Статья на тему "Экологическое воспитание в ДОУ"
статья

Денисенко Татьяна Сергеевна

В настоящее время экологическое образование и воспитание в ДОУ становится всё более приоритетным направлением в педагогической теории и практике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_obrazovanie_v_dou.docx18.37 КБ

Предварительный просмотр:

«Экологическое образование в ДОУ»

В настоящее время экологическое образование и воспитание в ДОУ становится всё более приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Экологическое воспитание – проблема актуальная. Это связано с тяжёлой экологической ситуацией на Земле, которая определяет настоятельную необходимость формирования нового экологического мышления. Одна из причин такого положения – экологическая неграмотность большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу. В нашей стране разнообразная флора и фауна. В руках человека красота и богатство родной земли. Стремление извлечь сиюминутную выгоду, не думая об ущербе, наносимом природе и обществу, крайняя заниженность нравственных ценностей и многое другое указывает на низкую экологическую культуру взаимоотношения с окружающей средой.

Экологическое воспитание должно начинаться с раннего детства. Дети восприимчивы к добру, они очень любознательны. И в эту пору следует закладывать нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту природы. Дошкольный возраст – этап формирования этих основ. Базовым в развитии экологической культуры первоклассника выступает уровень, приобретённый им в дошкольном возрасте. Новая ступень развития ребёнка связывается с приобретением им экологически ориентированного личного опыта за счёт: наблюдений различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя, воспитателя; выполнения предложенных правил поведения и обращения с представителями животного и растительного мира; эмоциональных переживаний; эстетического наслаждения красотой природы и творческого воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках; ощущения потребности в знаниях экологического содержания; бережного отношения к используемым предметам, продуктам питания и т.д.; наблюдения за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственного посильного участия в ней.

Чтобы полноценно осуществлять экологическое развитие детей система работы в ДОУ должна сочетаться с работой семьи в этом направлении. Ведь именно в семье закладываются основы гуманного отношения к природе. Семья даёт первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности в природе.

     Но никто нам не поможет, пока мы сами этого не захотим. От нас, от разумных существ, зависит, как долго будут расти леса, петь птицы, плескаться рыба в наших реках. Хочется призвать всех людей: «Помогите природе, помогите себе, чтобы быть здоровыми, не бояться за завтрашний день. Помогите нашим будущим поколениям жить еще не одно тысячелетие!».

Очень важно закладывать с детства бережное, заботливое отношение к природе, желание беречь ее, сопереживать. Ведь какое отношение со стороны взрослых видит ребенок по отношению к природе и животным, так и он сам учится относиться к ней. Поэтому одной из основных задач каждого ОУ должно быть формирование у детей экологической культуры, которая складывается из совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

     Давайте учить детей любить родную природу – это могущественный источник, из которого человек черпает свои первые знания, впечатления. Дети рано начинают замечать и интересоваться окружающими их объектами неживой и особенно живой природы. Маленький ребенок смотрит в мир широко открытыми глазами и замечает все: крохотного паука в густой траве, подвижного жучка на зеркальной поверхности воды, трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке. Природа привлекает внимание детей сезонными изменениями, яркостью красок, запахами, звуками. Знакомясь с ней, дети открывают для себя новый мир: они стараются все потрогать руками, понюхать, рассмотреть, возможно, попробовать на вкус.

Экологическиее акции являются оптимальной формой работы с детьми при  развитии  у них представлений о взаимосвязи человека с природой.

Выбор данной формы работы обусловлен рядом причин:

акции направлены на формирование активной жизненной позиции, они помогают убедить ребенка в том, что от каждого человека, в том числе и от него зависит состояние окружающей нас среды. И даже маленький человек способен изменить в лучшую (или худшую) сторону свое окружение;

акции позволяют добиться не механического запоминания правил поведения в природе и воспроизведения знаний, а трансформацию знаний в отношение. С этих позиций большое внимание уделяется посильной практической деятельности;

в акции  включены все члены педагогического процесса и педагоги, и дети, и их родители;

данная форма работы позволяет реализовать принципы интеграции и системности через комплекс различных видов деятельности;

природоохранные акции позволяют развивать  положительное эмоциональное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней.

 Широкий  спектр  структурных  компонентов  акции  позволяет  сделать  данную  работу  наиболее  интересной  и  привлекательной.  Структурные компоненты природоохранных акций, являются и методами и формами экологического воспитания.  

Экологические акции – это ценностно-ориентированный метод, дающий ребенку раскрыть «тайны природы» и самостоятельно, творчески демонстрировать свое отношение к ней, через интеграцию разных видов деятельности.

Акция «Семечко и зернышко на запас» Трудовой десант (сбор семян для будущего урожая, семена цветов, оформление коробки для сбора семян).

Акция «Каждой птахе по крохе» Домашнее задание составление слайдов «Что едят птицы». Оформление стенда «И забывать никак нельзя о том, что птицы нам друзья!»( работы детей рисование крупой). Семейный конкурс кормушек и скворечников. 

Акция «Елочка живи!» Выпуск листовок и распространение в районе, развешивание красных лент на елях. Конкурс «Новогодняя елка нашей семьи»

Акция «Зеленый расточек». Озеленением района.

Акция «Сохранив дерево- сохраним жизнь» Конкурс «Дерево нашей семьи»(стенгазета)Рисование экологических знаков. Открытое мероприятие «Зеленые паруса», посадка саженцев деревьев на территории ДОУ.

Акция «Мы чистим мир!» Субботник (парк района). Выращивание рассады для цветника.

Эти акции проводятся в ОУ. Они побуждают в детях позитивное, правильное отношение к природе, желание предпринимать определенные действия по ее сохранению. Благодаря этим акциям у детей развивается интерес к миру природы.

Таким образом, экологические акции символизируют дружбу, единение, взаимопомощь, культуру общения коллективов: детского, педагогического и родителей, а также играет огромную роль в формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Наши дети, когда вырастут, будут бережно относиться ко всему живому и любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Статья адресована  родителям. В ней говорится о важности нравственно-патриотического воспитания в дошкольном возрасте....

статья по физическому воспитанию: "Фитбол-гимнастика как средство развития ловкости.

Статья "Фитбол-гимнастика как средство развитие ловкости". Пустовалова А.Г руководитель по физическому воспитанию МДОУ д.с.№15 "Ёлочка"г. Петрозаводск...

Статья "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир и детский сад, где он получает радост...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...

Статья "Духовно-нравственное воспитание в условиях центра содействия семейному воспитанию"

Центр содействия семейному воспитанию в современном мире не только учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но и центр нравственного и духовного воспитания....