Презентация «Развитие мышления детей раннего и дошкольного возраста»
презентация

Бочкарёва Елена Александровна

Мышление -это познавательный процесс.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_myshlenie_powerpoint.pptx219.29 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие мышления детей раннего и дошкольного возраста» МА ДОУ ДС № 16 «Снежинка» Бочкарёва Е.А.

Слайд 2

« Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять. » Джардано Бруно

Слайд 3

Мышление – это познавательный процесс, который характеризуется опосредованным и обобщенным отражением действительности в деятельности каждого индивида.

Слайд 4

Виды мышления в раннем и дошкольном возрасте: Наглядно - действенное мышление – формируется с рождения до 1,5 лет, является ведущим до 3 - 4лет. Предметно – действенное мышление – формируется с 1,5 до 3 лет, является ведущим до 4 лет. Наглядно-образное мышление – формируется с 3 - 4 лет, ведущее до 6 -6,5 лет. Словесно-логическое мышление – формируется в 5,5 - 6 лет, становится ведущим с 7 - 8 лет и остается ведущим мышлением у большинства взрослых людей.

Слайд 5

Мыслительные операции: анализ синтез сравнение замещение обобщение классификация умозаключение систематизация

Слайд 6

Развитие мышления детей раннего возраста В раннем детстве развитие мышления ребенка неразрывно связано с восприятием и протекает в предметно – действенной деятельности. Формирование интеллектуальных операций в раннем детстве, как подчёркивал Д.Б.Эльконин , главным образом происходит при овладении орудийными действиями, поскольку: во-первых, они более определённы и постоянны, в отличие от других действий и, следовательно, легче выделяются и фиксируются. во – вторых, в них гораздо ярче выражена связь орудия с предметами, на которые направлено его действие, следовательно, они создают более благоприятные условия для ориентировки ребёнка на эту связь.

Слайд 7

К концу раннего детства: -мышление возникает и функционирует в предметной деятельности; -освоение предметных действий подводит ребёнка к самостоятельному становлению некоторых связей между целым и частью или двумя предметами; -ребёнок решает практические задачи с помощью орудийных и соотносящих действий, то есть с помощью наглядно-действенного мышления; -включение речи в процесс решения малышом мыслительной задачи организует его, придавая целенаправленность; -у ребёнка появляются первые мыслительные операции: сравнение и обобщение, формируемые при освоении предметных, главным образом орудийных действий; -представление о результате и условиях действий говорит о зарождении наглядно-образного мышления у дошкольника.

Слайд 8

Развитие мышления в дошкольном возрасте Изменения в мышлении дошкольника, прежде всего, связаны с тем, что устанавливаются всё более тесные взаимосвязи мышления с речью. Такие взаимосвязи приводят: во-первых, к появлению развёрнутого мыслительного процесса – рассуждения, во-вторых, к перестройке взаимоотношений практической и умственной деятельности, когда речь начинает выполнять планирующую функцию, в-третьих; к бурному развитию мыслительных операций.

Слайд 9

Средства развивающие мышление: Стихотворные тексты на развитие операций обобщения, классификации и конкретизации. Занятия, игры и упражнение на развитие операций (анализ, синтез, сравнение, замещение и т.д.) Загадки. Задачи – шутки. Игры-головоломки. Игры с счетными палочками. Разгадывание ребусов. Исправление «Неправильных» сказок. Сказки с символами.

Слайд 10

Рекомендации для педагогов по развитию мышления дошкольников. 1. Для формирования наглядно-образного мышления используйте следующие игры: «Ну-ка отгадай!», «Картинки-загадки», «Парные картинки», «Определим игрушку», «Лишняя игрушка» и др. 2. Стимулируйте и направляйте ход рассуждений. Высокий уровень мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения и др.) дает возможность понять сущность предметов и явлений. 3. Учитывайте индивидуальные особенности дошкольников. 4. Для формирования логического мышления можно использовать следующие игры: «Составление предложений», «Поиск общего», «Исключение лишнего слова», «Поиск аналогов», «Поиск «противоположных» предметов» и др. 5. Для того, чтобы правильно пользоваться операциями сравнения и противопоставления, обобщения и классификации, соблюдайте следующие правила: - выделяйте существенные признаки предмета, явления; - объясняйте, как они разграничиваются при нахождении главного существенного признака; - абстрагируйтесь от несущественных признаков и подвести понятие предмета, явления под общую категорию. 6. Развивайте пытливость дошкольников, формируйте у них потребность самостоятельно ставить вопросы и находить ответы на них. 7. Чаще ставьте детей в проблемную ситуацию

Слайд 11

Особенности развития мышления в дошкольном возрасте: - ребёнок решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным : - освоение речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений; - детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребёнка; - появляется иное соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения, возрастает планомерность мышления; - ребёнок переходит от использования готовых связей и отношений к «открытию» более сложных; - возникают попытки объяснить явления и процессы; - экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, пробовать свои силы; - складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость.

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль художественной литературы в воспитании и развитии речи детей раннего и дошкольного возраста

Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она ...

Портфолио по развитию речи детей раннего и дошкольного возраста

Здесь собраны особенности и рекомдации родителям по развитию речи детей раннего возраста, пальчиковые и словесные игры, прибаутки и потешки в картинках, подвижные игры с текстом....

Проект «Развитие речи детей раннего младшего дошкольного возраста»

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является развитие речи. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социа...

Особенности развития речи детей раннего и дошкольного возраста.

Этапы развития речи у детей дошкольного возраста. Первые слова ребенка....

Игры и игровые упражнения направленные на развитие речи детей раннего и дошкольного возраста.

Игры и игровые упражнения направленные на развитие речи детей раннего и дошкольного возраста....

Тема самообразования: «Инновационные технологии, как условие для развития одаренных детей раннего и дошкольного возраста»

Общая цель инноваций в ДОУ — улучшение способности педагогической системы детского сада достигать качественно более высоких результатов образования. Наша тема посвящена развитию креативных ...

«По дороге в детский сад» консультация на тему развитие речи детей раннего и дошкольного возраста . Из серии поиграй со мною мама

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ПО ДОРОГЕ В ДЕТСКИЙ САД  Каждое утро я отвожу своего сына в детский садик. И хотя он находится не совсем рядом, ходить мы стараемся пешком – такая у нас утренняя зарядка. ...