Развитие творческих способностей детей 5- 6 лет на основе технике «Пескография» или рисование цветным песком
учебно-методический материал (старшая группа)

Гераськина Татьяна Владимировна

           Дошкольное детство  является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание.                                                                                            

          Художественно-творческая деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни, показывает ребёнку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения. И чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peskografiya_ili_risovanie_peskom.docx33.39 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие творческих способностей детей 5- 6 лет на основе технике «Пескография» или рисование цветным песком»

Чудеснее песка нет для детей забавы,

Его всегда имеется в достатке.

Течет он нежно так сквозь руки,

Что не сравнить его ни с чем…

Иоахим Рингельна

 

           Дошкольное детство  является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание.         

          Художественно-творческая деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни, показывает ребёнку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения. И чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

          Работая уже не один год с детьми в группе компенсирующей направленности по развитию речи, я наблюдаю, что у них слабо развиты такие психические процессы  как память, мышление, внимание, плохо развита мелкая моторика пальцев рук. Отсюда дети испытывают сложности  при работе с инструментами и материалами,  тяжело осваивают отдельные приемы и способы. При создании творческих работ отмечается низкий уровень развития художественно – творческих способностей.      

          Детям с диагнозом тяжёлое нарушение речи сложнее социализироваться в окружающем мире. У них низкая самооценка, самоконтроль. Они  часто застенчивы и малообщительны.

         Для решения данных проблем использую разнобразные методы и техники: пальчиковая гимнастика, гимнастика с массажными мячиками, работа с пластилином, работа с бумагой (вырезание, обрывание, оригами); игры с крупами и пуговицами, игры с цветным песком.

          Взаимодействие с песком – одно из популярных в мире направлений арт - терапии, которая была предложена швейцарским психологом Карлом Густавом Юнгом.

Пескотерапия подразумевает:

-игры и упражнения с песком, направленные на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов, на повышение концентрации внимания и усидчивости;

- рисование на песке, одна из форм естественной  и доступной деятельности ребенка, способствующая  широким  возможностям для развития и обучения детей различного возраста.  Поэтому можно  использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях.  

- рисование песком  или «Пескография». Технические элементы рисования это кулаком, ладонью, ребром большого пальца, щепотью, мизинцами. Одновременное использование двух пальцев, симметрично двумя руками, отсечение лишнего,  насыпанние из кулачка.

При организации художественно – творческой деятельности  я применяю некоторые формы и способы,  адаптированные под особенности дошкольников с ТНР.  Это «Пескография» или рисование   цветным  песком, а так же игры и упражнения по методике Мариеллы Зейц. Цветной песок вызывает все больший интерес в качестве материала для художественного творчества детей. Это удивительный материал для создания «насыпных» картин, приятный на ощупь, пластичный и красочный, позволяет легко воплотить самые фантастические замыслы!

В процессе рисования песком у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук, воображение, творческие способности, память, а так же происходит активное формирование речевой деятельности. Недаром существует выражение «через руки к речи». 

Отметив, все положительные стороны, я решила её использовать в работе с детьми с ТНР.

                        

                       Выделила основные направления моей деятельности:

  • Обогащение развивающей предметно-пространственной среды необходимыми материалами, соответствующие  рисованию песком.
  • Организация совместной деятельности с детьми, которая включает в себя обучение простейшим способам работы с материалами и инструментами.
  • Вовлечение родителей в творческий процесс с детьми.  
  • Развитие собственной креативности.

     

 Выбрав работу по этим направлениям, я поставила перед собой цель и задачи.

Основная цель моей работы:

Развитие творчества и воображения посредством работы в технике рисования песком.


Задачи в работе с детьми:

- Развивать эмоционально-личностную сферу детей средствами песочной графики;

- Создать условия для развития творческого потенциала;

-Расширять представления детей о нетрадиционных способах рисования.

-Вырабатывать у детей умения использовать базовые приёмы создания песочных рисунков, работать пальцами обеих рук одновременно, координировать движение руки и глаза.

-Помогать детям в овладении техническими умениями рисования песком.

-Способствовать развитию мелкой моторики, их тактильные ощущения, посредством определённых игровых упражнений;

-Формировать у детей психологическую базу речи (внимание, восприятие, память), когнитивные процессы; 

-Развивать творчество и фантазию.

Использовании педагогических принципов:

-Цикличность, который помог спланировать работу с детьми. Был составлен тематический план по техники рисование песком, согласно тематическим неделям.

-Доступность. Я всегда предусматриваю соответствие учебного материала  возрастным особенностям детей, выполняя при этом основное условие доступности – преемственность и постепенность усложнения заданий, что достигается правильным распределением материала на занятии.

-Систематичность и  последовательность. Строю процесс обучения таким образом, чтобы продуктивная деятельность связывалась со всеми сторонами воспитательной работы, и овладение новыми умениями и навыками опиралось на то, что уже усвоено.

-Принцип  сотрудничества, партнерства.

Предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.

-Индивидуализация. В процессе художественно-творческой деятельности осуществляю индивидуальный подход, построенный с учётом возможностей и способностей ребенка, его ручных умений и навыков, его эмоциональное состояние, заинтересованности и желания.

-Наглядность. Принцип наглядности особенно важен, так как в изготовлении работ отражаются наблюдения и впечатления от окружающей жизни. Детям предоставляю возможность непосредственно знакомиться с объектами или с их изображениями; когда это необходимо, даю наглядный показ действий по выполнению изделия. Наглядность во всех случаях соединяю с чётким пояснением.

Методы, используемые в работе:

 Практические: творческое задание, дыхательная гимнастика, игры и упражнения с песком, музыкальная пауза.

Наглядные: иллюстрации, картинки, фото, показ слайдов (образцы, схемы-модели).

Словесные: показ, пояснение, художественное слово, дидактические игры.

Планируемые результаты:

- Появление субъективной новизны, оригинальности и вариативности, как способов решения творческой задачи, так и продукта детского творчества;

- Нахождение выразительных изобразительных средств для создания художественного образа;

- Склонность к экспериментированию с песком;

-Самостоятельность при выборе темы, сюжета композиции, художественных материалов и средств художественно – образной выразительности;

Итак,  рисование песком – это развивающий фактор для художественно - эстетического восприятия, психофизического  и личностного  развития  детей. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Использование пескотерапии содействует развитию творческих способностей, создает условия для накопления запаса речевых впечатлений, помогает успешно решать задачи программы дошкольного образования, предупредить появление серьезных проблем в школе.

        Использование техники «Пескотерапия» положительно влияет на речевое развитие, работоспособность, внимание и умственную активность дошкольников.

Календарно-тематическое планирование

Месяц

Работа с детьми

Октябрь

«Волшебство линий. Роспись песком»

Задачи: познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком на бумаге. Показать приемы работы.

«Листья разные бывают»

Задачи: продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком на бумаге и приемами работы.

Ноябрь

«Фруктовый сад»

Задачи: развивать умение рисовать предметы круглой и вытянутой формы ,  развивать умение равномерно наносить песок, развитие мелкой моторики.

«Осенняя картина»

Задачи: развитие внимания, связанного с координацией движений; развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений; развитие умений выполнять действия по инструкции.

Декабрь

«Зимушка, зима! Снеговик».

Задачи: продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования цветным песком. Закрепить навык рисования кругов различных по диаметру. 

«Новогодняя ёлка»

Задачи: развитие пространственных представлений, ориентировка на «песочном листе», закрепление сенсорных эталонов.

Январь

«В январе все деревья в серебре»

Задачи: продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком, развивать умение наносить ритмично и равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие), закрепить умение равномерно наносить песок, развитие мелкой моторики.

«Морозные узоры на стекле»

Задачи: развитие пространственных представлений, ориентировка на «песочном листе», закрепить умение равномерно наносить песок, закрепление сенсорных эталонов.

Февраль

«В воздухе и на земле».

Задачи:  продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования цветным песком, развитие пространственных представлений, закрепить умение равномерно наносить песок, передавать в рисунке целостный образ.

«Мы – милашки, куклы неваляшки». 

Задачи: развитие пространственных представлений, ориентировка на «песочном листе», закрепить умение равномерно наносить песок, закрепление сенсорных эталонов.

Март

«Цветы для мамы»

Задачи: развитие пространственных представлений, ориентировка на «песочном листе», закрепить умение равномерно наносить песок, закрепление сенсорных эталонов.

«Солнышко, куда ты прячешься?»

Задачи: совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком, закрепить умение равномерно наносить песок.

Апрель

«Сказочные птицы»

Задачи: совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с цветным песком, развивать фантазию, интерес.

«Тайны космоса»

Задачи: развитие пространственных представлений, ориентировка на «песочном листе», закрепить умение равномерно наносить песок, развитие мелкой моторики рук.

Май

 « День Победы!» 

Задачи:  совершенствовать умение украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы.

«Летний пейзаж»

Задачи: совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с цветным песком, развивать фантазию, интерес, снятие эмоционального напряжения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

«В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь»....

«Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных художественно-графических техник рисования».

Описываются основные формы организации,принцыпы и методы  организации деятельности,а также предлагаются несколько вариантов нетрадиционных техник рисования....

План работы по самообразованию по теме: «Развитие творческих способностей детей старшей группы через нетрадиционные техники рисования» 2015-2016 год

К нетрадиционным техникам изоискусства обусловлено тем, что нетрадиционное рисование даёт возможность использовать хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, такое рисование ...

Статья на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в нетрадиционных техниках рисования».

Надо ли знакомить маленьких детей с основными видами и жанрами, различными техниками и материалами, которые используют живописцы, графики, скульпторы, дизайнеры? С этими вопросами сталкивается каждый ...

Творческая презентация "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"

Дошкольное детство важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разносторон...