Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по теме: « Дифференциация звуков Ш и Щ».
план-конспект занятия

Хрулёва Светлана Борисовна

Оборудование:  Цветные буквы Ш(синяя) и Щ(зелёная), зеркала, отдельно напечатанные слова, камень, верёвка, речевые профили, логопедические зонды для постановки правильного речевого выдоха, предметные картинки со звуками Ш и Щ.

Цель: -уточнение и сравнение артикуляции звуков Ш и Щ, закрепление зрительного образа букв Ш и Щ, формирование умения дифференцировать буквы и звуки в слогах и словах;

            -развитие фонематического восприятия

1.Артикуляционная гимнастика

  • Широко открыв рот, прячем язык за верхние зубы;
  • Положить язык на нижнюю губу и слегка пошлёпать его губами;
  • «Блинчик»;
  • «Чашечка»
  • «Дует ветерок»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_sh-sch.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по теме: « Дифференциация звуков Ш и Щ».

Оборудование:  Цветные буквы Ш(синяя) и Щ(зелёная), зеркала, отдельно напечатанные слова, камень, верёвка, речевые профили, логопедические зонды для постановки правильного речевого выдоха, предметные картинки со звуками Ш и Щ.

Цель: -уточнение и сравнение артикуляции звуков Ш и Щ, закрепление зрительного образа букв Ш и Щ, формирование умения дифференцировать буквы и звуки в слогах и словах;

            -развитие фонематического восприятия

1.Артикуляционная гимнастика

  • Широко открыв рот, прячем язык за верхние зубы;
  • Положить язык на нижнюю губу и слегка пошлёпать его губами;
  • «Блинчик»;
  • «Чашечка»
  • «Дует ветерок»

Упражнения выполняются несколько раз, необходимая артикуляционная поза удерживается до 10 сек.

2.Объявление темы занятия

                      Логопед предлагает детям чистоговорки: Ша-ша-ша – наша Маша хороша.

                                                                                              Ши-ши-ши – у Маши ландыши.  Какой звук встречается чаще всего?

                                                                                               Ща-ща-ща – дождь идёт, я без плаща.

                                                                                               Ще-ще-ще – нет дождя, а я в плаще. Какой звук встречается чаще всего?

                                                                                             Кто догадался, какие звуки мы будем учиться различать сегодня?

                      Логопед обращает внимание детей на цветные буквы  Ш и Щ на доске. Просит рассказать, о том, какие звуки они обозначают.

                      3. Логопед демонстрирует картинки  с изображением дерева и яичницы на сковороде и поясняет, что дерево шумит ветками – ш-ш-ш, а ямчница жарится и шипит – щ-щ-щ. Рассмотрение особенностей артикуляции звуков Ш и Щ перед зеркалом. Демонстрация речевых профилей.

                      4. Рассмотрение различий в написании букв Ш и Щ.

  • Обратить внимание детей на то, что буквы различаются по цвету: буква Ш-синяя, т.к. всегда будет твёрдой, какой бы гласный за ней не стоял (шУба, ушИ, шАпка и др.). А Ш-зелёная, т.к. всегда будет мягкой, какой бы гласный за ней не стоял (щУка, щЁтка и др.)
  • Лепка букв Ш и Щ из пластилина. Обратить внимание детей на их сходства и различия:  Ш и Щ – родные сёстры, но у Щ есть хвостик острый.

                       5. Слуховая дифференциация звуков Ш и Щ

                      Логопед произносит слова, а дети распределяют их по вагончикам: шило, ошейник, угощение, обещать, мешать, плещут, шёпот, щёки, чаша, чаща, шёлк, шёлк, пишу, пищу. Придумать предложения с этими словами (выборочно).

                        6. Дифференциация Ш и Щ при чтении и письме.

                            Прочитай вслух слоги:

ША-ЩА      ОШ-ОЩ      АШ-АЩ

ШУ-ЩУ       ШЕ-ЩЕ      ШО-ЩО

                      ШИ-ЩИ       ЕШ-ЕЩ      ЯШ-ЯЩ 

                        Придумай и запиши несколько слов, в которых есть эти слоги. Подчеркни буквы Ш и Щ нужным цветом.

   7.Физкультминутка

-Шарик надуваем – ш-ш-ш (руки через стороны вверх), шарик выпускает воздух – щ-щ-щ (руки через стороны вниз)

Упражнение в парах:

1,2,3,4,5 – будем в ладушки играть.

А теперь, давай-ка, бей с каждым разом всё быстрей.

Снова букву Ш составь, справа хвостик к ней добавь:

Ш исчезло и вообще – появилась буква Щ.

 8. Добавить недостающую букву или слог ща или ша. Полученные слова записать в тетрадь:

…апка, …ум, …авель, …ётка, …айба, пла…, малы…,ду…, ле…, бор…, ланды…, да….., пи……, ка……, ча……, ро……, на……, гу…… . 

9. Подведение итогов занятия

Пароль на выход придумать по одному слову со звуками Ш и Щ.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука [ш] в слогах и словах»

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука [ш] в слогах и словах»...

План - конспект индивидуального (подгруппового) логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [с]-[ш]»

Все чаще встречаются детки, которые не могут усидеть на одном месте. Чтобы совместить полезное с приятным, а именно, учебную деятельность и физическую активность предлагаю конспект индивидуального (по...

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по теме «Путешествие в поиске звука « Ш»

Цели: выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука «Ш».Задачи: Коррекционно-образовательные: -формирование кинестетического образа звука Ш (ощущения положения ...

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков [Ш]– [Ж]"

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков [Ш]– [Ж]"...

Конспект НОД подгруппового логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ш».

Конспект НОДподгруппового логопедического занятияна тему: «Автоматизация звука Ш».Возрастная группа: подготовительная.Тема:«Автоматизация звука Ш».ЦЕЛЬ:- автоматизация звука Ш ...

Конспект открытого группового логопедического занятия по теме :"Закрепление звуков с,сь. Посуда".

Тема: «Посуда. Закрепление звуков [с], [cь]»       Цель:    Автоматизация  звуков  [с], [cь]   в  слогах,...

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков Р и Л

Закрепить навыки различения звуков Р-Л в слогах, словах.Развивать фонематическое восприятие.        Формировать навыки фон...