Что традиционно выращивали на Руси
занимательные факты

Кусяпкулова Эльмира Наиловна

РАЗНЫЕ ФАКТЫ  Что традиционно выращивали на Руси

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raznye_fakty_chto_traditsionno_vyrashchivali_na_rusi.doc173 КБ

Предварительный просмотр:

Что традиционно выращивали на Руси?

Основные продукты питания - репа, горох, капуста, редька, свекла. Гораздо позже, ввезеная Петром - картошка.

 

Первоначально центрами огородничества были монастыри и княжеские владения. На них с древнейших времен и до появления картофеля на территории России возделывалась репа. Она являлась основной овощной культурой, из нее готовили множество разнообразных блюд и считали вторым хлебом. Бобы известны в культуре на Руси приблизительно с VII века. Свекла и редька стали известны в Киевской Руси в XI веке и позже распространились на Москву, Новгород и Псков, где эти овощные культуры выращивали практически повсеместно. Брюква была завезена на территорию Руси из причерноморских греческих колоний, быстро прижилась и получила широкое признание. Эта культура также интенсивно возделывалась в разных регионах. Капуста появилась у нас в начале X век, причем во многих землях после уборки капусты устраивались праздники с гуляньями и приготовлением блюд из капусты. До XVII века выращивали только бледно-желтые корнеплоды моркови, а оранжевые сорта появились значительно позже.

После образования Московского государства появились так называемые царские огороды, снабжавшие царский двор овощами и даже некоторыми бахчевыми культурами. Так, например, в далеком в те времена от Москвы селе Измайлово было два царских огорода. Первый из них носил неизвестно как возникшее название "Виноградный", хотя никакого отношения к выращиванию винограда не имел, на этом огороде возделывали капусту и зелень. Второй из царских огородов назывался "Просяной" и снабжал двор тепличными огурцами и дынями.

Однако на промышленную основу овощеводство поставил Петр I, который лично изучил культуру возделывания овощей в Голландии. Им же был основан первый коммерческий центр овощеводства - окрестности озера Неро под Ярославлем. Причем российский государь специально направил на обучение в Голландию нескольких местных овощеводов. Появлением редиса мы также обязаны Петру I, который завез его из Франции и настоял на его выращивании. Удивительно, но также как и картофель, редис, называемый «французской редькой» не сразу получил широкое распространение, и объемы его выращивания стали значительными только к концу XVIII века. При Петре I в Россию в числе других диковин были завезены культурные формы артишока. Увы, он до сих пор используется как декоративное, а не овощное растение.

В дальнейшем различные области страны и даже отдельные села, снабжавшие города овощами, стали специализироваться в выращивании какой-либо определенной овощной культуры, развивали ее и выводили новые сорта. Причем название эти сорта получали по имени местности, в которой их выращивали: огурцы Вязниковские, Муромские, Нежинские, Боровские, Клинские; репчатый лук Ростовский, Даниловский, Романовский, Стригуновский и Бессоновский, репа Петровская, брюква Красносельская, капуста Капорка.

Чем же питалась Россия в конце 18 века? Как свидетельствуют церковные летописи и записи, которые велись в дворянских усадьбах, до начала 19 века крестьянские огороды были, как правило, очень небольшими. Так, Василий Приклонский сообщает, что в север-ной половине Тульской губернии "во многих местах в огороде не более 10—15 грядок", в Галицкой провинции "огороды малы". В свою очередь, минимальный размер огородов до предела сужал интересы крестьянина в овощеводстве, ограничивая ассортимент овощных культур наиболее важными в хозяйстве. Например, в Кашинском уезде Тверской губернии каждого овоща "в огороде не в большом количестве", в Переяславль-Залесской провинции в огородах также "всего по самому малому числу", в Ярославской губернии "огородные овощи сеются единственно для собственного домашнего употребления" (кроме Романовского и Ростовского уездов, где овощеводство велось с целью продажи урожая).

Из известных сегодня овощей в крестьянских огородах росли: морковь, свекла, репа, огурцы и иногда кочанная, но больше "серая" (листовая).

Хлеб на Руси

         На Руси хлеб всегда был основой кухни, русского стола, а также средоточием экономики страны. Использование хлеба относится к временам, более давним, чем отделение славян от общеиндоевропейского корня и это слово имеет древнейшее происхождение. То, что славянская культура всегда была земледельческой, подтверждают многочисленные археологические находки. Главным доказательством служат зерна злаков (и их следы), найденные при раскопках, а также многочисленные предметы, имеющие отношение к хлебопашеству и приготовлению хлеба.

Так, древняя Абашевская археологическая культура (II тысячелетие до нашей эры) дает прекрасный материал, характеризующий хозяйство наших предков. Абашевцы (это, конечно, условное название), жили на территории европейской части России еще до прихода с востока финно-угорских народов и считаются нашими предками. Кроме охоты и рыбной ловли, занимались земледелием и выращиванием зерновых. Об этом свидетельствуют находки бронзовых серпов, каменных зернотерок с пестиками, мотыг. Андроновская культура скифов-индоевропейцев (2 тысячелетие до нашей эры) господствовавшая на большом пространстве от Причерноморья до Енисея и имела все признаки занятия земледелием, выращивания хлеба. С Андроновской археологической культурой связывают город Аркаим на Южном Урале и изобретение колесницы. Так что представление о скифах только как о кочевниках -скотоводах не соответствует действительности. Если же сравнить эти культуры еще более ранними следами пребывания человека на территории Великой Русской Равнины, то они, наоборот, представляют из себя охотников на мамонтов и других животных, занимавшихся попутно собирательством. Но это объясняется не их слабым уровнем развития, а климатом. Так, самая ранняя из известных стоянок древнего человека в селе Костенки Воронежской области находилась в климатической зоне тундры и, естественно, земледелие в таких условиях было невозможным.

Действительно, ни в одной стране мира хлеб не имел такого значения, как на Руси: издавна путешественники, приезжавшие в нашу страну, замечали, насколько много хлеба едят русские. Этому есть разные причины, в том числе древняя земледельческая традиция, большая потребность в калорийной пище, пригодной к длительному хранению, обусловленная холодным климатом, а также необходимость, (чтобы прокормиться в суровых условиях), много работать, а значит, тратить больше энергии.

Итак, на юге и в центральной части Руси выращивали пшеницу, севернее – рожь и ячмень. Ячмень также был в почете у финно-угорских народов:  примечателен своей неприхотливостью и приспособленностью к северному климату, по этим качествам ячмень превосходит и рожь и пшеницу.

Любопытно описание «хлебного вопроса» у А.С. Пушкина, во время его путешествия по Кавказу. «До Карса оставалось мне еще 75 верст. К вечеру надеялся я  увидеть наш лагерь. Я нигде не останавливался. На половине дороги, в армянской  деревне, выстроенной в горах на берегу речки, вместо обеда съел  я  проклятый  чюрек, армянский хлеб, испеченный в виде лепешки пополам с  золою,  о  котором  так тужили турецкие пленники в Дариальском ущелии. Дорого  бы  я  дал  за  кусок русского черного хлеба, который был им так противен». Речь идет о том, как кулинарные хлебные предпочтения южан и великороссов вошли в забавное противоречие. Наибольшие мучения у турецких пленных вызывало отсутствие белого хлеба, в то время как русские тосковали по черному. Отсюда пошла крылатая фраза, шутя сказанная Пушкину графом Шереметьевым: "Худо,  брат,  жить  в Париже: есть нечего; черного хлеба не допросишься!" Сталин, как южанин, тоже, по-видимому, недолюбливал черный хлеб, за что Россия поплатилась большими потерями: пшеницу начали внедрять везде, где только можно, вопреки природе севера и народным традициям.

Хлеб настолько тесно связан с нашей жизнью, что само это слово стало использоваться для обобщенного названия еды как таковой. Многочисленные пословицы ярко и образно передаю народную мудрость и отношение к хлебу.

Без соли, без хлеба — половина обеда.

Без хлеба куска везде тоска.

Хлеб — всему голова.

Без хлеба не обедают.

На чужой каравай рот не разевай.

Заработанный ломоть лучше краденого каравая.

и т.д., и т.п. Любой может убедиться, что хлеб - одно из самых упоминаемых понятий в пословицах и поговорках, причем часто используется в переносном значении. Если собрать все пословицы, крылатые выражения и афоризмы, связанные с хлебом… То объем этой книжки увеличился бы в несколько раз. Но не будет лишним вспомнить, какое место хлеб занимает в русской литературе. Для многих произведений хлеб и все, что с ним связано – своего рода культурный фон повествования.

     Братья сеяли пшеницу

     Да возили в град-столицу:

     Знать, столица та была

     Недалече от села.

     Там пшеницу продавали,

     Деньги счетом принимали

     И с набитою сумой

     Возвращалися домой.

(Конек-Горбунок П.П. Ершов)

Есть одна, чрезвычайно древняя славянская традиция, связанная с хлебом, которая неукоснительно соблюдается до сегодняшнего дня и передается из поколения в поколение. Это «хлеб-соль». Обряд состоит в преподнесении хлеба-соли дорогому, знатному гостю. На блюде и расшитом полотенце-рушнике преподносят круглый хлеб с солью посередине. Гость отламывает кусочек хлеба, опускает в соль и съедает. По русской церковной традиции, хлебом-солью встречают архиерея.

капуста                      КАПУСТА

Одним из самых любимых овощей на нашем столе является капуста. Многие овощеводы выращивают ее на своих приусадебных участках. Её смело можно причислить к поистине национальным продуктам питания. К слову сказать, потребление капусты россиянами в семь раз превышает ее потребление в Америке. Поэтому рассказать об этом замечательном овоще и способах его выращивания нам показалось интересным.

Название "Капуста " произошло от древнеримского слова "капутум", означающего "голова". Кочаны капусты и впрямь по форме напоминают голову человека. С головой громовержца связана и легенда, рассказывающая о происхождении капусты. В ней говорится о том, будто капуста выросла из капель пота, скатившихся на Землю с чела отца богов Юпитера, размышлявшего в муках о противоречиях бытия. Первые ботанические описания капусты сделаны в Древней Греции естествоиспытателем Теофастом между 372-287 г.г. до н.э. Капуста всегда почиталась у всех народов. Ее ценили за лекарственные свойства и широко применяли в кулинарии. О ней писали книги, выводили новые её разновидности и сорта.

На Руси капуста появилась значительно позже. Вначале она обосновалась на Черноморском побережье Кавказа. Это был период греко-римской колонизации VII-V в.в. до н.э. Лишь в IX веке капусту начали возделывать славянские народы. Постепенно растение распространилось по территории русского государства. В Киевской Руси первые письменные упоминания о кочанной капусте относятся к 1073 году. В этот период ее семена стали ввозить для выращивания из европейских государств. Капуста на Руси пришлась ко двору. Этот холодоустойчивый и влаголюбивый овощ прекрасно чувствовал себя на всей территории государства. Его крепкие белые кочаны, обладающие отличным вкусом, выращивали в каждом крестьянском дворе. Знать также почитала капусту. Например, Смоленский князь Ростислав Мстиславович как дорогой и особенный подарок преподнес своему другу целый огород капусты, называемый в те времена капустником. Капусту употребляли и в свежем, и в вареном виде. Но больше ценили капусту квашенную за ее способность сохранять "оздоровительные" свойства в зимний период.

С XVII века у православных на Руси появилась своя покровительница капусты Арина-рассадница. Крестьяне старались в день Арины-рассадницы, 18 мая по новому стилю, высадить капусту. Это обещало хороший урожай капусты.

Когда начали выращивать репу на Руси?

Кто из нас не знает знаменитую сказку про репку... Помните: «... Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку — вытянули репку»? А вот когда впервые человек вытянул репу из земли и попробовал, когда впервые посеял ее, доподлинно неизвестно. Можно сказать только, что репа известна людям с давних времен.

Еще 4 тысячи лет назад ее выращивали в Древней Греции, Персии, Египте, позже в Риме. Правда, относились к ней чаще всего как к еде для рабов и бедняков. В Египте, например, репой кормили строителей пирамид. Греки намного выше репы ценили листовую свеклу. Когда они приносили жертвы богу Аполлону, то несли на оловянном блюде репу, а на серебряном — свеклу.

А вот среди простого люда репа, особенно печеная, пользовалась большой популярностью. Со временем ее стали употреблять в пищу и представители других сословий, в том числе дворяне. Литовские и польские рыцари брали с собой поход репу, а крестоносцы — ее родственницу — брюкву. Брюква, кстати, до сих пор популярна в Германии. Там про нее рассказывают такую же сказку, как в России про репку, и называют «белой репой».

На Руси репа была любима издавна. Она здесь самая древняя огородная культура. Даже в те далекие времена, когда люди выжигали лес под пашню, наши предки уже сеяли репу. Они кидали семена репы в остывшую золу, а осенью получали удивительно плоские плоды. Поэтому и родилась такая поговорка: «В землю блошкой, а из земли — лепешкой».

Интересно, что сеяли репу необычным способом — изо рта, потому что ее семена очень мелкие: в 1 килограмме их больше миллиона. Далеко не у всех это получалось хорошо, а лучшие «плевалыцики» очень ценились и почитались.

До XVIII века репа была ежедневной пищей на столах и бедняков, и богачей, но потом ее потеснил иноземный овощ — картофель.

Сколько в избе углов?

Печь, поставленная в одном из углов избы, образовывала запечье, а другой стороной была обращена к кутам — углам избы.

Угол, около которого находилось устье печи, считался женским. Обычно его отгораживали занавеской от остальной части избы.

С другой стороны печи находился мужской, или хозяйский, кут, его центром был просторный ларь, где хранилась упряжь, инструменты и другое «мужское» хозяйство.

Примерно на рубеже XVIII-XIX веков избу начали разгораживать на несколько помещений. Прежде всего появилась перегородка, отделившая печное устье и место приготовления пищи.

Остальное пространство избы называлось «чистой». Здесь вся семья сходилась во время приемов пищи. В будничные дни женщины пряли, ткали, шили, вышивали. Здесь же находились дети, вешалась колыбель. В праздничные дни чистая изба являлась главным местом обрядовых ритуалов, праздничных трапез, приема гостей.

Количество углов в избе, следовательно, определялось их функциональным

Когда на Руси появились деньги?

Деньги, как и торговля, появились очень давно, но не сразу приняли привычный для нас вид.

Наши далекие предки использовали в качестве денег самые неожиданные вещи: камешки, ракушки, шкурки пушных зверей. У древних славян роль денег долго играли лен и изготовленное из него полотно (отсюда — платить).

Первые русские монеты появились в конце X века. Это были отчеканенные кружки, вырубленные из металлических листов.

Во времена монгольского ига выпуск монет на Руси прекратился. Роль денег выполняли серебряные слитки — гривны (отсюда — гривенник). Чтобы уплатить часть гривны, ее следовало разрубить. Так, кстати сказать, появилось слово «рубль».

При Иване Грозном (в XVI веке) на русских монетах изображали всадника с копьем. В народе их быстро прозвали «копейными деньгами», или копейками.

Поначалу монеты чеканились вручную. Это делали кузнецы. Кусочек серебра клался на наковальню, и по нему ударяли чеканом — молотком с рисунком или надписью. Деньги не были одинаковыми: ведь кузнец не всегда точно попадал в центр кружка, да и сила удара у разных людей отличалась.Позднее монеты стали чеканить с помощью машин — на монетных дворах.

При Петре I в ходу были копейки, пятаки, гривенники (10 копеек), полтинники (от слова «полета» — 50 копеек), рубли.

Бумажные деньги появились в России в XVIII веке.

Изучением монет занимается нумизматика, а бумажных денег — бонистика

Была ли музыка в древней Руси?

Музыкальная культура древней Руси вплоть до XVII века состояла из двух параллельных пластов. С одной стороны, это была народная музыка, главным жанром которой была песня. Мы мало знаем о том, какие песни исполнялись в Киевской Руси, потому что первые записи были сделаны только в XVIII веке.

Вторым пластом была музыка церковная. Она появилась на Руси одновременно с распространением христианства и также была вокальной. Христианское богослужение требовало сложной и разветвленной системы различных песенных жанров.

Исполнение тех или иных песен тщательно регламентировалось церковным уставом. Все богослужебные песнопения образовывали единый, ежегодно повторяемый круг. Он сохранился практически без изменений вплоть до настоящего времени.

Вместе с тем церковные песнопения существенно различаются по способу исполнения: их мог петь хор, солист, солист вместе с хором или два хора.

Что же касается музыкальной стороны исполняемых в церкви произведений, то она непрерывно совершенствовалась, вместе с развитием всей русской музыки.

Как жили в старину русские женщины?

До татаро-монгольского ига русская женщина пользовалась некоторой свободой. Но потом отношение к ней резко изменилось. Господство захватчиков задержало культурное развитие, наложило отпечаток грубости и азиатчины на жизнь русских людей. Когда усилилась самодержавная власть и резко возросло влияние церкви, семейно-бытовой уклад русского человека стал строиться по монастырскому образцу. В середине XVI века (при Иване Грозном) появился знаменитый «Домострой» - свод житейских правил и наставлений.

Домострой превратил женщину в домашнюю рабыню, которая во всем была обязана угождать и повиноваться суровому «домовладыке» - отцу или мужу. Женщина считалась существом низшим и даже... вредным. Грамоте ее почти не учили (чтобы не «высокоумничала»). Вся тяжесть домашней работы лежала на женских плечах. Если женщине не удавалось полностью справиться со всеми обязанностями, домострой предписывал разные наказания, в том числе и битье.

В то суеверное время постоянно боялись греха и «соблазна». Поэтому девушек и женщин держали в теремах взаперти. Чем знатнее был род, к которому принадлежала женщина, тем больше строгостей выпадало на ее долю. Даже царица никогда не показывалась народу, а выезжала только в закрытых санях или колымаге. Царевны были самыми несчастными из русских девиц: замуж за подданных их не выдавали, а браку с иностранными принцами мешала разница в вере. Эти девушки были буквально приговорены день и ночь молиться, вышивать да плакать в своих теремах.

Немногим лучше жилось и другим знатным женщинам. Их тоже прятали от людских глаз, и даже в церкви для них было специально отгороженное место. Боярский дом окружался таким высоким забором, что только птице впору было перелететь через него. В саду женщина развлекалась тем, что качалась на качелях, а дома слушала сказки и сплетни или потешалась над кривляниями «шутих-карлиц».

Когда девушку наконец выдавали замуж, ее мнения и согласия никто не спрашивал. Очень часто она не видела своего жениха вплоть до самой свадьбы. В одежде, даже самой дорогой, тоже полагалась своя строгость. Например, был обязателен головной убор. Открыть волосы («опростоволоситься») считалось для женщины большим позором и грехом.

Простые крестьянки жили, конечно, посвободнее, но зато были обременены непосильным трудом.

Такое удаление женщины от общественной жизни продолжалось до конца XVII века. Так бы и скучали девицы в своих теремах, если бы не Петр I. Насмотревшись на иноземные обычаи, царь решил всю русскую жизнь переделать по европейскому образцу. Петр запретил держать женщин взаперти, обязал всех посещать балы и собрания. Резко изменилась и внешность женщин, их одежда, манера поведения. Уже в XVIII веке слабый пол стал играть активную роль в политике и даже руководить государством.

Как давали имя новорожденному?

Обычай нарекать новорожденного как можно скорее, почти тотчас же после появления на свет, распространен у многих народов. Причем ребенка называли не заранее выбранным именем, а по названию любого попавшегося на глаза предмета, животного или птицы. Получая такое имя, ребенок сразу же «скрывался» среди окружающих предметов и становился невидимым для злых духов.

Но с течением времени это представление ушло в прошлое, а с принятием христианства и вовсе перестало соблюдаться. Церковь требовала, чтобы ребенку было присвоено имя одного из многочисленных христианских святых или персонажей, упоминавшихся в Библии.

Основным документом, определявшим выбор имени, в течение многих веков были святцы. Так называлась книга, содержащая список имен, приуроченных к каждому из времен года.

Если имя, приходившееся на день рождения младенца, почему-либо не нравилось родителям, то они могли выбрать имя святого, которого поминали днем раньше или днем позже, а также приходившееся на то же число других месяцев года.

Поскольку определенные святые упоминались в святцах чаще других, например, Иоанн Креститель, поминаемый церковью более 20 раз в году, в связи с различными событиями его жизни, то и носителей таких имен было гораздо больше, чем других.

Если рождались близнецы, то их обычно называли именами «парных святых» -Бориса и Глеба, Козьмы и Демьяна, Петра и Павла, Кирилла и Мефодия, Веры Надежды, Любови.

Приуроченность имени ребенка к его упоминанию в святцах сохранялась вплоть до 30-х годов XX века, когда в «моду» вошли имена, связанные с изменением исторических условий, - Электрификация, Электрон, Авангард и даже Трактор.

Что и как ели на Руси?

Многие специалисты, занимающиеся исследованиями быта в Старой Руси, его особенностями и кулинарными блюдами, отрицательно высказываются против насильственного привнесения в русскую национальную кухню обычая чаепития, вместо сытной и вкусной еды. Потому, что вряд ли простое чаепитие может заменить плотный обед. Потому, что российскому народу в силу своих обычаев, православной веры постоянно приходиться поститься. А регулярное «чаевничество» вряд ли принесет особую пользу организму.

Кроме того, существует мнение, что для того, чтобы пища приносила как можно больше пользы организму, человеку необходимо питаться тем, что произрастает в климатической зоне его проживания. Также не лишним будет добавить как повлияли на исконно русскую кухню реформы Петра Первого. Потому, что русская кухня не столько после этого приобрела, сколько потеряла после многих заимствований из западноевропейской кухни.

Но, конечно, данный вопрос является спорным, поэтому здесь можно привести рассказы некоторых известных специалистов в области русской культуры. После экскурса в историю многие читатели останутся при своем мнении, но зато в целом обогатятся данными об утраченных ценностях нашего народа, особенно в области питания, тем более что кулинария наука дреняя.

Например, писатель Чивилихин в своих заметках пишет, что в давние времена вятичи, древляне, радимичи, северяне и другие прарусские народности употребляли в пищу почти то же самое, что и мы сейчас — мясо, птицу и рыбу, овощи, фрукты и ягоды, яйца, творог и кашу. Потом в эту еду добавляли масло, приправляли анисом, укропом, уксусом. Хлеб употребляли в виде ковриг, калачей, караваев, пирогов. Чая и водки тогда еще не знали, то зато варили хмельной мед, пиво и квас.

Конечно, в чем-то писатель Чивилихин прав. Мед пили, и по усам текло. Но в, то же время, не стоит забывать, что в нашей стране христианская православная церковь призывает держать если, не строгий, то полустрогий пост почти круглый год. И не все продукты из указанного выше списка можно было употреблять в пищу.
Если говорить об исконно русской кухне, то первые ее упоминания датируются 11 веком. Более поздние записи можно встретить в различных летописях, житиях. И именно здесь дается полная картина того, что входило в ежедневный рацион простого русского мужика. А с 15 века уже можно говорить о русской кухне, с устоявшимися традициями и исконными блюдами.

Вспомним такие всем известные поговорки, как: «Ешь вполсыта, да пей вполпьяна – проживешь век дополна» или «Шти да каша – пища наша…».

То есть даже церковные догматы нисколько не вредили ни совести ни русскому желудку. Поэтому нужно сказать с давних времен Русь была зерновая, рыбная, грибная, ягодная…

Из поколения в поколение наш народ питался кашей, зерновыми блюдами. «Каша – матушка наша, а хлеб ржаной – тятька родной!» Зерно составляло основу русской кухни. В каждой семье ставили в большом количестве ржаное, пресное и кислое тесто. Из него готовили колядки, сочни, месили лапшой, хлеб. А когда в 10 веке появилась пшеничная мука, тут уже просто раздолье – калачи, блины, пироги, караваи, оладьи…

Кроме того из зерновых культур варили различные ржаные, овсяные и пшеничные кисели. Кто сегодня может похвастаться знанием рецепта овсяного киселя?

Неплохим подспорьем к столу были различные овощи с огорода, например, репа. Ее употребляли в пищу в любом виде — хоть сырую, хоть пареную, хоть печеную. То же самое можно сказать про горох. Морковь тогда еще не выращивали, но зато широко использовали редьку, особенно черную. Капусту употребляли как в свежем виде, так и в квашенном.

Изначально, варево или хлебово было всегда рыбное. Это позже появились такие блюда, как затирушки, болтушки, щи-борщи и ботвиньи. А в 19 веке уже появилось такое понятие, как суп. Но и без этого было, что выбрать за столом из еды. Вообще на Руси ценили хорошего едока, ведь как ест человек, таков он и в работе.

Чтобы примерно представить, о чем речь, читаем Домострой: «…дома и мука и всякие пироги, и всякие блины делает, и соцни, и трубицы, и всякие каши и лапши гороховые, и цыженый горох, и зобонец, и кундумцы, и вареной и соковой ествы: пироги с блинцы и грибы, и с рыжики, и с груздями, и с маком, и с кашею, и с репой, и с капустою, и с чем Бог послал; или орешки в соку, и коровайцы…». Кроме того, на столе всегда стояли и брусничная вода и вишни в патоке, малиновый морс и другие сладости. Яблоки, груши, варили квас и патоку, готовили пастилу и левашники. Нам бы хоть одним глазком взглянуть на такую трапезу, хоть разок попробовать бы!

Главным секретом нашей кухни являлась русская печь. Именно в ней все приготовленные блюда приобретали неповторимый вкус и аромат. Этому же способствовали и чугунки с горшками, имеющие толстые стенки. Ведь, что такое готовка в русской печи? Это не варки и не жарка, а постепенное томление варева или хлебова. Когда идет равномерный прогрев посуды со всех сторон. А это в первую очередь способствовало сохранению всех вкусовых, питательных и ароматических свойств.

Да и хлеб в русской печи отличался хрустящей корочкой и равномерным пропеканием, хорошим подъемом теста. Разве можно сравнить хлеб, испеченный в русской печи, с тем, что мы встречаем на прилавках наших магазинов? Ведь это вряд ли можно назвать Хлебом!

Вообще, русская печь являлась своеобразным символом нашей страны. На ней и детей зачинали, и рожали, и спали, а также лечились. Ели на печи и умирали на ней же. Вся жизнь русского человека, весь смысл крутился вокруг русской печки.

Ну и в конце, все-таки посмотрим правде в лицо: не шикарно питался на Руси простой человек, никогда в деревне не ели досыта. Но это не потому, что скудна была традиционная русская кухня, а потому, как тяжело жилось на Руси крестьянину. Большая семья, много ртов – как всех прокормить? Поэтому не из жадности плохо питались, а из-за бедности. Ничего не было у хлебопашца, экономил на всем, берег лишнюю копейку.

Однако все равно, можно смело сказать, что нет ничего лучше настоящей русской еды – простой, но сытной, вкусной и питательной.

ЭТО ИНТЕРЕСНО        Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как выращивали хлеб на Руси

Дать  детям представление о том, как выращивали хлеб в прошлом. Расширить знания детей о значении хлеба в жизни человека. Воспитывать бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастив...

Конспект нод для кружковой работы (2 занятия) на тему "Традиционные промыслы Руси: от гжели до мезенской росписи".

Цель: Формировать знания детей о традиционных русских народных промыслах (гжельской, хохломской, городецкой, дымковской и жостовской росписях)Задачи:Образовательная 1. Обобщить знания детей о рус...

Презентация "Как выращивали хлеб на Руси"

Представить жизнь современного человека, который может приготовить себе множество различных блюд, без хлеба невозможно. Хлеб – всему голова. А как же обходились без хлеба наши предки? И когда он...

Презентация "Как наши предки выращивали хлеб на Руси."

Презентация для использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста....

Традиционная русская деревянная ложка: техники, сюжеты, виды орнамента, центры изготовления Деревянная посуда была самой популярной на Руси.

ИсторияПервое упоминание о русских ложках встречается в «Повести временных лет», где описан пир у князя Владимира. Этот пир знаменит тем, что дружинники возмутились, когда их стали потчева...