Комплект дидактических игр к предметной среде «Фиолетовый лес» направленных на познавательное развитие детей раннего возраста.
материал (младшая группа)

Доклад 

Комплект дидактических игр к предметной среде «Фиолетовый лес» направленных на познавательное развитие детей раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stendovyy_doklad.docx25.53 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

Комплект дидактических игр к предметной среде «Фиолетовый лес» направленных на познавательное развитие детей раннего возраста.

2020

Ранний возраст - чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребенка. Это возраст, когда все впервые, все только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности - познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многое другое.

С внедрением ФГОС ДО планируется создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей каждого ребенка как субъекта  отношений с самим собой, другими детьми, взрослым миром; также важным положением являются целевые ориентиры к возможным результатам освоения ООП ДО, которые определяются в его интеллектуальном и личностном развитии.

ФГОС ДО направляет содержание образовательной области «Познавательное развитие» на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Проблеме формирования познавательных действий у детей раннего возраста и роли в ней дидактической игры уделяли свое внимание многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи. Среди них можно отметить таких как Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Н.П. Аникеева, Н.Н. Поддьяков, Ж. Пиаже и многие другие.

Американский психолог Глен Доман доказал, что развитие клеток головного мозга к трем годам завершается на 70%, и потому чем раньше начать целенаправленную, систематическую работу с детьми, тем больше ребенок накопит необходимый опыт деятельности и общения, получит багаж знаний, умений и навыков.

Познавательное развитие — это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.

Поэтому развитие познавательных интересов детей раннего возраста является одной из актуальных проблем, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
В помощь педагогам компания «Развивающие игры Воскобовича» предлагает комплект материалов, позволяющий создать многофункциональную развивающую среду – «Фиолетовый лес».

Предметно-развивающая среда «Фиолетовый лес» способствует познавательному развитию детей. С помощью сказочного пространства, необычных персонажей и методических сказок ребёнок становится действующим лицом событий и сказочных приключений. 

Фиолетовый лес – это сенсомоторная среда для детского развития. Она состоит из разных игровых зон. В этих зонах персонажи обучают ребят играть в разнообразные игры, помогает им в этом сказка.

Предметно-развивающая среда «Фиолетовый лес» используется  детьми начиная с раннего возраста, многофункциональная и универсальная, имеется методическое пособие с заданиями.

В качестве важного условия познавательного развития в ФГОС названа развивающая предметно-пространственная среда, которая должна обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую активность, экспериментирование с доступными материалами.

Актуальностью изучения данной темы является то, что ранний возраст очень важный период в развитии ребенка, период ознакомления с окружающей действительностью. В это время необходимо дать ребенку возможность получить как можно более разнообразный и полезный опыт.

Дидактическая игра содержит готовый игровой замысел, предлагаемый ребенку, игровой материал и правила (общения и предметных действий). Все это определяется целью игры, т. е. тем, для чего эта игра создана, на что она направлена.

А.В. Запорожец давал такое определение дидактической игры: «Дидактическая игра - это форма усвоения отдельных знаний и умений, способствующая умственному развитию ребёнка и служащая формированию его способностей». Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и особая форма игрового обучения, когда дети усваивают знания, умения, навыки.

Дидактическая игра оказывает большое влияние на умственное развитие детей раннего возраста. Значение дидактической игры в умственном развитии заключается в том, что они используются в целях обучения, формирование конкретных и обобщенных знаний и применение их в разных условиях и обстоятельствах. Именно эта деятельность является в раннем возрасте ведущей.

В ходе проведения дидактических игр воспитатель имеет возможность систематически, постепенно усложняя материал, развивать восприятие детей, сообщать им доступные сведения, формировать умения и некоторые важные качества. Организованный характер дидактических игр, выделение для них особого времени в режиме дня дают воспитателю возможность заранее продумать содержание, подбор детских игр, воздействовать на всех детей [4].

Для реализации задач по познавательному развитию детей раннего возраста в ДОУ, применяются в образовательном процессе дидактические игры  В.В. Воскобовича для ППРС «Фиолетовый лес».

«Фиолетовый лес» - это своего ряда виртуальный, несуществующий мир, его внешний вид зависит от фантазии и творчества педагога. Поэтому его внешний облик будет, немного отличаться от настоящего леса. Это мир фантазии и творчества, населённый необычными существами, в которых есть сказочные города, озёра, ручьи, острова, школы, связанные с играми определённой направленности и линиями усложнения.

Играя в дидактические игры для ППРС «Фиолетовый лес» дети незаметно для себя выполняют различные действия, игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Очень многие игры заключают в себе вопрос, задания, призыв к действию. Эти игры рекомендуется проводить с целью уточнения и закрепления познавательных представлений у детей раннего возраста как на занятиях, так и в повседневной жизни.

С помощью сказочного пространства, необычных персонажей и дидактических игр ребёнок становится действующим лицом событий и сказочных приключений. Ребёнок может путешествовать, перемещаться в этой среде, участвовать в создании сказочного пространства, тем самым поддерживая свой познавательный интерес, выполняя увлекательные задания жителей Фиолетового леса, эмоционально откликаясь на происходящее

Планируется разработать комплект дидактических игр к предметной среде «Фиолетовый лес» направленных на познавательное развитие детей раннего возраста.

Комплект- это набор, состоящий из описания игры и готовых деталей к данной игре.

В комплект вошли авторские игры В.В.Воскобовича и игры собственного сочинения. Дидактические игры подбирались в соответствии с темой недели, возрастных особенностей детей,  уровнем познавательного развития и в соответствии с рабочей программой группы раннего возраста.   На каждую тему представлено по две игры, каждая игра имеет усложнение, что дает возможность варьировать игру с учетом особенностей возраста. Недостающие игры представлены в виде сказки и дополнены необходимым игровым материалом.

Содержание разработанных игровых упражнений и ситуаций способствует становлению процессов внимания, памяти, умений анализировать, сравнивать предметы и их свойства, определять сходство и различие, видеть различные образы в знакомых предметах. Использование в игровом сюжете разных препятствий, которые ребенку от лица персонажа приходится преодолевать и, в конце концов, получать результат на фоне чувства радости и удовлетворения.

В комплекте представлены  дидактические игры для РППС «Фиолетовый лес», все дидактические игры направлены на познавательное развитие детей раннего возраста, эти дидактические игры предполагают развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира. Так как дидактических игр для ППРС «Фиолетовый лес» недостаточно, была разработана дополнительная система игр направленных на познавательное развитие детей раннего возраста.

Дидактические игры дают положительный результат при условии планомерности их проведения, соблюдения последовательности от простого к сложному. От одного занятия к другому усложняется и требования воспитателя к детям. Соответственно и усложняются дидактические игры и упражнение. Так постепенно у детей накапливаются знания об окружающем, в том числе и о сенсорных эталонах.

Необходимо помнить о культуре проведения занятий, важным компонентом которой является эстетика материалов, которые предлагаются детям.

Дети будут заниматься охотно и с удовольствием, если все, что им показывают, имеет привлекательный вид. Большое значение имеют также приветливые, веселые интонации в обращенной к детям, речи педагога. Эмоциональность восприятия у детей усиливается, когда предметы, игрушки показывают им в действии, в движении: кукла пляшет, собачка бегает, лает, из кирпичиков строят дом, мостик.

Сказки Фиолетового леса содержат сюжеты с чудесными превращениями, приключениями забавных персонажей и одновременно занимательными вопросами, проблемными задачами, упражнениями на моделирование и преобразование предметов. С их использованием обеспечивала условия для развития у ребенка познавательной активности, любознательности, наблюдательности; создаются ситуации для проявления самостоятельности и инициативы, самовыражения и, в целом, развития личности.

«Фиолетовый лес», это среда не только развивающая, но и постоянно развивающаяся. Он постоянно пополняется новыми элементами, обновляется и изменяется, приспосабливаясь к возрастным особенностям детей. Конечно, «Фиолетовый лес» не является универсальным средством, но он служит отличным дополнением к предметно-пространственной среде, прекрасно вписывается в интерьер группы.

Для определения оценки качества использовалась диагностика Е.А. Стребелевой. Диагностика Е.А. Стребелевой представляет собой серию из 10 заданий, направленных на определение уровня умственного развития детей от 2 до 3 лет. Такой подход направлен на коррекцию познавательной деятельности детей. Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, в начале и конце учебного года для проведения сравнительного анализа.

Таким образом, использование комплекта дидактических игр к предметной среде «Фиолетовый лес» направленных на познавательное развитие детей раннего возраста, в свободном  и  образовательном процессе в дошкольной образовательной организации, позволит повысить у детей раннего возраста уровень познавательного развития.

Список литературы

  1. Аксенова Т. А. Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО // Молодой ученый. — 2016. — №12.6. — С. 1-6. — URL https://moluch.ru/archive/116/31981/
  2. Алабина Л.В. Сборник упражнений и дидактических игр. Учебно-методическое пособие. – М., 2003.
  3. Барташникова, И.А., Барташников, А.А. Учись играя [Текст] / И.А. Барташникова, А.А. Барташников. - Харьков: Фолио, 1999. - с.144 - 153.
  4. Баранова, М.Л. Справочник руководителя дошкольного образовательного учреждения. Организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста [Текст] / М.Л. Баранова. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.
  5. Бондаренко А.К. Дидактическая игра в детском саду. – М.: Инфра-М, 2001.
  6. Венгер Л.А., Дъяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Инфра-М, 2006.
  7. В.В. Воскобович, Л.С. Вакуленко. Развивающие игры В.В.Воскобовича с детьми дошкольного возраста.-СПб.: ООО «Политон-СПб», 2013.-148с.
  8. В.В. Воскобович, Л.С. Вакуленко. Развивающие игры В.В.Воскобовича в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.-СПб.: «Свое издательство», 2014.-172с. 
  9. В.В. Воскобович Развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес».-СПб.: «Свое издательство», 2014
  10. Воскобович В.В. Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста “Сказочные лабиринты игры”. СПб.: НИИ “Гириконд”, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Познавательное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Познавательное развитие – это развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, объектах...

Городское методическое объединение воспитателей групп раннего возраста "Дидактические игры как средство познавательного развития детей раннего возраста" 23.10.2020

Материалы городского методическое объединение воспитателей групп раннего возраста № 1 от 23.10.2020 по теме "Дидактические игры как средство познавательного развития детей раннего возраста...

Городское методическое объединение воспитателей групп раннего возраста "Дидактические игры как средство познавательного развития детей раннего возраста" 23.10.2020

Материалы городского методическое объединение воспитателей групп раннего возраста № 1 от 23.10.2020 по теме "Дидактические игры как средство познавательного развития детей раннего возраста...

Сенсорная среда и игровое оборудование как средство познавательного развития детей раннего возраста

Данная статья посвящена опыту работы в рамках инновационного проекта «Вариативность форм сотрудничества  дошкольной образовательной организации и семьи  как фактор успешной адаптации и...

Каталог игр, направленных на познавательное развитие детей раннего возраста

Представлены игры по познавательному развитию для детей раннего возраста...