Рабочая программа дополнительного образования «Выжигание по дереву» (художественно – эстетическое развитие») Возраст детей: 5-7 лет Срок реализации программы – 8 месяцев
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Образовательная программа «Выжигание» является модифицированной. Разработана на основе программы Куруленко Т.Ю. Книги Стефан Пул «Выжигание по дереву» Москва: «АСТ-ПРЕСС», 2006 г.
По своей направленности образовательная программа «Выжигание» относится к художественно-эстетическому направлению.
Помимо того, что выжигание очень доступное, интересное и творческое занятие, оно очень полезно для развития в ребенке внимательности, аккуратности. Способствует развитию мелкой моторики пальцев. Выжигание по дереву, как и другие настольные игры, развивает усидчивость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vyzhiganiyu.doc | 121 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 35»
УТВЕРЖДАЮ
Рассмотрено на заседании педагогического совета №_ от «__» ___________ 20__ г. | Заведующий МАДОУ №35 __________ /Лесникова Т.Н.
|
Рабочая программа дополнительного образования
«Выжигание по дереву»
(художественно – эстетическое развитие»)
Возраст детей: 5-7 лет
Срок реализации программы – 8 месяцев
Составитель:
старший воспитатель
высшей
квалификационной категории
Кочейшвили Н.В.
г.о. Электросталь 2017 г
Оглавление
Пояснительная записка …………………………………………………………………………….3
Актуальность рабочей программы дополнительного образования..……………………………3
Цель рабочей программы дополнительного образования... ……………………………………..3
Задачи рабочей программы дополнительного образования...……………………………………3
Образовательный процесс………………………………………………………………………….3
Учебный план …...…………………………………………………………………………………4
Тематическое планирование……………………………………………………………………….4
Прогнозируемые результаты ……………………………………………………………………....7
Мониторинг ……………………………………...............................................................................8
Список литературы…………………………………………………………………………………8
Пояснительная записка
Образовательная программа «Выжигание» является модифицированной, созданной для реализации в МАДОУ № 35. Разработана на основе программы Куруленко Т.Ю. Книги Стефан Пул «Выжигание по дереву» Москва: «АСТ-ПРЕСС», 2006 г.
По своей направленности образовательная программа «Выжигание» относится к художественно-эстетическому направлению, имеет срок реализации – 4 месяца, возраст воспитанников 5-6 лет.
Помимо того, что выжигание очень доступное, интересное и творческое занятие, оно очень полезно для развития в ребенке внимательности, аккуратности. Способствует развитию мелкой моторики пальцев. Выжигание по дереву, как и другие настольные игры, развивает усидчивость.
Выжигать можно на любой деревянной поверхности – доске, фанере, ложке, рамке для фотографий, шкатулке. Результат зависит как от вида прибора, так и от древесины. Лучше всего использовать лиственные породы деревьев, без ярко выраженных годичных колец. Например, липу, осину, клен, ольху.
Вначале на заготовку наносят рисунок карандашом, затем приступают к выжиганию. Готовую работу можно покрыть бесцветным лаком.
С помощью пирографии можно сделать как простой узор, так и сложнейшую картину, портрет или неповторимый пейзаж.
Актуальность: технические умения, навыки нужны всегда и во все времена. Но сейчас все меньше и меньше уделяют внимание данному виду деятельности. А это помимо технических навыков и умений, развивает фантазию, мышление, творческие способности, эстетический вкус, внимание, то есть все психологические процессы, которые способствуют развитию ребенка, осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду.
Доказано, что создание художественных изделий положительно влияют на психику, помогая переключаться на другой вид деятельности, что способствует снижению утомляемости и нервного напряжения.
Занятия по «Выжиганию» открывают для детей широкий простор для творчества, способствует развитию сенсомоторики, согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, точности выполнения действий.
Новизна программы «Выжигание» заключается в том, что помимо обучению основам изобразительной грамоты и формированию художественных знаний она позволяет усложнять и разнообразить деятельность детей.
Цель: развитие творческой самостоятельности, фантазии, умения использовать имеющиеся знания и опыт в практической деятельности.
Задачи:
- ознакомление со способами деятельности - выжигание по дереву
- овладение основами, умениями техники выжигания
- соблюдение правил и требований техники безопасности
- развитие интереса к изучению искусства выжигания
- формирование способности к самостоятельной работе с
выжигательным прибором.
Образовательный процесс
Поставленная цель и задачи реализуются через работу с детьми по следующим направлениям: рисунок и выжигание по дереву. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать воспитаннику более ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Основные образовательные технологии, используемые на занятиях: технология сотрудничества, игровая технология.
В конце темы проводится итоговое занятие, где предусматривается возможность широко сопоставить разнообразные работы, объединенные общей темой, сравнить свои работы с творчеством товарищей, оценить художественный труд.
Занятия включают в себя теоретическую и практическую части.
Методы обучения:
- словесные: рассказ, беседа, объяснение
- наглядные: иллюстрации, демонстрации
- практические: практические занятия
- репродуктивные: повторение, конструирование
- эвристический: продумывание будущей работы
На начальном этапе обучения каждый приём выжигания осваивается отдельно при помощи небольших по объёму работ или выполнения заданий по образцу. После освоения детьми простейших приёмов работы, задания усложняются, предлагается самостоятельно выполнить эскизный рисунок, составить узор в круге, квадрате, на полосе, перевести эскиз на фанеру.
Для более полной реализации программы в ходе занятия проводится индивидуальная работа с каждым ребёнком, отмечаются его успехи, неудачи и возможности их исправления.
Для проверки знаний и умений воспитанников используется мониторинг результатов деятельности детей в виде итоговой выставки работ.
Учебный план
Количество тем | Время одного занятия | Учебное время |
40 | 25 мин | 16ч. 40 мин. |
Тематическое планирование
старшая группа
Месяц | Программное содержание | Всего занятий | Количество часов |
октябрь | Вводное
| 1 1 1 | 25 мин 25 мин 25 мин |
Прибор для выжигания
2. Инсценировка «Ток – вещь полезная, но не безопасная» 3.Электробезопасность при работе. 4.Пробная работа. Контурное выжигание на материале по образцу. | 1 1 1 1 | 25мин 25 мин 25 мин 25мин | |
Виды способов выжигания
Художественное оформление работ
Раскрашивание работы. | 1 1 1 1 | 25мин 25 мин 25 мин 25мин | |
ноябрь | Выжигание непрерывной линией на тему «Дары осени» (листья, грибы, ягоды, овощи, фрукты)
| 1 1 1 1 1 | 25мин 25 мин 25 мин 25мин 25мин |
декабрь | Выжигание непрерывной линией на тему «Новый год» (новогодние украшения, Дед Мороз, Снегурочка и т.д.)
| 1 1 1 1 1 | 25мин 25 мин 25 мин 25мин 25мин |
январь | Выжигание точечным способом на тему «Животные»
| 1 1 1 1 1 | 25мин 25 мин 25 мин 25мин 25мин |
февраль | Выжигание одним из изученных способов на тему «Защитники отечества»
| 1 1 1 1 1 | 25мин 25 мин 25 мин 25мин 25мин |
март | Выжигание одним из изученных способов на тему «Цветы для мамы»
| 1 1 1 1 1 | 25мин 25 мин 25 мин 25мин 25мин |
апрель | Свободное творчество
| 1 1 1 1 | 25мин 25 мин 25 мин 25мин |
Итого: | 40 | 16 ч. 40 мин |
Учебный план
Количество тем | Время одного занятия | Учебное время |
33 | 30 мин | 16ч. 30 мин |
Тематическое планирование
подготовительная группа
Месяц | Программное содержание | Всего занятий | Количество часов |
октябрь | Введение
| 1 1 1 1 1 | 30 мин 30мин 30 мин 30мин 30 мин |
ноябрь | Выжигание на деревянной основе разной формы (круг, квадрат, ромб и др.)
| 1 1 1 1 1 | 30 мин 30мин 30 мин 30 мин 30 мин |
декабрь | Разработка изделий на тему «Новый год»
| 1 1 1 1 1 | 30 мин 30мин 30 мин 30 мин 30 мин |
январь | Силуэтный способ выжигания на тему «Герои сказок»
| 1 1 1 1 1 | 30 мин 30мин 30 мин 30мин 30 мин |
февраль | Выжигание готовых изделий (разделочные доски, подставки под горячее и др.)
| 1 1 1 1 1 | 30 мин 30мин 30 мин 30 мин 30 мин |
март |
Свободное творчество
|
1 1 1 1 | 30 мин 30мин 30 мин 30 мин |
апрель | Выполнение работы для конкурса
| 1 1 1 1 | 30мин 30мин 30 мин 30 мин |
Итого: | 33 | 16ч. 30 мин |
Ожидаемый результат.
1.Приобретение технических знаний и умений при изготовлении поделок с помощью техники выжигания по дереву.
2.Расширение знаний о данном виде искусства.
3. Овладение элементарными техническими навыками и умениями.
Формы подведения итогов реализации
дополнительной образовательной программы.
- Выставки детского творчества
- Участие детей в районных, областных выставках декоративно-прикладного творчества, конкурсах различного уровня.
Методы оценки эффективности проекта
- Проведение педагогической диагностики, включающая в себя исследование технического творчества воспитанников.
- Заинтересованность дошкольников технологией "художественного выжигания по дереву", участие и заинтересованность родителей в совместной с детьми творческой деятельности
№ | Фамилия, имя ребенка | Теоретическая подготовка | Практическая подготовка | Участие в выставках | ||||
Виды выжигания | Техника безопасности | Владение выжигательным оборудованием | Творческие проявления | Аккуратность в работе | Самостоятельность в работе | |||
1 | ||||||||
2 |
Критерии
Высокий уровень - отлично справляется с заданием, усвоены основные теоретические знания, технические навыки и умения. Работает ровно, без напряжения, хорошо развита фантазия, умело управляется с инструментами. Ярко выражается индивидуальность.
Средний уровень - усвоены теоретические знания, в практических индивидуальных занятиях несколько теряется, испытывает психологические трудности в коллективе. Проявляет творческий подход к обучению. Требуется дополнительная помощь педагога.
Низкий уровень - освоение ключевых понятий носит формальный, не систематизированный или фрагментарный характер, слабо владеет терминологией, нет творческого подхода к работе. Работает только по образцу.
Литература
- Стефан Пул «Выжигание по дереву», Москва: «Арт - Пресс», 2008г.
- Программа Куруленко Т.Ю. педагога д. о. Дома детского творчества г. Углич.
- Хворостов А.С. Декоративно - прикладное искусство в школе.- М.: Просвещение, 1981.
- Шемуратов Ф.А. Выпиливание лобзиком. - М.: Легпромбытиздат, 1992.
- Норма Грегори Выжигание по дереву, 2007г.
- Стефан Пун Выжигание по дереву, 2007
- Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988.
- Франк Нипель. Мастеру на все руки. Книга 1. - М.: Мир, 1993.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ.
- Общие требования техники безопасности
- В кабинете выжигания должна быть медицинская аптечка с набором медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах. Обучающиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Обучающиеся должны соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий.
- При работе с выжигательным прибором возможно воздействие на работающих следующих опасных производственных факторов:
- Ожоги горячей иглой электровыжигателя;
- Поражение электрическим током при неисправности электровыжигателя.
- При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить педагогу. В процессе работы соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.
- Кружковцы, допустившие нарушение техники безопасности, предупреждаются, и со всеми обучающимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.
- Требования техники безопасности перед началом работы.
- Подготовить и проверить исправность электровыжигателя, убедиться в целостности ручки и шнура электропитания.
- Убедиться, что вблизи рабочего места для выжигания нет легковоспламеняющихся и горючих предметов. Открыть форточки в кабинете.
- Требования техники безопасности во время работы.
- Осторожно обращаться с электровыжигателем, но не ронять его.
- Не касаться горячих мест электровыжигателя руками во избежание ожогов.
- При кратковременных перерывах в работе отключать электровыжигатель из электросети.
- Не оставлять без присмотра включенный в сеть электровыжигатель.
- Требования техники безопасности в аварийных случаях.
- При неисправности электровыжигателя, подходящего электрошнура прекратить работу и сообщить об этом педагогу.
- При возникновении пожара немедленно отключить электропитание, эвакуировать учащихся и приступить к тушению пожара.
- При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее медицинское учреждение.
- При поражении электрическим током немедленно отключить подачу напряжения, оказать пострадавшему первую помощь.
- Требования техники безопасности по окончании работы.
Отключить электровыжигатель и после остывания убрать его на место хранения. Привести в порядок рабочее место, выключить вытяжную вентиляцию. Тщательно вымыть руки с мылом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования театральный кружок «Буратино» (художественно-эстетическое развитие)
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 4—5 лет (средняя группа). ...
Программа дополнительного образования театральный кружок «Буратино» (художественно-эстетическое развитие)
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 4—5 лет (средняя группа). ...
Рабочая программа дополнительного образования «Умные ручки» по художественно-эстетическому развитию для детей 3-4 года Срок реализации - 1 год
Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшиеручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем бо...
Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия "Умелые ручки" .Возраст детей 5-6лет.Срок реализации программы : 1 год.
Программа относится к художественно- эстетической и социально –педагогической направленностям...
Развитие художественно-творческой деятельности дошкольников через реализацию программы дополнительного образования «Мастерилка».
1.Научить нестандартным решениям, проявлению фантазии при творческом изменении предмета, изготовлении для себя или других вещей.2.Развивать конструктивные навыки, образное мышление, творческое мышлени...
Рабочая программа дополнительного образования «Очумелые ручки» по художественно-эстетическому развитию для детей 4-5 лет
Проблемы развития детского творчества в настоящее время является одной из актуальных проблем. Ведь речь идет о важнейшем условии индивидуального своеобразия личности ребенка уже на первых этапах ее ст...
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ» ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ»...