Организация предметно-пространственной развивающей среды
статья

Кириллова Елена Михайловна

В статье освещены основные принципы организации РППС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Построение образовательного пространства в ДОУ в свете Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

         Нет такой стороны воспитания, понимаемого

в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния,
нет способности, которая не находилась бы в прямой

     зависимости от непосредственно окружающего

ребенка конкретного мира».

Е. И.Тихеева

          Большую часть времени в детском саду дети проводят в группе, поэтому можно сказать, что группа для них второй дом, и развитие детей дошкольного возраста во многом зависит от рациональной организации предметной среды в групповом помещении.

          Предметно-пространственная развивающая среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта, поэтому она должна быть организована так, чтобы позволить ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.

          Кроме того, предметно-пространственная развивающая среда, в детском саду, должна обеспечивать безопасность жизни детей, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них, а самое главное она должна быть организована с учетом возраста детей, поскольку каждая возрастная группа обладает своими специфическими психолого-педагогическими характеристиками.

          Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой,
незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию.
Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При
любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо
пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного
возраста.
        

          Правильно организованная предметно-развивающая пространственная среда в детском саду способствует большей эффективности образовательного процесса, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру

          Развивающая предметно-пространственная образовательная среда (далее - предметная среда), создаваемая в нашем ДОУ, в соответствии с требованиями ФГОС ДО и учётом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования, обеспечивает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

          Предметная среда, организуемая мною в группе, выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную и коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

          В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать:

- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации (группы, участка);

- наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских
видов деятельности;

- охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию
особенностей их развития;

  •    возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;
  •    двигательную активность детей, а также возможность для уединения.

          При создании предметной среды руководствуюсь следующими принципами, определенными  ФГОС дошкольного образования:

- полифункциональности: предметная развивающая среда должна
открывать перед детьми множество возможностей, обеспечивать все
составляющие образовательного процесса и в этом смысле должна быть
многофункциональной;

- трансформируемости: данный принцип тесно связан с полифункциональностью предметной среды, т.е. предоставляет возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством);

- вариативности: предметная развивающая среда предполагает
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых
предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую,
двигательную активность детей;

-   насыщенности: среда соответствует содержанию образовательной программы, разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей;

-   доступности: среда обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям;

- безопасности: среда предполагает соответствие ее элементов
требованиям по обеспечению надежности и безопасности.
        

При    проектировании    предметной  среды   стараюсь учитывать следующие факторы:

-        психологические факторы, определяющие соответствие параметров
предметной развивающей среды возможностям и особенностям восприятия,
памяти, мышления, психомоторики ребенка;

-        психофизиологические факторы, обусловливающие соответствие
объектов предметной развивающей среды зрительным, слуховым и другим
возможностям ребенка, условиям комфорта и ориентирования.

-        зрительные ощущения: учитывать освещение и цвет объектов как
факторы эмоционально-эстетического воздействия, психофизиологического
комфорта и информационного источника. При выборе и расположении
источников света должны учитываться следующие параметры: уровень
освещенности, отсутствие бликов на рабочих поверхностях, цвет света
(длина волны);

слуховые      ощущения:      учитывать      совокупность      звучания звукопроизводящих игрушек;

-        тактильные ощущения: материалы, используемые для изготовления
объектов предметной развивающей среды не должны вызывать
отрицательные ощущения при контакте с кожей ребенка;

-        физиологические факторы призваны обеспечить соответствие
объектов предметной развивающей среды силовым, скоростным и
биомеханическим возможностям ребенка;

-        антропометрические факторы, обеспечивающие соответствие росто-
возрастных характеристик параметрам предметной развивающей среды.

          Таким образом, предметно - развивающая среда выступает в роли движущей силы становления и развития личности, а также присущих ей видов деятельности. Она способствует формированию разносторонних способностей, субъектных качеств дошкольника, обозначает его индивидуальность, стимулирует разные виды активности, создает благоприятный психологический климат в группе, создавая реальные и разнообразные условия для её проявления.    Наличие адекватной среды развития является необходимым условием действия личностно- ориентированной модели дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности."

Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят  значимым  и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. П...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Конструктивно-модельная деятельности."

Разнообразные конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные) и легкий модульный материал (специальные поролоновые и обтянутые клеенкой блоки разных форм, цвета, размера), а также разнооб...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Художественно-эстетическое развитие."

В дошкольном возрасте дети должны получить опыт осмысления происходящих событий и выражения своего отношения к ним при помощи культурных средств — линий, цвета, формы, звука, движения, сюжета и пр. ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Развитие речи."

Развивающая речевая среда.  Способствовать развитию речи как  средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми («Загл...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Двигательной деятельности."

У младших детей активно развиваются движения, в том числе ходьба, бег, лазание. Вместе с тем, движения еще плохо координированы, нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому при пространствен...

Консультация для педагогов к педсовету "Особенности организации предметно - пространственной (эколого - развивающей) среды в детском саду.

Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, ...

Консультация для воспитателей «Организация предметно-пространственной математической мини-среды в группах» 06.05.2019г.

Консультация для воспитателей«Организация предметно-пространственной  математической  мини-среды в группах»  06.05.2019г....