Выступление из опыта работы «Карты Проппа»
консультация по развитию речи

Грехова Лариса Васильевна

Методика работы с картами Владимира Яковлевича Проппа известна давно. Но свою актуальность она не потеряла и в настоящее время. 

Задачи, которые решаются при помощи данной методики полностью соответствуют положениям и требованиям ФГОС дошкольного образования:

- формируется умение продумывать замысел, следовать ему в сочинении, выбирать тему, интересный сюжет, героев;

- карты развивают внимание, восприятие, фантазию, воображение, обогащают эмоциональную сферу, активизируют устную связную речь;

- карты развивают активность личности, не оставляя ребенка равнодушным к сказочному сюжету.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mmo_karty_proppa.docx76.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 32 «Счастливое детство»

города Рубцовска

658213, Алтайский край, г. Рубцовск,  ул. Громова, 12

тел. (38557) 9-81-13, 9-81-68

e-mail: altaidetstvo@mail.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Карты Проппа»

Из опыта работы

воспитателей высшей категории:

Греховой Ларисы Васильевны,

Жабиной Ольги Владимировны

2019


Карты Проппа

В соответствии с целевыми ориентирами дошкольного образования, обозначенными в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, современный дошкольник должен быть инициативным, самостоятельно действовать в повседневной жизни, уметь выдвинуть идею, план действий, организовать партнёров по деятельности, использовать деловую, познавательную, личностную формы общения; владеть речевыми умениями, диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия.

Согласно этому, одним из основных условий становления личности в дошкольные годы является речевое развитие ребёнка.

Однако, как показывает практика из года в год количество детей, имеющих определённые речевые нарушения, растёт. Что во многом затрудняет общение ребёнка с окружающими, отрицательно влияет на его мыслительную деятельность, ведёт к изменениям в эмоциональной сфере ребёнка, ограничивает овладение им понятийных значений и речевых образцов. Детские рассказы страдают скудностью, наличием слов – повторов, длительными паузами, а главное - в виду ограниченного словарного запаса, ребёнок сам не строит рассказ, а копирует предыдущий с незначительными изменениями.

Психологами неоднократно доказано, что развитие речи идёт намного активнее, если задействовано образное мышление, воображение, развита способность ребёнка к замещению и наглядному моделированию, использованию речевых умений и навыков при решении разнообразных умственных задач. Таким образом, использование разнообразных приёмов для развития связной речи дошкольников сегодня становится не просто актуальным, а весьма и весьма необходимым!  

Мы заметили, что у детей иногда возникают трудности при пересказе сказок, а также составлении творческих рассказов.

В связи с этим, мы стали искать дополнительные приёмы обучения и формы работы. Одной из таких форм стали карточки Проппа, названные так в честь известного филолога, фольклориста, исследователя русских народных сказок – Владимира  Яковлевича Проппа.

Методика работы с картами Владимира Яковлевича Проппа известна давно. Но свою актуальность она не потеряла и в настоящее время. 

Задачи, которые решаются при помощи данной методики полностью соответствуют положениям и требованиям ФГОС дошкольного образования:

 формируется умение продумывать замысел, следовать ему в сочинении, выбирать тему, интересный сюжет, героев;

 карты развивают внимание, восприятие, фантазию, воображение, обогащают эмоциональную сферу, активизируют устную связную речь;

 карты развивают активность личности, не оставляя ребенка равнодушным к сказочному сюжету.

Что такое карты Проппа?

Проанализировав большинство сказок, Владимир Яковлевич Пропп выделил постоянные функции, без которых не обходится ни одно сказочное произведение. Этих функций  31. Он придумал схематичное изображение каждой функции, разделив тем самым,  сказку на набор схем или карт.

Одна карта – это определенное событие сказки.  Карты Проппа – это своего рода сказочный конструктор. Из событий, как из пазлов  конструктора складывается весь сюжет сказки.

Не обязательно, что они все вместе будут присутствовать в сказке, иногда нарушается их последовательность, но идея, содержание сказки при этом не страдают.

Вот некоторые примеры:

Карта - запрет выступает в роли сильнейшего мотива и заставляет спорить с существующим авторитетом. В сказке «Крошечка  Хаврошечка» корова говорит: «Не ешь моего мяса, косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их рассади, каждое утро водой поливай». В данном случае Хаврошечка не нарушила запрет. А в «Гуси-лебеди»  родители запретили выходить из дома. Аленушка не послушалась. Происходит нарушение запрета.

Карта - Вред герою совершает недоброжелатель главного героя (гуси-лебеди). Жар-птица ворует золотые яблоки («Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке».

Давайте попробуем с вами подобрать действия из 2-3-х сказок, которые подходят к символам. Раздать карточки педагогам

Нарушение запрета (персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо – антагонист, вредитель) («Гуси-лебеди»,  «Кот, петух и лиса», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).

Герой вступает в битву с врагом (иногда это открытый бой - со Змеем Горынычем, иногда состязание или игра в карты) («Царевна-лягушка», «Руслан и Людмила», «Три богатыря»).

Запрет («не открывай оконца», «не отлучайся со двора», «не пей водицы») («Волк и семеро козлят», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).

Герой возвращается домой (обычно это происходит в тех же формах, что и прибытие, но это может быть и победный прилет на поверженном драконе) («Иван-царевич и серый волк», «Белоснежка и 7 гномов»).

Счастливый конец (пир на весь мир, свадьба, пол царства в придачу) («Золушка», «Сивка, бурка».

Погоня (какая сказка, как и детектив, обходится без погони? Героев могут преследовать гуси-лебеди, Змей Горыныч, Баба-яга, Лихо Окаянное и прочие, не менее «симпатичные» персонажи) («Три поросенка», «Чипполино»).

Герою дают сложное задание (достать перстень со дна моря; соткать ковер; построить дворец за одну ночь; принести то, не знаю что) («Конек-горбунок»,  «Василиса Премудрая»).

При помощи карт ребёнок легко усваивает содержание сказки, что на первых этапах облегчает её пересказ, а в дальнейшем способствует созданию ребёнком собственной сказки.

Для того, чтобы детям было легче освоить карты Проппа, работа  делится на несколько этапов.

На первом этапе:

1) знакомим детей со сказкой, как жанром литературного произведения и вычленяем её структуру:

- присказка, зачин (приглашение в сказку);

- повествование;

-концовка сказки (возвращение слушателя в реальную действительность).

Присказка. Зачин (Приглашение в сказку).

Уже сама присказка настраивает слушателей на особый лад, переносит их в сказочный мир. Цель присказки  подготовить аудиторию к слушанию сказки, заинтересовать. Сказку можно начать так:

  1. Вы хотите сказочку? Сказочка  это вязочка, сплетена она из лунного света, перевязана солнечным лучом, а обвита облачным поясом.
  2. За далекими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жили-были…
  3. В некотором царстве, в некотором государстве…или в тридевятом царстве, тридесятом государстве…

Концовка

Концовка  возвращает слушателей к реальной действительности. Варианты концовок:

  1. Устроили пир на весь мир, я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попадало.
  2. Вот вам сказка, а мне бубликов связка.
  3. Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец.

Присказка и концовка составляют обрамление, в которое сказочник включает повествование.

Сказка обычно насыщена традиционными, так называемыми, сказочными формулами:  ритмическими присловьями, которые характеризуют разные действия и описания персонажей, постоянными эпитетами и т.д.:

  1. Царь начал пиры пировать, гостей созывать.
  2. Избушка, избушка! Стань по-старому, как мать поставила  к лесу задом, ко мне передом.
  3. Сделался такой молодец  ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать.

Необходимо объяснить детям, что сказка начинается с какого-то необычайного события, где главную роль играет волшебное существо. Рано или поздно герой сказки сталкивается со злыми силами или с большими трудностями, препятствиями, затем преодолевает их. Трудные задания герой, как правило, выполняет при помощи волшебных предметов или существ.

2) на первом этапе мы также изготавливаем карты и играем с детьми в игры, которые помогают им освоить карты.

Вот, например, игра «Волшебные имена» - перечисляем с детьми всех волшебных героев и стараемся понять, почему их так зовут. Почему Золушку назвали Золушкой, а Кощея Бессмертного именно Кощеем Бессмертным.

«Хороший-плохой» - в этой игре мы проводим сравнительный анализ положительных и отрицательных качеств любого героя. Например, Емеля, его отрицательные качества-он ленивый, положительные - добрый и отзывчивый.

«Волшебные или чудесные вещи» - в этой игре мы придумываем волшебную вещь для какого-либо героя.

Следующая игра «Что в дороге пригодиться?» На основе анализа волшебных сказочных предметов, которые помогают преодолеть врага (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек и т.д.), придумывают новые предметы-помощники. Волшебным может стать самый заурядный предмет (ручка, ботинок), а может быть он начнет выполнять не свойственные ему функции ‒ котелок как гнездо, сумка, зеркало.

«Кто на свете злее всех (добрее всех)?» Выявление злых и коварных героев (добрых), описание их облика, характера, образа жизни, привычек, жилища. Затем анализируют, может ли существовать сказка без таких героев, какова их роль в развитии сюжете. Для кого эти персонажи являются добрыми, для кого злыми и почему (так, для Кощея Баба-Яга очень даже добрая женщина и верный друг, а для Ивана из сказки «Морозко» - она злая).

Игра  «Что общего» предполагает сравнительный анализ различных сюжетов с точки зрения сходства и различия («Теремок» и «Варежка», «Морозко» и «Госпожа метелица»)

Когда у детей будет в запасе знание многих волшебных сказок, можно провести несколько тематических занятий или игр-заданий, викторин 

Мы с детьми изготовили несколько игр-бродилок по знакомым сказкам, которые также помогли нам освоить карты и запомнить их «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка»,  «Волк и семеро козлят».

На игровом поле расположены основные карты Проппа и картинки-иллюстрации к сказкам. Бросая кубик, ребёнок «ходит» по игровому полю, и, остановившись возле какого-либо символического изображения, называет его. Например «Герой покидает дом», он вспоминает, что в сказке есть такой сюжет и объясняет, почему эта карта подходит к этой сказке. Ребенок находит соответствующую картинку. Игра продолжается дальше. Можно работать, как по одной, так и по нескольким сказках, но их содержание дети хорошо должны знать.

На столе могут просто лежать картинки-фрагменты из сказок, которые ребёнок выбирает в соответствии с символом.

На втором этапе читаем сказку и сопровождаем чтение выкладыванием карт Проппа.

Важно помнить: в сказке совсем не обязательно будут присутствовать все функции. Приведём совсем простой пример на анализе потешки.

Огуречик, огуречик! Не ходи на тот конечик. Там мышка живёт. Тебе хвостик отгрызёт.

Что мы здесь имеем:

  • Герой – огуречик.
  • Запрет – нельзя ходить на другой конец деревни.
  • Вредитель – мышка.
  • Вредительство – хвостик отгрызёт.
  • Мораль – не послушался – остался без хвоста.

Даже в такой малой фольклорной форме присутствуют элементы сказки.

 «Кот, петух и лиса»

proppCard01_planerka_info.png

В лесу в маленькой избушке жили-были кот да петух. Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя-петушок оставался дом стеречь.

Cобирается кот на охоту и говорит петушку:

- Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису, а то она тебя унесёт, съест и косточек не оставит – это запрет.proppCard03_planerka_info.png

Ушёл кот, а Петя-петушок в избушке всё прибрал, пол чисто подмёл, вскочил на жёрдочку  сидит, песни поёт, кота ждёт. А лиса уж тут как тут. Опять уселась под окошко и запела:

Петушок, петушок, Золотой гребешок, Выгляни в окошко  Дам тебе горошку.

Петя выглянул, а лиса его  цап-царап  схватила и понесла (нарушение запрета)proppCard04_planerka_info.png

Петушок испугался, закричал:

 Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы. Котик- братик, выручи меня.

Кот хоть далеко был, а услыхал петушка. Погнался за лисой что было духу, догнал её, отнял петушка и принёс его домой (погоня)proppCard10_planerka_info.png

С тех пор опять кот да петух живут вместе, а лиса уж больше к ним не показывается (счастливый конец).proppCard27_planerka_info.png

Для начала мы используем 5-8 карт, также стоит подбирать небольшие сказки, состоящие из 5 -8 функций и постепенно изготавливать и добавлять остальные карты.

На третьем этапе пересказываем сказку, опираясь на выложенную схему.

proppCard01_planerka_info.png proppCard03_planerka_info.png proppCard04_planerka_info.png proppCard10_planerka_info.png proppCard27_planerka_info.png proppCard28_planerka_info.png

4 этап – сочинение сказок

Работу по сочинению сказок можно разделить на два этапа:

1 этап ‒ непосредственное ознакомление с функциями волшебной сказки.

Начать занятие можно так: «На лесной полянке в небольшой резной избушке живут сказочные действия. Живут они очень дружно, помогают друг дружке сказки сочинять. Давайте-ка познакомимся с ними»

Педагог может взять не все 20, а наиболее часто встречающиеся в сказках.

Например: герой покидает дом, запрет, нарушение запрета, трудная задача, волшебное средство  и т.д.

На 2 этапе проводится обучение сочинению собственных сказок при помощи «волшебных карт».

Детям предлагается набор из 5-6 карт. Они могут придумывать вдвоем, втроем (так проще справиться со сложным заданием). Сочиняя группами, ребенок может заметить неточность в рассказе товарища (речевые, логические ошибки, самому быть внимательным при сочинении.

Например, задание ‒ сочинить сказку «Про елочку». Предложено 5 карт – герой покидает дом, запрет, нарушение запрета, волшебное средство, счастливый конец. Можно дать карты по порядку, а можно предложить самим подумать, как их расположить.

Или ‒ придумать сказку о Бабе-Яге и Кощее. Условие: они добрые и помогают людям. Какая волшебная карта будет главной («помощь», какие карты могли бы сделать сказку более интересной, полной приключений и неожиданностей (запрет, нарушение запрета, герою дают сложное задание, счастливый конец?

С детьми оговариваются следующие положения:

• кто будет главным героем;

• кто будет мешать герою;

• кто будет помогать решать ему трудную задачу;  и т.д. они показаны на слайде

А сейчас давайте сочиним свои сказки. Давайте разделимся на 2 команды.

Каждой команде – свой набор карточек.

Команды выполняют задание в течение 3-5 минут.

Интересные у вас получились сказки!!!

В заключение небольшой совет.

При работе с детьми лучше использовать диктофон, так как сказки собственного сочинения могут перетечь в проект «Моя книга», где дети могут выступать не только в качестве авторов, но и в качестве художников-иллюстраторов, оформителей, декораторов

В конце нашего выступления подведем итог:

Карты Проппа развивают не только монологическую речь, но и стимулируют развитие диалога.

В результате нашей работы у детей формируются умения:

–определять жанр произведения;

– запоминать последовательность событий;

– выделять основное содержание сказки;

– выстраивать схему содержания, опираясь на карты Проппа; – пересказывать знакомые и сочинять новые сказки;

– чувствовать красоту и образность родного языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Активные формы методической работы с педагогами в ДОУ"- выступление из опыта работы

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ"Активные формы методической работы с педагогами" МБДОУ д/с ОВ № 6 Красноарского края ст. Кущевской Активные формы методической работы с педагогами ДОУ. Сегодня необходимы...

Выступление на муниципальном семинаре «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» (выступление из опыта работы)

Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры потребность, привычка.Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, ч...

Выступление из опыта работы: "Организация системы работы по внедрению проектного метода в образовательный процесс ДОУ"

Выступление из опыта работы: "Организация системы работы по внедрению проектного метода в образовательный процесс  ДОУ"...

Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством использования сюжетных картинок (Выступление из опыта работы)

В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных  явлениях, но и воздействует...

Опыт работы " Карты Проппа в речевом развитие дошкольника"

В. Пропп утверждал:  «Волшебная сказка похожа на  формулу, в которой меняются  переменные. Если изобразить  их в виде простых рисунков, то  ребенок, глядя на них, легко...

Выступление из опыта работы на ГМО воспитателей «Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»

laquo;Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение  персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»...

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г.

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г....