Сборник дидактических игр для детей первой группы раннего возраста.
материал (младшая группа)

Игра для ребенка дошкольного возраста – это не только любимое и главное, но и постоянный вид деятельности, в котором дети проводят большую часть времени. Роль игры в развитии ребенка огромна: усвоение знания об окружающей среде и о самом себе, развитие высших психических функций, овладение нормами поведения, приобретение умении, навыков, привычек - все связано с игрой. Ведь только играя, ребенок не замечает как обучается, не теряет интереса к обучению, не скучает. Игра – самоценная деятельность для детей, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь и сейчас», достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных. Игра имеет большое значение и для развития личности ребенка. В ней развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретает опыт взаимодействия и взаимопонимания. Игра ставит ребенка в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования город Краснодар

«Детский сад комбинированного вида № 70 «Берёзка»

«Сборник дидактических игр»

Подготовила

Педагог (Воспитатель)

Ф.И.О.

Сульдина Марина Валерьевна

Краснодар 2020 г

«Киска, брысь»

Задачи: Совершенствовать навык ходьбы на месте,

навык заканчивать движение с окончанием текста.

Ход игры:

Киска, киска, киска, брысь!      дети грозят пальчиком

На дорожку не садись:

Наша деточка пойдет,                шагают на месте

Через киску упадет!                  

 Бах!                                                    приседают

Методические рекомендации. При ходьбе следует обращать внимание на осанку детей, для улучшения которой необходимо  поставить руки на пояс. Окончание произнесения текста должно быть четко зафиксировано - дети приседают.

«Паровоз»

Задачи: закрепить навык дробного шага с продвиженим вперед. Развитие воображения и творческие способности детей

Чух, чух, пыхчу,

Пыхчу, ворчу.

Стоять на месте

Не хочу.

Колесами стучу, верчу,

Садитесь скорее,

Прокачу: чух, чух!

Ход игры:

Дети стоят друг за другом, руки согнуты в локтях, пальцы крепко сжаты в кулачки. Ноги удобнее  слегка согнуты в коленях.

Взрослый предлагает отправиться в путешествие. На весь текст выполняется ритмичное движение дробного шага с ускорением темпа его выполнения к концу игры.

Методические рекомендации. Текст произноситься очень легко, ритмично, с ускорением. Следует обращать внимание на хорошую прямую осанку детей, а так же следить. Чтобы шаг был коротким, не шаркающим. Игру можно продолжить, предложив детям выйти из вагонов и погулять по лесу, собирая цветы, ягоды, или набирая букеты осенних разноцветных листьев. По сигналу «Ту-ту!

Что за предмет?

Цель: учить называть предмет и его описывать.

Ход.

Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.»

«Олины помощники»

Цель: образовывать форму мн. Числа глаголов.

Ход.

- К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле.

Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги.

- Что это? (Это ноги)

- Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т.д.)

Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают (руки берут, рисуют...; зубы жуют, кусают, грызут...; глаза смотрят, моргают...)

«Волшебный кубик»

Правила игры. Ребёнок бросает кубик. Затем он должен изобразить то, что нарисовано на верхней грани, и произнести соответствующий звук.

Ход.

Ребёнок вместе с воспитателем произносит: «Вертись, крутись, на бочок ложись», - и кидает кубик. На верхней грани - например, самолёт. Воспитатель спрашивает: «Что это?» и просит сымитировать гул самолёта.

Аналогично разыгрываются и другие грани кубика.

«Ветерок»

Цель. Развитие фонематического слуха.

Ход.

Дети встают в круг. Педагог произносит разные звуки. Если услышите звук, например, у, поднимите руки и медленно покружитесь.

Произносятся звуки у, и, а, о, у, и, у, а. Дети, услышав звук у, делают соответствующие движения.

«Широкое - узкое»

Цель: формировать представление «широкое - узкое».

Ход.

Занятие проводится для того что бы дети учились различать ширину предметов, т. е. широкие и узкие ленточки одной и той же длины. При создании игровой ситуации можно использовать следующий игровой прием. На столе выкладываются две картонные полоски - широкая и узкая (одинаковой длины). По широкой полоске (дорожке) могут пройти кукла и мишка, а по узкой - только один из них. Или можно проиграть сюжет с двумя машинами.

«Мамины Помощница»

Цель:  Развитие мелкой и общей моторики, координации движений, ловкости.  Прививать трудолюбие.

Ход.

Воспитатель предлагает ребёнку переложить содержимое (игрушки) из одной ёмкости в другую.

«Накроем стол для кукол»

Цель: формирование умения  детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для сервировки. Знакомство с правилами этикета (встреча гостей, приём подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитание гуманных чувств и дружеских взаимоотношений.

Ход. 

Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают её, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – её подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда). Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центре стола вазочку с цветами, салфетницу, хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы – ложки, вилки, ножи).

Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.

«Подбери колеса к машине»

Цели игры:

Учить детей соотносить цвета путем подбора "такой" - "не такой", знакомить с основными цветами. Развивать зрительное восприятие, наблюдательность, мелкую моторику рук. Воспитывать усидчивость, коммуникативные навыки, вызывать эмоциональный отклик.

Ход.

Воспитатель обнаруживает в группе мишку (игрушку, который плачет и предлагает детям отвезти его домой. Вместе с детьми определяют, на чем повезут игрушку (на машине). На столе разложены машины без колес. Воспитатель спрашивает у детей, чего не хватает у машин. Дети определяют, что у машин нет колес.

Художественное слово:

На этих машинах поедем далеко,

Подберем лишь колеса умело и легко.

Цвет им нужный подобрали и прикручивать их стали.

Что же есть у ребят? (машины)

А чего же у них нет?

Мне ответьте на вопрос (колес)

В игре могут принимать участие до 7 человек.

«Отгадайте что в руке»

Цель: учить детей различать и называть овощи, фрукты по цвету, форме; воспитывать интерес к природе.

Материал: овощи и фрукты.

Ход.

Дети образуют круг, закладывая руки за спину. Воспитатель кладет в их руки овощи и фрукты, затем показывает что-то из овощей или фруктов, а дети должны определить на ощупь, какой овощ или фрукт лежит в руке. Те, кто имеют такой же предмет, подбегают к воспитателю.

«Чудесный мешочек»

Цель: закреплять умение детей называть овощи и их цвет; развивать зрительную память, внимание.

Ход.

Воспитатель предлагает детям по очереди извлечь из «волшебного мешочка» овощ, назвать его и цвет. Воспитатель может предложить, не глядя в мешочек, найти то, что он скажет. Поочередно играют все дети.

«Кто что делает?»

Цель: учить детей внимательно рассматривать картинку и называть изображенные на ней предметы (или людей, животных, птиц, их качества, действия; активизировать словарь детей; учить согласовывать в речи существительные, прилагательные и глаголы, использовать предлоги.

Ход.

Самый простой уровень - картинки с одним действием, например - кукла спит или кукла кушает. Задание посложнее - картинки с несколькими действиями. Например: мальчик сидит на стуле и одевает брюки. Самый сложный уровень - составление предложений с использованием разных предлогов. Например: кошка спит на кровати, а собака под кроватью, на коврике. Такие предложения могут составить или повторить за воспитателем только очень хорошо говорящие дети.

«Далеко — близко»

Цель: укреплять артикуляционный и голосовой аппараты детей, предлагая задания на уточнение и закрепление произношения звука ф; учить детей умеренно громко (и с повышенной громкостью) произносить звукосочетания (аф-аф, фу-фу), обращать их внимание на то, что при произнесении аф-аф следует широко открывать рот; учить определять расстояние до наблюдаемого объекта (далеко — близко) и использовать в речи соответствующие слова.

Ход.

Воспитатель показывает детям небольшую игрушечную собаку. Предлагает послушать, как лает собака (аф-аф-аф). Объясняет, что, когда собака лает, она широко открывает пасть (повторно воспроизводит звукоподражание). Далее дети произносят его сначала все вместе, затем по очереди.

Собака подходит к берету (или панаме), лежащему на столе воспитателя, и пытается влезть в него. Воспитатель грозит собаке пальцем и строго говорит: «Фффу, ффу, нельзя!» Собака еще раз пытается влезть в берет. Дети повторяют запрет хором и по одному (3—4 повторения).

«Громко — тихо»

Цель. Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса. Подготовительная работа. Педагог подбирает парные игрушки разных размеров: большую и маленькую машины, большой и маленький барабаны, большую и маленькую дудочки.

Ход: Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би».Далее педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая - тихо». Аналогично обыгрываются остальные игрушки.

Игра «Повар»

Цельформирование представлений у детей младшего дошкольного возраста о профессии повар.

Ход.

Воспитатель обращает внимание детей на  необходимость профессии повара. Как важно вкусно приготовить еду.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть посуду, овощи и фрукты.

Дети должны назвать цвет, форму, вкус овощей и фруктов.

Обращает внимание детей, в какой кастрюле варить суп, а в какой – компот.

Кто быстрее и правильно разложит овощи и фрукты по кастрюлям.

«Можно и нельзя»

Цель: закреплять представления детей младшего возраста об опасных ситуациях, которые могут произойти с ними на природе.

Ход.

Вначале педагог знакомит детей с каждой опасной ситуацией, которая может произойти с ними на природе. Рассказывает о том, что в лесу растут грибы и растения, они могут быть ядовитые, их нельзя трогать. Дети рассматривают иллюстрации, обсуждают ситуации, которые могут возникнуть. Далее детям предлагаются прищепки двух цветов, которые они должны прикрепить на соответствующую картинку. Зеленый цвет – можно, оранжевый – нельзя. Например: педагог спрашивает, можно ли рвать ядовитый гриб мухомор, дети отвечают и прикрепляют прищепку оранжевого цвета. Когда дети освоят все варианты, они могут самостоятельно поиграть в эту игру.

«Что умеет делать врач?»

Цель: закрепить название некоторые медицинских специальностей, расширить и активизировать словарный запас.

Ход:

Воспитатель обращает внимание детей на  необходимость профессии врача. Как важно лечить всех людей на планете.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть инструменты которыми пользуется врач при осмотре и лечении людей.

После показывается картина с определенным инструментом, а дети должны назвать предмет.

«Что растет на огороде»

Цель: обогатить словарь детей названиями овощей и фруктов; развивать связную речь, элементы логического мышления тактильные ощущения, зрительное внимание и память. Воспитывать навыки самоконтроля.

Ход:

Воспитатель приглашает детей на огород посмотреть, что растёт на грядке. На полу грядки овощей: моркови, огурцов, лука, капусты, помидор.

Воспитатель:

Посмотрите-ка ребята

Урожай у нас богатый-

Очень много овощей.

Показывает детям овощи по порядку. Дети называют овощи на грядке.

Дети с каждой грядки собирают в свою корзину.

Воспитатель спрашивает, что лежит у каждого ребенка в корзине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игры - занятия по расширению ориентировки в окружающем и развитию речи для детей первой группы раннего возраста на тему: «Инсценировка сказки «Курочка Ряба».

Программное содержание:Учить детей слушать сказку в инсценированном варианте под музыкальное сопровождение. Помочь понять содержание сказки. Развивать воображение детей. Обучать чёткому произнесению с...

Конспект занятия по сенсорному воспитанию "Спрячь мышку" для детей первой группы раннего возраста

Конспект содержит дидактическую игру по сенсорному воспитанию "Спрячь мышку"...

Утренняя гимнастика для детей первой группы раннего возраста.

Утренняя гимнастика - обязательная часть ежедневного режима ребенка в семье, яслях, детском саду. Систематическое проведение ее под руководством взрослого постепенно воспитывает у дете...

Первая консультация для родителей детей первой группы раннего возраста от 1 года

Консультация для родителейТема: «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду»...

Конспект ООД по сенсорному развитию для детей первой группы раннего возраста «Мишки в гостях у детей»

Цель: создавать условия для развития у детей сенсорных способностей.Программное задачи:Образовательные: учить различать предметы по величине...