Использование многофункциональной игровой ширмы, как средства образовательной и коррекционной работы с детьми ТНР.
методическая разработка (старшая группа)

Шахбанова Саида Бегдадашевна

Использование многофункциональной игровой ширмы, как средства образовательной и коррекционной работы с детьми ТНР.

                        «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А.Сухомлинский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shirma_word_10.docx17.56 КБ

Предварительный просмотр:

Использование многофункциональной игровой ширмы, как средства образовательной и коррекционной работы с детьми ТНР.

                        «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А.Сухомлинский.

Согласно ФГОС развивающая предметно – пространственная среда является одним из условий реализации образовательной программы дошкольного образования, к которому предъявляется ряд требований. В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДО среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов.

Работая  с воспитанниками, имеющими тяжелые речевые нарушения, заметила особые сложности в организации игровой деятельности. Это выражается в снижении кругозора, бедности словаря, сложности  общении со сверстниками, а это чревато комплексами и трудностями с социализацией. Ребятам сложно переключать внимание, удерживать и распределять его, производить мыслительные операции, а также включаться в процесс какой – либо деятельности. Всё это не позволяет детям построить полноценный игровой диалог.

 Ребёнок  играет и развивается на фоне среды. Среда может стимулировать или тормозить ребенка его развитие. Возможен и нейтральный вариант воздействия среды, когда она не тормозит, но и не стимулирует. Предметно-развивающая  пространственная среда не должна быть просто «обстановкой», а должна стать источником детского развития.

           И решение этих задач невозможно без создания предметно - пространственной развивающей среды.

Полифункциональность – это одно из главных требований современной развивающей предметно – пространственной среды. И именно поэтому в нашей группе появилась вариативная, содержательно – насыщенная, многофункциональная, трансформируемая ширма. Учитывая интересы детей, я разработала ширму для использования познавательной, образовательной, самостоятельной, игровой деятельности. Этот атрибут: меняет игровую среду, обогащает игровые действия, тематику и сюжет игр, формирует умение устанавливать ролевые отношения, а также вести ролевой диалог.

Кроме того, ширма трансформируема и легко переносится в любой уголок групповой комнаты. Внутри ширмы можно создать уголок уединения, где воспитанник может отдохнут.

  Ширма позволяет познакомить воспитанников с современными профессиями и одновременно развернуть до шести сюжетно - ролевых игр: «Поликлиника», «Стоматология», «Автосервис», «Заправка», «Автомойка», «Окулист». Разделив ширму на два звена, можно использовать их для разделения пространства группы по гендерному  признаку. Таким образом, в то время, когда мальчики ремонтируют машины в «Автосервисе» с другой стороны девочки могут играть в «Парикмахерскую». Детям нравится самостоятельно изменять тематику и сюжеты игр. Так, кабинет окулиста, превращается в кабинет стоматолога, а медицинский кабинет – в прививочный, для этого необходимо заменить предметные картинки, которые легко крепятся на полотнище ширмы, а также можно  прикрепить на ширму иллюстрации и предметные картинки, плакаты для ознакомления с новой лексической темой.

           Благодаря полифункциональности ширмы, каждый воспитанник может придумать  те игры,  которые по душе. Дети с удовольствием включаются и в сюжетно – ролевые игры, отставляя в сторону игрушки, принесенные из дома, и в организованную образовательную деятельность.

Преимущество игровой универсальной ширмы в том, что она позволяет детям действовать как в реальной, так и в воображаемой ситуации, обогащает словарный запас, формирует психические процессы, что особенно важно в работе с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи. Важным моментом является то, что   дети могут самостоятельно организовывать игровое пространство, предлагают интересные игровые замыслы, распределяют роли самостоятельно. А самое  главное, дает возможность детям проявлять креативность, возможность самостоятельно изготавливать и организовывать продуктивную деятельность. Это изготовление «талонов» к врачу, «рецептов», «таблеток», «витаминов», «денег»  и т.п. Все дополнительные элементы, атрибуты хранятся в контейнерах, которые периодически пополняются. Этим самым развивающая предметно – пространственная среда в группах будет не только развивающей, но развивающейся.

           А уникальность этой ширмы заключается, в том, что она соответствует требованием СанПиН. Мечта любого педагога. Потому что ее можно легко дезинфицировать любыми средствами и быть уверенной в том, что наши дети будут не только самостоятельными, активными, инициативные, способные фантазировать, воображать, но и самостоятельно принимать решение во время игр, но и  быть здоровыми. Совершенствуя и обогащая ширму, можно добиться эффективного развития игровой деятельности детей, возможность получать положительные эмоции и удовольствие от игры.

        Благодаря  этому незаменимому игровому  атрибуту у детей с тяжелым нарушением речи дает возможность осуществлять следующие результаты: у детей развивается речевое взаимодействие, активизируется словарь, совершенствуется диалогическая и монологическая речь; ребёнок умеет отстаивать свою позицию, дает возможность  слушать и слышать друг друга, договариваться, приходить к согласию; сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам; у детей нет чувства страха за ошибку.

                                       

      Правильно организованная игровая деятельность создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности.

Ведь игра – это не только развлечение, это труд ребенка, это его жизнь. Именно в игре ребенок познает мир, самого себя, развивает мышление и воображение, общается, осваивает язык, приобретает умения и навыки, уточняет, закрепляет знания. И наша задача – сделать этот процесс максимально увлекательным и результативным, от этого зависит дальнейшая жизнь каждого ребенка.

Важно детям знания и старания применить, чтобы было интересно в этом мире жить!                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная деятельность специалистов ДОУ как средство повышения эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии

В статье обобщается опыт интегрированной деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ по коррекции у детей отклонений в речевом развитии...

Мастер класс "Использование игровизора и волшебного квадрата В.Воскобовича в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения в детском саду."

Демонстрация разновидностей заданий и игр на Игровизоре для педагогов. Положительные стороны, многофункционнальность, разновозрастный диапозон Игровизора. Примеры использования в работе с детьми с ОВЗ...

Использование игровых технологий как средство повышения эффективности коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи

Практический материал предназначается для автоматизации и дифференциации звуков у детей. Систематизированный лексический материал удобен для самостоятельного чтения детей. Проговаривание и чтение спос...

ТЕМА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

На современном этапе идет активный поиск межпредметных связей и использованию их в дифференцированном коррекционном обучении. Поэтому встал вопрос об использовании интегрированного подхода в проведени...

Использование многофункциональной игровой ширмы, как средства образовательной и коррекционной работы с детьми ТНР.

Использование многофункциональной игровой ширмы, как средства образовательной и коррекционной работы с детьми тяжелыми нарушениями речи....

Многофункциональная игровая ширма как средство всестороннего развития детей раннего возраста

В начале работы рассматриваются задачи из разных образовательных областей, которые помогает интегрированно решать многофункциональная ширма. Далее дается описание игровой ширмы, из каких частей она со...

КОНСПЕКТ ДИНАМИЧЕСКОЙ ПАУЗЫ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ СКАЗКИ В ДИНАМИЧЕСКОЙ ПАУЗЕ КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ТНР

КОНСПЕКТ ДИНАМИЧЕСКОЙ ПАУЗЫ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ СКАЗКИ В ДИНАМИЧЕСКОЙ ПАУЗЕ КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ТНР...