Главные вкладки

    Конспект проведения родительского собрания "Родительский авторитет в воспитании детей"
    классный час (средняя группа)

    Белякова Марина Евгеньевна

    Родительское собрание (форма круглый стол) на тему "Родительский авторитет в воспитании детей"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл provedenie_roditelskogo_sobraniya.docx18.68 КБ

    Предварительный просмотр:

    МДОУ д/с № 9 «Сказка» г. Фурманов

    Конспект проведения родительского собрания в форме «Круглый стол»

    «Родительский авторитет в воспитании детей»

    Воспитатель:

     Белякова Марина Евгеньевна

    Цель: обсудить с родителями воспитанников данную тему, показать, что в воспитании детей их авторитет играет важную роль.

    Вопросы:

    1. Что, по мнению родителей, входит в понятие «авторитет родителей»?

    2. В чем он выражается?

    Используемая литература:

    1. Загик Л.В., Куликова Т.А. «Воспитателю о работе с семьей»

    2. Макаренко А.С. «О воспитании», статья «О родительском авторитете».

    Ход собрания

    Здравствуйте, уважаемые родители. Тема нашего собрания «Родительский авторитет в воспитании ребенка».

    А знаете ли вы, что такое авторитет родителей?

    Авторитет – одно из важных условий семейного воспитания. Авторитет – это постоянная работа над собой по самосовершенствованию и самовоспитанию. Авторитет родителей заключается в умении растить и воспитывать детей, не принижая их человеческого достоинства и не превознося его. Приходилось ли вам задумываться над тем, почему мы считаем семью воспитывающим коллективом? В последнее время много говорят и пишут о воспитательных возможностях семьи. Давайте вместе с вами проанализируем эти возможности.

    В семье, как ни в каком другом коллективе воспитываются чувства любви, сопереживания, радости, поэтому семью и называют школой воспитания чувств. Как вы думаете, будет ли авторитет в семье, где отношения между детьми и родителями очень сложные, в семье возникают ссоры, родители постоянно упрекают в чем – либо ребенка или друг друга? (Ответы родителей).  В такой семье авторитета родителей не бывает. А если между родителями существуют чувства любви, доверия, в семье спокойные отношения? (Ответы родителей). В таких семьях авторитет существует.

    Постоянное общение между членами семьи является одним из важных условий семейного воспитания. Чувства любви между родителями, между родителями и детьми создают обстановку непринужденности, образуют доверительные, спокойные отношения, способствующие формированию авторитета взрослых.

    Как вы думаете, в чем же выражается авторитет? Как он проявляется? Многое зависит от личных и эмоционально – нравственных качеств отца и матери. Все это не проходит незамеченным для ребенка. В доказательство своих и ваших слов, предлагаю вам посмотреть небольшой видео ролик и обсудить его. (Просмотр видео). Что вы поняли из этого видео ролика? Как бы вы поступили на месте этих родителей? Может быть, что – то можно исправить в данных ситуациях?

    Заслужить авторитет ребенка очень трудно, но возможно. Необходимо доверять ребенку, выполнять обещанное, включать его во взрослые разговоры, считаться с мнением ребенка. Как например можно это сделать?

    В разных семьях авторитет может быть разным. Великий педагог А.С. Макаренко, анализируя семейное воспитание, вывел несколько видов ложного авторитета родителей, которые встречаются и в современных семьях.

    Самым распространенным видом Макаренко считал авторитет любви. Родители в таких семьях захваливают ребенка, демонстрируют ему свои чувства, оберегают от любых трудностей. Обстановка изнеженности, захваливания, слепой любви, преклонения, угождения наряду с постоянной тревогой за жизнь и здоровье сына или дочери создает в семье эгоиста, который, подрастая, ни с кем не считается, у которого формируется иждивенческая позиция.

    Другой вид семейного воспитания – ложный авторитет любви. В семьях этого типа родители все разрешают ребенку. Малыш живет в атмосфере всепрощенства, исполнения любой его прихоти, каприза. Дети командуют родителями, капризничают и упрямиться, требуют недозволенного. В результате семья вырастит баловня, предъявляющего непомерные претензии, требования, мало дающего обществу и семье, не признающего запретов.

    Дети этих двух видов трудно входят в детский коллектив.

    Противоположным видом семейного воспитания, названным Антоном Семеновичем ложным авторитетом подавления, является такой, при которой складывается авторитарный стиль внутрисемейных отношений, исходящий главным образцом от отца. В некоторых семьях, живущих со своими родителями, такой тип воспитания часто исходит от представителей старшего поколения. Они требуют подчинения себе не только от детей, но и от остальных взрослых членов семьи, не дают развернуться детским возможностям. При непослушании, сопротивлении отец или бабушка раздражаются, кричат. В такой семье часто наказывают ребенка. Естественно, что вырастет безвольный, замкнутый. Забитый ребенок или, наоборот, деспот.

    Педагогический такт заключается в умении взрослого найти наиболее правильный путь к взаимопониманию с ребенком, установить с ним деловые и эмоциональные контакты, соблюдать чувство меры. К сожалению, родители порой допускают грубость, нетерпимость, категоричность. Это относится и к матери, как главной воспитательнице детей. Именно она должна аккумулировать в себе наибольшей мере доброту, мягкость, доверительность общения с детьми. Если члены семьи не оказывают матери помощи в ведении домашнего хозяйства, то у нее возникают нервные и физические перегрузки. Мать становится невыдержанной, а потому кричит на ребенка, часто незаслуженно наказывает его. Каков же авторитет у такой матери?

    Разновидностью ложного авторитета подавления является названный А.С. Макаренко ложный авторитет педантизма. В такой семье родители, стремясь сохранить дистанцию между собой и ребенком, разговаривают с ним подчеркнуто, сухо, скучно, по любому поводу читают длинные нотации, назидания. В такой обстановке малыш либо подчиняется и выполняет все распоряжения взрослых, либо начинает протестовать, капризничать, упрямиться. В результате вырастает безвольный, безынициативный, несамостоятельный человек с неустойчивым характером.

    Весьма распространен тип ложного авторитета – авторитет чванства. Родители в такой семье чрезмерно кичатся своими достижениями, подчеркивают их окружающим. В подобных семьях гордятся не тем, что умеют, а тем, что имеют. В этих семьях царит культ денег и связей, перепутаны истинные и ложные ценности. В обстановке постоянного подчеркивания своих преимуществ, выражения пренебрежения к окружающим, не имеющим того, что является для этих семей главным, взрослые не формируют у детей психологию потребителей. Дети в таких семьях вырастают хвастунами, белоручками, расчетливыми дельцами и бездельниками.

    Другой разновидностью ложного авторитета является – авторитет подкупа. Послушание детей и хорошее отношение к себе родители, сами того не замечая, «покупают» у ребенка с помощью подарков, бесконечных обещаний. «Будешь хорошо себя вести, тогда куплю…» В такой семье растет ребенок, который никогда не станет делать что – то невыгодное для себя. Он из всего постарается извлечь выгоду.

    Теперь вы знаете какие авторитеты вообще существуют, давайте попробуем решить некоторые жизненные ситуации.

    Ситуация 1.

    « - Отца уважать надо! – постоянно слышит Саша от папы. Когда была произнесена эта фраза впервые, мальчик и не помнит. Пожалуй, раньше, чем мог осмыслить ее. Уважать? Конечно, как же может быть иначе: самый сильный, самый умный, красивый.

    Так думают все дети.

    … Саша растет. Растут и его возможности критически мыслить, сопоставлять, оценивать. Теперь родительская аксиома – «отца уважать надо» - все чаще и чаще подвергаются сомнению.

    - Правда, что портрет Витиного папы вывешен в заводском клубе? Лучший работник? А ты?

    Отец недовольно морщится:

    - Ну и что? В следующий раз мой портрет повесят, а его уберут, ведь не всех же сразу! … Неугомонный, ты Санек!

    - А Витька сказал, что тот, кто водку пьет, тот не бывает лучшим работником! Это правда?

    - Ну раз Витьке ты веришь, то зачем у меня спрашиваешь?

    Сыну хочется верить папе, но факты неумолимы. Витин папа давно уже пришел с работы и вместе с сыном отправился куда – то по делам. А Саша все еще ждет своего папу.

    Наконец то отец появился.

    - Заждался? Вот пообедаю, пойдем в зоомагазин за кормом для рыбок. Я же обещал!

    Но мальчик почти уверен, что не будет так, как папа сказал. Будет по – другому: папа, как всегда, будет во дворе с приятелями обсуждать дела минувшего дня.

    Так и было.

    - Ну, папа, ты обещал… - пытается напомнить сын.

    - Сейчас, сейчас, - отвечает мягко и миролюбиво. Малыш еще долго стоит рядом и ловит взгляд отца. Наконец тот замечает сына и удивленно спрашивает:

    - Ты все еще здесь? Иди домой. И чтобы без разговора. Отца уважать надо!

    Ребенок был прав в своих опасениях: сегодня все повторится, как вчера, а завтра будет, как сегодня.

    А потом бунт сына:

    - Даааа! Ты только все обещаешь! Вот Витин папа с Витей гуляет! А ты со мной никуда не ходишь.

    Упрек, конечно, справедлив. Это понять не трудно.

    Есть ли авторитет у такого родителя? Что можно было бы исправить в этой ситуации? Как должен был вести себя папа Саши?

    Ситуация 2.

    «Беря сына вечером из детского сада, родители постоянно спрашивали его:

    - Кого ты больше любишь – меня или папу?

    - Тебя – больше! – отвечал сын скороговоркой.

    Признание делалось, второпях, с одинаковой легкостью папе и маме: мальчик устремлялся к маминой сумке или папиному карману, где находился припасенный для него сувенир. Обе стороны – родители и сын – испытывали удовольствие. Первые от того, что видели ребенка в настроении, улыбающимся, радостным, второй – от очередного сувенира.

    Вскоре четырехлетний мальчик, прежде чем ответить на традиционный вопрос, уточнял:

    - А что мне принесли?

    Если сюрприз не устраивал его, то отношения между взрослыми и ребенком портились и начиналось: «Не хочу одеваться!», «Не пойду домой!», «Почему ты пришла, а не папа?».

    Правильно ли поступали родители? Что они делали не так?

    В заключении нашего собрания мы дарим вам памятки, в которых даны рекомендации о том, как нужно вести себя, что бы являлись авторитетом для своего ребенка. Большое спасибо, что приняли участие в собрании.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей.Тема:"Модели родительского завоёвывания авторитета в глазах детей."

    Авторитет родителей является для ребёнка важнейшим компонентом в его жизни. В маленьком возрасте, дети чувствуют защиту, когда они находятся рядом. Со временем такое ощущение у детей улетучивает...

    Конспект проведения родительского собрания "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста"

    Конспект родительского собрания "Воспитание культурно-гигиенических наыков у детей раннего возраста посредством использования игровых риемов и художественного слова"....

    Конспект проведения занятия по гражданско-патриотическому воспитанию детей в подготовительной к школе группе

    Программное содержаниеУглублять и уточнять знания о государственных символах России: флаге, гимне и гербе. Продолжать формировать у детей интерес к своему краю, расширять представление о стране, в кот...

    Конспект проведения родительского собрания с отцами и детьми на тему «Роль отца в воспитании ребенка»

    Конспект проведения родительского собрания с отцами и детьми на тему «Роль отца в воспитании ребенка»Цель: информирование родителей (отцов) в вопросах их влияния на социально-личностн...