«ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ» ДОКЛАД
материал (средняя группа)

 Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют не преходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа, младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ  САД  «МЕДВЕЖОНОК»  Г. НАДЫМА»

(МДОУ  «ДЕТСКИЙ  САД  «МЕДВЕЖОНОК»  Г. НАДЫМА»)

«ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

ДОКЛАД

                                                                            Подготовила:

Тайчина Д.Ф.

                                                                 воспитатель

г. Надым, 2020 год

 Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют не преходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа, младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности (слайд 2).    

 

Личность человека формируется с первых лет жизни. Каждая черта психики играет определенную роль в сложной структуре личности. В самые ранние года жизни нервная система ребёнка наиболее пластична. В это время легче всего вырабатываются навыки, поэтому многие психологи и педагоги считают, что в раннем возрасте формируются основы личности. В дальнейшем развиваются те качества, которые были заложены в раннем детстве. Именно поэтому большое значение имеет готовность педагога, работающего с дошкольниками, воспринимать детей как личность. Это предполагает решение следующих задач: развитие доверия ребёнка к миру, чувство радости существования (психологическое здоровье), формирование начал личности, развитие индивидуальности ребёнка (слайд 3).

 Личностно-ориентированное обучение и воспитание – это такое обучение и воспитание, где во главу угла ставится личность ребёнка, её самоценность, самобытность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Ребенок признаётся главной действующей фигурой.

 Индивидуальные особенности, которые воспитатель должен выявить и на которые следует реагировать: семейная культурная среда, потребности и способности, интересы, темперамент и характер, уровень развития, стиль обучения. В группе всегда есть дети, отличающиеся от сверстников быстротой и креативностью мышления, умением организовать свою деятельность, готовностью помочь другим детям. Для них нужны сложные задания, требующие творческого подхода. Один ребёнок сразу приступает к выполнению заданий, другому необходимо подумать; одному нужна поддержка взрослого, другой работает автономно; одного достаточно приободрить, помочь советом, другому необходимо оказать практическую помощь. Это признаки различия в стилях обучения, в организации работы. Умение распознавать различия в поведении детей и индивидуальные особенности их личности позволят воспитателю лучше понять и принять каждого ребёнка, помочь детям решить их проблемы такими путями, которые соответствовали бы их индивидуальному стилю обучения (слайд 4).    

Что бы личность правильно формировалась, при организации учебно-воспитательного процесса целесообразно придерживаемся следующих принципов:

1. Принцип деятельности - это включение ребёнка в учебно-игровую познавательную деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

2. Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.

3. Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.

4. Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, психической и физической конституцией, его способностями и склонностями, индивидуальными способностями, восприятием (слайд 5).

Методы для внедрения выше перечисленных принципов:

• Метод диалога;

• Игровые методы;

• Рефлексивный метод;

• Метод педагогической поддержки;

• Диагностические методы.

Реализуя личностно-ориентированный подход, необходимо организовать педагогический процесс так, чтобы ребёнок играл, развивался и обучался одновременно. Основной формой взаимодействия детей дошкольного возраста с педагогом является их совместная деятельность (слайд 6).

Совместная деятельность является условием освоения ребенком позиции субъекта деятельности, в процессе которой удовлетворяются интересы, склонности, потребности, желания ребенка, развивается его творческий потенциал, формируются его личностные качества (активность, инициативность, самостоятельность, креативность)

Совместная деятельность выстраивается следующим образом:

• Совместное выявление проблемы, интересующей детей;

• Совместное определение цели деятельности детей;

• Совместное планирование деятельности детей, выдвижение гипотез, выбор путей решения задач, средств, материалов;

• Самостоятельная деятельность детей, дифференцированная помощь педагога;

• Обсуждение полученного результата, хода совместной деятельности, обсуждение успехов, выяснение неудач.

В процессе взаимодействия с детьми необходимо создать ситуацию, ориентированные на личностное развитие: ситуации успеха, ситуации обращенные к личному опыту ребенка, ситуации выбора задания, оборудования, партнера по деятельности и т.д., предоставляем ребенку возможность реализовать себя как личность (слайд 7).

Создавая ситуацию успеха, ставлю перед собой следующую задачу: дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Создать ситуацию успеха помогают игры.

Важным условием реализации личностно-ориентированной технологии в педагогическом процессе – это знание индивидуальных особенностей каждого воспитанника. Для этого следует оценить индивидуальную динамику развития детей в результате наблюдений в естественной среде: игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, в проектной деятельности, художественной деятельности, физическом развитии, а затем корректировать свои дальнейшие действия для работы с ребенком (слайд 8).

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Личностно – ориентированный подход в воспитании дошкольников МДОУ «Детский сад «Медвежонок» г.Надыма» Подготовила: Тайчина Д.Ф. воспитатель

Слайд 2

ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО

Слайд 4

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД

Слайд 5

ПРИНЦИПЫ ЛИЧНОСТНОГО ПОДХОДА

Слайд 6

МЕТОДЫ МЕТОД ДИАЛОГА РЕФЛЕКСИВНЫЙ МЕТОД ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МЕТОД ИГРОВОЙ МЕТОД МЕТОД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ

Слайд 7

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Слайд 9

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !