ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «Исследуй, пробуй, рассуждай!»
методическая разработка

Оболдина Наталья Владимировна

Аннотация к инновационному продукту

Образовательное учреждение: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 73 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга.

Авторы: Оболдина Наталья Владимировна, Колотилова Елена Алексеевна, Бекимова Галина Вячеславовна.

Методическое пособие "Использование робота Bee-Bot"  разработано в процессе реализации инновационного проекта "Исследуй, пробуй, рассуждай!". Пособие направлено на формирования  алгоритмических умений и начального программирования у детей дошкольного возраста (5-7 лет). Оно включает в себя особенности организации и описание сценариев использования программируемого робота Bee-Bot в различные режимные моменты в разных видах деятельности.

Пособие адресовано  педагогам дошкольных образовательных учреждений и родителям детей 5-7 лет, заинтересованных в создании условий для формирования  алгоритмических умений и начального программирования у детей.

Методическое пособие "Использование робота Bee-Bot"  разработано с учётом целевых ориентиров и требований ФГОС ДО.

Использование методического пособия в практике детского сада будет способствовать:

  • развитию алгоритмических умений и начального программирования, а так же предпосылок научно - технического творчества и интеллектуальной активности детей;
  • повышению уровня профессионального мастерства педагогов и развитию кадрового потенциала в целом;
  • формированию позитивного имиджа образовательного учреждения.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx37.49 КБ
Файл proekt.docx37.49 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №73 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

«Исследуй, пробуй, рассуждай!»

Создание условий для развития предпосылок научно - технического творчества и интеллектуальной активности детей на всех этапах дошкольного детства.

Авторы-разработчики:

Кузнецова М.Ю., заведующий

Оболдина Н.В., старший воспитатель

Бекимова Г.В., воспитатель

Колотилова Е.А., воспитатель

Санкт-Петербург

2019


1.  Основная идея проекта  

Развитие предпосылок научно - технического творчества и интеллектуальной активности детей дошкольного возраста через внедрение технологии "STEAM – образование".

 1.2. Актуальность проблемы

На заседании Совета по науке и образованию в 2014 году В.В.Путин отметил, что " лидерами глобального развития становятся те страны, которые способны создавать прорывные технологии и на их основе формировать собственную мощную производственную базу. Качество инженерных кадров становится одним из ключевых факторов конкурентноспособности государства и основой для его технической и экономической независимости". В современной России приоритетным является развитие науки, техники и производств, подготовка квалифицированных кадров, способных ориентироваться в непрерывном потоке новой информации, принимать нестандартные творческие решения. В условиях реализации ФГОС ДО современное образование все более и более ориентировано на формирование ключевых личностных компетентностей, на развитие способности воспитанников самостоятельно решать проблему, на совершенствование умений оперировать знаниями, на развитие интеллектуальных способностей. В этой связи актуальными становятся формирование у детей дошкольного возраста технического мышления, развитие исследовательских, инженерно - конструкторских навыков. Эффективным инструментом развития технологической компетентности будущих инженерных кадров в стенах современного дошкольного учреждения является STEAM – образование (S – science – естественные науки, T – technology – технология, E – engineering – инженерное искусство, M – mathematics –математика).

SТЕМ- образование детей дошкольного и младшего школьного возраста - это парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество. Структурно программа представлена в интеграции образовательных модулей на схеме.

Схема 1

Дидактическая система Фридриха Фребеля

  • Экспериментирование с предметами окружающего мира
  • Освоение математической действительности путём действий с геометрическими телами и фигурами
  • Освоение пространственных отношений
  • Конструирование в различных ракурсах и проекциях

Экспериментирование с живой и неживой природой

Лего-конструирование

Математическое развитие

Робототехника

Мультстудия

«Я творю мир»

(ст. 2.7. ФГОС ДО) Реализация образовательных модулей

в приоритетных видах деятельности детей дошкольного возраста

  • Игра
  • Конструирование
  • Познавательно-исследовательская деятельность
  • Различные виды художественно-творческой деятельности
  • Освоение элементов программирования

Данный проект предполагает внедрение в воспитательно - образовательный процесс ДОУ новой STEM – технологии, обеспечивающей развитие у дошкольников интереса к науке, технике, образованию, культуре, формирования у них творческого мышления, инициативности, способности к принятию нестандартных решений. Реализация проекта позволит систематизировать эту деятельность и поднять ее на более высокий качественный уровень.

 1.3. Обоснование значимости предлагаемого проекта для развития системы образования Красносельского района и Санкт-Петербурга

Актуальна тема нашего проекта и для развития системы образования Красносельского района , так как  соответствует Программе развития образовательной системы Красносельского района  Санкт-Петербурга

Подпрограмма 1. "Развитие дошкольного образования"

Одна из задач: качественное изменение содержания дошкольного образования, отвечающего требованиям федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования;

Подпрограмма 4. "Развитие воспитания и социализации обучающихся Красносельского района"

Цель: Обновление районной системы воспитания учащихся с учетом интересов детей, совершенствования педагогического потенциала, актуальных потребностей современного российского общества и роли России в мировом сообществе

Мероприятия, предусмотренные данной подпрограммой, будут направлены на обеспечение права каждого ребенка на качественное и доступное образование, создание стартовых условий для полноценного физического и психического развития детей как основы их успешного обучения в школе.

1.3.1. Проект является решением задач, поставленных в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»:

  • развитие личности, обладающей актуальными знаниями и умениями;
  • создание условий для повышения ресурсного, организационного, методического обеспечения воспитательной деятельности и ответственности за ее результаты.

1.3.2. Проект также является решением одной из задач ФГОС дошкольного образования:

  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка.

1.3.3. Проект соответствует задаче «Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года»:

  • развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций.

 Новизна проекта 

В результате реализации инновационного проекта в ДОУ появится возможность создания мультифункциональной, вариативной среды для развития технологической компетентности дошкольников в области робототехники, математики, естественных наук, инженерной графики, исследовательской и проектной деятельности.

Направление реализации проекта: 

Повышение качества образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС ДО: развивающая предметно-пространственная среда, педагогическое взаимодействие, кадровый потенциал.

Срок реализации проекта:  2020 - 2022 г.

  

Ожидаемые результаты проекта

  • создана модель мотивирующей образовательной среды для развития предпосылок научно - технического творчества и интеллектуальной активности дошкольников;
  • Разработано программно-методическое сопровождение по использованию STEM - технологий в работе с детьми дошкольного возраста;
  • уровень материально - технического оснащения соответствует требованиям STEM - образования;
  • обеспечена вариативность содержания образовательного процесса за счет использования следующих образовательных модулей:  "Дидактическая система Ф.Фрёбеля", "LEGO – конструирование", "Робототехника", "Мультстудия "Я творю мир"", "Экспериментирование с живой и неживой природой", "Математическое развитие дошкольников"
  • дошкольники способны проявлять инициативу и самостоятельность в разной деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др., обладают развитым воображением, имеют навыки научно-технического творчества;
  • сформированы профессиональные компетенции педагогических кадров по моделированию образовательной среды  для интеллектуальной активности и развития предпосылок научно-технического творчества детей.

 Ожидаемые эффекты проекта

  • раскрытие интеллектуального и творческого потенциала воспитанников;
  • профессиональный и личностный рост педагогов, готовых к творческой и инновационной деятельности;
  • повышение профессионального рейтинга  дошкольного учреждения;
  • трансляция достижений через систему конкурсов и научно - практических конференций Красносельского района и СПб для педагогов.

 Ожидаемая практическая значимость предлагаемого проекта для системы образования

  • создание готовых методических материалов с целью распространения и обмена опытом работы по использованию STEM – технологии в практике дошкольных образовательных организаций Красносельского района и СПб;
  • создание  методических рекомендаций по моделированию образовательной среды, направленной на развитие детского технического творчества, для дальнейшего использования технологии «STEM – образования» в системе дошкольного образования;
  • трансляция передового опыта на разных уровнях, информирование общественности о результатах реализации проекта.

2. Цель: Создание условий для развития предпосылок научно - технического творчества и интеллектуальной активности детей на всех этапах дошкольного детства.

3. Задачи

  • развитие материально-технической базы дошкольной организации и создание условий для развития интеллектуальных способностей детей, критического мышления, формирования навыков коллективной работы в процессе познавательно-исследовательской деятельности и научно-технического творчества;  
  • разработка программно - методического сопровождения "Растим инженеров" по использованию STEM - технологий в работе с детьми дошкольного возраста включающее в себя: методические рекомендации по организации ППРС; материалы для организации мониторинга эффективности внедрения программы; сценарии и конспекты практик;
  • обеспечение формирования компетенций и стимулирование педагогических кадров в работе с дошкольниками с использованием STEM - технологий.
  • повышение качества образования в ГБДОУ детском саду № 73 Красносельского района СПб посредством создания научно-образовательной STEM - лаборатории для развития интеллектуальных способностей детей в процессе познавательной деятельности и вовлечения их в научно – техническое творчество на всех этапах дошкольного детства

4. Программа реализации инновационного проекта.

Этап работы

Задачи этапа

Основное содержание работы

Необходимые условия организации работ

Прогнозируемый результат

Материалы, подтверждающие выполнение работ по этапу

Сроки выполнения

1 этап. Организационноподготовительный

1. Подготовка нормативно-правовой и материально-технической базы для внедрения и осуществления проекта.

1. Создание необходимых локальных актов.

2. Создание материально-технических условий.

1. Инициативная группа педагогов

1. Создание творческой группы

2.Проведение мониторинга состояния РППС группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

3. Приобретение недостающих игр и пособий для STEM –лаборатории

1. Приказ заведующего

 Положение о творческой группе

2. Протокол заседания творческой группы

3. Акт выполненных работ

Январь-Февраль  2020

2. Повышение квалификации и профессиональной компетентности педагогов.

Подготовка кадрового состава:

-Анкетирование
-Консультации
-Встречи по заявкам
-СОД по конструктивномодельной
деятельности

1. Проведение ознакомительного семинара с родителями и педагогами ДОУ

1. Обучение педагогов на КПК

1. План-график внутриобъектового обучения педагогов

Март 2020

3. Разработка плана мероприятий совместной деятельности детей, педагогов и родителей.

1. Изучение научнометодической литературы по вопросам формирования у детей
конструктивномодельной деятельности и развития детского технического творчества.

1. План мероприятий на 20-22 гг.

2. Протокол заседания творческой группы

2 этап. Основной: теоретический и практический

Апробация современных наборов в «STEM -лаборатории».

1. Мастер-класс «STEM технологии в образовательной деятельности».
2. Открытые просмотры
3. Совместные мероприятия:

-образовательные ситуации;
- обучающие занятия;
 -решение проблемных ситуаций;
 -дидактические игры;
 -сюжетноролевые игры;
 -наблюдения;
-экспериментиро

вание
-рассматривание предметов, схем, чертежей,

1 Разработаны конспекты НОД. 2.Оформление для родителей
 памяток, папокпередвижек.
3. Выставка работ детей на тему «Детское техническое творчество»
 4. Встречи по заявкам.

Сентябрь 2020- май 202

3 этап. Заключительный: рефлексивноаналитический

Презентация обобщенного опыта педагогов ДОУ через выступление на районном и городском  уровне.

Разработка методического пособия "Растим инженеров" включающее в себя:

-методические рекомендации по организации ППРС;

-материалы для организации мониторинга эффективности внедрения программы;

-сценарии и конспекты практик;


Методическое пособие "Растим инженеров" включающее в себя:

-методические рекомендации по организации ППРС;

-материалы для организации мониторинга эффективности внедрения программы;

-сценарии и конспекты практик;

1. Методическое пособия "Растим инженеров" 

Декабрь 2022


5. Конечные продукты реализации инновационного проекта:

Разработка программно - методического сопровождения по использованию STEM - технологий в работе с детьми дошкольного возраста"Растим инженеров"

6. Предложения по распространению и внедрению результатов инновационного проекта в образовательную практику.

Распространение результатов инновационного проекта предполагается через участие членов рабочей группы в методических мероприятиях различного уровня (семинарах, конференциях, круглых столах, вебинарах и т.д.) и конкурсных мероприятиях по инновационной деятельности, а также организацию собственных методических мероприятий, где будут тиражироваться опыт работы по теме проекта и полученные результаты. Возможна апробация подготовленных продуктов в образовательных организациях партнёрах с получением обратной связи в виде отзыва.

7. Ресурсное обеспечение:

7.1. Кадровый состав, готовый к инновационной деятельности: 

Заведующий, старший воспитатель, воспитатели.
Каждому участнику проекта были обозначены его функциональные обязанности в соответствии с задачами исследования и направленности его профессиональной деятельности для реализации инновационного проекта

Заведующий ГБДОУ:

Создает оптимальные условия: организационные, кадровые, материальные для реализации проекта;
Обеспечивает возможность повышения квалификации участников проекта;
Проводит корректировку и контроль реализации программы.

Старший воспитатель:

Организует заседание творческой группы по реализации проекта;
разрабатывает план проекта по каждому этапу и отслеживает его выполнение;
осуществляет анализ и обобщение полученных результатов;
оказывает методическую помощь в разработке коррекционно-развивающих программ и проведении занятий с детьми по обновлённому содержанию;

Воспитатели:

Осуществляют разработку и реализацию здоровьесберегающего режима дня с использованием STEM- технологий; ;
разрабатывают новые формы повышения психологопедагогической культуры родителей;
осуществляет взаимодействие с родителями в рамках проекта.

В рамках подготовки к запуску инновационного проекта нашим ДОУ были проведены следующие мероприятия:

 

1. Старший воспитатель Оболдина Н.В. и группа педагогов посетили творческую встречу на базе педагогического колледжа №  1 им. Некрасова, где С.А. Аверин, один из авторов программы, президент ГК "ЭЛТИ-КУДЕЦ", познакомил с парциальной модульной программой развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество " SТЕМ - образование детей дошкольного и младшего школьного возраста".

2. Воспитатели прошли курсовую подготовку и повысили свою квалификацию по теме: "Реализация парциальной модульной программы "STEM-образование для детей дошкольного возраста" в соответствии с ФГОС ДО" в ФГБНУ "Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО"

7.2. Предложение по кандидатуре научного руководителя:

7.3. Имеющаяся в организации материально-техническая база, соответствующая задачам планируемой инновационной деятельности:

 Приобрели материалы по модулям и изготовили самостоятельно комплект оборудования, который позволит широко использовать возможности, заложенные в программе SТЕМ для вовлечения детей в научно-техническое творчество.

Модуль

Оборудование

Комплект оборудования

Представлен 4 отдельными модулями и съёмным напольным подиумом, объединяющим эти модули в единое рабочее пространство. Что способствует трансформируемости и  мобильности.

«Экспериментирование с живой и неживой природой»

Представлен предметами исследовательской лаборатории – колбами, мерными стаканчиками, лупами, контейнерами для наблюдения за живыми обьектами и многим другим

«Математическое развитие»

Представлен наборами геометрических мозаик, логических пазлов, различных весов, геометрических тел и многих других пособий, способствующих формированию первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира

«Робототехника»

Представлен набором «Bee-Bot», состоящий из программируемого робота пчелы, набора кубиков, двух ковриков-полей и интерактивной среды.

Планируем приобрести

«Робототехника»

Наборы «My robot time»

«Лего-конструирование»

Представляет собой сочетание конструктора с игровым набором, способствующим исследовать процессы, делать предположения, использовать подручные инструменты и многое другое.

«Дидактическая система Ф.Фрёбеля»

Представляет собой 6 наборов для развития пространственного мышления, выполненных из дерева и подробно описанных в методических рекомендациях.

Мультстудия «Я творю мир»

В комплект входит оборудование (ширма, web-камера на гибкой основе, набор фонов, декораций и магнитов), программное обеспечение (диск с компьютерной программой) и научно-методическое обеспечение (пошаговая инструкция в вопросах и ответах)

7.4. Финансовое обеспечение реализации инновационного проекта 

Реализация проекта не требует дополнительного финансирования. Мотивация участников проекта путём включения критерия "Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс".

8. Критерии и показатели эффективности реализации инновационного проекта, в т.ч. описание системы мониторинговых исследований за ходом её реализации. 

Мониторинг за ходом реализации эксперимента проводится  2 раза в год. Оценить эффективность планируемой работы будет возможно по следующим критериям и показателям:

Критерий

Показатели

Процедуры мониторинга за ходом реализации инновационного проекта

Сформированность интеллектуальных операций

Уровень способности к практическому и умственному экспериментированию

Сравнительный анализ входной, промежуточной и итоговой диагностики на основе бесед, наблюдений, проблемно-игровых ситуаций.

способность к анализу и синтезу, конкретизации и обобщению

установление причинно-следственных связей,

речевое планирование и речевое комментирование процесса и результата собственной деятельности;

систематизация и классификация предметов и явлений по нескольким признакам;

умение проявлять осведомленность в разных сферах жизни;

знание и умение пользоваться универсальными знаковыми системами;

Воображение

развитие творческого воображения (умение создавать новые образы, фантазировать).

Уровень развития социальныого интеллекта

 умение вести свободный диалог со сверстниками и взрослыми, выражать свои чувства и намерения с помощью речевых и неречевых средств;

проявление чувства собственного достоинства;

умение отстаивать свою позицию;

способность к оригинальности, вариативности, гибкости; готовность к спонтанным решениям;

способность без помощи взрослого решать все возникающие проблемы;

адекватная оценка результатов своей деятельности по сравнению с другими детьми; умение брать на себя ответственность и готовность исправить допущенную ошибку;

9. SWOT-анализ возможностей разработки и реализации инновационного проекта.

Для осуществления успешной инновационной деятельности в образовании необходимо умение прогнозировать возможные риски с тем, чтобы наметить меры по их устранению или минимизации.

Риски реализации инновационного проекта оптимальны по сравнению с достигаемыми актуальными результатами, так как в любом дошкольном образовательном учреждении можно организовать ППРС для создания лаборатории с минимальными затратами.

S - сильные внутренние стороны

O - благоприятные внешние возможности

Работоспособность педагогического коллектива. Наличие обученных педагогов.

Соответствие выбранной тематики проекта стратегическим направлениям развития системы образования РФ и Красносельского района СПб

Комплектация части лаборатории из уже имеющегося оборудования. Использование универсального мобильного оборудования.

Высокая потребность родителей к развитию интеллектуальных и творческих способностей детей в подготовке к школе.

W - потенциальные внутренние слабости

T - потенциальные внешние угрозы

Нежелание части педагогов перестраиваться, большая загруженность педагогов.

Экономические риски, связанные с отсутствием материальных стимулов инновационной деятельности

Недостаточное оснащение предметно-пространственной развивающей среды.

Отсутствие опыта взаимодействия со школами по вопросу преемственности программ



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №73 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

«Исследуй, пробуй, рассуждай!»

Создание условий для развития предпосылок научно - технического творчества и интеллектуальной активности детей на всех этапах дошкольного детства.

Авторы-разработчики:

Кузнецова М.Ю., заведующий

Оболдина Н.В., старший воспитатель

Бекимова Г.В., воспитатель

Колотилова Е.А., воспитатель

Санкт-Петербург

2019


1.  Основная идея проекта  

Развитие предпосылок научно - технического творчества и интеллектуальной активности детей дошкольного возраста через внедрение технологии "STEAM – образование".

 1.2. Актуальность проблемы

На заседании Совета по науке и образованию в 2014 году В.В.Путин отметил, что " лидерами глобального развития становятся те страны, которые способны создавать прорывные технологии и на их основе формировать собственную мощную производственную базу. Качество инженерных кадров становится одним из ключевых факторов конкурентноспособности государства и основой для его технической и экономической независимости". В современной России приоритетным является развитие науки, техники и производств, подготовка квалифицированных кадров, способных ориентироваться в непрерывном потоке новой информации, принимать нестандартные творческие решения. В условиях реализации ФГОС ДО современное образование все более и более ориентировано на формирование ключевых личностных компетентностей, на развитие способности воспитанников самостоятельно решать проблему, на совершенствование умений оперировать знаниями, на развитие интеллектуальных способностей. В этой связи актуальными становятся формирование у детей дошкольного возраста технического мышления, развитие исследовательских, инженерно - конструкторских навыков. Эффективным инструментом развития технологической компетентности будущих инженерных кадров в стенах современного дошкольного учреждения является STEAM – образование (S – science – естественные науки, T – technology – технология, E – engineering – инженерное искусство, M – mathematics –математика).

SТЕМ- образование детей дошкольного и младшего школьного возраста - это парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество. Структурно программа представлена в интеграции образовательных модулей на схеме.

Схема 1

Дидактическая система Фридриха Фребеля

  • Экспериментирование с предметами окружающего мира
  • Освоение математической действительности путём действий с геометрическими телами и фигурами
  • Освоение пространственных отношений
  • Конструирование в различных ракурсах и проекциях

Экспериментирование с живой и неживой природой

Лего-конструирование

Математическое развитие

Робототехника

Мультстудия

«Я творю мир»

(ст. 2.7. ФГОС ДО) Реализация образовательных модулей

в приоритетных видах деятельности детей дошкольного возраста

  • Игра
  • Конструирование
  • Познавательно-исследовательская деятельность
  • Различные виды художественно-творческой деятельности
  • Освоение элементов программирования

Данный проект предполагает внедрение в воспитательно - образовательный процесс ДОУ новой STEM – технологии, обеспечивающей развитие у дошкольников интереса к науке, технике, образованию, культуре, формирования у них творческого мышления, инициативности, способности к принятию нестандартных решений. Реализация проекта позволит систематизировать эту деятельность и поднять ее на более высокий качественный уровень.

 1.3. Обоснование значимости предлагаемого проекта для развития системы образования Красносельского района и Санкт-Петербурга

Актуальна тема нашего проекта и для развития системы образования Красносельского района , так как  соответствует Программе развития образовательной системы Красносельского района  Санкт-Петербурга

Подпрограмма 1. "Развитие дошкольного образования"

Одна из задач: качественное изменение содержания дошкольного образования, отвечающего требованиям федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования;

Подпрограмма 4. "Развитие воспитания и социализации обучающихся Красносельского района"

Цель: Обновление районной системы воспитания учащихся с учетом интересов детей, совершенствования педагогического потенциала, актуальных потребностей современного российского общества и роли России в мировом сообществе

Мероприятия, предусмотренные данной подпрограммой, будут направлены на обеспечение права каждого ребенка на качественное и доступное образование, создание стартовых условий для полноценного физического и психического развития детей как основы их успешного обучения в школе.

1.3.1. Проект является решением задач, поставленных в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»:

  • развитие личности, обладающей актуальными знаниями и умениями;
  • создание условий для повышения ресурсного, организационного, методического обеспечения воспитательной деятельности и ответственности за ее результаты.

1.3.2. Проект также является решением одной из задач ФГОС дошкольного образования:

  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка.

1.3.3. Проект соответствует задаче «Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года»:

  • развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций.

 Новизна проекта 

В результате реализации инновационного проекта в ДОУ появится возможность создания мультифункциональной, вариативной среды для развития технологической компетентности дошкольников в области робототехники, математики, естественных наук, инженерной графики, исследовательской и проектной деятельности.

Направление реализации проекта: 

Повышение качества образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС ДО: развивающая предметно-пространственная среда, педагогическое взаимодействие, кадровый потенциал.

Срок реализации проекта:  2020 - 2022 г.

  

Ожидаемые результаты проекта

  • создана модель мотивирующей образовательной среды для развития предпосылок научно - технического творчества и интеллектуальной активности дошкольников;
  • Разработано программно-методическое сопровождение по использованию STEM - технологий в работе с детьми дошкольного возраста;
  • уровень материально - технического оснащения соответствует требованиям STEM - образования;
  • обеспечена вариативность содержания образовательного процесса за счет использования следующих образовательных модулей:  "Дидактическая система Ф.Фрёбеля", "LEGO – конструирование", "Робототехника", "Мультстудия "Я творю мир"", "Экспериментирование с живой и неживой природой", "Математическое развитие дошкольников"
  • дошкольники способны проявлять инициативу и самостоятельность в разной деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др., обладают развитым воображением, имеют навыки научно-технического творчества;
  • сформированы профессиональные компетенции педагогических кадров по моделированию образовательной среды  для интеллектуальной активности и развития предпосылок научно-технического творчества детей.

 Ожидаемые эффекты проекта

  • раскрытие интеллектуального и творческого потенциала воспитанников;
  • профессиональный и личностный рост педагогов, готовых к творческой и инновационной деятельности;
  • повышение профессионального рейтинга  дошкольного учреждения;
  • трансляция достижений через систему конкурсов и научно - практических конференций Красносельского района и СПб для педагогов.

 Ожидаемая практическая значимость предлагаемого проекта для системы образования

  • создание готовых методических материалов с целью распространения и обмена опытом работы по использованию STEM – технологии в практике дошкольных образовательных организаций Красносельского района и СПб;
  • создание  методических рекомендаций по моделированию образовательной среды, направленной на развитие детского технического творчества, для дальнейшего использования технологии «STEM – образования» в системе дошкольного образования;
  • трансляция передового опыта на разных уровнях, информирование общественности о результатах реализации проекта.

2. Цель: Создание условий для развития предпосылок научно - технического творчества и интеллектуальной активности детей на всех этапах дошкольного детства.

3. Задачи

  • развитие материально-технической базы дошкольной организации и создание условий для развития интеллектуальных способностей детей, критического мышления, формирования навыков коллективной работы в процессе познавательно-исследовательской деятельности и научно-технического творчества;  
  • разработка программно - методического сопровождения "Растим инженеров" по использованию STEM - технологий в работе с детьми дошкольного возраста включающее в себя: методические рекомендации по организации ППРС; материалы для организации мониторинга эффективности внедрения программы; сценарии и конспекты практик;
  • обеспечение формирования компетенций и стимулирование педагогических кадров в работе с дошкольниками с использованием STEM - технологий.
  • повышение качества образования в ГБДОУ детском саду № 73 Красносельского района СПб посредством создания научно-образовательной STEM - лаборатории для развития интеллектуальных способностей детей в процессе познавательной деятельности и вовлечения их в научно – техническое творчество на всех этапах дошкольного детства

4. Программа реализации инновационного проекта.

Этап работы

Задачи этапа

Основное содержание работы

Необходимые условия организации работ

Прогнозируемый результат

Материалы, подтверждающие выполнение работ по этапу

Сроки выполнения

1 этап. Организационноподготовительный

1. Подготовка нормативно-правовой и материально-технической базы для внедрения и осуществления проекта.

1. Создание необходимых локальных актов.

2. Создание материально-технических условий.

1. Инициативная группа педагогов

1. Создание творческой группы

2.Проведение мониторинга состояния РППС группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

3. Приобретение недостающих игр и пособий для STEM –лаборатории

1. Приказ заведующего

 Положение о творческой группе

2. Протокол заседания творческой группы

3. Акт выполненных работ

Январь-Февраль  2020

2. Повышение квалификации и профессиональной компетентности педагогов.

Подготовка кадрового состава:

-Анкетирование
-Консультации
-Встречи по заявкам
-СОД по конструктивномодельной
деятельности

1. Проведение ознакомительного семинара с родителями и педагогами ДОУ

1. Обучение педагогов на КПК

1. План-график внутриобъектового обучения педагогов

Март 2020

3. Разработка плана мероприятий совместной деятельности детей, педагогов и родителей.

1. Изучение научнометодической литературы по вопросам формирования у детей
конструктивномодельной деятельности и развития детского технического творчества.

1. План мероприятий на 20-22 гг.

2. Протокол заседания творческой группы

2 этап. Основной: теоретический и практический

Апробация современных наборов в «STEM -лаборатории».

1. Мастер-класс «STEM технологии в образовательной деятельности».
2. Открытые просмотры
3. Совместные мероприятия:

-образовательные ситуации;
- обучающие занятия;
 -решение проблемных ситуаций;
 -дидактические игры;
 -сюжетноролевые игры;
 -наблюдения;
-экспериментиро

вание
-рассматривание предметов, схем, чертежей,

1 Разработаны конспекты НОД. 2.Оформление для родителей
 памяток, папокпередвижек.
3. Выставка работ детей на тему «Детское техническое творчество»
 4. Встречи по заявкам.

Сентябрь 2020- май 202

3 этап. Заключительный: рефлексивноаналитический

Презентация обобщенного опыта педагогов ДОУ через выступление на районном и городском  уровне.

Разработка методического пособия "Растим инженеров" включающее в себя:

-методические рекомендации по организации ППРС;

-материалы для организации мониторинга эффективности внедрения программы;

-сценарии и конспекты практик;


Методическое пособие "Растим инженеров" включающее в себя:

-методические рекомендации по организации ППРС;

-материалы для организации мониторинга эффективности внедрения программы;

-сценарии и конспекты практик;

1. Методическое пособия "Растим инженеров" 

Декабрь 2022


5. Конечные продукты реализации инновационного проекта:

Разработка программно - методического сопровождения по использованию STEM - технологий в работе с детьми дошкольного возраста"Растим инженеров"

6. Предложения по распространению и внедрению результатов инновационного проекта в образовательную практику.

Распространение результатов инновационного проекта предполагается через участие членов рабочей группы в методических мероприятиях различного уровня (семинарах, конференциях, круглых столах, вебинарах и т.д.) и конкурсных мероприятиях по инновационной деятельности, а также организацию собственных методических мероприятий, где будут тиражироваться опыт работы по теме проекта и полученные результаты. Возможна апробация подготовленных продуктов в образовательных организациях партнёрах с получением обратной связи в виде отзыва.

7. Ресурсное обеспечение:

7.1. Кадровый состав, готовый к инновационной деятельности: 

Заведующий, старший воспитатель, воспитатели.
Каждому участнику проекта были обозначены его функциональные обязанности в соответствии с задачами исследования и направленности его профессиональной деятельности для реализации инновационного проекта

Заведующий ГБДОУ:

Создает оптимальные условия: организационные, кадровые, материальные для реализации проекта;
Обеспечивает возможность повышения квалификации участников проекта;
Проводит корректировку и контроль реализации программы.

Старший воспитатель:

Организует заседание творческой группы по реализации проекта;
разрабатывает план проекта по каждому этапу и отслеживает его выполнение;
осуществляет анализ и обобщение полученных результатов;
оказывает методическую помощь в разработке коррекционно-развивающих программ и проведении занятий с детьми по обновлённому содержанию;

Воспитатели:

Осуществляют разработку и реализацию здоровьесберегающего режима дня с использованием STEM- технологий; ;
разрабатывают новые формы повышения психологопедагогической культуры родителей;
осуществляет взаимодействие с родителями в рамках проекта.

В рамках подготовки к запуску инновационного проекта нашим ДОУ были проведены следующие мероприятия:

 

1. Старший воспитатель Оболдина Н.В. и группа педагогов посетили творческую встречу на базе педагогического колледжа №  1 им. Некрасова, где С.А. Аверин, один из авторов программы, президент ГК "ЭЛТИ-КУДЕЦ", познакомил с парциальной модульной программой развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество " SТЕМ - образование детей дошкольного и младшего школьного возраста".

2. Воспитатели прошли курсовую подготовку и повысили свою квалификацию по теме: "Реализация парциальной модульной программы "STEM-образование для детей дошкольного возраста" в соответствии с ФГОС ДО" в ФГБНУ "Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО"

7.2. Предложение по кандидатуре научного руководителя:

7.3. Имеющаяся в организации материально-техническая база, соответствующая задачам планируемой инновационной деятельности:

 Приобрели материалы по модулям и изготовили самостоятельно комплект оборудования, который позволит широко использовать возможности, заложенные в программе SТЕМ для вовлечения детей в научно-техническое творчество.

Модуль

Оборудование

Комплект оборудования

Представлен 4 отдельными модулями и съёмным напольным подиумом, объединяющим эти модули в единое рабочее пространство. Что способствует трансформируемости и  мобильности.

«Экспериментирование с живой и неживой природой»

Представлен предметами исследовательской лаборатории – колбами, мерными стаканчиками, лупами, контейнерами для наблюдения за живыми обьектами и многим другим

«Математическое развитие»

Представлен наборами геометрических мозаик, логических пазлов, различных весов, геометрических тел и многих других пособий, способствующих формированию первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира

«Робототехника»

Представлен набором «Bee-Bot», состоящий из программируемого робота пчелы, набора кубиков, двух ковриков-полей и интерактивной среды.

Планируем приобрести

«Робототехника»

Наборы «My robot time»

«Лего-конструирование»

Представляет собой сочетание конструктора с игровым набором, способствующим исследовать процессы, делать предположения, использовать подручные инструменты и многое другое.

«Дидактическая система Ф.Фрёбеля»

Представляет собой 6 наборов для развития пространственного мышления, выполненных из дерева и подробно описанных в методических рекомендациях.

Мультстудия «Я творю мир»

В комплект входит оборудование (ширма, web-камера на гибкой основе, набор фонов, декораций и магнитов), программное обеспечение (диск с компьютерной программой) и научно-методическое обеспечение (пошаговая инструкция в вопросах и ответах)

7.4. Финансовое обеспечение реализации инновационного проекта 

Реализация проекта не требует дополнительного финансирования. Мотивация участников проекта путём включения критерия "Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс".

8. Критерии и показатели эффективности реализации инновационного проекта, в т.ч. описание системы мониторинговых исследований за ходом её реализации. 

Мониторинг за ходом реализации эксперимента проводится  2 раза в год. Оценить эффективность планируемой работы будет возможно по следующим критериям и показателям:

Критерий

Показатели

Процедуры мониторинга за ходом реализации инновационного проекта

Сформированность интеллектуальных операций

Уровень способности к практическому и умственному экспериментированию

Сравнительный анализ входной, промежуточной и итоговой диагностики на основе бесед, наблюдений, проблемно-игровых ситуаций.

способность к анализу и синтезу, конкретизации и обобщению

установление причинно-следственных связей,

речевое планирование и речевое комментирование процесса и результата собственной деятельности;

систематизация и классификация предметов и явлений по нескольким признакам;

умение проявлять осведомленность в разных сферах жизни;

знание и умение пользоваться универсальными знаковыми системами;

Воображение

развитие творческого воображения (умение создавать новые образы, фантазировать).

Уровень развития социальныого интеллекта

 умение вести свободный диалог со сверстниками и взрослыми, выражать свои чувства и намерения с помощью речевых и неречевых средств;

проявление чувства собственного достоинства;

умение отстаивать свою позицию;

способность к оригинальности, вариативности, гибкости; готовность к спонтанным решениям;

способность без помощи взрослого решать все возникающие проблемы;

адекватная оценка результатов своей деятельности по сравнению с другими детьми; умение брать на себя ответственность и готовность исправить допущенную ошибку;

9. SWOT-анализ возможностей разработки и реализации инновационного проекта.

Для осуществления успешной инновационной деятельности в образовании необходимо умение прогнозировать возможные риски с тем, чтобы наметить меры по их устранению или минимизации.

Риски реализации инновационного проекта оптимальны по сравнению с достигаемыми актуальными результатами, так как в любом дошкольном образовательном учреждении можно организовать ППРС для создания лаборатории с минимальными затратами.

S - сильные внутренние стороны

O - благоприятные внешние возможности

Работоспособность педагогического коллектива. Наличие обученных педагогов.

Соответствие выбранной тематики проекта стратегическим направлениям развития системы образования РФ и Красносельского района СПб

Комплектация части лаборатории из уже имеющегося оборудования. Использование универсального мобильного оборудования.

Высокая потребность родителей к развитию интеллектуальных и творческих способностей детей в подготовке к школе.

W - потенциальные внутренние слабости

T - потенциальные внешние угрозы

Нежелание части педагогов перестраиваться, большая загруженность педагогов.

Экономические риски, связанные с отсутствием материальных стимулов инновационной деятельности

Недостаточное оснащение предметно-пространственной развивающей среды.

Отсутствие опыта взаимодействия со школами по вопросу преемственности программ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект "Создание единого языкового пространства "Детский сад и семья", лауреат городского конкурса инновационных продуктов «Современная майкопская школа: вызовы и перспективы», 2012г.

Проект направлен на создание условий, поиск новых форм взаимодействия с родителями и социумом  для коммуникативного развития детей дошкольного возраста...

Инновационный проект (размещение собственного инновационного опыта)

« Поликультурное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ»...

Инновационный проект на тему: «Инновационные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи как фактор успешной адаптации детей раннего возраста».

«На свете есть много различных профессий,И в каждой есть прелесть своя.Но нет благородней, нужней и чудеснейЧем та, кем работаю я!!!»...

Презентация экологического проекта: "Исследуем, экспериментируем, бережём".

Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и открывается удивительное многообразие растительного мира....

Проект «Исследую мой край родной» для детей старшего дошкольного возраста.

Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями своего народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре народа, п...

Инновационный проект: «Познай-ка сам, играя, экспериментируя, рассуждая».

Инновационный проект: «Познай-ка сам, играя, экспериментируя, рассуждая»....

Познавательно-исследовательский проект «Исследуй и активным будь и к знаниям откроешь путь»

Формирование познавательно – исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности....