Методическое пособие «Дорожные знаки изучаем – правила не нарушаем» по обучению правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
методическая разработка (старшая группа)

Вишнякова Людмила Александровна

Данное методическое пособие «Дорожные знаки изучаем – правила не нарушаем» ориентировано на обучение детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ правилам дорожной безопасности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx161.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №40 комбинированного вида»


 Методическое пособие

«Дорожные знаки изучаем – правила не нарушаем»

по обучению правилам дорожного

движения для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ


Авторы:
Вишнякова Людмила Александровна

Запорожцева Елена Владимировна

г. Петропавловск-Камчатский

 2020

Пояснительная записка.

Данное методическое пособие «Дорожные знаки изучаем – правила не нарушаем» ориентировано на обучение детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ правилам дорожной безопасности.

Актуальность разработки данного пособия продиктовано тем, что у воспитанников группы компенсирующей направленности наблюдается незрелость форм поведения, недостатки целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, нарушенной работоспособности. Это не позволяет им в полном объёме усваивать материал по правилам дорожного движения, включённый в ООП

Набор дидактического материала учитывает психофизические особенности детей с ОВЗ:

  • Трудности в восприятии форм и содержания дорожных знаков;
  • Неспособность правильно оценивать обстановку;
  • Специфичность восприятия дорожной ситуации и реакции на приближающийся автомобиль;
  • Не согласовывают свои действия с другими участниками процесса;
  • Потребность в движении преобладает над осторожностью;
  • Непостоянство и быстрое истощение нервной системы;
  • Быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение;
  • Влияние окружающей среды на состояние ребёнка (самочувствие, настроение).

Дидактическое пособие «Дорожные знаки изучаем – правила не нарушаем» представляет собой интерактивную тематическую коробку, состоящую из трёх игр по теме «Дорожные знаки».

Следует отметить, что материалы, представленные в данном пособии можно использовать при организованной образовательной деятельности и самостоятельных играх.

ЦЕЛЬ:

Формировать осознанное отношение к соблюдению правил дорожного движения, продолжать знакомить с дорожными знаками.

        ЗАДАЧИ:

  • Создание необходимых условий для обеспечения образовательного процесса в области безопасного дорожного движения.
  • Учить различать и называть дорожные знаки, закреплять знания детей о правилах дорожного движения.
  • Формировать навыки безопасного поведения на дорогах.
  • Обучение основам транспортной культуры.

Методическая ценность:

  • Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых и кейс технологий.

  • Способствует обогащению самостоятельного игрового опыта детей. Развивает все компоненты детской игры: обогащение игровых действий, тематики и сюжетов игр, умении вести ролевой диалог, создавать ролевую обстановку, действовать в реальной и воображаемой игровой ситуации.

  • Способствует развитию мышления ребенка, стимулирует психические процессы и развивает творческую активность, создает условия для дальнейшего развития самостоятельно сюжетно-ролевой игры, ролевого игрового поведения взаимодействия. Что помогает детям с ОВЗ усваивать правила дорожного движения, их смысл и опасность несоблюдения.


Преимущества пособия:  

  • Дидактическая ценность - игровые средства используются как средство обучения ребенка.
  • Трансформируемость - возможность изменений предметно пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов детей.
  • Вариативность - наличие различных заданий и игр для деятельности детей и уединения, периодическая сменяемость материалов, стимулирующих разнообразную детскую активность.
  • Возможность применения индивидуально и несколькими участниками в непосредственной образовательной деятельности и самостоятельной игровой деятельности (обеспечивает дифференцированное обучение по усвоению правил дорожного движения).
  • Участие педагога как играющего партнёра.

Описание

Пособие

 «Дорожные знаки изучаем – правила не нарушаем»

Несколько кругов, напоминающих часы с одной стрелкой, где вместо цифр изображения с дорожными знаками.

C:\Users\user\Desktop\ПДД конкурс\паспорт пособия ПДД\фотооотчёт ПДД\20200120_124409.jpg

Знаки дорожного движения на прищепках, сюжетные картинки.

Элементы дорожного полотна разной конфигурации.

C:\Users\user\Desktop\паспорт пособия ПДД\фотооотчёт ПДД\20200120_124152.jpg

Прищепки, дорожные знаки

Машинки, конструктор, небольшие игрушки, подходящие для игр в «Дорожное движение»

   C:\Users\user\Desktop\паспорт пособия ПДД\фотооотчёт ПДД\20200120_124237.jpg

             Начальные навыки необходимые при работе с пособием.

Для педагогов: Точные знания о правилах дорожного движения и дорожных знаках; знания об особенностях формирования и усвоения знаний о безопасном поведении на дороге и дорожных знаках у детей с ОВЗ.

Для детей: Знания основных цветов, геометрические плоскостные фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат). Умение определять положение предметов в пространстве по отношению к себе, умение определять величину предметов.

 Знания о родном городе и элементарных правилах поведения.

Навыки общения со взрослыми и сверстниками. Умение выстраивать игровые отношения, стремиться к игровому взаимодействию со сверстниками, ориентируясь на несложные правила.

Содержание образовательной деятельности.

Игровая деятельность

  • Самостоятельные игры на тему «Дорожное движение».
  • Дидактические игры

«Покажи дорожный знак»C:\Users\user\Desktop\паспорт пособия ПДД\фотооотчёт ПДД\20200120_124409.jpg

«Какой знак здесь нужен?»

«Дорожный конструктор»,C:\Users\user\Desktop\паспорт пособия ПДД\фотооотчёт ПДД\20200120_124152.jpgC:\Users\user\Desktop\паспорт пособия ПДД\фотооотчёт ПДД\20200120_124237.jpg

Конструирование

Остановка автобуса, надземный переход, гостиницы, детская площадка и другие постройки, которые соответствуют дорожным знакам.

Познавательно-исследовательская

деятельность

Какие бывают дороги, по каким дорогам легче поедет машина, есть ли дорожное движение в лесу.

Двигательная

деятельность

«Движение по сигналу», «Кто быстрее проедет, не нарушая правила?», «Где чей гараж?»

Изобразительная

 деятельность

Рисование (аппликация) дорог разной конфигурации, рисование (аппликация) дорожных знаков. 

Коммуникативная

деятельность

Общение друг с другом, умение вести ситуативный диалог об игре, о правилах движения.

Данное пособие объединяет все образовательные области и формирует не только предметные, но и метапредметные связи.

Планируемые результаты.

Социально-коммуникативное развитие.

  • Ребёнок владеет основными правилами поведения на дороге.
  • Ребёнок проявляет внимание к сверстникам, способен сотрудничать с другими, взаимодействовать в различных игровых ситуациях.
  • Ребёнок способен к регуляции своего поведения, воспринимать дорожной ситуацию, действовать в соответствии с правилами дорожного движения.

Физическое развитие.

  • Ребенок знает и подчиняется правилам.
  • Способен к принятию собственных решений исходя из «дорожной» ситуации, опираясь на свои знания и умения.

Познавательное развитие.

  • Ребёнок устанавливает простейшие причинно-следственные связи: нельзя переходить дорогу на красный свет светофора – можно попасть под машину.
  • У ребёнка сформированы пространственные представления: повороты на дороге налево/направо / прямо.
  • Ребёнок выделяет существенные признаки и оперирует ими: длинная ровная дорога, короткая узкая. Называет части дороги, знакомые дорожные знаки
  • Ребенок проявляет стремление к получению знаний о дорожном движении, осознаёт важность знания правил безопасного поведения на дороге.

Речевое развитие.

  • Ребёнок использует речь для выражения своих мыслей, желаний, вступает со сверстниками в ситуативный разговор о содержании игр, о нарушении дорожных правил.
  • Ребёнок владеет словарным запасом, связанным с правилами дорожного движения. Называет части дороги, знакомые дорожные знаки.

Художественно-эстетическое развитие.

  • Ребенок умеет конструировать из разного материала постройки соответствующие знакам дорожного движения – стоянка, больница, школа, заправочная станция и т. д.
  • У ребенка развит интерес и умения делать атрибуты к играм по правилам дорожного движения (рисование, лепка, аппликация).

Возможность использования дифференцированного обучения правилам дорожного движения.

При знакомстве дошкольников с ОВЗ с правилами и знаками дорожного движения дифференцированный подход реализуется в разумной дифференциации заданий, постановок перед детьми посильных задач, где посильность и легкость не тождественные понятия. Это посильные задания и упражнения, предлагаемые с учётом уровня знаний, умений и навыков дошкольников и предполагающие последовательное усложнение познавательных задач.

К каждому ребенку требования предъявляются с учётом его актуального уровня развития, зоны ближайшего развития и нейропсихологического развития.

Приложение.  Примеры дидактических игр.

Содержание и примеры (варианты) использования материалов пособия.

Дидактическая игра

 «Покажи дорожный знак».

ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей о дорожных знаках, их назначении и значении.

ОБОРУДОВАНИЕ: Несколько кругов, напоминающих часы с одной стрелкой, где вместо цифр изображения с дорожными знаками. C:\Users\user\Desktop\паспорт пособия ПДД\фотооотчёт ПДД\20200120_124409.jpg

ХОД: Педагог или ребёнок, выбранный ведущим, называет знак, на который нужно перевести стрелку. Ведущий может также специально попросить показать знак, которого нет на «часах».

Вариант для детей, справляющихся заданием на слух: Ведущий описывает знак. Например: «Покажи знак, который можно увидеть возле стоянки автомобилей».

Если у ребенка/детей нарушения слухового восприятия, тогда воспитатель показывает знак, называет его и просит найти на круге такой же.

Вариант: нарисовать такой же знак, на который показывает стрелочка способствует закреплению форм и содержания дорожных знаков.

Дидактическая игра «Какой знак здесь нужен?»

   

ЦЕЛЬ: Учить детей подбирать дорожный знак в соответствии с ситуацией на картинке.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Знаки дорожного движения на прищепках, сюжетные картинки

ХОД: Ведущий предлагает «поставить» (прицепить) знак, подходящий для той или иной ситуации на картинке.

Вариант. «Путаница». Налетел ветер и переставил знаки. Помоги расставить знаки правильно.

Дидактическая игра «Дорожный конструктор»

ЦЕЛЬ: Формировать желание организовывать сюжетные игры. Учить развивать сюжет основе знаний о правилах дорожного движения.

ОБОРУДОВАНИЕ: Элементы дорожного полотна разной конфигурации, прищепки, дорожные знаки, машинки, конструктор.

C:\Users\user\Desktop\паспорт пособия ПДД\фотооотчёт ПДД\20200120_124152.jpgC:\Users\user\Desktop\паспорт пособия ПДД\фотооотчёт ПДД\20200120_124237.jpg

 *Игра может дополняться различным оборудованием: светофорами, машинками разного размера, небольшими игрушками, конструктором разного вида.

               

ХОД: Предложить детям самостоятельно построить дорогу и здания рядом. Определить какие дорожные знаки нужно поставить (дорожные знаки дети делают из прищепок и картинок).

C:\Users\user\Desktop\паспорт пособия ПДД\фотооотчёт ПДД\20200120_105726.jpg

Вариант: Сначала поставить дорожные знаки, а потом соответствующие постройки.

* Вовремя самостоятельной игры следует разбирать возникшие ситуации:

- Почему все машины едут в одну сторону?

- Как получилась авария?

- Кого нужно вызывать при аварии?

- Почему после кольцевой дороги вы построили перекрёсток? и т. д.

                                                             

Порядок и варианты игр можно изменять и дополнять в зависимости от образовательных задач и интереса детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие в страну спутанных дорожных знаков»

формировать знания детей о безопасном поведении  на дороге. расширить представление детей о дорожных знаках и их назначении;- воспитывать культуру поведения в общественном транспорте,...

Сценарий КВН по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста «Правила дорожные всем детям знать положено!»

Данный материал  может быть использован при закреплении   правил дорожного движения среди детей  старшего дошкольного возраста....

Сценарий КВН по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста "Правила дорожные всем детям знать положено"

Цель данного развлечения;  закрепить  правила дорожного движения среди детей дошкольного возраста с целью предупреждения дорожно - транспортного травматизма;развивать логику, внимание, ...

КВН по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста в детском саду "Изучайте правила дорожного движения!"

Данное мероприятие было предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Представлено в виде комплекса разнообразных заданий, направленных на знание правил дорожного движения. Можно использовать...

Развлечение по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста «Неразбериха в городе Дорожных знаков»

Развлечение по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста «Неразбериха в городе Дорожных знаков» Цель: Закрепить правила безопасного поведения на улицах город...

Спортивная эстафета по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки дорожных знаков»

Спортивные состязания "Знатоки дорожных знаков" для детей старшего дошкольного возраста...

Развлечение по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста «Неразбериха в городе Дорожных знаков»

Развлечение по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста «Неразбериха в городе Дорожных знаков»...