Для педагога
материал

Станичная Елена Алексеевна

Консультация Речевой этикет

Памятка для педагогов

Консультация Создание имиджа педагога

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка для педагогов

«Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ».

Старайтесь:
Иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней. Быть лучше, помня, что совершенствованию нет предела.
Расти профессионально, быть в курсе последних достижений педагогической науки, не останавливаться на достигнутом.
Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции.
Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором.
Прощать, сочувствовать, сопереживать, быть великодушным и снисходительным.
Жить легко, просто и радостно. Видеть во всем позитивное.
Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие — основа вашего здоровья.
Всюду навести порядок и уют, создать оазис доброты, любви и красоты — в душе, в семье, на работе. Прививайте это детям.
Быть добрым и честным. Помните, что добро, сделанное вами, всегда вернется к вам многократно увеличенным.

Помните:

«Терпение — дар Неба».
Обладающий терпением, не унизится до раздражения.
Всегда есть тот, кому нужна ваша помощь, кому труднее, чем вам.
Великая миссия женщины — нести в мир любовь, красоту и гармонию.
Коллектив — это тоже семья. Укрепляйте мир нашей семьи добрыми мыслями, добрыми словами, добрыми делами.
Ваши объяснения должны быть простыми и понятными детям.
Когда ребенок разговаривает с вами, слушайте его внимательно.

  • Не скупитесь на похвалу!
    Не создавайте конфликтных ситуаций.
    Следите за внешностью и поведением.
    Ваше отношение к работе, людям, предметам — образец для подражания.

Воспитывая детей, стремитесь:

  • Любить ребенка таким, каков он есть!
    Уважать в каждом ребенке личность.

    Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу.
    Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.
    Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания.
    Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном.
    Поощрять стремление ребенка задавать вопросы.

В детском саду запрещается:

  • Кричать на детей и наказывать их - нельзя!
    Выставлять проступки детей на всеобщее обозрение.

    Приходить к детям с плохим настроением.
    Обсуждать с родителями поведение чужого ребенка.
    Оставлять детей одних.
    Унижать ребенка.



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему:

«Создание имиджа педагога».

Уважаемые педагоги!

Что же такое имидж?

      Имидж - это представление о человеке, складывающееся на основе его внешнего облика, привычек манеры говорить, менталитета, поступков и т. д.      

      Он создается широким кругом людей:

- самим человеком;

- специалистом (имиджмейкером);

 - средствами массовой информации (известного лица);

- окружающие нас люди.

       Хотелось бы рассказать об основных составляющих имиджа:

• внешний облик - отражает самоуважение человека, род его занятий, внутренняя культура и то положение, которое он хотел занимать в обществе.    

       Как говорится Вам уже в известной поговорке: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Поэтому важно продумать костюм и обувь, прическу и косметические средства, украшения и дополнительные атрибуты, которые сразу бросаются в глаза.

• Соблюдение гигиенических требований (ежедневный душ, дезодорант от пота, чистые волосы, ногти и т. д., наличие носового платка).

• Продуманное использование вербальных и невербальных средств общения(слова, жесты, позы; как стоим, сидим, ходим).

 • Соответствие вашего образа профессии, занятию.

• В основе имиджа всегда находится внутреннее Я человека.

      Создавая себя, руководствуйтесь словами Астрова из пьесы А. П. Чехова «Дядя Ваня»: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

      Внешний облик педагога должен располагать к себе детей и взрослых (отражать и любовь и заботу о воспитанниках, богатый внутренний мир; дети учатся у взрослых людей и прежде всего у воспитателя, правильно одеваться) Советы работающим женщинам. 

1. В своем гардеробе лучше иметь немного дорогих вещей, чем много дешевых. Предпочтительнее жакет с юбкой или платье с длинными рукавами с жакетом. Брюки универсального покроя, однотонные и не ярких тонов.

2. Никогда не появляться на работе в ультрамодной одежде. Одеваться по моде, но так чтобы это не бросалось в глаза.

 3. Не подчеркивать свою привлекательность. Лучше демонстрируйте ум, профессиональные навыки и способности, которые более важны в деловых отношениях.

4. В гардеробе деловой женщины обязательны: жакет нейтральных тонов, красивый кардиган, две юбки, брюки классического покроя, четыре блузки, 2 пары туфель, как минимум.

5. Большую роль играет искренняя улыбка, обращение к людям по имени, умение слушать – значит слышать, понимать, участливо реагировать…

6. Соблюдение речевого этикета для педагога – важнейшее профессиональное требование.

Профессиональная речь должна быть правильной, литературной, лишенной сленговых слов и выражений (ребенок впитывает речь, чувствует правдивость и особенно лицемерное слово).

7. Педагог должен знать и учитывать зону общения (находиться на расстоянии не менее 50 см от воспитанников и коллег).

Уважаемые педагоги!

 Подумайте над своим имиджем, опираясь на все рекомендации, не забывая, что мы не просто деловые люди, но и люди, работающие не за станком, а с детьми, которые берут с нас пример.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов на тему: «Речевой этикет педагога ДОУ как показатель профессиональной компетенции».

    Культурная речь является обязательным элементом общей культуры  человека.

     Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

     Для   воспитателя  владение    образцовой   речью  – это   показатель  его  профессиональной     подготовленности.  

Этикет-совокупность правил, касающихся внешнего проявления отношения к людям.

      Мы сегодня с вами поговорим о речевом этикете. Речевой этикет является словесным выражением уважительного отношения к людям и проявляется в нашей речи, умении вести беседу.

     Профессионализм педагога предполагает владение нормами и правилами речевого этикета, умение говорить с воспитанниками и их родителями.

     Нужно говорить спокойно, ясно, не повышая голоса (особенно с детьми). За слишком быстрой речью трудно следить, а от слишком медленной речи собеседник становится нетерпелив. Раздражает, когда собеседник постоянно употребляет слова–паразиты, как «вот», «между прочим», «понимаешь». Даже самая содержательная беседа много теряет, если язык собеседника засорен жаргонами, если ударения и произношение режет слух. Бедным выглядит язык, в котором пестрят междометия: «ага», «угу», «ого». Иностранные слова можно употреблять лишь в том случае, когда знаешь правильное их значение и произношение. Лексический запас языка не определяет еще характер разговора. Важны также тон и интонация.

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

Правильность – соответствие  речи  языковым  нормам  (знать  и 

выполнять  правила  литературного   произношения).

Точность –  соответствие  смыслового  содержания  речи   и  информации, которая  лежит  в  ее  основе.

Логичность – выражение  в   смысловых   связях   компонентов  речи  и   отношение   между  частями  и   компонентами  мысли.

Чистота – отсутствие  в  речи  элементов, чуждых   литературному  языку.

Выразительность – особенности  речи, захватывающая  внимание  и  создающая  атмосферу  эмоционального    сопереживания.

Богатство – умение   использовать  все  языковые  единицы   с   целью  оптимального  выражения  информации.

Уместность – учет  специфики  нацеливает  педагога  на  формирование  у  детей  культуры  речевого  поведения (навыков  общения, умение  пользоваться   разнообразными  формулами  речевого  этикета, ориентироваться  на  ситуацию   общения, собеседника  и  др.)

Голос  –  профессиональный  инструмент  воспитателя. И  им  надо  уметь  владеть, беречь  его  от  перегрузок. Неправильное  использование  голосовых  возможностей  может  привести  к  аномалиям   связок. Характерная   ошибка  многих  педагогов  – стараться  перекричать  общий  говор  детей.   В  результате  никто  из  них   не  слышит  друг  друга.  А

«секрет»  для  установления   здоровой  тишины:  разговаривать    с  ребятами  голосом  умеренной  силы, а  иногда  совсем  тихо, а  при  необходимости (как  исключение)  громко, умело  делать  переходы  от  громкого  звучания  к  тихому  и  наоборот. Важно, чтобы  голос  воспитателя  не  звучал   без  нужды, – это  утомляет  и  взрослого, и  детей.

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения. 

      В. Солоухин писал: «А ведь у людей в распоряжении есть еще и улыбка. Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: глаза – смотреть, ноги – ходить, рот – поглощать пищу, – все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому не нужна. Если бы не зеркала, вы ее никогда бы даже не увидели. Улыбка нужна другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно, легко. 

«Основные формы речевого воздействия в ситуации побуждения».

  • Обосновать просьбу, указать причину её возникновения, подчеркнуть необходимость и значимость её выполнения. И всё это сделать кратко. («Мне это нужно, чтобы...», «Вы меня очень выручите, если сделаете...», «Это необходимо, потому что...» и т.д.).
  • Подчеркнуть важность, значительность выполняющего просьбу («Только вы можете мне помочь!», «Я так на вас надеюсь!», «Что бы я без вас делала!» и т.п.) и отметить его любезность, отзывчивость, доброжелательность («Вы всегда мне помогаете!», «Умница, молодец, никогда не отказываетесь выполнить просьбу!»)
  • Выразить предварительную благодарность за согласие исполнить просьбу («Спасибо за то, что согласились мне помочь!», «Буду вам благодарна!», «Заранее спасибо!»)

В повседневной практике встречаются и противоположные ситуации,

предполагающие вежливо отказать в просьбе. 

«Как вежливо отказать?».

  • Отказ должен произноситься спокойным, ровным, доброжелательным тоном, что позволяет избежать обиды или грубости собеседника.
  • Необходимо объяснять причину отказа («Я не могу это сделать, потому что…», «Не могу выполнить просьбу по причине...»).
  • Использование дополнительных смягчающих этикетных формул: извинения, сожаления, обещания выполнить просьбу в другое время, в других условиях и т.п. («Извините, пожалуйста, но я никак не могу…», «К сожалению, не могу…», «Мне очень жаль, но...», «Сожалею, но...», «Завтра обязательно помогу!», «С радостью сделаю это, если...»).

    Речевой этикет устанавливает правила и в конфликтных ситуациях.

Так, всегда ли мы приносим извинения за резкое замечание, ошибочную оценку?
«Как извиниться?»


    Извиниться — значит признать собственную неправоту, попросить прощения у собеседника, выразить сожаление о своём неправильном суждении, грубом высказывании в его адрес и тем самым вернуть расположение адресата, не допустить развития конфликта.
     Глаголы «извините» и «простите» очень близки по смыслу, однако их употребление определяется серьёзностью совершённого поступка. Так, «извините» говорят в ситуациях, когда речь идёт о незначительном проступке (например, вы кого — то задели в транспорте. «Простите» используется в случаях, когда речь идёт о существенном проступке (например, вы оскорбили, публично осмеяли человека).

      Таким образом, речь педагога должна быть образцовой с точки зрения не только норм русского литературного языка, но и необходимых правил речевого этикета. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для педагогов "Развитие профессиональной и коммуникативной компетентности педагогов. Как сохранить душевное равновесие педагога"

В наше непростое время тема сохранения душевного равновесия педагога как никогда актуальна в педагогическом коллективе. Ведь эмоциональное самочувствие взрослого, который находится рядом и помогает ра...

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с дошкольниками.

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педа...

«Профессиональный стандарт педагога. Область применения. Цель применения. Термины и определения применительно к педагогу. Краткое содержание профессионального стандарта педагога.

Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.Стандарт – об...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ: Технология создания «Портфолио педагога» разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС

Задачи  семинара: 1.Показать ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном карьерном росте, т.е. в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории.2. Поз...

Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"

27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...

семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель. Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности. ...