Сюжетно-ролевые игры. Подготовительная группа.
методическая разработка (подготовительная группа)

Клишина Евгения Дмитриевна

Перспективное планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno.docx32.27 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевые игры.

Перспективный план.

(подготовительная группа)

Сентябрь

 « ГИБДД»

Задачи: Развивать дружеское отношение друг к другу, умение распределять роли и действовать в

соответствии с принятой на себя ролью. Воспитывать уважение к труду работников инспекции безопасности движения, закреплять представление об их значении для жизни города, условиях труда и взаимоотношениях «инспектор — водитель», «инспектор — пешеход». Развивать диалогическую речь.

Предварительная работа:

  • Беседы «Незнайка на улицах города», «Пешеход переходит улицу», «Зачем нужен светофор?», «Сотрудники ГИБДД».
  • Рассматривание  иллюстраций из серии «Дошкольникам о правилах дорожного движения».
  • Дидактические игры: «Дорожные знаки», «Светофор».
  • Настольно-печатные игры: «Соблюдай правила дорожного движения», «Дорожная азбука».
  • Изготовление атрибутов:  изготовление светофора, дорожных знаков, плана-схемы, билетов, «денег».
  • Чтение художественной литературы: А. Усачёв «Правила дорожного движения», Х. Тайдре «Я и улица», М. Каменский «На перекрёстке».

 «Детский сад»

Задачи:  Закрепление знаний детей о работе медсестры и врача, прачки, повара, дворника и других работниках детского сада. Воспитание интереса и уважения к их труду. Развитие у детей чувства благодарности за труд взрослых для них, желания оказать им посильную помощь. Развитие умения применять полученные знания в коллективной творческой игре.

Предварительная работа:  

  • Экскурсия в кабинет медсестры.
  • Чтение рассказа А. Кардашовой «Наш доктор».
  • Наблюдение труда прачки.
  • Экскурсия на кухню. 
  • Лепка продуктов для игры в «повара». 
  • Беседа «Кто и как работает в нашем детском саду».

Октябрь

«Семья»

  Задачи:  Побуждение детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствование умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Формирование ценных нравственных чувств (гуманности, любви, сочувствия и др.).

      Предварительная работа:

  • Игры  «Как будто дома у нас младенец», «Как будто дома папа и дедушка, а мамы нет дома»,
  • Рассматривание иллюстраций «Мамин праздник», «Праздник в семье».
  • Д/и «День рождения куклы».
  • Беседы о взаимоотношениях в семье.

«Школа»

Задачи: Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Обучение детей справедливо распределять роли в играх. Побуждение детей воспроизводить в играх бытовой и общественно полезный труд взрослых.

Предварительная работа:

  • Презентация «Экскурсия в школу».
  • Чтение произведений Л. Воронковой «Подружки идут в школу»,  Э. Мошковской «Мы играем в школу».
  • Дидактические игры «Назови как в школе», «Что перепутал художник», «Что лежит в портфеле».
  • Рассматривание иллюстраций на школьную тему.

Ноябрь

«Супермаркет»

Задачи: Научить детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры. Побуждать детей более широко использовать в играх знания  об окружающей жизни; развивать диалогическую речь.

Предварительная работа:

  • Изготовление денег, кредитных карт, ценников, продуктов.
  • Беседы с детьми: «Поведение в общественных местах», «Деньги-вчера,

сегодня, завтра», «Что такое супермаркет?», «Что такое касса?»

  • Дидактические игры по классификации продуктов питания, одежды, овощей, фруктов, посуды.
  •  «Сказка о необычных покупках», стихотворение О.Емельяновой «Магазин игрушек».

«Строительство»

Задачи: Научить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом, конструкторы, строительные материалы, справедливо решать споры, действовать в соответствии с планом игры. Отображать в игре знания об окружающей жизни, развивать творческое воображение, выразительность речи детей.

Предварительная работа:

  • Чтение художественной литературы: «Теремок», «Кто построил этот дом?» С.Баруздина.
  • Рассматривание картин, иллюстраций о строительстве и беседы по содержанию;
  • Рисование на тему «Строительство дома»
  • Атрибуты к игре: проект, чертеж строительства;
  • Просмотр презентации «Строительные материалы».

Декабрь

«Скорая помощь»

Задачи: Формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины. Воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах.

Предварительная работа:

  • Слушание сказки К. Чуковского «Доктор Айболит» в грамзаписи.
  • Наблюдение за машиной скорой помощи.
  • Чтение лит. произведений: Э.Успенский «Играли в больницу», В. Маяковский «Кем быть?».
  • Рассматривание медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.).
  • Дидактическая игра «Катя простудилась».
  • Беседа с детьми о работе врача, медсестры.
  • Рассматривание иллюстраций о враче, мед. сестре.
  • Изготовление с детьми атрибутов к игре

«Ателье»

Задачи: Формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Воспитывать уважение к труду швеи, модельера, закройщика, расширять представления о том, что их труд коллективный, что от добросовестной работы одного человека зависит качество труда другого. Развивать умения применять в игре знания о способах измерения. Развивать диалогическую речь детей.

Предварительная работа:

  • Презентация «Путешествие в ателье»;
  • Рассматривание иллюстраций в журналах по теме «Ателье» и «Как шьют одежду».
  • Экспериментальная деятельность «Свойства ткани»
  • Беседы: «Виды одежды» «История, рассказанная пуговкой». «Откуда берутся нитки». «Как заботиться о своей одежде». «Что из какой ткани можно сшить?»
  • Чтение произведений: С. Михалков «Заяц портной», Б.Заходер «Портниха», М. Майн «Пуговица», Братья Гримм «Храбрый портняжка», Н. Н. Носов «Заплатка».К. Льдов «Швея».
  • Загадывание загадок о швейных принадлежностях.
  • Дидактические игры: «Что у тебя шерстяное?». «Дизайнер», «Виды одежды». «Кто что делает?», «Разложи одежду по сезону». «Назови детали одежды». «Я иголки не боюсь». 

Январь

 «Зоопарк»

Задачи: Научить детей распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Расширять представления детей о гуманной направленности труда работников зоопарка, об основных профессиях: директор зоопарка, рабочие, врач, проводник, работник кухни, экскурсовод и др., об основных трудовых процессах по обслуживанию животных.

Предварительная работа:

  • Просмотр DVD дисков.
  • Беседы о животных с использованием иллюстраций о зоопарке.
  • Рассматривание животных разных климатических зон,
  • Загадывание и отгадывание загадок о животных,
  • Чтение художественной литературы о животных.
  • Изображение животных трафаретами.
  • Раскрашивание изображения животных.

«Кафе»

Задачи: Научить самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ролью, учить самостоятельно создавать необходимые постройки, формировать навыки доброжелательного отношения детей. Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни.

Предварительная работа:

  • Беседы: о труде повара, официанта, о правилах этикета, сервировке стола, правилах поведения в общественных местах;
  • Чтение художественной литературы и фольклора: К. Чуковский «Федорино горе», «Муха цокотуха», В. Маяковский «Кем быть?», С. Я. Маршак «Что у Вас?»,
  • Рассматривание иллюстраций, картинок по теме.
  • Изготовление атрибутов.
  • Дидактические игры «Поход в гости», «Сервируем стол», «Вежливые слова»; «Кем быть?», «Угадай профессию», «Кто что делает».

Февраль

«Цирк»

Задачи: Научить распределять роли и действовать в соответствии с принятой на себя ролью, воспитывать дружеское отношение друг к другу. Закреплять представления детей об учреждениях культуры,  правилах поведения в общественных местах, закреплять знания о цирке и его работниках.

Предварительная работа:

  • Обыгрывание игровых ситуаций: «Цирк», «Цирковое представление», «Буфет», «Кафе», «Столовая».
  • Игровые упражнения «Покупка билетов в кассе».
  • Дидактические игры «Что лишнее?», «Чудесный мешочек», «Найди пару», «Профессии цирка».
  • Беседы на темы: «Цирк», «Цирковые профессии».
  • Рассматривание иллюстраций о цирке, о профессиях цирка.
  • Беседа по личным впечатлениям детей о посещении цирка.
  • Чтение произведения С. Я. Маршака «Цирк».
  • Прослушивание песен «Цирк», «Шапито», «Куда уехал цирк».

«Российская Армия»

Задачи:  Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Формирование у дошкольников конкретных представлений о герое-воине, нравственной сущности его подвига во имя своей Родины. Обогащение знаний детей о подвиге воинов-танкистов и воинов-моряков в родном городе. Воспитание у детей чувства патриотизма, гордости за свою Родину, восхищения героизмом людей.

Предварительная работа:

  • Виртуальныуе экскурсии к памятникам, к местам боевой славы (видео, презентации)
  • Рассматривание иллюстративного материала по теме.
  • Чтение произведений Л. Кассиля «Памятник советскому солдату», В. Никольского «Что умеют танкисты» из книги «Солдатская школа», Я. Длуголенского «Что умеют солдаты» из книги «Не потеряйте знамя».
  • Изготовление атрибутов для игр. Лепка танка, военного корабля.
  • Конструирование из строительного материала боевой техники.

Март

 «Почта»

Задачи: Научить детей пользоваться в игре предметами-заместителями, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней. Продолжать ознакомление с трудом работников связи, формирование уважительного отношения к работникам почты, учить отражать в игре труд  взрослых, передавать отношения между людьми,  развитие умения действовать с предметами и без предметов, рассказывать о выполняемых действиях.

Предварительная работа:

  • Чтение произведений: С.Я. Маршак «Почта»,  Михалков  « Кем быть?»
  • Настольная игра «Почтовые атрибуты».
  • Дидактическая игра «Закончи предложение».
  • Дидактическая игра «Подбери признак».
  • Слушание «Песенка почтальона».
  • Просмотр м.ф «Почта»
  • Беседа на темы: «Работа почтальона», «Назначение почты».

 «Театр»

Задачи: Научить действовать детей в соответствии с принятой на себя ролью, формировать

доброжелательное отношение между детьми. Закреплять представления детей об учреждениях культуры, их социальной значимости. Закреплять знания детей о театре, о труппе театра, работниках театра, показать коллективный характер работы в театре, развивать выразительность речи.

Предварительная работа:

  • Беседы с детьми о видах театра, работниках театра.
  • Изготовление атрибутов к игре (афиша, билеты, изготовление элементов костюмов.
  • Беседы о театре: «Театры Барнаула», «Какие бывают театры?» «Кто работает в театре?», «Театр начинается с вешалки».
  • Рассматривание иллюстраций о театрах родного города.
  • Чтение произведений о театре: «В театре» А. Барто, «Доскажи словечко» Натали Самоний.
  •  Изготовление атрибутов к игре (афиша, билеты, рисование масок, изготовление элементов костюмов).
  • Игры-инсценировки знакомых произведений: «Кто сказал мяу?», «Кошкин дом», «Заюшкина избушка».

Апрель

«Исследователи космоса»

Задачи: Научить детей самостоятельно распределять роли, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней. Закреплять знания детей об исследованиях в области космоса, о специфических условиях труда исследователей, учить моделировать игровой диалог, использовать различные конструкторы, строительные материалы, предметы-заместители. Развивать творческое воображение, связную речь детей.

Предварительная работа:

  • Беседа с рассматриванием фотографий, сюжетных картинок, иллюстраций: «Этот загадочный космос», «Что такое Луна? Млечный путь? Созвездие?» «Первый космонавт».
  • Отгадывание загадок на тему космос, планеты, звезды.
  • Ситуативная беседа: «Почему в космос летают на ракете?», «Зачем летать в космос?» «Почему солнце такое горячее?», «Тёмный космос», «Почему всё падает на землю?».
  • Чтение художественной литературы по теме с рассматриванием иллюстраций:
  • Рассматривание и чтение детских энциклопедий (раздел космос); альбома «Ю. А. Гагарин», «Летчики – космонавты СССР»;
  • Рассматривание картин «Космонавт», иллюстраций о космосе, планетах солнечной системы.
  • Просмотр мультфильмов «Тайна третьей планеты» (по рассказам К. Булычёва, К. Булычёв «Алиса на планете загадок».

«Редакция»

Задачи: Закреплять ролевые действия работников редакции, показать, что их труд — коллективный, от качества работы одного зависит результат всего коллектива. Закреплять знания детей о средствах массовой информации, о роли газет и журналов в нашей жизни. Развивать речь детей.

Предварительная работа:

  • Беседа о профессиях на данную тему, рассмотрение картинок и иллюстраций, знакомство с понятиями «колонка», «рубрика».
  • Подготовка и изготовление атрибутов.
  • Выбор тем для рубрик и изготовление символов их обозначающих («Здоровье», «Интересные события», «Любимые игры», «Вкусные рецепты», «Питомцы»).
  • Просмотр презентации «Выпуск журнала».
  • Рассматривание газет и журналов.

Май

«Служба спасения»

Задачи: Создавать условия и поощрять социальное творчество, формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Расширять представления детей о гуманной направленности работы службы спасения, ее необходимости, мобильности в чрезвычайных ситуациях. Развивать речь детей.

Предварительная работа:

  • Знакомство с профессиями: спасатели.
  • Цикл познавательных бесед о стихийных бедствиях, об авариях.
  • Рассматривание дидактических картин.
  • Беседы: «Почему надо заботиться о своей безопасности?», «Будь осторожен с огнём», «Опасные предметы дома».
  • Рассматривание фотоальбомов «Профессии пожарников, спасателей».
  • Чтение художественной литературы: С.Я. Маршак «Пожар».

«Банк»

Задачи:  Выбирать роль и действовать в соответствии с ней, формировать навыки сотрудничества. Отражать в игре явления социальной действительности, закреплять правила поведения в общественных местах, формировать навыки речевого этикета.

Предварительная работа:

  • Беседа с детьми на тему банковских услуг, для чего нужны банки, какую работу выполняют его сотрудники.
  • Экскурсия с родителями в банк.
  • Изготовление атрибутов для игры в банк (банкомат, сейф, игровые паспорта и деньги, терминалы и импровизированный компьютер).
  • Рассказ воспитателя на тему: «Профессия кассир-оператор», «Профессия кредитный менеджер», «Профессия консультант банка».
  • Рассматривание картин и иллюстраций банка.
  • Дидактическая игра: «Сделай покупку», «Рынок одного товара», «Цепочка экономических слов»
  • Беседа на тему: «Как я побывал в банке», «Валюта разных стран», «Для чего нужен банковский терминал», «О доходах и расходах», «Валюта разных стран».
  • Просмотр презентации «Я - Банкир».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного проведения сюжетно-ролевых игр в подготовительной группе Тема: «Веселая экскурсия».

расширение  и активизация словаря  по теме «профессии»;                обогащение  словаря признаков...

Картотека сюжетно-ролевых игр Для подготовительной группы

Игра «Гости»Цель. Закрепление культурных навыков, сообщение ребятам некоторых знаний по домоводству (уборка ком­наты, сервировка стола).Игровой материал. Кукольная посуда, воображаемое угощение, предм...

Картотека сюжетно-ролевых игр в подготовительной группе

Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, ...

Картотека сюжетно-ролевых игр для подготовительной группы

Картотека имеет материал по сюжетно ролевым играм на весь учебный год....

Перспективный план сюжетно-ролевых игр для подготовительной группы

Перспективный план сюжетно-ролевых игр для подготовительной группы...

Картотека сюжетно-ролевых игр в подготовительной группе

Картотека сюжетно-ролевых игр в подготовительной группе...

Картотека сюжетно-ролевых игр в подготовительной группе "Пчёлки"

Картотека увлекательных сюжетно-ролевых игр для подготовительной группы....