Статья для педагогов "Взаимодействие педагогов с семьей: традиции и современность"
статья
Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_-_vzaimodeystvie_pedagogov_s_semey.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ С СЕМЬЕЙ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Как известно экосистемой может быть любое сообщество живых существ и среда его обитания, объединенные в единое целое. Компоненты системы взаимозависимы и взаимосвязаны. Что же такое экосистема дошкольного образования?
Общеизвестно, что детство – это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.
В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни – родители. Благодаря их любви, заботе, эмоциональной близости и поддержке ребенок растет и развивается, у него возникает чувство доверия к миру и окружающим его людям.
На определенном этапе жизненного пути ребенок поступает в детский сад. Теперь его окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал и которые составляют иную общность, чем его семья.
Семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность.
Однако, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению.
Если родители и воспитатели объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь и в детском саду и дома, а детский сад будет способствовать его развитию, умению общаться со сверстниками, поможет подготовиться к школе, то можно с уверенностью сказать, что произошедшее изменение в жизни ребенка – ему на благо. Гармоничное развитие дошкольника возможно только при активном участии его родителей в образовательном процессе.
Новые требования ФГОС ДО усиливают роль родителей в воспитательном процессе, как на уровне каждого детского сада, так и муниципальном. Перед системой образования поставлены четкие задачи: за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом детском учреждении ответственность возложена на родителей, поскольку качество образования и развития дошкольников зависит от активной позиции родительской общественности (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. 9).
Активное совместное взаимодействие родителей и педагогов – возможность лучше узнать слабые и сильные стороны друг друга, правильная система взаимоотношений, основанная на взаимодоверии, взаимопонимании и взаимоуважении. Работа по организации активного взаимодействия ДОУ с родителями находится в стадии динамичного развития. И если еще несколько лет назад привлечь родителей к работе детского садика было довольно сложно, то сегодня обстановка кардинально изменилась.
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное — донести до родителей знания.
Традиционные формы подразделяются:
- информационно – наглядные (материалы на стендах, папки-передвижки, рекомендации, выставки детских работ, фотовыставки);
- индивидуальные (беседы, консультации);
- коллективные (родительские собрания, конференции, круглые столы, тематические консультации).
- досуговые (совместные досуги, праздники, выставки, экскурсии, ярмарки, школа молодого родителя);
В современном дошкольном образовательном учреждении используются новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
Интерактивный, означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).
Самой общей задачей педагога в интерактивной технологии является фасилитация (поддержка, облегчение) - направление и помощь процессу обмена информацией.
В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Заранее спланировать противоречивые точки зрения по вопросам воспитания детей (наказания и поощрения, подготовка к школе и т. д.). Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.
Приведем примеры некоторых из них.
Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности.
Дискуссия является одной из важнейших форм деятельности, стимулирующей формирование коммуникативной культуры.
Различают следующие формы дискуссии:
• круглый стол - самая известная форма; особенность ее состоит в том, что участники обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии каждого;
• симпозиум - обсуждение какой-либо проблемы, в ходе которого участники по очереди выступают с сообщениями, после чего отвечают на вопросы;
• дебаты - обсуждение в форме заранее подготовленных выступлений представителей противостоящих, соперничающих сторон и опровержений, после чего слово предоставляется для вопросов и комментариев участникам от каждой команды.
Интерактивная игра — это интервенция (вмешательство) ведущего в групповую ситуацию «здесь и теперь», которая структурирует активность членов группы в соответствии с определенной учебной целью.
Такие интервенции известны под другими названиями — «структурирующие упражнения», «моделирующие игры», «ролевые игры» и т. п. Термин «интерактивные игры», подчеркивает два основных признака: игровой характер и возможность взаимодействия.
Тематические акции – это одна из интерактивных форм работы с родителями. Акции направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, повышения роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребёнка.
Основные цели интерактивного взаимодействия – обмен опытом, выработка общего мнения, формирование умений, навыков, создание условия для диалога, групповое сплочение, изменение психологической атмосферы.
Таким образом, взаимодействие семьи и детского сада - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. Разнообразие интерактивных форм взаимодействия с родителями, позволяет воспитателям значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям. Взаимодействие семьи и детского сада – одна из сторон экосистемы дошкольного образования.
Список использованной литературы:
1. Арнаутова Е. П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ, 2006. - № 4.
2. Антипина Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ / Г. А. Антипова, Л.М. Чупрова, Б.Н. Калараш// Воспитатель ДОУ, 2011. - №12.
3. Борисова Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия/ Борисова Н. П., Занкевич С. Ю. // Дет. сад. Управление, 2007. - № 2.
4. Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья. Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений./ Доронова Т.Н., Соловьева Е.В., Жичкина А.Е., Мусиенко С.И. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2001..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад: «Взаимодействие педагогов с семьей: традиции и современность»
В данном докладе охарактеризованы используемые мной методы взаимодействия с родителями воспитанников в современных условиях. Показаны конкретные формы работы, которые позволяют мне достичь необходимог...
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 3 города Лебедянь Секция: «Системная поддержка традиций и инноваций в ДОО». Тема доклада: «Взаимодействие педагогов с семьей: традиции и современность». Подготовила воспитатель МБДОУ д/
Содержание Введение…………………………………………………3 1. Взаимодействие детских дошкольных учреждений с родителями согласно действующим требованиям ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт дошко...
Взаимодействие педагогов с семьей: традиции и современность
Доклад на тему: «Взаимодействие педагогов с семьей: традиции и современность»Материал на тему о семейном воспитании и становлении личности маленького ребёнка....
Взаимодействие педагогов с семьей : традиции и современность.
Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с измен...
Доклад «Взаимодействие педагогов с семьей: традиции и современность»
Доклад для воспитателей «Взаимодействие педагогов с семьей: традиции и современность»...
Статья «Петербургская семья - традиции и современность»
статья представляет собой обобщенный опыт работы воспитателей старшей группы по проекту «Большая дорога маленького гражданина», направленного на реализацию нравственно-патриотическог...