Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Волшебный лимон»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Тотоева Марина Леонидовна

Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Волшебный лимон»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_volshebnyy_limon.docx33.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Волшебный лимон»

Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.

Задачи:

Обучающие: 

  • расширить знания детей о свойствах лимона, через организацию экспериментальной деятельности.

Развивающие:

  • развивать познавательную активность у детей в процессе  экспериментально-исследовательской деятельности;
  • продолжать формировать умение детей рассуждать и делать выводы.

Воспитательные: 

  • воспитывать  интерес к экспериментированию, желание расширять свой кругозор;
  • продолжать воспитывать усидчивость, аккуратность,  умение сотрудничать и коммуницировать (взаимодействовать) в процессе совместной деятельности.

Виды деятельности: познавательная, экспериментально-исследовательская.

Формы организации: подгрупповая.

Предварительная работа: беседа о цитрусовых (лимон, апельсин, грейпфрут), ознакомление с  правилами поведения в лаборатории.

Оборудование и материалы: лимон целый, лимон в разрезе, лимон, очищенный от кожуры, кусочки лимона; «Волшебный слон»; магнитная доска;  фартуки и нарукавники; «Исследовательский журнал»; чайник с чаем; прозрачные стаканчики;  прозрачная ёмкость с водой; лупы; кожура лимона; тарелки; йод; ватные диски; пипетки; лимонный сок; контейнеры с водой; иллюстрации (лимонное дерево; комнатный лимон; цветок лимона; применение лимона в быту, кулинарии, медицине, косметологии; иллюстрации к опыту 1, опыту 2, опыту 3).

Ход занятия

  1. Организационный этап

Воспитатель: - Здравствуйте, мои  хорошие! На улице  сырость и слякоть, а в нашей группе светло и весело! А всё дело в наших светлых улыбках, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам  улыбнуться  и подарить  улыбки друг другу и нашим гостям. И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

Воспитатель: - Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с очень интересным растением.  А о каком именно растении идёт речь, вы узнаете, отгадав мою загадку.    

Он почти как апельсин,

С толстой кожей, сочный,

Недостаток лишь один —

Кислый очень, очень.

(Лимон)

Дети: Лимон!

Воспитатель: - Действительно ли это лимон, нам поможет узнать наш «Волшебный слон», который спрятал нашу отгадку. (Ребёнок достаёт отгадку из слона).

Воспитатель: - Молодцы, угадали!  А вы знали,  что лимон оказывается необычный фрукт, а волшебный, и он скрывает в себе много секретов и загадок. Хотите их разгадать? (Ответы детей).

Воспитатель: - А для того, чтобы разгадать все его секреты, нам необходимо познакомиться с ним поближе.

  1. Практический этап

Д/и «Лимон какой?»

Воспитатель: - Ребята, становитесь в круг! Сейчас мы с вами поиграем! Для того чтобы лимон  раскрыл все свои секреты, нам нужно сначала ответить на вопрос: лимон какой? Вы будете передавать друг другу лимон,  и рассказывать про него. Ваш ответ должен начинаться со слова «ЛИМОН». (Ответы детей).

Воспитатель:  - Как много вы знаете об этом фрукте.

Воспитатель: - Давайте мы с вами присядем, и я расскажу вам ещё много интересного о нём.

- Действительно, лимон очень необычный фрукт. Обычно он бывает длиной от 6 до 9 сантиметров, жёлтого цвета, овальной формы. Сверху покрыт кожурой, внутри есть дольки и семена. (Педагог показывает лимон в разрезе, где хорошо видны дольки и косточки фрукта). Растут лимоны на небольших, высотой от 3 до 7 метров вечнозеленых деревьях с колючими ветками. Цветки лимона — ярко-белые. Возраст деревьев может достигать 45 лет. Родина лимона Индия, Китай. Кроме этого, лимонное дерево может быть и прекрасным комнатным растением. В природе лимон цветёт весной, а плодоносит осенью. В домашних же условиях, они цветут и плодоносят круглый год при правильном уходе. Лимоны очень кислые на вкус. (Рассказ сопровождается показом иллюстраций лимонного дерева, цветов лимона и комнатного лимона).

- Ребята, как вы думаете, почему же такой кислый фрукт так у нас любят?  (Ответы детей).

Воспитатель: - Правильно, потому что лимон очень полезный. В нём содержится очень много аскорбиновой кислоты.

- А кто знает, как по-другому называется аскорбиновая кислота? (Ответы детей).

Воспитатель: - А чем полезен Витамин С? (Ответы детей, при необходимости воспитатель дополняет ответы детей).

Воспитатель: - Ребята, оказывается в лимоне, кроме аскорбиновой кислоты – Витамина С, есть ещё и лимонная кислота? Кто знает, чем она полезна, где человек её использует? (Ответы детей, при необходимости воспитатель дополняет ответы детей).

Воспитатель: - Молодцы! А нам пора немного отдохнуть.

Физкультминутка «Лимончик »

Лимончик жёлтые бока 

На солнышке согрел,

Он теплый и живой в руках 

И очень-очень спел! 

Его нарежем мы сейчас, 

Добавим сахарок -

И будет лакомство для нас 

На целый вечерок!  

Воспитатель: - Молодцы! А сейчас, когда мы с вами зарядились энергией «солнечного лимончика», я предлагаю вам превратиться в исследователей, и продолжить наше знакомство с лимоном в лаборатории. (Подходят к лаборатории)

Воспитатель: - Ребята, напомните мне, пожалуйста, что такое лаборатория? (Ответы детей).

Воспитатель: - А результаты всех своих открытий учёные записывают в специальные журналы - «исследовательские журналы».

- Мы с вами сегодня тоже будем вести такой журнал (воспитатель показывает журнал). Заполнив его,  вы раскроете все секреты лимона.

Воспитатель: - В лаборатории есть определённые правила поведения, расскажите мне о них. (Дети рассказывают о правилах поведения в лаборатории).

Воспитатель: - Всё верно. Я предлагаю вам надеть защитные фартуки и нарукавники, и пройти в нашу первую лабораторию.

Лаборатория №1 - опыт «Лимон и чай»

Воспитатель: - Ребята, посмотрите внимательно на пол. В целях вашей безопасности, за эту линию переступать нельзя! (Вокруг стола выделена безопасная зона).

В чайнике заранее  заварен тёплый чай. Воспитатель разливает его в два разных стакана.

Воспитатель: - Посмотрите, пожалуйста, чай в этих двух стаканах чем-то отличается? (Ответы детей).

Воспитатель: - Правильно, он совершенно одинаковый.

Воспитатель: - А сейчас я добавлю в один из стаканов немного лимонного сока.  (Педагог, на безопасном расстоянии от детей, аккуратно выдавливает сок, следя за тем, чтобы сок не брызнул в глаза).

Воспитатель: - Ребята, что произошло с чаем? (Ответы детей).

Воспитатель: - Верно. Чай, в который был  добавлен лимонный  сок,  стал светлее.

Воспитатель: - Какой вывод о свойствах лимона мы можем сделать, исходя из опыта? (Ответы детей – лимон может осветлять (обесцвечивать) чай).

 Воспитатель: - Таким образом, он защищает  наши зубы от появления желтоватого налёта от чая. Я предлагаю результат нашего открытия внести в наш исследовательский журнал. (В журнал вклеивается первая иллюстрация, описывающая результат опыта).

Воспитатель: - А наши исследования продолжаются, приглашаю вас во вторую лабораторию.

Лаборатория №2 - опыт «Тонет - не тонет»

Воспитатель: - У меня есть два лимона – один очищенный, другой нет и  ёмкость с водой. Как вы думаете, что произойдёт, если опустить лимон с кожурой в воду? (Дети высказывают свои предположения,  кладём лимон в кожуре в воду – лимон плавает).

Воспитатель: - Что произойдёт, по вашему мнению, с очищенным лимоном, опущенным в эту же воду? (Ответы - предположения детей).

Воспитатель: - Давайте проверим. (Кладём лимон без кожуры – лимон тонет).

Воспитатель: - А почему же он тонет? Разве лимон без кожуры тяжелее? (Дети рассуждают, делают вывод, что – «Весь секрет в кожуре лимона»).

Воспитатель: - А чтобы удостовериться в том, что ваши предположения верны, я предлагаю вам теперь самим провести опыт.

- Посмотрите, у вас на столах есть стаканчик с водой, вилочка, кусочек лимона с кожурой и кусочек лимона без кожуры. Аккуратно возьмите кусочки лимона вилочкой и положите их в  воду. Что с ними  произошло?

Дети: - Кусочек лимона с кожурой плавает, а кусочек без кожуры утонул.

Воспитатель: - А что это может означать?

Дети: - Секрет  лимона, действительно, в его кожуре.

Воспитатель: -  Всё верно.

- Ребята, у вас на тарелочке лежит кожура лимона, рассмотрите её  с помощью лупы.

Воспитатель: - Что вы видите?

Дети: - Ямочки (дырочки).

Воспитатель: - Да, действительно в ней много ямочек (углублений) с пузырьками воздуха.

- А что делает воздух, оказавшись в воде? (Ответы детей).

Воспитатель: - Именно этот воздух держит лимон на плаву.   Вот какая волшебная кожура у лимона.

Воспитатель: - Нам необходимо занести наше открытие в исследовательский журнал. (В журнал вклеивается вторая иллюстрация).

Воспитатель: - А наши опыты продолжаются! Ребята, пройдите, пожалуйста, в следующую лабораторию.

Лаборатория №3 -опыт «Лимон – пятновыводитель»

Воспитатель: - Ребята, для следующего опыта нам нужен будет йод.

Воспитатель: - Скажите мне,  когда йод попадает на кожу или какую-то вещь, его легко отмыть? (Ответы детей).

Воспитатель: - Действительно, от йодного пятна не так-то просто избавиться, но оказывается, возможно! И в этом нам поможет волшебный лимон, а точнее - лимонный сок.

Воспитатель: - Посмотрите, у каждого на столе лежит ватный диск. Я сейчас подойду к каждому и капну на него капельку йода. (Педагог обходит детей).

Воспитатель: - А сейчас, каждый из вас возьмёт пипетку и капнет на  пятно капельку лимонного сока. Но нужно быть очень осторожными: чистый лимонный сок не должен попасть на кожу, потому что можно получить ожоги и аллергическую реакцию. Если же сок попал на кожу, его нужно быстро смыть водой, которая находится у вас на столе в маленьком контейнере. (Дети пипеткой набирают лимонную кислоту и капают на йодное пятно).

Воспитатель: - Что произошло с пятном?

Дети: - Оно исчезло!

Воспитатель: - А почему? Какое же ещё свойство есть у лимона? (Ответы детей).

Воспитатель: - Верно. Лимон - пятновыводитель. Так, с помощью лимона, можно вывести некоторые пятна.  Заполним наш исследовательский журнал. (В журнал вклеивается третья иллюстрация). 

  1. Заключительный этап

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, все страницы журнала заполнены! А это значит, что вы сумели раскрыть все секреты волшебного лимона. Я предлагаю  вам их вспомнить, а поможет в этом наш исследовательский журнал. (Дети, опираясь на иллюстрации в журнале, рассказывают о свойствах лимона).

Воспитатель: - Какие молодцы, ничего не забыли! Вам понравилось

сегодня быть исследователями? (Ответы детей).

- Вы, ребята, не болейте,

Чаще чай с лимоном пейте.

Ведь лимон на вкус приятный,

Хоть немного, кисловатый.

В нём полезных много свойств,

С ним не будет беспокойств.

Если хочешь ты играть,

Давай здоровье защищать!

Воспитатель: - На этом наша работа в лаборатории окончена, и я приглашаю вас и наших гостей  угоститься вкусным полезным чаем с лимоном, но перед этим не забудьте снять свою защитную одежду. (Дети снимают фартуки с нарукавниками и подходят к столу с угощением).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Памятники Великой Отечественной войны».

Воспитывать любовь к Родине, родному краю, желание быть защитником земли, на которой родился и вырос, вызвать чувство гордости за соотечественников, повлиявших на ход истории, служивших Родине....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в младшей группе на тему: «Волшебная водичка»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитиюв младшей группе на тему:«Волшебная водичка»...

Конспект основной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Путешествие на воздушном шаре».

Закрепить: счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке, развивать слуховое внимание и координацию движений; логическое мышление детей; совершенствовать знания о геометрических фигурах и ориентировк...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Волшебная ниточка»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Волшебная ниточка»...

Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе "Битва за Москву"

Познакомить детей старшего дошкольного возраста с историческим прошлым нашей страны, с героями Великой Отечественной войны....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе «Колокольчик” Тема: «Волшебный Новый Год»

Новый год отмечают не только в нашей стране, но и во многих странах мира. Хотите узнать, как же именно его отмечают? Сейчас я предлагаю вам превратиться в путешественников и отправиться в пу...