Диагностика уровня развития мелкой моторики рук.
учебно-методический материал

Спицина Екатерина Ивановна

Изучив большое колличество теоретического материала, я пришла к выводу, что общей диагностики по мелкой моторики нет, есть отдельные элеенты. Опираясь на работы  Л. А. Венгера, А. Р. Лурия, Е. А. Смирновой, Н. Е. Вераксы, мною был подобран комплекс упражнений, на выявление уровня развития мелкой оторики у младших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_urovnya_razvitiya_melkoy_motoriki_ruk.docx22.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Калачевская средняя общеобразовательная школа»

Дошкольное отделение

Диагностика уровня развития мелкой моторики рук младших дошкольников.

Составила:

Воспитатель

Спицина Екатерина Ивановна

Прокопьевский район, 2019г

Изучение мелкой моторики пальцев рук – важная задача психолого-педагогической и коррекционно-развивающей работы. Здесь первостепенную роль играет диагностическое обследование как средство исследования педагогом мелкой моторики.

Цель диагностики: выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук.

Задания для диагностики состоят из нескольких блоков:

  • блок 1: определение уровня точности выполнения движений пальцами;
  • Блок 2: тактильные ощущения;
  • блок 3: упражнения на координацию движений;
  • блок 4: работа с бумагой;
  • блок 5: обследование щепоти;
  • блок 6: графические упражнения;
  • блок 7: сила тонуса;

Инструкция к проведению обследования: педагог даёт образец выполнения каждого упражнения. При первом выполнении упражнений педагог может помочь ребёнку, далее ребёнок действует самостоятельно за что педагог выставляет соответствующий бал.

Блок 1. Определение уровня точности выполнения движений пальцами.

Педагог показывает фигуры из пальцев, а ребенку нужно повторить эти фигуры:

«Коза» (два пальца – указательный и мизинец вытянуты вверх, а большой палец удерживает средний и безымянный около ладони).

«Заяц» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони).

«Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный,

расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).

«Игра на рояле» (поочередное постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца, правой рукой, затем левой рукой).

«Солдатики» (поочерёдный показ пальцев).

«Кольцо» (поочерёдное соединение большого пальца с остальными пальцами: большим и указательным; большим и средним; большим и безымянным; большим и мизинцем.

«Три богатыря» - поднять вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединить вместе; большой палец удерживает мизинец на ладони (под счёт до 8).

Ребёнок должен удерживать три пальца вместе в напряжённом состоянии.

Недостаточная амплитуда движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отведены не в полном объеме.

Достаточная амплитуда движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отведены в полном объеме. «Колечки»

Рекомендуется повторить 3 раза, слегка убыстряя темп движений.

Точность выполнения движений пальцами считается достаточной, если ребенок соединяет пальцы колечками ловко, не сбиваясь, не нарушая последовательности.

Точность выполнения движений пальцами считается недостаточной при нарушении точности, ловкости, последовательности соединения пальцев в колечки.

Блок 2. Тактильные ощущения.

Обследование проводится в форме игры «Чудесный мешочек».

Цель: выявить, насколько у ребёнка развиты навыки планомерного исследования предмета, умение анализировать ощущения и т.д.

  1. «Узнавание качества предметов».

Ребёнку предлагается нащупать в мешочке и показать разные по качеству предметы: деревянный, резиновый, пластмассовый.

Инструкция педагога: «Отпусти руку в мешочек, потрогай лежащие там предметы и достань любой деревянный предмет (предмет, сделанный из дерева)».

2. «Узнавание формы предмета».

Ребёнку предлагается нащупать в мешочке и показать круг (квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, кубик, кирпичик и т.д.).

Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там фигуры и достань кружок (круг)».

3. «Узнавание предмета».

Ребёнку предлагается нащупать в мешочке и показать хорошо знакомые предметы, например: карандаш, расчёску, ложку, куклу, конфету (3-5 штук).

Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там предметы и достань карандаш».

Блок 3. Упражнения на координацию движений и переключаемости движений пальцев рук.

1. «Ладонь, кулак, ребро».

Цель: определение уровня переключаемости движений пальцев доминантной руки.

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга (распрямленная ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная). Ребёнок выполняет пробу вместе с педагогом. Когда ребёнок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под

счет 1, 2, 3. Проба выполняется сначала правой рукой, затем — левой, затем — двумя руками вместе.

2.«Катание шарика».

Ребёнок по указанию педагога как бы катает шарик в ладонях.

3.«Зайчик».

Одновременно вытянуть указательный и средний палец правой руки, остальные пальцы собраны в щепоть, потом левой, затем одновременно.

4.«Игра на рояле»

Ребенку предлагается поиграть на воображаемом рояле.

Переключаемость оценивается как достаточная при безошибочном выполнении команд тестирующего.

Переключаемость считается недостаточно сформированной при нарушении переключаемости движений руки, когда характер действия тестируемого не соответствует командам тестирующего.

Блок 4. Работа с бумагой.

1.«Вырезание ножницами».

Цель: выявить, как быстро происходит смена напряжения и расслабления мелкой мускулатуры руки ребёнка.

Педагог предлагает детям разрезать лист бумаги по прямой линии. Если справился, то усложняется - предлагается вырезать эти фигуры по контуру.

2.«Сгибание листа пополам» (выявляем содружество обеих рук в работе).

Ребенку предлагается сложить прямоугольный лист бумаги пополам.

3.Обрывание листа бумаги

Педагог предлагает детям оборвать лист бумаги по прямой линии.

 Блок 5. Обследование щепоти

Цель: исследовать согласованность в действиях пальцев щепоти, ловкость, переключаемость движений.

Обследуется щепоть (большой, указательный и средний пальцы, соединённые вместе) ведущей руки: у правшей – правой руки, у левшей – левой.

 1. «Захват карандаша».

Педагог предлагает ребёнку на листе бумаги в разных местах нарисовать палочки разной длины (не менее 10). Фиксирует, как ребёнок удерживает карандаш. При необходимости показывает правильное положение щепоти.

Анализируя выполнение задания, педагог обращает внимание на следующее:

как ребёнок держит карандаш; в какой руке держит карандаш; как начинает чертить (линия нарисована с нажимом, тонкая, ломаная, прерывистая и пр.); как заканчивает линию.

 2. «Посолим суп».

Педагог предлагает посолить воображаемый суп. Во время выполнения задания следит, чтобы ребёнок производил движения медленно, как бы растирая комочек соли.

3. «Катание шарика».

Инструкция к проведению: Ребёнок, некрепко зажав щепотью пластмассовый или деревянный шарик (диаметром 15 мм), начинает катать его по часовой стрелке. Скорость движения произвольная, но с постепенным нарастанием темпа. Время выполнения упражнения – 30 сек.

Блок 6. Определение навыка работы с карандашом.

Цель: определения умения ребёнка пользоваться карандашом.

Методика «Дорожки» .

На рисунке изображены дорожки, у одного конца которых стоят машины, у другого – дом. Машина должна “проехать” по дорожке к дому. Тип дорожек усложняется от первой к последней. Ребенку нужно соединить линией машину с домиком, не съезжая с дорожки.

 Методика «Мячики».

На рисунке изображены кегли и мячик. Ребёнку нужно «попасть» мячиками в кеглю, т.е. провести карандашом прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги.

 Методика «Лес».

На рисунке изображен лес. Ребенку нужно обвести рисунок точно по контуру, не отрывая карандаш от бумаги.

Ребѐнку также предлагается нарисовать- прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, человека.

Высокий уровень  - у детей мелкая моторика сформирована хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.

Средний уровень – у детей мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают небольшие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги, графических упражнениях.

Низкий уровень - у таких детей мелкая моторика отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.

Навык считается сформированным, если ребѐнок правильно выполняет все задания.

Блок 7. Сила тонуса.

Цель: исследовать силу, длительность мышечного напряжения кистей рук.

1. «Сжатие двумя руками рук взрослого».

Ребёнку предлагается сжать ладонями как можно сильнее сложенные ладонями внутрь руки педагога.

2. «Сжатие руки взрослого одной рукой».

Педагог просит пожать ему руку. Если ребёнок праворукий, ему предлагается правая рука, если леворукий – левая.

Обработка результатов обследования:

Подсчитывается суммарное количество баллов обеих этапов (по числу выполненных заданий). В соответствии с суммой баллов определяются уровни развития мелкой моторики:

Высокий уровень (18-19 баллов) – дети, у которых мелкая моторика рук развита хорошо и соответствует возрастной норме.

Средний уровень (15-17 баллов) – дети, у которых мелкая моторика рук развита недостаточно хорошо.

Ниже среднего уровень (11-14 баллов) – дети, у которых мелкая моторика рук развита плохо.

Низкий уровень (не больше 10 баллов) – дети, у которых мелкая моторика рук сильно отстаёт от возрастной нормы.

Обработка и анализ результатов:

1. Отсутствие основных элементов в структуре движений – уровень развития

не сформирован;

2. Основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения - уровень развития сформирован в недостаточной мере;

3. Точное воспроизведение движений – уровень развития сформирован в достаточной мере.

Литература:

  1. Венгер Л. А. " Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет"
  2. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Книга тестов. – М.: ЗАО
  3. «РОСМЭН - ПРЕСС». – 2008 –
  4. Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: МозаикаСинтез, 2007.
  5. Лурия A.Р. Письмо и речь: Нейролингвистическое изучение / А.Р. Луриа. - Москва: Академия, 2012.
  6. Смирнова Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста / Е.А. Смирнова. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2013. - 144 с.
  7. Свeтлoвa И.E. Рaзвивaeм мeлкую мoтoрику и кooрдинaцию движeний рук / И.Е. Светлова. - Москва: Детство-пресс, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика уровня развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

Диагностики уровня развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста....

Анализ результатов диагностики уровня развития мелкой моторики у детей средней группы кружка оригами: «Волшебный квадратик»

Анализ результатов диагности уровня развития мелкой моторики у детей кружка оригами...

Диагностика уровня развития мелкой моторики рук у детей.

Три простых теста для диагностики уровня развития мелкой моторики, которые можно провести с детьми старшего дошкольного возраста и дома, и в детском саду, и в детском центре...

диагностика уровня развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольноговозраста

Цель диагностики: выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук....

Упражнения для диагностики уровня развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста по методике Т.И. Гризик

Перечень упражнений для диагностики уровня развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста по методике Т.И. Гризик...

Диагностика уровня развития мелкой моторики у детей второй группы раннего возраста

Диагностика уровня развития мелкой моторики у детей второй группы раннего возраста.Цель диагностики: выявление уровня развития мелкой моторики рук у детей второй группы раннего возраста.Для диагностик...

Диагностика уровня развития мелкой моторики у детей младшей группы

Диагностика уровня развития мелкой моторики у детей младшей группыЦель диагностики: выявление уровня развития мелкой моторики рук у младших дошкольников.Для диагностики развития мелкой моторики у дете...