Сказкотерапия, как один из видов арт-терапии в развитии творческого воображения старших дошкольников
статья (старшая группа)

 Анисимова Александра Викторовна

В последние годы возросла заинтересованность педагогов к устройству влияния искусства на дошкольников с вопросами в процессе развития и обучения. Современная педагогика и психология в существенной мере направлена на применение в работе педагогов разнообразных видов искусства как значительного средства формирования гармоничной личности дошкольника, его нравственного и эстетического развития. В настоящее время в практике дошкольного образования обширно используя такой термин, как «арт-терапия».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анисимова А.В.

Воспитатель

МДОУ детский сад

№ 51 «Центр детства»

Г.о. Серпухов

Сказкотерапия, как один из видов арт-терапии в развитии творческого воображения старших дошкольников

В последние годы возросла заинтересованность педагогов к устройству влияния искусства на дошкольников с вопросами в процессе развития и обучения. Современная педагогика и психология в существенной мере направлена на применение в работе педагогов разнообразных видов искусства как значительного средства формирования гармоничной личности дошкольника, его нравственного и эстетического развития. В настоящее время в практике дошкольного образования обширно используя такой термин, как «арт-терапия».

Современные образовательные учреждения используют арт-терапию как метод раскрытия творческого потенциала человека, высвобождения его скрытых энергетических резервов и нахождения им в итоге оптимальных способов решения своих проблем.

В дошкольном возрасте часто используют сказкотерапию, как один из видов арт-терапии. Через сказки ребенку передается жизненный опыт, отношение к миру, моральные нормы и принципы, обычаи и традиции.

Проанализировав теоретические аспекты по проблеме, была поставлена задача изучить развитие творческого воображения у детей 6-7 лет.

Диагностическая работа проводилась в МДОУ детский сад № 51 «Центр детства» г. о. Серпухов.        В исследовании участвовало 20 детей, возраст которых соответствовал 6-7 годам.

Цель констатирующего эксперимента заключается в выявлении реального уровня развития творческого воображения у детей 6-7 лет.

Для определения структурность продукта творческого воображения у детей 6-7 лет была проведена методика И.Г. Смольниковой и Е.А. Смирновой

Для определения детализация образов воображения у детей 6-7 лет были использованы методики О.С. Ушаковой и Л.А. Колуновой и О. М. Дьяченко «Сочинение сказки»

Для определения оригинальности решения задач на воображение были использованы методики О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигуры» и Р.С. Немова «Нарисуй что-нибудь».

Анализ результатов диагностик показал, что средний уровень развития творческого воображения был зафиксирован у 13 детей -, низкий - у 7 детей. Высокий уровень творческого воображения ни у кого из детей не выявлен.

В процессе обследования важно было вызвать интерес у каждого ребенка к данной деятельности, привлечь и сконцентрировать внимание на определенном задании. Для этого использовались игровые приемы, индивидуальный подход к каждому ребенку, художественное слово для поддержания интереса, а также одобрение, похвала детей для создания положительного настроя к выполняемым заданиям. Дети охотно выполняли предлагаемые задания. Вследствие одобрения и похвалы детей, в процессе игры, выполнения заданий, они постепенно приобрели уверенность в своих силах, раскрепостились и показывали своими действиями желание продолжить выполнение заданий. Но не все задания дети выполняли с одинаковым интересом. Так, например, большинство детей с предложенным заданием не справились: структурность продуктов творческого воображения практически не соблюдается, логическая последовательность не соблюдается, название не соотносится с содержанием. Образы схематичны и упрощены, вариативность решения отсутствует.  Ребенок не отступает от знакомых стандартов и не может предложить собственный вариант, повторяя ответы других детей. Ребенок при подборе элементов известных произведений и символов испытывает значительные трудности, часто требуется помощь взрослого.

Таким образом, можно сделать вывод, что уровень развития творческого воображения у детей соответствует среднему показателю.         

В результате проведенного исследования по определению уровня развития творческого воображения, возникла необходимость в разработке и реализации программы.

В качестве основного направления программы является использование сказкотерапии в развитии творческого воображения у детей 6-7 лет.

Цели программы:

- стимулирование раскрытия творческого потенциала ребенка;

- расширение границ творческого восприятия мира.

Задачи:

- развитие творческого воображения с помощью использования сказок;

- стимулирование творческого самовыражения;

- развитие умения выделения, анализа и оценки ситуации;

- гармонизация эмоционального состояния.

Программа состоит из 16 занятий, предназначенных для детей старшего дошкольного возраста. Групповые занятия можно проводить как в первой, так во второй половине дня. Занятия проводятся один раз в неделю продолжительностью 30 минут. Форма проведения подгрупповая (индивидуальная).

Программа включает в себя игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения, тематическое рисование и лепку, изготовление коллажей, релаксационные этюды, визуализации, игровую терапию, арт-терапию, цветотерапию.        

Каждое занятие включает в себя приветствие, ритуал входа в сказку, основную часть, рефлексию, ритуал выхода из сказки.

Программа  составлена с учетом следующих основных принципов:

1. Принцип соответствия возрастных и индивидуальных возможностей ребенка (программа строится в соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного развития).

2. Принцип систематичности и последовательности (устанавливает взаимосвязь между полученными знаниями, переходить от простого к сложному).

3. Принцип индивидуализации (переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего занятия).

4. Принцип наглядности (построение задания с использованием всех видов наглядных средств, привлечение детей к восприятию).

Так программу можно условно разделить на 4 блока.   Первый (установочный) блок включает в себя 1 занятие и направлен на побуждение желания взаимодействовать, создание атмосферы, благоприятной для продуцирования творческого воображения детей. Также в данном блоке проводится работа с педагогами и родителями которая включает в себя консультацию - рекомендацию на информационном стенде «Роль сказки в жизни ребенка» и оформление картотеки «Подвижные, дидактические игры по мотивам сказок»

Второй (коррекционный) блок включает в себя 12 занятий и направлен собственно на развитие творческого воображения, креативного решения поставленных задач. В данном блоке проводится следующая работа с педагогами и родителями: Выставка детских рисунков «Моя любимая сказка», консультация - рекомендация на информационном стенде «Семейное словотворчество – совместная деятельность детей и родителей», «Сказки вместе сочиняем!», мастер-класс (персонажи кукольного театра) «Сказка из… носков!»

Третий (закрепляющий) блок включает в себя 2 занятия и направлен на закрепление у детей старшего дошкольного возраста навыков самостоятельной деятельности детей по замыслу, используя полученные знания. В данном блоке работа с педагогами и родителями включает в себя: папка-передвижка «Прививаем любовь к книгам», семейное словотворчество – совместная деятельность детей и родителей.

Четвертый (контрольный) блок включает в себя 1 занятия и направлен на определение динамики развития творческого воображения. Здесь подводятся итоги работы с родителями проводится консультация - рекомендация «Сказка в гости к нам пришла» и оформляется фоторепортаж «Ребенок и книга».

После внедрения в образовательный процесс ДОУ программы для развития творческого воображения у детей 6-7 лет,  была проведена повторная диагностика детей на контрольном этапе исследования в соответствии с составленной диагностической программой. Данные контрольной диагностики показали, что высокий уровень развития творческого воображения показали 6 детей, 3 детей остались на низком уровне, количество детей со средним уровнем 11.

Таким образом, сравнительный анализ обобщенных результатов констатирующего и контрольного этапов исследования позволяет сделать вывод об эффективности условий развития творческого воображения у детей 6-7 лет посредством сказкотерапии.

Следовательно, программа по развитию творческого воображения у детей 6-7 лет посредством сказкотерапии может быть использован в практической работе воспитателей детских дошкольных учреждений, педагогов-психологов, педагогов учреждений дополнительного образования детей, родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Развитие творческого воображения старших дошкольников через использование методов ТРИЗ"

Настоящий педагогический прект направлен на разрешение ряда педагогических проблем и противоречий, сложившихся в современном дошкольном образовании. Цель педагогического проекта заключается в создании...

Консультация для родителей «Использование нетрадиционных изобразительных техник – одно из условий развития творческого воображения старших дошкольников»

В контексте развивающего обучения и воспитания важна формулировка твор­ческих заданий, не имеющих однозначного решения. Как показали исследования детского воображения, формулировка прямой задачи на тв...

Проект "Развитие творческого воображения старших дошкольников посредством музыкальной деятельности"

Проект "Развитие творческого воображения старших дошкольников посредством музыкальной деятельности"...

Развитие творческого воображения старших дошкольников средствами нетрадиционной изобразительной деятельности

В статье идет речь о развитии творческого воображения дошкольников , его роли в становлении креативной, способной к созиданию творческой личности, востребованной на сегодняшний день социумом и обобщен...

Проектирование цикла занятий по развитию творческого воображения старших дошкольников средствами акварельной живописи.

Проектирование цикла занятий по развитию творческого воображения старших дошкольников средствами акварельной живописи. Изостудия в детском саду дает возможности для углубленного занятия рисование...

Арт-терапия как средство развития творческого воображения старших дошкольников.

Творческое воображение детей 6-7 лет рассматривается как неотделимая часть образовательного процесса образования и воспитания; как закономерно - целенаправленное видоизменение внутренней структуры тво...