Песочное рисование "Sand-Art"
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Гудова Марина Васиьевна

Рисование песком — занятие не просто увлекательное, для ребёнка это открытие нового волшебного мира песочных историй. 

Техника рисования песком — обладает художественным и терапевтическим достоинствами. Песок способен "заземлять" негативные эмоции, он несёт в себе возможность трансформации. Этот "разговор" рук с песком даёт огромнейший психокорректирующий ресурсный эффект. Рисование песком целительно уже само по себе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesochnoe_risovanie.docx22.12 КБ

Предварительный просмотр:

                         Песочное рисование "Sand-Art"

История возникновения метода

Рисование песком — искусство  появилось в 70-х годах ХХ столетия. Изобретателем стиля является канадский режиссёр-мультипликатор Кэролин Лиф, создавшая песочный анимационный фильм "Песок, или Петя и серый волк". Её работы распространились по всему миру и завоевали сердца многих зрителей и художников. С виду простые движения превращаются благодаря ловкости рук в сюжет, повествуя целую историю… Позднее её опыт переняли многие аниматоры, они попробовали создать динамический песочный фильм, т.е. без монтажа, на одном дыхании. Их опыт стал весьма успешен и положил начало новому виду искусства — искусству рисования песком. Благодаря своему неописуемому эффекту на публику рисование песком сразу приковало к себе внимание психологов.  

Функции песочного рисования

Рисование песком — занятие не просто увлекательное, для ребёнка это открытие нового волшебного мира песочных историй.  

Техника рисования песком — обладает художественным и терапевтическим достоинствами. Песок способен "заземлять" негативные эмоции, он несёт в себе возможность трансформации. Этот "разговор" рук с песком даёт огромнейший психокорректирующий ресурсный эффект. Рисование песком целительно уже само по себе.

Сегодня специалисты уже доказали на практике эффективность применения метода песочного рисования "Sand-Art" для работы с разнообразной психологической проблематикой: разрешение семейных конфликтов, гармонизация детскородительских отношений, стабилизация актуального психоэмоционального состояния и другие психокоррекционные задачи.

Метод "Sand-Art" успешно применяется  в образовательных и развивающих целях: обучение основам чтения, письма и рисования, развитие познавательных процессов, расширение кругозора и общей осведомлённости, развитие мелкой моторики и координации движений, развитие воображения и творческих способностей. Серьёзный учебный процесс превращается для детей в увлекательное и захватывающее занятие.

Преимущества метода рисования на песке перед другими формами арттерапии: 

-Процесс прост и приятен. Не требуется никаких специальных умений и навыков. И сам материал — песок — необыкновенно приятен.

-Рисование песком даёт возможность трансформации, мгновенного изменения творческого произведения без потери его красоты и не прибегая к полной реконструкции.  

-Работая с песком на плоскости, движения становятся размеренными, синхронизируются с ритмом дыхания. А, работая с песком под музыку, задействуются одновременно зрительный, слуховой и кинестетический каналы, что позволяет полноценному восприятию этого мира, и возможностью вчувствоваться в него.  

-Техника помогает развить тонкую моторику, что особенно полезно для детей (потому что через стимуляцию пальцев рук развивается мозг). А также для людей, работающих за компьютером.

-Рисовать можно двумя руками симметрично, что способствует гармоничному развитию двух полушарий головного мозга, и внутреннему центрированию.

 

Психологические проблемы, при которых полезно применять песочное рисование в сочетании с другими методами: 

-Проблемы поведения детей: агрессивность, непослушание, гиперактивность.

-Эмоциональные проблемы: неуверенность в себе, низкая самооценка, застенчивость, тревожность, страхи, ночные кошмары.  

Занятия с песком я использую с замкнутыми, тревожными, неуверенными в себе детьми, потому что рисунок на песке легко исправить если вдруг что-то не получается или вообще удалить.  

Рисование песком позволяет расслабиться, недаром говорят, что песок «заземляет» негативные эмоции, снимает стрессы и внутренние зажимы, поэтому работу с песком полезно также проводить с агрессивными, гиперактивными и легко возбудимыми детьми.

Материалы и оборудование для использования метода "Sand-Art"

Противопоказанием к работе песком является аллергия на пыль. Кожные заболевания, порезы на руках и лёгочные заболевания. 

  1. Песочный планшет с подсветкой, я использую планшет без подсветки.
  2. Песок лучше кварцевый песок, он очень мелкий, приятный на ощупь, такой песок дает расслабляющий, успокаивающий эффект. Такая фракция песка позволяет прорисовать мелкие детали (глазки, реснички). Можно использовать более крупный и цветной песок, способствует активизации и обладает возбуждающим эффектом. Для детей до 3 лет лучше использовать манную или кукурузную крупу.
  3. Различные вспомогательные материалы и игрушки в зависимости от  задач  конкретного занятия и возраста детей (игрушки, куклы, мелкий конструктор, игрушки из киндерсюрпризов и т.д)
  4. Музыка, в качестве небольшого фона. Это может быть музыка для релаксации или любимые детьми композиции, в зависимости от задач занятия.

 

Этапы и техники рисования на песке

1 этап. Знакомство с песком

Задачи данного этапа: тактильное знакомство с песком, введение правил работы в песочнице.

Упражнение «Знакомство с песком!» 

               поглаживание песка:

-дотрагиваемся до песка поочередно пальцами одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;

-дотрагиваемся до песка всей ладошкой – внутренней, а затем тыльной стороной;

посыпание: легко, а затем с напряжением сжимаем кулачки с песком, затем медленно высыпаем струйкой в песочницу;

 перетирание: перетираем песок между пальчиками, ладонями

Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло-холодно», «приятно-неприятно».

Правила игры в песочнице: 

  1. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
  2. Нельзя брать песок в рот и бросать его в друг друга.
  3. Нельзя дуть на песок.
  4. Во время игры нельзя дотрагиваться до лица руками.
  5. Поиграл с песком – помой руки с мылом.

 

  1. этап. Знакомство с техникой .

Задачи: знакомство с элементарными техниками рисования на песке; решение поставленных конкретных задач (обучающих, коррекционно-развивающих, диагностических)  

Техники, используемые для подготовки песочницы к работе:

песочная волна» - ребром ладони  песок рассыпается  по песочнице

-«засыпание песочницы» -  внутренней стороной ладоней обеих рук засыпаем и разравниваем песок

-«тучки и дождик» - набираем песок в кулачки (тучка), затем «просеиваем» по поверхности песочницы (пошел дождик)

-«щепотка» - набираем песок в щепотку и «солим» поверхность песочницы.

-«ковш» - ладошки превращаются в «ковш» экскаватора и «собирает» песок с поверхности песочницы.

               Точечное рисование:

-«следы» - кончиком указательного пальчика постукиваем по поверхности песка, затем можно чередовать пальчики на правой и левой руке  

-«снег» - медленное постукивание, дает расслабляющий эффект

-«вьюга» - быстрое интенсивное постукивание всеми пальчиками обеих рук - активизирует  

-«дождик» - дотрагиваемся до песка поочередно пальцами одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно

Рисование линиями:

-«ливень» - поочередно кончиками пальцев одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно рисуем сверху вниз линии прямые или наклонные

-«царапки» - поочередно напряженными кончиками пальцев одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно рисуем линии в разных направлениях  и различной толщины

-«трава»  - пальцы одной руки зажаты в щепотку, затем «щепотка раскрывается» снизу вверх, потом тоже самое другой рукой, а затем одновременно двумя руками

-«забор» - поочередно кончиком пальца одной руки, потом второй руки, затем двумя пальцами одновременно рисуем сверху вниз или снизу вверх прямые линии  

-«волна» - поочередно кончиками пальцев одной руки,  затем всеми пальцами одновременно рисуем волнистые линии (при быстром темпе – активизация, при медленном – успокоение, расслабление)

-«причесывание» - пальцы превращаются в «гребешок» и, как бы, «причесывают» поверхность песка в различных направлениях, темпе, нажимом

-«зебра» - ребром любого пальчика делаем четкие, ритмичные отпечатки на поверхности песка

Техника «следы»:

-«ладошка» - ладонью одной руки, затем другой руки, потом одновременно двумя руками с силой надавливаем на песок

-«пяточка» - кулачком одной руки, затем другой руки, потом одновременно двумя руками с силой надавливаем на песок 2.5. Техника «круги»:  «окружность» - круговым движением  указательного пальца прорисовываем окружность на поверхности песка

-«спираль» - круговыми движениями  указательного пальца прорисовываем повторяющиеся окружности с увеличением или уменьшением амплитуды

- «солнце» - песок набираем в щепотку и,  подняв руку на определенную высоту (чем выше, тем больше солнце, начинаем медленно «солить» расчищенную поверхность песочницы

 

  1. этап. Песочные истории и сказки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект занятия в младшей группе "Путешествие к Песочной фее" ( песочная игротерапия)

Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая р...

«Путешествию в «песочную» сказку. Интеграция песочной терапии и сказкотерапии в работе педагога-психолога.

«Путешествию в «песочную» сказку.Интеграция песочной терапии и сказкотерапии в работе педагога-психолога.Сказка на песке – это прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, справи...

Занятие по песочной терапии для детей раннего возраста на тему "Песочная поляна".

учить детей определять на ощупь свойства песка, активизировать в речи слова шершавый,твёрдый,мягкий....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием песочной игротерпии (социализация) в средней группе на тему: «В гостях у Песочной Феи»

Обучающие задачи:Обогащать сенсорный опыт детей, продолжая знакомить со свойствами песка;Совершенствовать умения и навыки практического общения, используя вербальные и невербальные средства.Развивающи...

Программа по песочной терапии "Песочная фантазия"

Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и пл...

КРУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (старшая группа) «Песочная терапия уникальный метод в решении психологических проблем дошкольника. Развитие моторных навыков через песочные сеансы».

КРУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ(старшая группа) «Песочная терапия уникальный метод в решении психологических проблем дошкольника. Развитие моторных навыков через песочные сеансы». ФОРМА ПРОВЕДЕНИ...