Эксперимент как способ стимулирования не только познавательной активности ребенка, но и как один из факторов стабилизации его эмоционального состояния.
опыты и эксперименты (средняя группа)

Черноиванова Ольга Викторовна

Ребёнок живёт в мире в трёх основных измерениях – физическом, эмоциональном и интеллектуальном. Именно в них выражает себя в жизни: в физическом – поступками, действиями; в эмоциональном – чистосердечными проявлениями, желаниями; в интеллектуальном – мыслями, суждениями. Все программное содержание дошкольного воспитания направленно именно на развитие этих трех измерений. И, не смотря на то, что в  программе «От рождения до школы» областей развития больше, все они, так или иначе, сводятся к этим трем аспектам. В согласовании этих трех областей развития нам поможет именно эксперимент, так как он для ребенка не просто опыт или исследование, чаще всего это фокус, волшебство. Это неизведанное очень манит и заинтересовывает ребенка, поднимая тем самым его стремление узнать что-то новое, попробовать самому сделать тоже самое, тем самым побуждая к деятельности., то есть к физической активности и, в то же время, наполняет его новыми эмоциями, помогая обогатить язык чувств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Эксперимент как способ стимулирования не только познавательной активности ребенка, но и как один из факторов стабилизации его эмоционального состояния.

Ребёнок живёт в мире в трёх основных измерениях – физическом, эмоциональном и интеллектуальном. Именно в них выражает себя в жизни: в физическом – поступками, действиями; в эмоциональном – чистосердечными проявлениями, желаниями; в интеллектуальном – мыслями, суждениями. Все программное содержание дошкольного воспитания направленно именно на развитие этих трех измерений. И, не смотря на то, что в  программе «От рождения до школы» областей развития больше, все они, так или иначе, сводятся к этим трем аспектам.

В согласовании этих трех областей развития нам поможет именно эксперимент, так как он для ребенка не просто опыт или исследование, чаще всего это фокус, волшебство. Это неизведанное очень манит и заинтересовывает ребенка, поднимая тем самым его стремление узнать что-то новое, попробовать самому сделать тоже самое, тем самым побуждая к деятельности., то есть к физической активности и, в то же время, наполняет его новыми эмоциями, помогая обогатить язык чувств.

Когда у ребенка позитивное эмоциональное состояние, с ним легко общаться, он легко воспринимает новый материал и познавательно активен. Но очень часто в нашей практике мы сталкиваемся с детьми, которые эмоционально неблагополучны. Их в группе 2-3 человека, но нам проще с остальными 20-30 детьми, чем с этими 2-3. Эти дети капризны и упрямы, они отказываются выполнять поручения, и совершенно невосприимчивы к новому материалу. Уровень их познавательной активности в этот момент резко стремится к нулю. Проблема не была бы так глобальна, если бы эти дети не отвлекали остальных детей. И наоборот не привлекали бы большого внимания педагога на себя.

В своем выступлении я хотела бы опустить эксперименты со свойствами живой природы. Хотя и они имеют внушительный вклад в развитие познавательной активности и стабилизации эмоционального состояния. Когда на глазах у ребенка обычное семечко превращается в прекрасный цветок, это побуждает детей вносить в мир прекрасное и не разрушать сделанное другими.

Но не смотря на это я бы хотела сделать основной упор на эксперименты с неживой природой. Показать хочу на примере работы с детьми в своей группе. Поможет мне в этом конечно же методы арт-терапии, такие как цветотерапия (окрашивание воды в разные цвета, с последующим совмещением  и смешиванием этих цветов для создания новых и ярких красок), монотипия (очень интересный вид изотерпаии, так как в ней ребенок продолжает изучать свойства воды и ее умение делать отпечаток).

При творчестве ребенок выплескивает весь негатив извне наружу, тем самым высвобождая свое внутренне пространство. И в этот момент от нас зависит чем наполнить освободившееся пространство, все возможные арттерапевтические методики помогают в момент создания чего-то нового выплеснуть и негатив и в тот же момент наполниться положительными эмоциями.

  Так как я сертифицировалась по направлению Sandplay терапии, я начала по немногу внедрять данный вид деятельности в свою работу и поэтому хотела бы рассмотреть его более подробно.

Sandplay в переводе это «игры с песком». Мы сейчас не будем рассматривать сендплей терапию, хотя она непременно присутствует в каждой работе с песком.

Песочница - это прекрасная развивающая среда для работы с детьми дошкольного возраста. Она даёт неограниченные возможности экспрессии, так как игры с песком насыщены разными эмоциями (восторгом, удивлением, волнением, радостью), позволяет создавать символические образы, отражающие неповторимый внутренний мир ребёнка. Удивительное происходит в том, что песочная сказочная страна - не что иное, как проекция внутреннего мира ребёнка.

 Игры с песком позволяют:

-Стабилизировать психоэмоциональное состояние

-Совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику

-Стимулировать развитие сенсорики, тактильно-кинестетической чувствительности

-Развивать навыки общения и речь, пространственную ориентацию

-Стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор

-Разнообразить способы сотрудничества.

Улыбкотерапия. Если ребёнок говорит, поёт и улыбается, то за счёт этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребёнка в результате постоянной тренировки улыбки. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и малыш уже с ней смотрит на мир и на людей.

 Эксперимент может быть не только с водой, песком или красками, замечательный эксперимент с эмоциями ребенка, «улыбнись и тебе улыбнутся в ответ». Пусть ребенок совершит подобное исследование, чтоб получить положительный опыт. Яркий пример мультфильм «Просто так»

Познавая окружающий мир ребенок всегда экспериментирует. Потому что проверяет все полученные знания.

Эмоциональный окрас окружающего нас мира мы несём детям, то какими мы приходим к ним, такие они становятся после нашего ухода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие познавательной активности ребенка

Игры на развитие познавательнойактивности ребенка...

Методическая разработка на тему "Способы и средства формирования познавательной активности детей дошкольного возраста"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Берёзка»» г.Туринска      Способы и средства формирования познавательной активности детей ...

Отчёт по годовому проекту "Занимательные опыты и эксперименты как средство развития любознательности и познавательной активности старших дошкольников"

Годовой проект на тему: "Занимательные опыты и эксперименты как средство развития любознательности и познавательной активности старших дошкольников"...

Консультация для молодых специалистов «Логические задачи на стимулирование речевой и познавательной активности детей 6–7 лет»

laquo;О чём рассказал ёжик?»«Каждый по-своему готовится к зиме. Прыгает непоседа-белка. Торопится, собирает орехи, жёлуди, рассовывает их по дуплам, по древесным щелкам, а если найд...

«Способы и приемы развития познавательной активности, любознательности и самостоятельности детей дошкольного возраста»

Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем детская деятельность, в которой проявляется их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление определ...