен илемле тенчи». По этому направлению мы организовали работу с участниками образовательного процесса по ознакомлению с жизнью и деятельностью чувашских художников, с их «творческими портретами», с неповторимыми работами авторов.
  4. Праздники и календарные обряды «Халах йали—пурнас йерки».  Основная задача – воспитание уважительного отношения к истории и культуре чувашского народа, освоение ценностей национального музыкального искусства на основе обрядов и традиций.
  5. Чувашское гостеприимство  «Чаваш тараватлахе». Было организовано ознакомление с приветствиями и добрыми пожеланиями чувашского народа, для воспитания правил  хорошего тона, знакомство с чувашскими национальными блюдами и приобщение к их приготовлению.
  6. Народные   игры «Айтар ваййа тухар – и!». Родителей знакомили с названием игры, правилами и ходом их проведения для того, чтобы они могли организовать интересную игру для своих ребят.  
  7. Народные музыкальные традиции «Сер пин юра тенчинче». Необходимо  развитие интереса к чувашскому языку и национальной музыкальной культуре. Организован цикл дискуссий о духовно – нравственных ценностях старины и современности чувашского народа, показы открытых занятий, проведение КВНов и различных семинаров – практикумов.

        Для того, чтобы понять силу своих корней, необходимо помочь родителям своему ребенку изучить свою родословную, происхождение фамилии, своего имени. Именно поэтому был проведен конкурс «Самое оригинально составленное генеалогическое древо».  

        Эффективность реализации проекта можно отследить проведением совместных выступлений на мероприятиях учреждения и района, организацией традиционных чувашских праздников (Масленица, Акатуй, Сурхури и т. д.) с песнями, хороводами, музыкой, играми, забавами, розыгрышами, связанными с народными обычаями и обрядами, национальными блюдами, праздничной одеждой.

          У законных представителей и обучающихся сформирован активный интерес к корням своей семьи и родному краю, объектам и создателям культурных ценностей; степень владения родным языком и познания национальной культуры, традиций и обычаев. Родители владеют необходимым перечнем национальных сказок, стихов, песен, танцев, загадок, и игр для организации совместной деятельности с детьми.  Процесс общения и совместной деятельности строится на  основе национальных культурных традиций, что помогает им в свою очередь организовать эффективное взаимодействие со своими детьми в домашних условиях на веками отработанном материале этнопедагогики.

        Список использованной литературы:

  • Васильева Л.Г. Программа этнохудожественного развития детей 2-4 лет "Узоры чувашского края". - Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 2015г.
  • Махалова И.В. Программа по приобщению детей 6-7 лет к национальным традициям чувашского края "Родники здоровья"- Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 2015г.
  • Мурашкина Т.В. Программа  этноэкологического  развития детей 5-6 лет «Загадки родной природы» - Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 2015г.
  • Николаева Е.И. Программа по приобщению дошкольников к национальной детской литературе "Рассказы солнечного края". - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2015г.
  •  Соловей Л.Б. Программа социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста с учетом регионального компонента «Традиции чувашского края» -  Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О новой системе взаимодействия учреждения с с семьей. ЕЕ преимущества.

Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей. Основные принципы при организации работы в рамках новых форм работы с семьей....

Взаимодействие дошкольного образования с семьей и институтами общества

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия семьи и дошкольного учреждения в процессе формирования личности ребенка, выделяются формы взаимодействия педагогов и родителей....

«Взаимодействие учреждения дополнительного образования и семьи как условие формирования у обучающихся основ здорового образа жизни».

Опыт работы по взаимодействию учреждения с семьями воспитанников по формированию здорового образа жизни...

Социально-педагогическое взаимодействие учреждений дополнительного образования и семьи (из опыта работы школы раннего развития «Росток»)

Решение задач социализации подрастающего поколения в современных условиях жизни нашего общества диктует развитие демократичной, открытой, гуманной системы дополнительного образования и требует нового ...

Консультация на тему: «Педагогические основы взаимодействия дошкольного образования с семьей»

Консультация на тему:«Педагогические основы взаимодействия дошкольного образования с семьей»...