Для педагога
материал
Консультация Речевой этикет
Памятка для педагогов
Консультация Создание имиджа педагога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_dlya_pedagogov.docx | 20.63 КБ |
konsultatsiya_sozdanie_imidzha_pedagoga.docx | 18.21 КБ |
konsultatsiya_rechevoy_etiket.docx | 23.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка для педагогов
«Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ».
Старайтесь:
Иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней. Быть лучше, помня, что совершенствованию нет предела.
Расти профессионально, быть в курсе последних достижений педагогической науки, не останавливаться на достигнутом.
Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции.
Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором.
Прощать, сочувствовать, сопереживать, быть великодушным и снисходительным.
Жить легко, просто и радостно. Видеть во всем позитивное.
Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие — основа вашего здоровья.
Всюду навести порядок и уют, создать оазис доброты, любви и красоты — в душе, в семье, на работе. Прививайте это детям.
Быть добрым и честным. Помните, что добро, сделанное вами, всегда вернется к вам многократно увеличенным.
Помните:
«Терпение — дар Неба».
Обладающий терпением, не унизится до раздражения.
Всегда есть тот, кому нужна ваша помощь, кому труднее, чем вам.
Великая миссия женщины — нести в мир любовь, красоту и гармонию.
Коллектив — это тоже семья. Укрепляйте мир нашей семьи добрыми мыслями, добрыми словами, добрыми делами.
Ваши объяснения должны быть простыми и понятными детям.
Когда ребенок разговаривает с вами, слушайте его внимательно.
- Не скупитесь на похвалу!
Не создавайте конфликтных ситуаций.
Следите за внешностью и поведением.
Ваше отношение к работе, людям, предметам — образец для подражания.
Воспитывая детей, стремитесь:
- Любить ребенка таким, каков он есть!
Уважать в каждом ребенке личность.
Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу.
Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.
Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания.
Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном.
Поощрять стремление ребенка задавать вопросы.
В детском саду запрещается:
- Кричать на детей и наказывать их - нельзя!
Выставлять проступки детей на всеобщее обозрение.
Приходить к детям с плохим настроением.
Обсуждать с родителями поведение чужого ребенка.
Оставлять детей одних.
Унижать ребенка.
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей на тему:
«Создание имиджа педагога».
Уважаемые педагоги!
Что же такое имидж?
Имидж - это представление о человеке, складывающееся на основе его внешнего облика, привычек манеры говорить, менталитета, поступков и т. д.
Он создается широким кругом людей:
- самим человеком;
- специалистом (имиджмейкером);
- средствами массовой информации (известного лица);
- окружающие нас люди.
Хотелось бы рассказать об основных составляющих имиджа:
• внешний облик - отражает самоуважение человека, род его занятий, внутренняя культура и то положение, которое он хотел занимать в обществе.
Как говорится Вам уже в известной поговорке: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Поэтому важно продумать костюм и обувь, прическу и косметические средства, украшения и дополнительные атрибуты, которые сразу бросаются в глаза.
• Соблюдение гигиенических требований (ежедневный душ, дезодорант от пота, чистые волосы, ногти и т. д., наличие носового платка).
• Продуманное использование вербальных и невербальных средств общения(слова, жесты, позы; как стоим, сидим, ходим).
• Соответствие вашего образа профессии, занятию.
• В основе имиджа всегда находится внутреннее Я человека.
Создавая себя, руководствуйтесь словами Астрова из пьесы А. П. Чехова «Дядя Ваня»: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Внешний облик педагога должен располагать к себе детей и взрослых (отражать и любовь и заботу о воспитанниках, богатый внутренний мир; дети учатся у взрослых людей и прежде всего у воспитателя, правильно одеваться) Советы работающим женщинам.
1. В своем гардеробе лучше иметь немного дорогих вещей, чем много дешевых. Предпочтительнее жакет с юбкой или платье с длинными рукавами с жакетом. Брюки универсального покроя, однотонные и не ярких тонов.
2. Никогда не появляться на работе в ультрамодной одежде. Одеваться по моде, но так чтобы это не бросалось в глаза.
3. Не подчеркивать свою привлекательность. Лучше демонстрируйте ум, профессиональные навыки и способности, которые более важны в деловых отношениях.
4. В гардеробе деловой женщины обязательны: жакет нейтральных тонов, красивый кардиган, две юбки, брюки классического покроя, четыре блузки, 2 пары туфель, как минимум.
5. Большую роль играет искренняя улыбка, обращение к людям по имени, умение слушать – значит слышать, понимать, участливо реагировать…
6. Соблюдение речевого этикета для педагога – важнейшее профессиональное требование.
Профессиональная речь должна быть правильной, литературной, лишенной сленговых слов и выражений (ребенок впитывает речь, чувствует правдивость и особенно лицемерное слово).
7. Педагог должен знать и учитывать зону общения (находиться на расстоянии не менее 50 см от воспитанников и коллег).
Уважаемые педагоги!
Подумайте над своим имиджем, опираясь на все рекомендации, не забывая, что мы не просто деловые люди, но и люди, работающие не за станком, а с детьми, которые берут с нас пример.
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов на тему: «Речевой этикет педагога ДОУ как показатель профессиональной компетенции».
Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека.
Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.
Для воспитателя владение образцовой речью – это показатель его профессиональной подготовленности.
Этикет-совокупность правил, касающихся внешнего проявления отношения к людям.
Мы сегодня с вами поговорим о речевом этикете. Речевой этикет является словесным выражением уважительного отношения к людям и проявляется в нашей речи, умении вести беседу.
Профессионализм педагога предполагает владение нормами и правилами речевого этикета, умение говорить с воспитанниками и их родителями.
Нужно говорить спокойно, ясно, не повышая голоса (особенно с детьми). За слишком быстрой речью трудно следить, а от слишком медленной речи собеседник становится нетерпелив. Раздражает, когда собеседник постоянно употребляет слова–паразиты, как «вот», «между прочим», «понимаешь». Даже самая содержательная беседа много теряет, если язык собеседника засорен жаргонами, если ударения и произношение режет слух. Бедным выглядит язык, в котором пестрят междометия: «ага», «угу», «ого». Иностранные слова можно употреблять лишь в том случае, когда знаешь правильное их значение и произношение. Лексический запас языка не определяет еще характер разговора. Важны также тон и интонация.
Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:
Правильность – соответствие речи языковым нормам (знать и
выполнять правила литературного произношения).
Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.
Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношение между частями и компонентами мысли.
Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.
Выразительность – особенности речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания.
Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации.
Уместность – учет специфики нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умение пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.)
Голос – профессиональный инструмент воспитателя. И им надо уметь владеть, беречь его от перегрузок. Неправильное использование голосовых возможностей может привести к аномалиям связок. Характерная ошибка многих педагогов – стараться перекричать общий говор детей. В результате никто из них не слышит друг друга. А
«секрет» для установления здоровой тишины: разговаривать с ребятами голосом умеренной силы, а иногда совсем тихо, а при необходимости (как исключение) громко, умело делать переходы от громкого звучания к тихому и наоборот. Важно, чтобы голос воспитателя не звучал без нужды, – это утомляет и взрослого, и детей.
К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения.
В. Солоухин писал: «А ведь у людей в распоряжении есть еще и улыбка. Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: глаза – смотреть, ноги – ходить, рот – поглощать пищу, – все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому не нужна. Если бы не зеркала, вы ее никогда бы даже не увидели. Улыбка нужна другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно, легко.
«Основные формы речевого воздействия в ситуации побуждения».
- Обосновать просьбу, указать причину её возникновения, подчеркнуть необходимость и значимость её выполнения. И всё это сделать кратко. («Мне это нужно, чтобы...», «Вы меня очень выручите, если сделаете...», «Это необходимо, потому что...» и т.д.).
- Подчеркнуть важность, значительность выполняющего просьбу («Только вы можете мне помочь!», «Я так на вас надеюсь!», «Что бы я без вас делала!» и т.п.) и отметить его любезность, отзывчивость, доброжелательность («Вы всегда мне помогаете!», «Умница, молодец, никогда не отказываетесь выполнить просьбу!»)
- Выразить предварительную благодарность за согласие исполнить просьбу («Спасибо за то, что согласились мне помочь!», «Буду вам благодарна!», «Заранее спасибо!»)
В повседневной практике встречаются и противоположные ситуации,
предполагающие вежливо отказать в просьбе.
«Как вежливо отказать?».
- Отказ должен произноситься спокойным, ровным, доброжелательным тоном, что позволяет избежать обиды или грубости собеседника.
- Необходимо объяснять причину отказа («Я не могу это сделать, потому что…», «Не могу выполнить просьбу по причине...»).
- Использование дополнительных смягчающих этикетных формул: извинения, сожаления, обещания выполнить просьбу в другое время, в других условиях и т.п. («Извините, пожалуйста, но я никак не могу…», «К сожалению, не могу…», «Мне очень жаль, но...», «Сожалею, но...», «Завтра обязательно помогу!», «С радостью сделаю это, если...»).
Речевой этикет устанавливает правила и в конфликтных ситуациях.
Так, всегда ли мы приносим извинения за резкое замечание, ошибочную оценку?
«Как извиниться?»
Извиниться — значит признать собственную неправоту, попросить прощения у собеседника, выразить сожаление о своём неправильном суждении, грубом высказывании в его адрес и тем самым вернуть расположение адресата, не допустить развития конфликта.
Глаголы «извините» и «простите» очень близки по смыслу, однако их употребление определяется серьёзностью совершённого поступка. Так, «извините» говорят в ситуациях, когда речь идёт о незначительном проступке (например, вы кого — то задели в транспорте. «Простите» используется в случаях, когда речь идёт о существенном проступке (например, вы оскорбили, публично осмеяли человека).
Таким образом, речь педагога должна быть образцовой с точки зрения не только норм русского литературного языка, но и необходимых правил речевого этикета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практикум для педагогов "Развитие профессиональной и коммуникативной компетентности педагогов. Как сохранить душевное равновесие педагога"
В наше непростое время тема сохранения душевного равновесия педагога как никогда актуальна в педагогическом коллективе. Ведь эмоциональное самочувствие взрослого, который находится рядом и помогает ра...
Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с дошкольниками.
Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педа...
«Профессиональный стандарт педагога. Область применения. Цель применения. Термины и определения применительно к педагогу. Краткое содержание профессионального стандарта педагога.
Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.Стандарт – об...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ: Технология создания «Портфолио педагога» разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС
Задачи семинара: 1.Показать ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном карьерном росте, т.е. в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории.2. Поз...
Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"
27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...
семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
Цель. Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности. ...