Статья «Петербургская семья - традиции и современность»
статья (старшая группа)
статья представляет собой обобщенный опыт работы воспитателей старшей группы по проекту «Большая дорога маленького гражданина», направленного на реализацию нравственно-патриотического компонента воспитания дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Петербургская семья - традиции и современность»
Аннотация: статья представляет собой обобщенный опыт работы воспитателей старшей группы по проекту «Большая дорога маленького гражданина», направленного на реализацию нравственно-патриотического компонента воспитания дошкольников.
В нашем учреждении на протяжении длительного времени реализуется проект «Большая дорога маленького гражданина», основной целью проекта является нравственно-патриотическое воспитание. В современных условиях с принятием новой Конституции, с утверждением «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации», тема патриотизма является приоритетной в сфере воспитания детей. Подрастающее поколение в будущем- это высоконравственные личности, разделяющие российские традиционные духовные ценности, обладающие актуальными знаниями и умениями, способные реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовые к мирному созиданию и защите Родины. Для достижения поставленных целей, мы- педагоги, хотим и должны играть активную роль по созданию благоприятных условий для детей и обеспечивать им поддержку на всех этапах взросления.
Все мы знаем, что самая прочная связь между поколениями – семья. Каждый человек должен отдавать тепло, ласку, проявлять уважение к родителям, с любовью и заботой воспитывать своих детей. А. С. Макаренко: «Воспитывая детей, люди воспитывают будущую историю каждой страны, а значит историю нашего существования». В процессе воспитания необходимо привить ребенку уважение и почет к старшим.
Так возник наш проект «Петербургская семья- традиции и современность: Красен обед пирогами, река – берегами, а семья – традициями». Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и семейных традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями.
Целью нашего проекта стало формирование у дошкольников понятий «семья», «традиции», «старшее поколение», «Родина», а также повышение роли семейных ценностей в жизни ребенка через знакомство с народными и семейными традициями, в свойственной для детей игровой деятельности.
Работая над проектом, мы расширили представления детей о семье, родословной, разобрались в родственных связях, тем самым обогатили знания детей о ближнем окружении. Развивали интерес к народным и хороводным играм, песням, танцам. Объединились с родителями, бабушками и дедушками в творчестве, в играх, в совместной театрализованной деятельности.
Работу по проекту можно разделить на несколько этапов, по которым строилась наша деятельность: подготовительный, основной и завершающий.
Подготовительный этап понадобился, для углубленного погружения в тему проекта, что позволило нам, изучить и подготовить материалы, осуществить подбор методической и художественной литературы, создать банк презентаций, картотек, видеоматериалов. В поисках новых форм взаимодействия и для выявления запросов родителей и уровня их педагогической грамотности по теме проекта было проведено анкетирование, что позволило определить: знакомят ли родители своих детей с народными традициями и обычаями, считают ли это важным; необходима ли помощь со стороны детского сада в проведении такой работы.
Необходимость включения семьи в работу проекта объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений. Все это создает благоприятное условие для нравственно-патриотического воспитания детей. Основной этап начался с тематических бесед с детьми по теме: «Моя семья». В группе были созданы портфолио на каждого ребенка «Моя семья», где разместилась информация и фотографии о каждом ребенке и его семье (мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестра), собранные портфолио позволили нам оформить фото-выставку «Папа, мама, я –счастливая семья».
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.
Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:
- корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
- семья – ячейка общества, хранительница национальных ценностей.
Это способствует формированию основ патриотизма уже в дошкольном возрасте, ребенком познаются поведенческие модели, происходит осознание целей жизни и закладывается основа успешности цели воспитания – развитие ребенка как личности, в которой концентрируются идеалы народа и государства.
Чтобы помочь детям осознать родственные связи между поколениями, мы использовали такую форму работы, как построение «Генеалогического дерева». К этой работе привлекли родителей, беседовали с ними по созданию эскизов, на сайте «в контакте» поместили консультацию с рекомендациями по построению «родословного древа». Целью было: вызвать интерес к составлению родословной, желание изучать историю своей семьи.
Для более полного погружения в проект и реализации поставленной задачи и привлечение родителей. Мы предложили родителям сочинить сказку «Я –родился», (о рождении ребенка, об имени, о черте характера присущей ребенку).
«Сказка имеет древнейшие корни в истории и культуре. Это один из основных жанров устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого, бытового характера. Ребенок рано начинает знакомиться с произведениями сокровищницы русской и мировой литературы. И, как мудрый друг, в его жизнь входит сказка.
Сказка для ребенка это не просто вымысел, фантазия, — это особая реальность мира чувств. Она раскрывает рамки обычной жизни, только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство. Дети всегда открыты сказке, ведь в ней нет прямых наставлений: здесь главный герой всегда проявляет положительные и высоконравственные качества дружелюбия, честности, отзывчивости, самоотверженности, и даже героизма, являясь для детей примером для подражания. Поэтому воспитательный эффект сказки ни с чем не сравним».
К.И. Чуковский считал, что цель сказки «заключается в том, чтобы воспитывать в ребенке человечность- это дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
Сказки сочиненные нашими родителями были реалистично- сказочными и невероятно творческими, интересными. Оформление этих сказок и иллюстрации добавили особый интерес не конкретной семьи, а всех участников проекта. Дети всей группы с интересом рассматривали созданные родителями и детьми книги, и с таким же интересом слушали их.
Были разработаны маршруты выходного дня для каждого воспитанника и его семьи «Семейные осенние прогулки», «Мы гуляем всей семьей по Петербургу. Такие прогулки укрепляют связь родителя и ребенка, дают новые знания.
Слово «бабушка» есть во всех языках, но только в русском оно наполнено особым смыслом. Ещё недавно в нашей стране в силу определённых социальных условий именно бабушки и дедушки помогали своим детям воспитывать внуков. Создавая наш проект, мы преследовали идею почитания близких, старшего поколения.
Именно поэтому мы не обошли праздник, посвящённый «бабушкам и дедушкам». 1 октября по традиции празднуется день «Пожилого человека». Для этого мы специально сделали выставку «Бабушкин сундук или моя бабушка мастерица». Родители очень помогли создать эту выставку. На этой выставке были и вязанные вещи, и эксклюзивные ручные куклы, картины. Такие выставки укрепляют интерес детей к близким людям, гордость за них, усиливают чувство привязанности, желание самому что- то сделать для членов своей семьи.
В нашем саду прошла прекрасная выставка родительских работ «Увлечение и хобби моих родителей», здесь были представлены разнообразные работы родителей, сделанные своими руками. Родители очень воодушевились такой задумкой, а мы были приятно удивлены творческим потенциалом наших родителей.
Наш проект нацелен на познание, творчество и формирование у детей представлений о семейных традициях, связанных с трудом, отдыхом, занятиями спортом, семейными праздниками, увлечениями.
Участие взрослых (педагогов, родителей) является важной составляющей оставляющей совместной реализации детского замысла. Подчёркивая необходимость положительных взаимоотношений между членами семьи: родителями, и детьми, братьями, сёстрами, бабушками, дедушками. Всё это помогает дошкольникам понять значение нравственных основ семьи, социальных традиций.
В процессе работы над проектом дети расширили свои знания о семье и её традициях. Работа над проектом заставила задуматься, что у каждой семьи есть род, история, прошлое и настоящее. История каждой семьи – это история нашей страны, это наши прародители, которые защищали и оберегали родину.
В процессе работы над проектом дошкольники пришли к выводу: нужно находить общие дела и увлечения, отдыхать активно, заботиться о животных и растениях, заниматься спортом, музыкой и живописью. А чтобы в семье был мир и лад, нужно любить друг друга и уважать мнения всех, прощать обиды и не злиться.
Благодаря проделанной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо заботиться о своей семье, уважительно относиться друг к другу.
Проект дал возможность дошкольникам познакомиться с произведениями художников, писателей, поэтов, музыкантов и с русским народным творчеством, связанным с семьей.
За время реализации проекта развивались творческие и познавательные способности детей, умения анализировать. Дети играли, рассматривали, наблюдали, сочиняли, читали и рассказывали.
Активизировалось сотрудничество педагогов, детей и родителей. Также у родителей повысилась заинтересованность в помощи детям.
Благодаря проведенной работе, у детей и родителей появилось стремление больше времени проводить вместе, вести здоровый образ жизни не только в физическом плане, а и в психическом.
Использованная литература:
1.Вераксы Е.Н, Комаровой Т.С., Васильевой М.А.. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред..– М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 336 с.
2. Кочетова Н.А, Жёлтикова И.А., Тверетина М.А..Взаимодействие семьи и ДОУ: программы развития детско-родительских отношений; совместная деятельность педагогов, родителей и детей/ авт-сост... – Волгоград: Учитель, 2014.
#1053;ечаевой В.Г.. Нравственное воспитание дошкольника / Под ред..- М., Педагогика, 2006г.
6. Ривина Е.К.Знакомим дошкольников с семьей и родословной/ Е.К.Ривина. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
#1057;еменака. С.И.. «Учим детей сочувствовать и сопереживать: Конспекты и материалы к занятиям с детьми 5-8 лет. - М.:АРКТИ, 2010.
#1053;аучная электронная библиотека,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Роль семьи в воспитании современных детей"
От совместной работы воспитателей и родителей зависит дальнейшее развитие ребенка. Родителям необходимо овладеть объемом психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогическ...
Доклад: «Взаимодействие педагогов с семьей: традиции и современность»
В данном докладе охарактеризованы используемые мной методы взаимодействия с родителями воспитанников в современных условиях. Показаны конкретные формы работы, которые позволяют мне достичь необходимог...
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 3 города Лебедянь Секция: «Системная поддержка традиций и инноваций в ДОО». Тема доклада: «Взаимодействие педагогов с семьей: традиции и современность». Подготовила воспитатель МБДОУ д/
Содержание Введение…………………………………………………3 1. Взаимодействие детских дошкольных учреждений с родителями согласно действующим требованиям ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт дошко...
Взаимодействие педагогов с семьей: традиции и современность
Доклад на тему: «Взаимодействие педагогов с семьей: традиции и современность»Материал на тему о семейном воспитании и становлении личности маленького ребёнка....
Взаимодействие педагогов с семьей : традиции и современность.
Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с измен...
Статья для педагогов "Взаимодействие педагогов с семьей: традиции и современность"
Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. ...
Доклад «Взаимодействие педагогов с семьей: традиции и современность»
Доклад для воспитателей «Взаимодействие педагогов с семьей: традиции и современность»...