Семинар - практикум для педагогов "Дети с нарушенным поведением. Способы и формы коррекционной работы и профилактики в детском саду"
методическая разработка

Радченко Анастасия Евгеньевна

В практикуме предлагается рассмотреть понятие "агрессивность", виды агрессии, а также  рекомендации и игры  по преодолению агрессивности детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_s_narushennym_povedeniem.docx26.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад № 158 города Тюмени                                                  

  (МАДОУ д/с № 158 города Тюмени)

Семинар-практикум в рамках «Школы общения» на тему:

«Дети с нарушенным поведением. Способы и формы коррекционной работы и профилактики в детском саду»

Педагог-психолог: Радченко А. Е.

Тюмень, 2019

Цель: обучение педагогов способам и формам работы с детьми, проявляющими агрессивное поведение

Задачи:

 

1. познакомить педагогов с понятиями «агрессия» и «агрессивность», психологическими особенностями агрессивных детей, причинами повышенной агрессивности детей;

2. обучить педагогов методике работы с агрессивными детьми.

Оборудование: презентация, листы, маркеры, плакат с фигурами кактуса и шарами

 

План семинара:

 

1. Понятия «агрессия» и «агрессивность», виды агрессии

2. Практические упражнение на снижение агрессивности, развитие эмоциональной сферы

3. Рекомендации практических игр и упражнений для воспитателей по снижению агрессивности детей

4.  Обсуждение, подведение итогов.

 

Ход семинара:

Упражнение «Все дети разные»

Воспитатель: Все дети разные, каждый ребенок это индивидуальность. Есть дети, с которыми общаться одно удовольствие: им все интересно, они вежливы, способны и очень милы, кажется, что все у них легко и быстро, получается (достать из коробки звездочку). А есть, на первый взгляд очень спокойные: посадишь его, и он сидит, поставишь – стоит, с ним спокойно взрослым, а спокойно ли ему в этом состоянии (достать кубик), есть и такие дети. А есть дети очень противоречивые: 5 мин он спокойный и милый, а потом, вдруг начинает непонятно себя вести, бегать в разные  стороны,  потом  опять  успокаивается,  через  некоторое  время  все повторяется (достать пирамидку). А еще есть дети очень - очень подвижные: им трудно  удержаться  на  одном  месте  (достать  шарик).  Бывают  дети,  у  которых много-много «колючек»: то они начинают спорить с взрослыми, то дерутся с другими детьми  (достать  шарик  с  колючками),  а  может  ему  очень  плохо  с  этими колючками?  Все  дети  разные,  они  не  похожи  друг  на  друга. Главная  задача взрослых: не задавать себе бесконечный вопрос «Почему он такой? ». Он такой, надо постараться это понять и принять. А задать надо другой вопрос: «Что я могу сделать, чтобы ему помочь? Что я смогу сделать, чтобы он был счастлив? »

 Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить об очень актуальной проблеме, существующей в детском саду – проблеме детской агрессивности.

  Почти в каждой возрастной группе встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения, который  всех задирает, обзывает или бьет, не может себя контролировать.

Понятия «агрессия» и «агрессивность».

Прежде всего, давайте определим, что такое агрессия и агрессивность. Чем эти два понятия отличаются.

Агрессия – это деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее физический и моральный  вред объектам нападения. Выделяют несколько видов агрессии.

  - Какие виды агрессии вы знаете? (Ответы педагогов. Психолог показывает слайд с названными   видами  агрессии).

Физическая (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта;

Вербальная – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);

Косвенная – действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т.п.), и действия, характеризующиеся неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и т.п.);

Возникает она из-за неудовлетворённости, когда не удовлетворяется какая-либо человеческая потребность: в еде, тепле, воздухе, безопасности, любви, признании, уважении, покое и т.п.

Человек может ситуационно проявить агрессию,  но не быть агрессивным. Такую агрессию называют «доброкачественной», носящей оборонительный характер и затухающей, как только опасность миновала. А вот если человек проявляет агрессию довольно часто, во многих ситуациях, то это говорит о его агрессивности как свойстве личности, выражающейся в готовности к агрессии.         

Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся и ненавидят их. Именно страх, боль и обида – это те негативные чувства, которые вызывают агрессию.

   Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому наша главная  задача заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.

И перед тем, как мы начнем с Вами разбирать конкретные способы и формы игр и упражнений, попробуем сначала уже выделить то, что Вы знаете…

Упражнение  «Способы преодоления агрессии»

        Педагоги по очереди записывают на доске конструктивные способы на «шариках», деструктивные на «кактусах». Основываясь на своем опыте и знаниях. В конце практикума дополняют картину полученными знаниями.

Работа  с агрессивными детьми.

       Работа воспитателей с агрессивными детьми должна проводиться в следующих направлениях:

1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля негативных эмоций, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.

"Обзывалки" 
Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой   форме. 

Скажите детям следующее: "Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: "А ты, ..., морковка!" Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например переделать прошлое слово в ласковое: " А ты вкусная морковочка!"

   Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит. 

Игра «Бумажные снежки»

Цель: снижение напряжения, отыгрывание агрессивных чувств

         2 команды, друг напротив друга, получают бумажные листы, мнут их. Задача: перебросить свои мячи на противоположную сторону. Игра позволяет выплеснуть агрессию, напряжение с помощью неагрессивных форм двигательной активности.

«Гора  с  плеч»

Цель: развитие  саморегуляции  и  снятие  психоэмоционального  напряжения.

«Когда  ты  очень  устал, тебе  тяжело, ты  раздражён  или  тебе  хочется  лечь, а  надо  что-то  сделать, сбрось  «гору  с  плеч». Встань, широко  расставь  ноги, подними  плечи, отведи  их  назад  и  опусти  плечи, тебе  сразу  станет  легче». Сделать  это  упражнение  рекомендуется  5-6  раз.

Упражнение «Рубка дров»

Цель: Помочь детям переключиться на активную деятельность, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и «истратить» ее во время игры.

Проведение: Скажите следующее: Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны, находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: «Ха!» Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.

Упражнение «Апельсин»

Дети лежат на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите детей представить, что к их правой руке подкатился апельсин, пусть они возьмут апельсин в руку и начнут выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 сек.) .«Разожмите кулачок, откатите апельсин (некоторые дети представляют, что они выжали сок, ручка теплая, мягкая, отдыхает, »Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнения 2 раза (при этом поменять фрукты, если оно выполняется только одно; если в комплексе с другими упражнениями -достаточно одного раза (с левой и правой рукой)

Баба-Яга (этюд на выражение гнева)
    Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет — сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

Фокус (этюд на выражение удивления)
    Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.

Лисичка подслушивает (этюд на выражение интереса)
    Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.

Соленый чай (этюд на выражение отвращения)
    Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил в чашку чая и не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противный вкус!

Новая девочка (этюд на выражение презрения)
    В группу пришла новая девочка. Она была в нарядном платье, в руках держала красивую куклу, а на голове у нее был завязан большой бант. Она считала себя самой красивой, а остальных детей — недостойными ее внимания. Она смотрела на всех свысока, презрительно поджав губы...

Заключительная часть

Рефлексия: что почувствовали на протяжении занятия? Что взяли полезного для себя?

Приложение 1

Баба-Яга (этюд на выражение гнева)
    Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет — сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

Фокус (этюд на выражение удивления)
    Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.

Лисичка подслушивает (этюд на выражение интереса)
    Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.

Соленый чай (этюд на выражение отвращения)
    Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил в чашку чая и не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противный вкус!

Новая девочка (этюд на выражение презрения)
    В группу пришла новая девочка. Она была в нарядном платье, в руках держала красивую куклу, а на голове у нее был завязан большой бант. Она считала себя самой красивой, а остальных детей — недостойными ее внимания. Она смотрела на всех свысока, презрительно поджав губы...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа учителя-дефектолога в детском саду

В схеме показан объём коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми в группах для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата...

Коррекционная работа учителя-дефектолога в детском саду в соответствии с ФГОС.

В статье освещаются изменения в соответствии с государственными стандартами в дошкольном образовании. Даются примеры создания условий и индивидуальных маршрутов для детей с ограниченными возможностями...

Семинар-практикум для воспитателей и младших воспитателей ДОУ "Как помочь ребенку в период адаптации в детском саду" Акимова Ю.М. МАДОУ "Детский сад №26"

Семинар-практикум "Как помочь ребенку в период адаптации в детском саду" направлен на повышение профессионального мастерства воспитателей и младших воспитателей дошкольного учреждения, работающих с де...

Презентация "Типичные проблемы и способы их решения в работе педагога-хореографа в детском саду"

Активным, творческим, пробуждающим в детях художественное и творческое начало должен быть весь процесс обучения танцу. Через танцы проходят почти все люди, все дети. Для большинства же детей красивые ...

Выступление на родительском собрании в старшей группе на тему: Речевые заключения, особенности коррекционной работы учителя-логопеда в детском саду"

Характеристика речевых нарушений таких как: ФН, ФФН, ФФН д.к.. Советы и рекомендации родителям тех воспитанников, которые зачислены на занятия с учителем-логопедом....

Семинар-практикум для педагогов Тема: "Реализация гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста, в условиях, детского сада».

Цель:  развитие интереса у педагогов к планированию образовательного процесса с использованием дифференцированного подхода  в воспитании детей с учетом пола.Задачи:Обратить особое внимание п...

Семинар-практикум для воспитателей «Логопедическая ритмика - один из эффективных видов коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР»

Актуальность: С каждым годом в детском саду растет количество детей с различными нарушениями речи. Это, по моему мнению, результат замены живого общения детей современными технологиями: теле...