Родительский авторитет. Воспитание в семье.
материал

Стегленко Нина Александровна

конспект родительского собрания 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskiy_avtoritet.docx38.67 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание.

Тема: «Родительский авторитет. Воспитание в семье»

Цель: Формировать знания  родителей в том, что истинный авторитет необходим для того чтобы помочь ребенку развиваться, стать счастливым, общественно значимым человеком.

Задачи:

  1. Образовательные: формировать у родителей психолого-педагогические знания о ложных и истинных типах родительского авторитета.
  2. Развивающие: дать рекомендации по формированию истинного авторитета родителей.
  3. Воспитательные: установить дружелюбные отношения между педагогами ДОУ и родителями, родителями и детьми.
             

Ход:  Звучит спокойная, приятная музыка.

Воспитатель:

Слайд 1.- Здравствуйте, уважаемые родители! Мы очень рады видеть Вас в нашем детском саду. Пригласили мы Вас, для того,  что бы поговорить о Вас, о Ваших детях о том, какую роль  в их воспитании играет семья. Семья - для ребёнка - это место его рождения, становления. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение значительной части своей жизни. В ней закладываются основы личности ребёнка. Без союза с детьми, без вашей поддержки и помощи ребёнок не будет, счастлив, здоров.

Но вначале, давайте после трудового рабочего дня немного расслабимся.

Предлагаю вашему вниманию игру: «ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО, ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО»

Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает участникам продолжить фразу: «В детстве можно…» Если кто-то из игроков не согласен, подает звуковой сигнал (хлопает в ладоши). Предлагает свой вариант.  

Слайд 2. На этой позитивной ноте предлагаю перейти к важной теме, к нашему разговору.  Тема очень сложная, но она как говориться имеет место быть. Тема звучит так «Родительский авторитет, Воспитание в семье.

Слайд 3. Авторитет – это психологическое состояние личности, которое складывается из осознания своих возможностей и понимания того, что ожидают от вас окружающие. Рост авторитета нередко рассматривается как собственная победа, а его потеря – как личная трагедия. Отец и мать в глазах ребенка обязательно должны иметь авторитет. Но откуда он берётся, как организуется? Ведь очень часто приходится слышать вопрос: что делать, если ребенок не слушается? А это самое «не слушается» и есть признак того, что родители в его глазах не имеют авторитета. Некоторые склонны думать, что авторитет даётся от природы, что это – особый талант. Если таланта нет, то и поделать ничего нельзя, остаётся только позавидовать тому, у кого такой талант есть. Эти родители ошибаются. Авторитет может быть организован в каждой семье, и это даже не очень трудное дело. К сожалению, нередко авторитет организуется на ложных основаниях.  Так случается, когда родители стремятся к тому, чтобы дети их слушались – и это единственная цель. Авторитет и послушание не могут быть целью. Цель может быть только одна: правильное воспитание. Только к этой цели нужно стремиться. Детское послушание может быть только одним из путей к этой цели. Как раз те родители, которые о настоящих целях воспитания не думают, добиваются послушания, ради самого послушания. Если дети послушны, то родителям живётся спокойнее. Вот это самое спокойствие и является их настоящей целью. На практике всегда выходит, что ни спокойствие, ни послушание не сохраняются долго. Авторитет, построенный на ложных основаниях, только на очень короткое время помогает, скоро всё разрушается, не остаётся ни авторитета, ни послушания.

Слайд 4. Анализируя опыт семейного воспитания, А. С. Макаренко пришел к выводу: далеко не все родители понимают значение своего авторитета в воспитании детей и далеко не всегда педагогически оправданными являются действия и поступки по установлению авторитета. В своих работах он рассматривает и критикует ложные основания авторитета. К сожалению, со многими из них можно встретиться и сегодня. Давайте рассмотрим различные типы ложного авторитета.

Слайд 5. Авторитет подавления

Это самый страшный тип авторитета. Сегодня им страдают как отцы, так и матери. По каждому поводу родители раздражаются, сердятся, повышают голос, прибегая подчас и к физическим методам воздействия. Таким родителям совершенно не интересно, какие проблемы испытывает их ребенок. Такие родители разговаривают со своим ребенком тоном, не терпящим возражений, слушают и слышат в разговоре только себя, упиваются страхом и волнением в глазах и поведении своего ребенка. Такой авторитет ничего не воспитывает, он только приучает детей подальше держаться от страшного родителя, он вызывает детскую ложь и человеческую трусость, и в то же время воспитывает в ребенке жестокость. Из забитых и безвольных детей выходят потом либо никчемные люди, либо самодуры, в течение всей жизни, мстящие за подавленное детство.

Слайд 6. Авторитет расстояния

Есть такое отцы, да и матери, которые серьезно убеждены: чтобы дети слушались, нужно поменьше с ними разговаривать, подальше держаться, изредка выступать в виде начальства. Особенно любили этот вид авторитета в некоторых старых интеллигентных семьях. Здесь сплошь и рядом у отца отдельный кабинет, из которого он показывается изредка. Обедает он отдельно, развлекается отдельно, даже свои распоряжения передает через мать. Бывают и такие матери: у них своя жизнь, свои интересы, свои мысли. Дети находятся в введении бабушки или няни. Нечего и говорить, что такой авторитет не приносит никакой пользы.

Слайд 7. Авторитет чванства

Это особый вид авторитета расстояния, но более вредный. У каждого человека есть заслуги. Но некоторые люди считают, что они – самые заслуженные, самые важные деятели, и показывают это на каждом шагу, показывают и своим детям. Дома они даже больше пыжатся и надуваются, чем на работе, они только и делают, что толкуют о своих достоинствах, они высокомерно относятся к другим людям. Бывает очень часто, что пораженные таким авторитетом, начинают чваниться и дети. Перед товарищами они выступают не иначе, как с хвастливым словом, на каждом шагу повторяя: мой папа-начальник, мой папа – командир и т. П. В этой атмосфере высокомерия важный папа не может разобраться, куда идут его дети и кого он воспитывает. Встречается такой авторитет и у матерей: какое-то особенное платье, важное знакомство, поездка на курорт – всё это даёт основание для чванства, для отдаления остальных людей и от своих собственных детей.

Слайд 8. Авторитет педантизма

В этом случае родители обращают внимание на детей, больше работают с ними, но работают как бюрократы. Они уверены в том, что дети должны каждое родительское слово выслушивать с трепетом, что слово их – это святыня. Свои распоряжения они отдают холодным тоном, и раз оно отдано, то немедленно становится законом. Такие родители больше всего бояться, как бы дети не подумали, что папа или мама ошиблись, что родители люди не твёрдые. Если, например, папа считает, что завтра будет плохая погода и гулять нельзя, то какая бы тогда ни была на следующий день погода, он не изменит своего мнения. На каждый день хватает для такого папы или мамы дела, в каждом движении ребенка такие родители видят нарушения порядка и законности, каждый день они пристают к ребенку с новыми законами и распоряжениями. Жизнь ребенка, его интересы, его рост проходят мимо таких родителей, они ничего не видят, кроме своего бюрократического начальствования в семье.

Слайд 9. Авторитет резонерства

В этом случае родители буквально заедают детскую жизнь бесконечными поучениями и назидательными разговорами. Вместо того, чтобы сказать ребенку несколько слов в шутливом тоне, родитель усаживает его напротив себя и начинает скучную назидательную речь. Такие родители уверены в том, что в поучениях заключается главная педагогическая мудрость. В таких семьях всегда мало радости и улыбки. Родители изо всех сил стараются быть добродетельными, они хотят в глазах детей стать непогрешимыми. Но они забывают, что дети – это не взрослые, что у детей своя жизнь и что нужно эту жизнь уважать. Ребенок живет более эмоционально, более страстно, чем взрослый, он меньше всего умеет заниматься рассуждениями. Привычка мыслить приходит к нему постепенно и довольно медленно, а постоянные разглагольствования родителей проходят почти бесследно в их сознании. В резонерстве родителей дети не могут увидеть никакого авторитета.

Слайд 10. Авторитет любви

Это у нас самый распространенный вид ложного авторитета. Многие родители убеждены: чтобы дети слушались, нужно, чтобы они любили родителей, а чтобы заслужить эту любовь, необходимо на каждом шагу показывать детям свою родительскую любовь. Нежные слова, бесконечные лобзания, ласки, признания сыплются на детей в совершенно избыточном количестве. Если ребенок не слушается, у него немедленно спрашивают «Значит, ты папу (маму) не любишь?» Родители ревниво следят за выражением детских глаз и требуют нежности и любви. Часто мать при детях рассказывает другим людям: «Он страшно любит папу и меня, он такой нежный ребенок…» Такая семья настолько погружается в море сентиментальности и нежных чувств, что уже ничего другого не замечает. Мимо внимания родителей проходит много важных мелочей семейного воспитания. Ребенок должен все делать из любви к родителям. В этой линии много опасных мест. Здесь вырастает семейный эгоизм. У детей, конечно, не хватает сил на такую любовь. Очень скоро они замечают, что папу и маму можно как угодно обмануть, только нужно это делать с нежным выражением. Папу и маму можно даже запугать, стоит только надуться и показать, что любовь начинает проходить. С малых лет ребёнок начинает понимать, что  людям можно подыграть. И начинает это происходит постоянно, уже безо всякой любви, с холодным и циничным расчётом. Иногда бывает, что любовь к родителям сохраняется надолго, но все другие люди рассматриваются как посторонние и чужые, к ним нет симпатии, нет чувства товарищества. Это очень опасный вид авторитета. Он выращивает неискренних и лживых эгоистов. И очень часто жертвами такого эгоизма становятся сами родители.

Слайд 11. Авторитет доброты

Это самый неуемный вид авторитета. В этом случае детское послушание также организуется через детскую любовь, но она вызывается не поцелуями, не излияниями, а уступчивостью, мягкостью и добротой родителей. Папа и мама выступают перед ребенком в образе доброго ангела. Они всё разрешают, им ничего не жаль, они не скупые, они замечательные родители. Они боятся всяких конфликтов, они предпочитают семейный мир, они готовы чем угодно пожертвовать, только бы все было благополучно. Очень скоро в такой семье дети начинают просто командовать родителями, родительское подчинение ребенку открывает широкий простор для детских желаний, капризов, требований. Иногда родители позволяют себе небольшое сопротивление, но уже поздно, в семье уже образовался вредный опыт.

Слайд 12.    Авторитет дружбы

Довольно часто ещё и дети не родились, а между родителями есть уже договор: наши дети будут нашими друзьями. В общем, это, конечно, очень хорошо. Отец и сын, мать и дочь могут быть друзьями, но все, же родители остаются старшими членами семейного коллектива, и дети все, же остаются воспитанниками. Если дружба достигнет крайних пределов, воспитание прекращается или начинается противоположный процесс: дети начинают воспитывать родителей. Такие семьи приходится наблюдать иногда среди интеллигенции. В таких семьях дети называют отца и мать по имени, потешаются над ними, грубо обрывают их, поучают на каждом шагу, ни о каком послушании не может идти и речи. Но здесь нет и дружбы, так как никакая дружба невозможна без взаимного уважения.

Слайд 13. Конечно же, авторитет необходим в семье. Действительный авторитет основывается на вашей гражданской деятельности, на вашем гражданском чувстве, на вашем знании жизни ребёнка, на вашей помощи ему и на вашей ответственности за его воспитание.  Строгость в воспитании предполагает сочетание высокой родительской требовательности с уважением к ребёнку как к развивающейся личности.

Слайд 14. Причину появления у ребёнка своеволия, непослушания В.А Сухомлинский видел “… в неумении родителей пользоваться родительской властью; Родительская власть должна поощрять, одухотворять внутренние силы ребёнка – его желание быть хорошим. Это желание есть буквально у каждого ребёнка, и с тончайшим своим инструментом – родительской властью – надо подойти к ребёнку так, чтобы не сломать этого ещё не твёрдого, хрупкого душевного порыва. Если же вы превратили умную, мудрую власть в деспотическое насилие – неокрепшее желание быть хорошим лопнет, и произойдёт самое тревожное, что может произойти в душе ребёнка. Уважайте детское желание быть хорошим, берегите его движение человеческой души, не злоупотребляйте своей властью. Помните, что Ваш сын, Ваша дочь – такой же человек, как и вы”.

В чём же заключаются корни родительского авторитета? Прежде всего, родители должны знать, чем живёт, интересуется, что любит, чего не любит, чего хочет и не хочет их ребенок. Родители должны знать с кем он дружит и играет, во что играет, что любит, чтобы читали, как воспринимает прочитанное.  Как проходит воспитательно – образовательный процесс у ребенка в детском саду, как он относится к детскому саду, к работникам и воспитанникам детского сада, как он ведет себя в помещениях детского сада. Это все они должны знать с самого раннего возраста ребенка. Они не должны неожиданно узнавать о разных неприятностях и конфликтах, а должны их предугадывать и предупреждать. Всё это нужно знать, но это не значит, что родители могут преследовать ребенка постоянными и надоедливыми расспросами, назойливым шпионством. С самого начала надо так поставить дело, чтобы дети сами рассказали о своих делах, чтобы им захотелось рассказать, чтобы они были заинтересованы в родительском знании.

Слайд 15. Для всего этого не требуется много времени, для этого нужно только внимание к детям, к их жизни. Если у родителей будет такое знание и такое внимание, это не пройдет незамеченным для детей. Дети любят такое знание и уважают родителей за это. А значит, есть только два правильных авторитета: авторитет знания и авторитет помощи.

В жизни ребенка бывает много случаев, когда он не знает, как нужно поступить, когда он нуждается в помощи и совете. Родительская помощь не должна быть навязчива. В некоторых случаях совершенно необходимо предоставить ребенку возможность самому преодолевать трудности. Но он должен чувствовать присутствие родителей рядом с ним, разумную заботу о нём, страховку, и, в то же время знать, что родители не снимают с него ответственность. Линия ответственности является важной чертой родительского авторитета. Ребенок должен знать, что родители отвечают не только за себя, но и за него перед обществом. Не нужно бояться сказать сыну или дочери, что они воспитываются, что ещё много не знают и им нужно этому учиться, что они должны вырасти хорошими гражданами и хорошими людьми, что родители отвечают за достижение этой цели, не боясь этой ответственности.

Итак, для подлинного авторитета родителям необходимо:

  • добросовестно относиться к своему труду;
  • расширять свой кругозор;
  • создавать нормальную атмосферу в семье, когда все её члены с удовольствием и радостью собираются после трудового дня вместе;
  • проявлять высокую требовательность к себе и окружающим (требовательность к детям должна сочетаться с уважением к ним);
  • иметь единство требований к детям со стороны всех старших членов семьи; не прощать плохие поступки детей.

Слайд 16.  «Ворчанием наскучишь, примером научишь». «Добрый пример лучше ста слов». «Пример лучше правила». Такие мудрые народные изречения выражают педагогическую правду, ибо они плод многолетних, многовековых наблюдений и обобщений.

В семейном воспитании, пока дети в дошкольном возрасте, пример как метод воспитания занимает ведущее место. Маленькие мальчики и девочки с удовольствием копируют в поведении окружающих то, что им нравится. Если понаблюдать за играющими детьми, то можно увидеть в их играх многое из окружающей жизни, увидеть, как великолепно подражают они взрослым, их поведению, разговорам.

Процесс подражания требует целого ряда психологических условий. Для ребят младшего возраста, пожалуй, самыми важными являются три:

  • любовь к человеку, которому они хотят подражать;
  • превосходство опыта, знаний умений у того, с кого они хотят в чём-то брать пример;
  • привлекательность и доступность того, что они будут копировать.

Пока дети маленькие, удовлетворять этим условиям в семье нетрудно. Они видят в родителях защиту, опору, нуждаются в их ласке беспрерывном внимании и благодарят за всё это искренней детской любовью.

Раз человек взрослый – значит, он всё знает, всё умеет. В этом дети бывают уверены до тех пор, пока не научатся делать многое из того, что умеют старшие, пока отец, мать могут отвечать на их бесконечные «почему».

И конечно, малыши хотят поскорее вырасти, стать похожими на маму, папу. Поэтому поведение родителей, всё, что они говорят своим детям, привлекает их, вызывает желание подражать.

Слайд 17. Конечно же, самое главное в воспитании детей – что бы они этого даже не знали. А в этом нам поможет свод правил.

Пусть эти законы помогут вам состояться в качестве родителей, помогут завоевать настоящий авторитет в глазах ребенка.

Закон 1

Дорожите любовью своего ребенка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов!

Закон 2

Не унижайте своего ребенка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что ими будете вы.

Закон 3

Не угрожайте своему ребенку. Угрозы взрослого порождают ложь ребенка, приводят к боязни и ненависти.

Закон 4

Не налагайте запретов. В природе ребенка дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.

Закон 5

Не опекайте своего ребенка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.

Закон 6

Не идите на поводу у своего ребенка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.

Закон 7

Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешайте своему ребенку смеяться вместе с вами. УЧИТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА СМЕЯТЬСЯ НАД СОБОЙ! Это лучше, чем, если над ним будут смеяться другие люди.

Закон 8

Не  читайте своему ребенку бесконечные нотации, он их просто не слышит!

Закон 9

Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет».

Закон 10

Не лишайте своего ребенка права быть ребенком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарем и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть попробовать, прежде чем станешь взрослым. Дайте возможность своему ребенку быть им во время детства, иначе период детства будет продолжаться и в его взрослой жизни. Это может обернуться серьезными последствиями и для вашего ребенка, и для вас, родители!

Помните, что самое большое родительское счастье — видеть состоявшихся, умных и благодарных детей! Мы желаем вам успехов!

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«АВТОРИТЕТ – ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ»

1) Требовательное отношение к себе – основа авторитета родителей. У взрослых не должно быть расхождения между словом и делом.

2) Основанием авторитета является жизнь и работа родителей, их общественные дела, поведение, отношение к окружающим, ответственность за воспитание детей перед обществом, перед самими собой.

3) Важно создавать эмоционально положительную атмосферу в семье, соблюдать педагогический такт в отношениях друг с другом, с детьми.

4) Благоприятная атмосфера семейных отношений создается тогда, когда родители с уважением относятся к проблемам своих детей и их друзьям.

5) Необходимо по возможности чаще проводить интересные семейные досуги, где ребенку с неожиданной стороны раскрываются взрослые члены семьи: отец и мать предстают веселыми, остроумными, интересными людьми.

6) Духовное общение с детьми – одно из условий поддержания авторитета родителей. При этом важно содержательное общение родителей с ребенком: чтение детских книг, разнообразные совместные занятия и игры, приобщение малыша к полезным увлечениям отца или матери (занятиям спортом, рукоделием, художественной самодеятельностью, коллекционированием и др.).

7) Важно проявлять терпение и такт, отвечая на детские вопросы.

8) Доверительные отношения между взрослыми и детьми устанавливаются и в тех случаях, когда родители умеют признаться в своих ошибках.

9) С обещаниями родители должны быть особенно осторожными. Невыполнение обещанного необходимо тщательно обосновать. Не следует допускать обещаний, которые невозможно выполнить.

10) Детям нельзя говорить неправду. Фальшь в словах отца или матери ребенок тонко чувствует.

Ну и перед тем как мы перейдем к разделу разное. Я предлагаю вам пройти не большой тест «Какой Вы родитель», кому не хочется получить ответ на этот вопрос?

ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КАКОЙ ВЫ РОДИТЕЛЬ?»

Можете ли вы…

1.  В любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком?

2.  Посоветоваться с ребёнком, невзирая на его возраст?

3.  Признаться ребёнку в ошибке, совершённой по отношению к нему?

4.  Извиниться перед ребёнком в случае неправоты?

5.  Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребёнка вывел вас из себя?

6.  Поставить себя на место ребёнка?

7.  Поверить хотя бы на минуту, что вы- добрая фея?

8.  Рассказать ребёнку поучительный рассказ из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

9.  Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?

10.  Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение?

11.  Выделить ребёнку один день, который он может использовать по своему усмотрению?

12.  Не прореагировать , если ваш ребёнок ударил, грубо толкнул или обидел другого ребёнка?

13.  Устоять против детских просьб и слёз, если уверены, что это каприз, мимолётная прихоть?

                                             ОТВЕТЫ:

А – могу и всегда так поступаю                    Б – могу, но не всегда так поступаю

В – не могу

Ответ: »А» - 3 очка,  «Б» - 2 очка,  «В» - 1 очко

30-39 очков: Ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять ребёнка, но и узнать, относитесь к нему с уважением, придерживаясь наиболее прогрессивных методов воспитания и постоянной линии поведения, Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

16 – 30 очков: Забота о ребёнке для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и  целенаправленно. Порой вы чересчур  строги, в других случаях- излишне мягки, кроме того, склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.

Менее 16 очков: У вас серьёзные проблемы с воспитанием  ребёнка. Вам не достаёт либо знаний, либо желания и стремления  сделать ребёнка личностью, а возможно, и того и другого. Обратитесь к помощи специалистов, изучайте специальную литературу.

Раздел разное


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании "Воспитание в семье".

Как воспитать послушного, доброго и вежливого ребенка (рекомендации родителям)....

Консультация для родителей "Родительский авторитет в воспитании ребёнка"

Стиль внутрисемейных отношений каждая молодая семья вырабатывает непросто....

Родительское собрание "Родительский авторитет в воспитании ребёнка дошкольника"

Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется организм человека, осуществляется развитие личности. И то же время это период, когда дети находятся в полной за...

Конспект проведения родительского собрания "Родительский авторитет в воспитании детей"

Родительское собрание (форма круглый стол) на тему "Родительский авторитет в воспитании детей"...

Общее родительское собрание "Воспитание в семье"

Общее родительское собрание "Воспитание в семье"...