План работы по самообразованию по теме: «Развитие творческих способностей детей старшей группы через нетрадиционные техники рисования» 2015-2016 год
методическая разработка по рисованию (старшая группа)

Кучешева Юлия Ивановна

 К нетрадиционным техникам изоискусства обусловлено тем, что нетрадиционное рисование даёт возможность использовать хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, такое рисование удивляет своей непредсказуемостью. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить фантазию, творчество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobraz_starshaya_gruppa.docx114.66 КБ

Предварительный просмотр:

М

МММ

                                                                  МКДОУ «Малиновский детский сад»

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В.А. Сухомлинский

  Актуальность моей работы связана с тем, что жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкого, творческого мышления. Поэтому в современном мире востребованы творческие личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Именно таких творчески активных людей и должны воспитывать современные педагоги, что отражено в федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: «…содержание и организация образовательного процесса для детей дошкольного возраста должна быть направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность». Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития творческих способностей ребёнка.

 Изобразительная деятельность способствует активному познанию окружающего мира, воспитанию способности творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме. К тому же изобразительное искусство является источником особой радости, способствует воспитанию у ребёнка чувства гордости и удовлетворения результатами труда.

 К нетрадиционным техникам изоискусства обусловлено тем, что нетрадиционное рисование даёт возможность использовать хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, такое рисование удивляет своей непредсказуемостью. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить фантазию, творчество.

Цель плана по самообразованию — развитие креативных способностей детей через нетрадиционную технику изображения.

Задачи.

  1. Обучить техническим приёмам и способам нетрадиционного рисования с использованием различных изо материалов.
  2. Познакомить с разными жанрами живописи.
  3. Учить понимать и выделять такие средства выразительности, как композиция и колорит.
  4. Формировать способность наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков окружающего мира.
  5. Побуждать детей экспериментировать с изо материалами. Придумывать и создавать композиции, образы.
  6. Поощрять и поддерживать детские творческие находки.

Распределение техники по возрастным группам.

 С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

 рисование пальчиками;

 оттиск печатками из картофеля;

рисование ладошками.

 Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

- тычок жесткой полусухой кистью.

- печать поролоном;

- печать пробками;

- восковые мелки + акварель;

- свеча + акварель;

- отпечатки листьев;

- рисунки из ладошки;

- рисование ватными палочками;

- с помощью ватных дисков;

- кляксография с трубочкой

 А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:

 рисование песком;

 рисование мыльными пузырями;

 рисование мятой бумагой;

 кляксография с трубочкой;

 монотипия пейзажная;

 печать по трафарету;

 монотипия предметная;

 кляксография обычная;

 пластилинография.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Кучешева Юлия Ивановна

1 этап

Организационно- ознакомительный

Подбор литературы, накопление материала, изучение методики проведения занятий по изо в средней группе.

Цель: Учить подбирать краски для передачи в рисунке колорита осени, отражая свои впечатления от наблюдений за осенней природой. Учить заполнять изображениями весь лист бумаги. выделяя цветом небо, лес, землю. Познакомить детей с техникой работы «по сырому», воспитывать любовь к природе.

Познакомить детей с новым видом изобразительной техники – «печать листьями»;

Основной этап.

Овладение циклом занятий «Радуга красок». Ознакомление с новыми техниками.

Цель: Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую радостному настроению. Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества, закрепить название осенних деревьев, признаки поздней осени.

Цель: 

Упражнять детей в технике рисование мятой бумагой, работы с гуашью;

Учить рисовать нестандартной техникой (, ладошками, полосками из картона, оттиск печатками из картофеля и ватными палочками)

Воспитывать любовь к комнатным животным;

доброжелательность к людям, чувство прекрасного, бережное отношение к природе.

Активизировать словарь (натюрморт, портрет, пейзаж), расширять кругозор; использовать технику «сжатой бумагой»;

учить располагать изображение на определённом месте.

Цель: Помочь почувствовать красоту зимней природы посредством музыки, живописи, поэзии.

Учить детей самостоятельно придумывать композицию рисунка, выделяя дальний и ближний план пейзажа.

Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги».

Обогащать речь детей эмоционально окрашенной лексикой, эстетическими терминами

Уточнить и расширить знания детей о характерных признаках зимы; познакомить с новым способом изображения деревьев – отпечаток капустным листом; развивать у детей интерес к нетрадиционной технике изображения зимнего леса; развивать у детей эстетическое восприятие, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, активность, культуру труда, умение работать в коллективе.

Познакомить детей с рисованием гуашью, способом - эстамп

Цель: Формировать у детей обобщённое представление о птицах, пробуждать интерес детей к известным птицам, расширять знания о перелётных птицах. Развивать творческий потенциал у детей, мелкую моторику пальцев рук.

Совершенствовать умение детей изображать зимний пейзаж, используя различные материалы: трафареты, печатки из картофеля, поролоновые кисти.

Упражнять детей в смешивании красок для получения новых оттенков цвета: светло-серого, нежно-розового, бледно-жёлтого.

Дать детям представление на влияние на цвет снега освещённости, погоды, окружающих предметов.

Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ.

- Закреплять умение рисовать тычком жесткой кистью кругов различного диаметра;

- поощрять желание детей дорисовывать пальчиком мелких деталей – глаза, нос, рот, пуговички снеговика;

- учиться дорисовывать маркером метлу и ведро у снеговика;

- продолжать развивать детское воображение;

- продолжать учить детей аккуратности.

Цель: Учить детей рисовать сказочных птиц с помощью «трафарета» - руки; упражнять в подборе цвета, для передачи необходимого эффекта; обогащать словарный запас детей глаголами и прилагательными.

Совершенствовать умения и навыки детей в технике оттиск печатками (картофель, пробки)

-развивать воображение, чувство композиции;

-учить технике: рисование верёвочкой;

-вызвать желание поделиться своим теплом и хорошим настроением.

Развивать дыхательную систему.

Создавать у детей радостное настроение средствами музыки, поэзии в изобразительной деятельности. Закрепить знание о временах года.

Цель: Развивать воображение, мышление и умение за компоновать на листе бумаги. Продолжать знакомить детей с натюрмортом используя нетрадиционными техниками рисования. Обогащать эмоциональную сферу.

Расширить знание о первых весенних цветах.

Закрепить умение самостоятельно рисовать методом тычка цветы.

Учить располагать цветы по всему листу бумаги.

Закрепить умение рисовать тонкой кисточкой листья и стебли.

Продолжать учить рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа.

Цель: Научить новому  способу  получения  изображения – граттаж. Побуждать детей  передавать  в  рисунке  картину  космического  пейзажа,  

- совершенствовать умения и навыки детей в технике оттиск печатками (картофель, пробки )

Расширять представления детей об изменениях в живой природе с приходом весны. Учить детей рисовать ветки вербы используя технику рисования красками «по сырому», вливать цвет в цвет. Продолжать развивать творческие способности детей  путем овладения различными способами изображения. Воспитывать интерес к занятию, аккуратность.

Цель: Познакомить с новым способом изображения симметричных предметов - «монотипия». Учить создавать образ бабочки с помощью новой техники; делать дорисовки кистью или фломастером; использовать яркие, сочные тона. Развивать творчество, фантазию

Учить детей рисовать нетрадиционным способом “по мокрому” листу. Развивать разнонаправленные, слитные, плавные движения руки, зрительный контроль за ними.

Закрепить умение работать в разной нетрадиционной технике рисования: тычком, тычком жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой, оттиск из овощей, печать по трафарету, а также использовать в работе обрывную аппликацию. Закрепить умение работать ножницами.

Заключительный этап.

Отчет о проделанной работе.

Техники: «Печать ладошками»

«Рисование по сырому»

«Печать листьями»

Техники: «Монотипия»

Восковые мелки + акварель.

«Пластилинография»

Рисование мятой бумагой, ладошками, ватными палочками.

«рисование манной крупой»

Сжатой бумагой, печатание пальцами.

Техники: «Набрызг»

«Капустным листом»

«Печать пенопластом»

Техники: «Пластилинография»

«Трафареты, печатки из картофеля, поролоновые кисти»

«Тычок жёсткой кистью»

Техника: «Трафарет» - руки.

«Печать пробками»

«Кляксография»

Техники: «Мятая бумага»

«Метод тычка»

«Рисование поролоном»

«граттаж»

«Печать картофелем, рисование верёвочкой»

«По сырому»

«монотипия»

«По мокрому листу»

«Тычком жёсткой полусухой кистью»

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Изучение литературы:

1. А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки""

 2. Т. Н. Давыдова "Рисуем ладошками"

 3. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М. 2007г.

 4. И. А. Лыкова "Цветные ладошки"

 5. Журналы "Дошкольное воспитание", " Воспитатель".

 6. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»

 7. И. А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений».

Информация для родителей на тему:

«Нетрадиционная техника рисования в средней группе»

Работа с отдельными группами детей.

Работа с ребёнком ОВЗ.

 Выставка детских работ.

«Осенние поделки из овощей и фруктов»

Консультация родителям:

«Зачем детям рисовать»

Наблюдения за природными явлениями на прогулках, экскурсиях.

В центре изо пополнение играми: «Подбери по цвету, форме», эксперименты:

Смешивание красок, цветной лёд.

Консультация для педагогов:

«Нетрадиционные техники рисования в старшей группе»

Рекомендация; «Как рисовать с ребёнком дома»

Пополнение центра изо материалами:

Трафареты для рисования,

раскраски, штамповки из пробок, пенопласта, паралона.

Выставка коллективных робот.

Оформление выставки «Цветы для мамы»

Подготовка к занятию для педагогов по теме «Нетрадиционные техники рисования»

Выставка детских работ.

Создание фото альбома.

Подготовка к презентации: «Отчёт годовых задач о проделанной работе по нетрадиционной технике рисования»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

самообразование по теме "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования в условиях внедрения ФГОС"

Создать условия для развития творческих способностей, изобразительных навыков ребенка, используя различные изобразительные материалы и нетрадиционные техники рисования...

План самообразования на 2019-2024 гг. на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей ...

Индивидуальный план работы по самообразованию на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством объёмной аппликации».

Индивидуальный план работы по самообразованию на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством объёмной  аппликации» с описанием цели, задач,...

План работы по самообразованию на тему «Развитие творческих способностей детей раннего возраста через театрализованную деятельность»

Актуальность темы: Мир детства, внутренний мир ребёнка- ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой,...

Папка воспитателя по самообразованию на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования».

Тема: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования"...