Методическое пособие «Дорожные знаки изучаем – правила не нарушаем» по обучению правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
методическая разработка (старшая группа)
Данное методическое пособие «Дорожные знаки изучаем – правила не нарушаем» ориентировано на обучение детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ правилам дорожной безопасности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 161.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №40 комбинированного вида»
Методическое пособие
«Дорожные знаки изучаем – правила не нарушаем»
по обучению правилам дорожного
движения для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
Авторы:
Вишнякова Людмила Александровна
Запорожцева Елена Владимировна
г. Петропавловск-Камчатский
2020
Пояснительная записка.
Данное методическое пособие «Дорожные знаки изучаем – правила не нарушаем» ориентировано на обучение детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ правилам дорожной безопасности.
Актуальность разработки данного пособия продиктовано тем, что у воспитанников группы компенсирующей направленности наблюдается незрелость форм поведения, недостатки целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, нарушенной работоспособности. Это не позволяет им в полном объёме усваивать материал по правилам дорожного движения, включённый в ООП
Набор дидактического материала учитывает психофизические особенности детей с ОВЗ:
- Трудности в восприятии форм и содержания дорожных знаков;
- Неспособность правильно оценивать обстановку;
- Специфичность восприятия дорожной ситуации и реакции на приближающийся автомобиль;
- Не согласовывают свои действия с другими участниками процесса;
- Потребность в движении преобладает над осторожностью;
- Непостоянство и быстрое истощение нервной системы;
- Быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение;
- Влияние окружающей среды на состояние ребёнка (самочувствие, настроение).
Дидактическое пособие «Дорожные знаки изучаем – правила не нарушаем» представляет собой интерактивную тематическую коробку, состоящую из трёх игр по теме «Дорожные знаки».
Следует отметить, что материалы, представленные в данном пособии можно использовать при организованной образовательной деятельности и самостоятельных играх.
ЦЕЛЬ:
Формировать осознанное отношение к соблюдению правил дорожного движения, продолжать знакомить с дорожными знаками.
ЗАДАЧИ:
- Создание необходимых условий для обеспечения образовательного процесса в области безопасного дорожного движения.
- Учить различать и называть дорожные знаки, закреплять знания детей о правилах дорожного движения.
- Формировать навыки безопасного поведения на дорогах.
- Обучение основам транспортной культуры.
Методическая ценность:
- Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых и кейс технологий.
- Способствует обогащению самостоятельного игрового опыта детей. Развивает все компоненты детской игры: обогащение игровых действий, тематики и сюжетов игр, умении вести ролевой диалог, создавать ролевую обстановку, действовать в реальной и воображаемой игровой ситуации.
- Способствует развитию мышления ребенка, стимулирует психические процессы и развивает творческую активность, создает условия для дальнейшего развития самостоятельно сюжетно-ролевой игры, ролевого игрового поведения взаимодействия. Что помогает детям с ОВЗ усваивать правила дорожного движения, их смысл и опасность несоблюдения.
Преимущества пособия:
- Дидактическая ценность - игровые средства используются как средство обучения ребенка.
- Трансформируемость - возможность изменений предметно пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов детей.
- Вариативность - наличие различных заданий и игр для деятельности детей и уединения, периодическая сменяемость материалов, стимулирующих разнообразную детскую активность.
- Возможность применения индивидуально и несколькими участниками в непосредственной образовательной деятельности и самостоятельной игровой деятельности (обеспечивает дифференцированное обучение по усвоению правил дорожного движения).
- Участие педагога как играющего партнёра.
Описание
Пособие «Дорожные знаки изучаем – правила не нарушаем» | |
Несколько кругов, напоминающих часы с одной стрелкой, где вместо цифр изображения с дорожными знаками. | |
Знаки дорожного движения на прищепках, сюжетные картинки. | |
Элементы дорожного полотна разной конфигурации. | |
Прищепки, дорожные знаки | |
Машинки, конструктор, небольшие игрушки, подходящие для игр в «Дорожное движение» |
|
Начальные навыки необходимые при работе с пособием.
Для педагогов: Точные знания о правилах дорожного движения и дорожных знаках; знания об особенностях формирования и усвоения знаний о безопасном поведении на дороге и дорожных знаках у детей с ОВЗ.
Для детей: Знания основных цветов, геометрические плоскостные фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат). Умение определять положение предметов в пространстве по отношению к себе, умение определять величину предметов.
Знания о родном городе и элементарных правилах поведения.
Навыки общения со взрослыми и сверстниками. Умение выстраивать игровые отношения, стремиться к игровому взаимодействию со сверстниками, ориентируясь на несложные правила.
Содержание образовательной деятельности.
Игровая деятельность |
«Покажи дорожный знак» «Какой знак здесь нужен?» «Дорожный конструктор», |
Конструирование | Остановка автобуса, надземный переход, гостиницы, детская площадка и другие постройки, которые соответствуют дорожным знакам. |
Познавательно-исследовательская деятельность | Какие бывают дороги, по каким дорогам легче поедет машина, есть ли дорожное движение в лесу. |
Двигательная деятельность | «Движение по сигналу», «Кто быстрее проедет, не нарушая правила?», «Где чей гараж?» |
Изобразительная деятельность | Рисование (аппликация) дорог разной конфигурации, рисование (аппликация) дорожных знаков. |
Коммуникативная деятельность | Общение друг с другом, умение вести ситуативный диалог об игре, о правилах движения. |
Данное пособие объединяет все образовательные области и формирует не только предметные, но и метапредметные связи.
Планируемые результаты.
Социально-коммуникативное развитие.
- Ребёнок владеет основными правилами поведения на дороге.
- Ребёнок проявляет внимание к сверстникам, способен сотрудничать с другими, взаимодействовать в различных игровых ситуациях.
- Ребёнок способен к регуляции своего поведения, воспринимать дорожной ситуацию, действовать в соответствии с правилами дорожного движения.
Физическое развитие.
- Ребенок знает и подчиняется правилам.
- Способен к принятию собственных решений исходя из «дорожной» ситуации, опираясь на свои знания и умения.
Познавательное развитие.
- Ребёнок устанавливает простейшие причинно-следственные связи: нельзя переходить дорогу на красный свет светофора – можно попасть под машину.
- У ребёнка сформированы пространственные представления: повороты на дороге налево/направо / прямо.
- Ребёнок выделяет существенные признаки и оперирует ими: длинная ровная дорога, короткая узкая. Называет части дороги, знакомые дорожные знаки
- Ребенок проявляет стремление к получению знаний о дорожном движении, осознаёт важность знания правил безопасного поведения на дороге.
Речевое развитие.
- Ребёнок использует речь для выражения своих мыслей, желаний, вступает со сверстниками в ситуативный разговор о содержании игр, о нарушении дорожных правил.
- Ребёнок владеет словарным запасом, связанным с правилами дорожного движения. Называет части дороги, знакомые дорожные знаки.
Художественно-эстетическое развитие.
- Ребенок умеет конструировать из разного материала постройки соответствующие знакам дорожного движения – стоянка, больница, школа, заправочная станция и т. д.
- У ребенка развит интерес и умения делать атрибуты к играм по правилам дорожного движения (рисование, лепка, аппликация).
Возможность использования дифференцированного обучения правилам дорожного движения.
При знакомстве дошкольников с ОВЗ с правилами и знаками дорожного движения дифференцированный подход реализуется в разумной дифференциации заданий, постановок перед детьми посильных задач, где посильность и легкость не тождественные понятия. Это посильные задания и упражнения, предлагаемые с учётом уровня знаний, умений и навыков дошкольников и предполагающие последовательное усложнение познавательных задач.
К каждому ребенку требования предъявляются с учётом его актуального уровня развития, зоны ближайшего развития и нейропсихологического развития.
Приложение. Примеры дидактических игр.
Содержание и примеры (варианты) использования материалов пособия.
Дидактическая игра «Покажи дорожный знак». | ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей о дорожных знаках, их назначении и значении. ОБОРУДОВАНИЕ: Несколько кругов, напоминающих часы с одной стрелкой, где вместо цифр изображения с дорожными знаками. ХОД: Педагог или ребёнок, выбранный ведущим, называет знак, на который нужно перевести стрелку. Ведущий может также специально попросить показать знак, которого нет на «часах». Вариант для детей, справляющихся заданием на слух: Ведущий описывает знак. Например: «Покажи знак, который можно увидеть возле стоянки автомобилей». Если у ребенка/детей нарушения слухового восприятия, тогда воспитатель показывает знак, называет его и просит найти на круге такой же. Вариант: нарисовать такой же знак, на который показывает стрелочка способствует закреплению форм и содержания дорожных знаков. |
Дидактическая игра «Какой знак здесь нужен?» |
ЦЕЛЬ: Учить детей подбирать дорожный знак в соответствии с ситуацией на картинке. ОБОРУДОВАНИЕ: Знаки дорожного движения на прищепках, сюжетные картинки ХОД: Ведущий предлагает «поставить» (прицепить) знак, подходящий для той или иной ситуации на картинке. Вариант. «Путаница». Налетел ветер и переставил знаки. Помоги расставить знаки правильно. |
Дидактическая игра «Дорожный конструктор» | ЦЕЛЬ: Формировать желание организовывать сюжетные игры. Учить развивать сюжет основе знаний о правилах дорожного движения. ОБОРУДОВАНИЕ: Элементы дорожного полотна разной конфигурации, прищепки, дорожные знаки, машинки, конструктор. *Игра может дополняться различным оборудованием: светофорами, машинками разного размера, небольшими игрушками, конструктором разного вида.
ХОД: Предложить детям самостоятельно построить дорогу и здания рядом. Определить какие дорожные знаки нужно поставить (дорожные знаки дети делают из прищепок и картинок). Вариант: Сначала поставить дорожные знаки, а потом соответствующие постройки. * Вовремя самостоятельной игры следует разбирать возникшие ситуации: - Почему все машины едут в одну сторону? - Как получилась авария? - Кого нужно вызывать при аварии? - Почему после кольцевой дороги вы построили перекрёсток? и т. д. |
Порядок и варианты игр можно изменять и дополнять в зависимости от образовательных задач и интереса детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/01/picture-602215-1425224194.jpg)
Конспект по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие в страну спутанных дорожных знаков»
формировать знания детей о безопасном поведении на дороге. расширить представление детей о дорожных знаках и их назначении;- воспитывать культуру поведения в общественном транспорте,...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/16/picture-1195299-1576497049.jpg)
КВН по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста в детском саду "Изучайте правила дорожного движения!"
Данное мероприятие было предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Представлено в виде комплекса разнообразных заданий, направленных на знание правил дорожного движения. Можно использовать...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/20/picture-759055-1455988165.jpg)
Развлечение по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста «Неразбериха в городе Дорожных знаков»
Развлечение по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста «Неразбериха в городе Дорожных знаков» Цель: Закрепить правила безопасного поведения на улицах город...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/04/picture-86553-1557000391.jpg)
Спортивная эстафета по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки дорожных знаков»
Спортивные состязания "Знатоки дорожных знаков" для детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/17/picture-1256959-1692303652.jpg)
Развлечение по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста «Неразбериха в городе Дорожных знаков»
Развлечение по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста «Неразбериха в городе Дорожных знаков»...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/09/picture-355297-1710005544.jpg)
Квест-игра по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки правил дорожного движения!»
для детей 5-6 лет...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/17/picture-925459-1495013952.jpg)
Развлечение по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста "Баба яга, учит дорожные знаки"
Развлечение по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста «Баба яга, учит дорожные знаки»Цель: Расширение умения детей соблюдать и выполнять правила дорожного движ...