Рабочая программа дополнительного образования"Кужелёк"
рабочая программа (подготовительная группа)

Корец Юлия Александровна

Программа направлена на развитие музыкально-творческих способностей старших дошкольников на основе приобретённых ими знаний, умений и навыков в области музыкального фольклора

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассмотрена

на педсовете, протокол

от «     »             20    г. №

Утверждена

приказом  заведующей

МБДОУ № 1 г.Починка

от «    »           20    г. №

                 Чижовой Е. М.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

детский сад № 1 г. Починка

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР»

 

«КУЖЕЛЁК»

     

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок реализации:  1 год

Автор-составитель:

Музыкальный руководитель

Корец Юлия Александровна

Г. Починок

Структура программы

I. Пояснительная записка

- Характеристика программы, её место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебной программы;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию программы;

- Форма проведения учебных занятий;

- Цели и задачи учебной программы;

- Методы обучения.

II. Содержание программы

- Учебно-тематический план.

- Календарный учебный график

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля

V. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам.

VI. Материально-технические условия реализации программы

VII. Списки рекомендуемой методической и учебной литературы

- Список рекомендуемой методической литературы;

- Список рекомендуемой учебной литературы;

- Дополнительные дидактические материалы (Видео- и аудиоматериалы)

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Характеристика программы, её место и роль в

образовательном процессе

Дополнительная  общеобразовательная  общеразвивающая    программа   «Кужелёк» разработана на основе рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств.

Содержание программы включает в себя знакомство с традицией русских праздников, знакомство с русскими народными играми, обучение простейшим танцевальным движениям, пение народных песен, потешек.  Это позволит обучающимся воспринимать явления традиционной музыкальной культуры в комплексе специальных знаний, умений и навыков, будет способствовать развитию их эмоционально-чувственной сферы, художественно-образного мышления, творческой фантазии.

Актуальность и педагогическая  целесообразность   программы заключена в том, чтобы дать возможность обучающимся  приобщиться к истокам русской народной культры через знакомство с праздниками, играми, песнями русского народа.

Новизна состоит в том, что занятия строятся в игровой форме, что позволяет детям успешно овладеть темой.

Отличительные  особенности  программы  состоят в том, что учебный материал побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать

Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на:

  • воспитание чувства патриотизма и любви к Родине через изучение народного творчества;
  • воспитание чувства уважения к старшему поколению;

и почитания народных традиций как источника красоты и жизненной силы;

  • воспитание бережного отношения к фольклору как к источнику народной мудрости, исторической культурной ценности народа, осознание того, чторусский фольклор является неотъемлемой частью общечеловеческой культуры;
  • овладение детьми духовными и культурными ценностями РФ.

Программа ориентирована на:

  • воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
  • формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
  • формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
  • воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности.

Программа реализуется в процессе обучения детей в МБДОУ д/с № 1, и помимо образовательных задач решает задачи возрождения фольклорного творчества как одной из важных составляющих национальной художественной культуры.

2. Срок реализации программы и возраст обучающихся

Срок реализации программы «Кужелёк» составляет 1 год.

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

Срок обучения

Максимальная учебная нагрузка

1 год

36 часов

4. Форма проведения учебных занятий

Программа реализуется в форме групповых занятий численностью до 15 человек.

5. Цель и задачи программы

Цель программы:

Развитие музыкально-творческих способностей старших дошкольников на основе приобретенных ими знаний, умений и навыков в области музыкального фольклора.

Задачи:

  • создавать условия для передачи знаний и представлений о разнообразных жанрах музыкального творчества (вокальном, инструментальном, устном, танцевальном и др.);
  • развивать мотивацию к познанию народных традиций и овладению навыками исполнения народной песни;
  • развивать у дошкольников музыкальные способности (слух, чувство ритма, музыкальную память);
  • развивать вокально-певческие навыки (сольно и в ансамбле);
  • формировать представления о народных традициях, устоях, а также о различных жанрах народного устного и музыкального народного творчества;
  • развивать навык восприятия фольклорного материала;
  • обучать разнообразным видам художественной деятельности как воплощению синкретичности фольклорного искусства: музыкальному, литературному, танцевальному, прикладному;
  • приобщать детей к совместным формам творческой деятельности.

6. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач программы

используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала);
  • наглядный (показ, демонстрация музыкального материала);
  • практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки);
  • прослушивание записей народных исполнителей и коллективов для повышения общего уровня развития обучающегося;
  • индивидуальный подход к каждому ребёнку с учетом возрастных и физиологических особенностей.  

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание учебного плана

Содержание программы

Количество часов

Формы контроля/

аттестации

Всего

Теория

Практика

1

Введение в предмет. Фольклор. Народная культура.

1

1

-

собеседование

2

Быт и уклад. Темы занятий:

«Русская деревня» (где и как строили избы, пословицы и поговорки по теме)

2

1

1

собеседование

работа с карточками

3

«Уклад русской семьи. Воспитание детей».

1

1

-

собеседование

4

«Русская изба» (внутреннее пространство избы, домашняя утварь ).

2

1

1

собеседование

5

«Женский народный костюм».

2

1

1

собеседование

6

«Мужской народный костюм».

1

0.5

0.5

собеседование

7

«Символика русской вышивки».

1

0.5

0.5

собеседование

8

«Русские народные инструменты».

3

1

2

практическое занятие

9

Музыкально-фольклорные игры

6

1

5

игры-забавы, народные праздники

10

Колыбельные песни.

1

0.5

0.5

практическое занятие, собеседование

11

Пестушки, потешки, прибаутки.

3

1

2

собеседование

12

«Осенины» (старинные названия осенних месяцев, народные приметы, три встречи осени, братчина, возжигание нового огня, окуривание скота, гадания, осеннее равноденствие)

2

1.5

0.5

собеседование

викторина

13

«Осенние хлопоты» (жатва, молотьба, уборка огородов, подготовка к зиме)

1

1

-

собеседование

14

«Зимушка» (народные приметы, старинные названия месяцев, основные занятия народа в этот период).

1

1

-

собеседование

15

«Рождество»

2

1

1

собеседование

развлечение

16

«Масленица»

3

1

2

собеседование

развлечение

17

«Весна пришла» (народные приметы, старинные названия месяцев, основные занятия народа в этот период)

1

1

-

собеседование

работа с картинками

18

«Встреча весны» (праздник «Сороки»)

2

1

1

собеседование

19

«Егорий Вешний» (первый выгон скота)

1

0.5

0.5-

собеседование

36

17.5

18.5

Календарный учебный график

п\п

Месяц

Тема занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Форма контроля

1

сентябрь

Фольклор. Народная культура.

Беседа, игра

1

собеседование

2

«Осенние хлопоты»

Беседа, рассматривание иллюстраций, заучивание пословиц,игра, пение

1

собеседование

3

«Осенины»

Беседа, игра

1

собеседование

4

«Осенины»

Викторина, игра, пение

1

викторина

1

октябрь

«Русская деревня»

Беседа, игра, пение

1

собеседование

2

«Русская деревня»

Работа с картоками, игра, пение

1

работа с карточками

3

«Русская изба»

Беседа, игра, пение

1

собеседование

4

«Русская изба»

Беседа, игра

1

1

ноябрь

«Уклад русской семьи. Воспитание детей»

Беседа, игра пение

1

собеседование

2

Пестушки, потешки, прибаутки.

Беседа, игра, пение

1

собеседование

3

Пестушки, потешки, прибаутки.

Изготовление куколок

1

собеседование

практическая работа

4

Пестушки, потешки, прибаутки.

Беседа, игра, пение

1

собеседование

практическая работа

1

декабрь

«Зимушка»

Беседа, игра, пение, рассматривание иллюстраций, заучивание пословиц

1

собеседование

2

Музыкально-фольклорные игры

игра

1

развлечение

3

«Рождество»

Беседа, разучивание колядок

1

собеседование

4

«Рождество»

Разучивание колядок

1

Развлечение

1

январь

Музыкально-фольклорные игры

игра

1

Развлечения

2

«Мужской народный костюм».

Беседа, рассматривание иллюстраций, игра

1

Собеседование

Работа с картинками

3

Колыбельные песни.

Беседа, рассматривание иллюстраций, заучивание колыбельной

1

Собеседование

Практическая работа

4

«Символика русской вышивки».

Беседа, рассматривание иллюстраций

1

Работа с картинками

1

февраль

«Масленица»

Беседа, рассматривание иллюстраций, игра, разучивание песни

1

собеседование

2

«Масленица»

Беседа, пение, игра

1

Собеседование

3

«Масленица»

Пение, игра

1

развлечение

4

Музыкально-фольклорные игры

Игра

1

развлечения

1

март

«Весна пришла»

Беседа, рассматривание иллюстраций, игра

1

Собеседование

2

«Встреча весны» (праздник «Сороки»)

Беседа, рассматривание иллюстраций, заклички

1

Собеседование

3

«Встреча весны» (праздник «Сороки»)

Разучивание закличек, игра

1

Собеседование

Развлечение

4

Музыкально-фольклорные игры

Игра

1

Развлечение

1

апрель

«Женский народный костюм».

Беседа, рассматривание иллюстраций, рисование костюма

1

Собеседование практическая работа

2

Музыкально-фольклорные игры

игра

1

Развлечение

3

 «Женский народный костюм».

Беседа, рассматривание иллюстраций, рисование

1

Собеседование практическая работа

4

«Русские народные инструменты»(струнные)

Беседа, прослушивание аудиозаписей, музицирование

1

Практическая работа

Собеседование

1

май

«Егорий Вешний» (первый выгон скота)

Беседа, рассматривание иллюстраций, игра, пение

1

Собеседование

2

«Русские народные инструменты»(духовые)

Беседа, прослушивание аудиозаписей, музицирование

1

Собеседование практическая работа

3

Музыкально-фольклорные игры

Игра

1

Развлечение

4

«Русские народные инструменты»(ударные)

Беседа, прослушивание аудиозаписей, музицирование

1

Собеседование практическая работа

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

Результатом освоения программы «Кужелёк» являются:

  • знание народных праздников и обрядов, связанных с ними;
  • знание простейших жанров детского устного и музыкального фольклора;
  • знание народных песен, игр;
  • знание русских народных инструментов;

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

Определение уровня овладения детьми музыкальным фольклором осуществляется в непринуждённой обстановке. Используются игровые приёмы и  наглядные пособия и следующие формы:

  • наблюдение;
  • индивидуальная беседа;
  • викторина;
  • тестирование, проверочные карточки;
  • диагностика.

В конце года проводится диагностика обучающихся с целью определения уровня усвоения данной программы.

Критерии для определения уровня освоения программы

  1. обучающийся знает, как и где жили русские люди, как был устроен их быт;
  2. знает основные народные праздники, обряды с ними связанные;
  3. знает элементы русской одежды (мужской и женской);
  4. обучающийся знает несколько народных игр, умеет в них играть;
  5. знает некоторые формы детского фольклора (потешки, считалки, поговорки);
  6. обучающийся знает и умеет исполнять народные песни;
  7. знаком с русскими народными инструментами, способен узнать их на слух.

Каждый критерий оценивается следующим образом:

3 балла – высокий уровень, 2 балла – средний уровень, 1 балл – низкий уровень.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Основная форма учебной и воспитательной работы – занятие. Оно включает в себя совместную работу педагога и обучающихся по теме занятия.

Виды занятий по программе

  • рассказ/беседа на одну из тем (народный календарь, жанры русского

фольклора, традиционный русский быт и уклад жизни);

  • слушание и восприятие музыки, видео просмотр;
  • практическое освоение различных жанров устного, песенного,

инструментального и хореографического фольклора;

  • музыкально-фольклорные игры;
  • посещение краеведческого музея, выставок и экспозиций;
  • участие в фольклорных праздников.

Занятия по программе «Кужелёк» должны быть построены на сочетании различных видов деятельности, включающих практические и творческие задания (слушание, видео просмотр, пение, игра на народных инструментах и др.). Частая смена видов деятельности позволит сохранить работоспособность обучающихся, остроту восприятия материала.

Важнейшие педагогические принципы постепенности и последовательности в изучении материала требуют от преподавателя применения различных подходов к обучающимся, исходящих из оценки их интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных.

Особенность программы «Кужелёк» связана с цикличностью народного земледельческого календаря, с повторностью и периодичностью обрядов и приуроченных песен.

Содержание занятий, основанное на изучении традиционного фольклора, позволяет обучающимся не только освоить необходимый учебный материал, но и осознать себя наследниками национальных традиций.

VI. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Материально-технические условия реализации программы «Кужелёк» должны обеспечивать достижение обучающимися результатов, установленных рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств.

Материально-техническое обеспечение включает:

  • учебная аудитория (музыкальный зал) для групповых занятий с наличием фортепиано;
  • учебные столы;
  • звукотехническое оборудование (аппаратура для воспроизведения аудио- и видеофайлов, персональный компьютер);
  • фонотеку, видеотеку;
  • наглядные пособия.

VII. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ И УЧЕБНОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ

Список рекомендуемой методической литературы

1.  Андреева М., Шукшина З. Первые шаги в музыке. – М.,1993

2.  Аникин В., Гусев В., Толстой Н. Жизнь человека в русском фольклоре.

Вып. 1-10. – М., 1991-1994

3.   Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах.

– М., 1986  Величкина О., Иванова А., Краснопевцева Е. Мир детства в народной

культуре. – М., 1992

4.   Картавцева М. Школа русского фольклора. – М., 1994

5.   Куприянова Л.Л. Русский фольклор, учебник (1-4 классы). «Мнемозина», 2002

6.   Куприянова Л.Л. Русский фольклор, рекомендации к учебнику.«Мнемозина», 2002

7.   Некрылова А. Круглый год. – М., 1991

8.   Фольклор-музыка-театр. Под ред. Мерзляковой С. М., Владос, 1999

Список рекомендуемой учебной литературы

  1. Алексеев А. Русский календарно-обрядовый фольклор Сибири и

Дальнего Востока. Сибирское предприятие РАН. Серия книг «Памятники

фольклора народов Сибири и Дальнего Востока». Новосибирск, «Наука»,

2005.

2.   Ананичева Т. Песенные традиции Поволжья. М.: «Музыка», 1991

3.   Анисимова А.П. Песни и сказки Пензенской области. Пенза,1953

4.   Богданов Г. Несколько шагов к фольклорному танцу. – М., 1996

5.   Гилярова Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству. – М.,

1996

6.   Гилярова Н. Музыкальный фольклор Рязанской области. - М., 1987

7.   Гилярова Н. Новогодние поздравительные песни Рязанской области. -

М., 1985

8.   Григорьева Н. Народные песни, игры, загадки. Для детских

фольклорных ансамблей. – СПб, 1996

9.   Костюмы Курской губернии. Курск, 2008

10. Науменко Г. Фольклорная азбука. – М., 1996

11. Новицкая М.Ю. От осени до осени. Хрестоматия. Издание центра

Планетариум. М., 1994

12. Пушкина С. Мы играем и поём. Инсценировки русских народных игр,

песен и праздников. – М., Школьная Пресса, 2001 Шамина Л. Музыкальный фольклор и дети. – М., 1992

Список рекомендуемой литературы для детей

  1. В.М.Петров, Г.Н.Гришина, Л.Д.Короткова. Весенние игры и забавы для детей. Творческий центр «Сфера». Москва. 1998.
  2. В.М.Петров, Г.Н.Гришина, Л.Д.Короткова. Летние игры и забавы для детей. Творческий центр «Сфера». Москва. 1998.
  3. В.М.Петров, Г.Н.Гришина, Л.Д.Короткова. Осенние игры и забавы для детей. Творческий центр «Сфера». Москва. 1998.
  4. В.М.Петров, Г.Н.Гришина, Л.Д.Короткова. Зимние игры и забавы для детей. Творческий центр «Сфера». Москва. 1998.
  5. З.И.Бармина. Русский дом. Нижний Новгород. 1994.
  6. Ф.А.Рубцова. Русские народные песни Смоленской области. Ленинград. «Советский композитор». Ленинградское отделение.1991.

Дополнительные дидактические материалы (Видео- и аудиоматериалы)

  • аудиозаписи этнографических исполнителей и коллективов;
  • телевизионные передачи из цикла «Мировая деревня»;
  • телевизионные передачи из цикла «Странствия музыканта»;
  • экспедиционные аудио и видеозаписи этнографических коллективов
  • и исполнителей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования по реализации программы "От звука к букве. Обучение дошкольников обучению грамоты"Е. В. Колесниковой в старшей группе через кружковую работу.

Программа представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, слогами, которые помогут детям научиться читать и выполнять звуко - буквенный анализ, а также способствуют развитию м...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...

Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия «Умелые мастера» Возраст детей: 5 – 6 лет Срок реализации программы: 1 год

Программа «Умелые мастера»  разработана на основании  программы Фешина, Е.В., «Лего-конструирование в детском саду» (2012).Программа реализуется на базе МДОУ «Д...

Рабочая программа дополнительного образования «Выжигание по дереву» (художественно – эстетическое развитие») Возраст детей: 5-7 лет Срок реализации программы – 8 месяцев

Образовательная программа «Выжигание» является модифицированной.  Разработана на основе программы Куруленко Т.Ю.   Книги Стефан Пул «Выжигание по дереву» Москва: &laq...