Сказкотерапия, как один из видов арт-терапии в развитии творческого воображения старших дошкольников
статья (старшая группа)
В последние годы возросла заинтересованность педагогов к устройству влияния искусства на дошкольников с вопросами в процессе развития и обучения. Современная педагогика и психология в существенной мере направлена на применение в работе педагогов разнообразных видов искусства как значительного средства формирования гармоничной личности дошкольника, его нравственного и эстетического развития. В настоящее время в практике дошкольного образования обширно используя такой термин, как «арт-терапия».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Анисимова А.В.
Воспитатель
МДОУ детский сад
№ 51 «Центр детства»
Г.о. Серпухов
Сказкотерапия, как один из видов арт-терапии в развитии творческого воображения старших дошкольников
В последние годы возросла заинтересованность педагогов к устройству влияния искусства на дошкольников с вопросами в процессе развития и обучения. Современная педагогика и психология в существенной мере направлена на применение в работе педагогов разнообразных видов искусства как значительного средства формирования гармоничной личности дошкольника, его нравственного и эстетического развития. В настоящее время в практике дошкольного образования обширно используя такой термин, как «арт-терапия».
Современные образовательные учреждения используют арт-терапию как метод раскрытия творческого потенциала человека, высвобождения его скрытых энергетических резервов и нахождения им в итоге оптимальных способов решения своих проблем.
В дошкольном возрасте часто используют сказкотерапию, как один из видов арт-терапии. Через сказки ребенку передается жизненный опыт, отношение к миру, моральные нормы и принципы, обычаи и традиции.
Проанализировав теоретические аспекты по проблеме, была поставлена задача изучить развитие творческого воображения у детей 6-7 лет.
Диагностическая работа проводилась в МДОУ детский сад № 51 «Центр детства» г. о. Серпухов. В исследовании участвовало 20 детей, возраст которых соответствовал 6-7 годам.
Цель констатирующего эксперимента заключается в выявлении реального уровня развития творческого воображения у детей 6-7 лет.
Для определения структурность продукта творческого воображения у детей 6-7 лет была проведена методика И.Г. Смольниковой и Е.А. Смирновой
Для определения детализация образов воображения у детей 6-7 лет были использованы методики О.С. Ушаковой и Л.А. Колуновой и О. М. Дьяченко «Сочинение сказки»
Для определения оригинальности решения задач на воображение были использованы методики О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигуры» и Р.С. Немова «Нарисуй что-нибудь».
Анализ результатов диагностик показал, что средний уровень развития творческого воображения был зафиксирован у 13 детей -, низкий - у 7 детей. Высокий уровень творческого воображения ни у кого из детей не выявлен.
В процессе обследования важно было вызвать интерес у каждого ребенка к данной деятельности, привлечь и сконцентрировать внимание на определенном задании. Для этого использовались игровые приемы, индивидуальный подход к каждому ребенку, художественное слово для поддержания интереса, а также одобрение, похвала детей для создания положительного настроя к выполняемым заданиям. Дети охотно выполняли предлагаемые задания. Вследствие одобрения и похвалы детей, в процессе игры, выполнения заданий, они постепенно приобрели уверенность в своих силах, раскрепостились и показывали своими действиями желание продолжить выполнение заданий. Но не все задания дети выполняли с одинаковым интересом. Так, например, большинство детей с предложенным заданием не справились: структурность продуктов творческого воображения практически не соблюдается, логическая последовательность не соблюдается, название не соотносится с содержанием. Образы схематичны и упрощены, вариативность решения отсутствует. Ребенок не отступает от знакомых стандартов и не может предложить собственный вариант, повторяя ответы других детей. Ребенок при подборе элементов известных произведений и символов испытывает значительные трудности, часто требуется помощь взрослого.
Таким образом, можно сделать вывод, что уровень развития творческого воображения у детей соответствует среднему показателю.
В результате проведенного исследования по определению уровня развития творческого воображения, возникла необходимость в разработке и реализации программы.
В качестве основного направления программы является использование сказкотерапии в развитии творческого воображения у детей 6-7 лет.
Цели программы:
- стимулирование раскрытия творческого потенциала ребенка;
- расширение границ творческого восприятия мира.
Задачи:
- развитие творческого воображения с помощью использования сказок;
- стимулирование творческого самовыражения;
- развитие умения выделения, анализа и оценки ситуации;
- гармонизация эмоционального состояния.
Программа состоит из 16 занятий, предназначенных для детей старшего дошкольного возраста. Групповые занятия можно проводить как в первой, так во второй половине дня. Занятия проводятся один раз в неделю продолжительностью 30 минут. Форма проведения подгрупповая (индивидуальная).
Программа включает в себя игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения, тематическое рисование и лепку, изготовление коллажей, релаксационные этюды, визуализации, игровую терапию, арт-терапию, цветотерапию.
Каждое занятие включает в себя приветствие, ритуал входа в сказку, основную часть, рефлексию, ритуал выхода из сказки.
Программа составлена с учетом следующих основных принципов:
1. Принцип соответствия возрастных и индивидуальных возможностей ребенка (программа строится в соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного развития).
2. Принцип систематичности и последовательности (устанавливает взаимосвязь между полученными знаниями, переходить от простого к сложному).
3. Принцип индивидуализации (переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего занятия).
4. Принцип наглядности (построение задания с использованием всех видов наглядных средств, привлечение детей к восприятию).
Так программу можно условно разделить на 4 блока. Первый (установочный) блок включает в себя 1 занятие и направлен на побуждение желания взаимодействовать, создание атмосферы, благоприятной для продуцирования творческого воображения детей. Также в данном блоке проводится работа с педагогами и родителями которая включает в себя консультацию - рекомендацию на информационном стенде «Роль сказки в жизни ребенка» и оформление картотеки «Подвижные, дидактические игры по мотивам сказок»
Второй (коррекционный) блок включает в себя 12 занятий и направлен собственно на развитие творческого воображения, креативного решения поставленных задач. В данном блоке проводится следующая работа с педагогами и родителями: Выставка детских рисунков «Моя любимая сказка», консультация - рекомендация на информационном стенде «Семейное словотворчество – совместная деятельность детей и родителей», «Сказки вместе сочиняем!», мастер-класс (персонажи кукольного театра) «Сказка из… носков!»
Третий (закрепляющий) блок включает в себя 2 занятия и направлен на закрепление у детей старшего дошкольного возраста навыков самостоятельной деятельности детей по замыслу, используя полученные знания. В данном блоке работа с педагогами и родителями включает в себя: папка-передвижка «Прививаем любовь к книгам», семейное словотворчество – совместная деятельность детей и родителей.
Четвертый (контрольный) блок включает в себя 1 занятия и направлен на определение динамики развития творческого воображения. Здесь подводятся итоги работы с родителями проводится консультация - рекомендация «Сказка в гости к нам пришла» и оформляется фоторепортаж «Ребенок и книга».
После внедрения в образовательный процесс ДОУ программы для развития творческого воображения у детей 6-7 лет, была проведена повторная диагностика детей на контрольном этапе исследования в соответствии с составленной диагностической программой. Данные контрольной диагностики показали, что высокий уровень развития творческого воображения показали 6 детей, 3 детей остались на низком уровне, количество детей со средним уровнем 11.
Таким образом, сравнительный анализ обобщенных результатов констатирующего и контрольного этапов исследования позволяет сделать вывод об эффективности условий развития творческого воображения у детей 6-7 лет посредством сказкотерапии.
Следовательно, программа по развитию творческого воображения у детей 6-7 лет посредством сказкотерапии может быть использован в практической работе воспитателей детских дошкольных учреждений, педагогов-психологов, педагогов учреждений дополнительного образования детей, родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/21/picture-309370-1708527008.jpg)
Педагогический проект "Развитие творческого воображения старших дошкольников через использование методов ТРИЗ"
Настоящий педагогический прект направлен на разрешение ряда педагогических проблем и противоречий, сложившихся в современном дошкольном образовании. Цель педагогического проекта заключается в создании...
Консультация для родителей «Использование нетрадиционных изобразительных техник – одно из условий развития творческого воображения старших дошкольников»
В контексте развивающего обучения и воспитания важна формулировка творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Как показали исследования детского воображения, формулировка прямой задачи на тв...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/07/picture-681879-1444216360.jpg)
Проект "Развитие творческого воображения старших дошкольников посредством музыкальной деятельности"
Проект "Развитие творческого воображения старших дошкольников посредством музыкальной деятельности"...
Развитие творческого воображения старших дошкольников средствами нетрадиционной изобразительной деятельности
В статье идет речь о развитии творческого воображения дошкольников , его роли в становлении креативной, способной к созиданию творческой личности, востребованной на сегодняшний день социумом и обобщен...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/21/picture-341949-1482331453.jpg)
Проектирование цикла занятий по развитию творческого воображения старших дошкольников средствами акварельной живописи.
Проектирование цикла занятий по развитию творческого воображения старших дошкольников средствами акварельной живописи. Изостудия в детском саду дает возможности для углубленного занятия рисование...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/27/picture-1245096-1588001529.jpg)
Арт-терапия как средство развития творческого воображения старших дошкольников.
Творческое воображение детей 6-7 лет рассматривается как неотделимая часть образовательного процесса образования и воспитания; как закономерно - целенаправленное видоизменение внутренней структуры тво...