Использование интерактивных методов сотрудничества семьи и ДОУ в интересах ребёнка
статья

Саломатина Алла Александровна

      Сотрудничество  семьи и образовательного  учреждения является залогом успешного  развития  детей. Родители ( законные  представители) несовершеннолетних имеют преимущественное  право на   обучение и  воспитание  своих детей  перед  всеми другими  лицами.  Они  обязаны заложить  основы физического , нравственного и интеллектуального  развития личности ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokdad_po_netradits_formam.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

Использование  интерактивных  методов сотрудничества  семьи и ДОУ  в  интересах ребёнка (из  опыта  работы)

Саломатина А.А.
воспитатель

      Сотрудничество  семьи и образовательного  учреждения является залогом успешного  развития  детей. В  наше  время большинство  родителей озабочено  решением проблем экономического характера, что  приводит  к  их самоустранению  от  решения  вопросов  воспитания и  личностного  развития  ребёнка. Родители  , не владея в  достаточной мере  знаниями о возрастных и  индивидуальных особенностях развития своих детей, осуществляют  воспитание в слепую, интуитивно. Это всё  не  приносит  положительных результатов.
       Родители ( законные  представители) несовершеннолетних имеют преимущественное  право на   обучение и  воспитание  своих детей  перед  всеми другими  лицами.  Они  обязаны заложить  основы физического , нравственного и интеллектуального  развития личности ребёнка.
     Современные  стандарты дошкольного образования регламентируют не только  работу  педагога с детьми, но и работу педагога с родителями , что подкреплено  Федеральным  законом  « Об  образовании в Российской Федерации
Статья 44. Права  , обязанности  и ответственность  в сфере образования  родителей (законных  представителей)несовершеннолетних обучающихся  пункт 3,7.
         
Одна  из  задач , на  решение которой  направлен  стандарт- обеспечение  психолого- педагогической  поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей)в вопросам развития и образования , охраны и укрепления здоровья детей.
         Изменения, происходящие  сегодня в сфере  дошкольного образования , направлены, прежде всего , на улучшение  его  качества , что в  свою  очередь, во многом зависит  от согласованности  действий семьи и ДОО.
       Цель  сотрудничества состоит в том , чтобы  создать
единое образовательное  пространство  « детский сад- семья».
Данная  цель  реализуется через следующие  задачи:
-установление   партнерские  отношения с семьёй  каждого воспитанника  ;
-объединение  усилия для развития и воспитания детей;
-создание  атмосферы  взаимопонимания ,общности  интересов, эмоциональной  взаимоподдержки.
        В  наше  время  взаимодействие с родителями воспитанников, занимает  достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно - образовательного  процесса дошкольного  учреждения.  Включение  семьи как  партнёра и активного  субъекта в образовательную  среду ДОУ качественно изменяет  условия взаимодействия педагогов и родителей , которые  имеют собственные стратегические  интересы в сфере дошкольного  образования .
     

      Сотрудничество  педагогов и родителей предполагает равенство позиций  партнёров, уважительное отношение друг к другу  взаимодействующих  сторон  с учётом  их индивидуальных возможностей и способностей.
  Я  считаю ,что  важнейшим способом  реализации сотрудничества  педагогов и родителей является их взаимодействие , в котором  родители не пассивные  наблюдатели , а  активные  участники воспитательного  процесса.  Например  в:  разнообразных   программах  совместной деятельности :  проекты ,  акции , музеи ,в создание  условий для  творческой  самореализации  : выставки  работ, создание групповых  фото выставок;  фото и видео  отчетов; в  организацию образовательного  процесса, создании развивающей  среды  , пребывание  и участие родителей  на занятиях , организация  совместных досугов.
           Я  разделяю  формы работы  с родителями  на  традиционные и нетрадиционные.
К  традиционным относятся  такие  как: родительские  собрания , уголки  для родителей, праздники, консультации. Традиционные  формы  сотрудничества с семьёй  постепенно  утрачивают  своё  значение  из-за  малой их эффективности и недостаточной  обратной  связи. Об этом  говорит  тот  факт , что родители  предпочитают находить  необходимую  для  них  информацию в  других  источниках( интернет, СМИ, детские  развивающие  центры), нежели в беседе с педагогом. Меняется  общество , меняются и запросы  родителей.  Поэтому  всё  шире  мы  стали  использоваться  новые , активные  нетрадиционные  формы работы  с родителями.
А именно :
-семейные  конкурсы , праздники; «День  пап», «Маму  милую  люблю», «Здравствуй  осень  золотая», « Праздник , посвященный  23 февраля», « Масленица» и др.
-благоустройство  детского  сада ; « Растения  - в  подарок  саду».  « Дружно  мы  поможем  саду»   (по ремонту мебели),» Книга в подарок»
-сайт ДОУ;  мною  были  проведены и размешены  на  сайте 2 мастер класса  по  бумагопластике « Зонт» , «Снежинка» ,  «Новогоднее  украшение», презентация « 7  чудес  Курска», Фотоотчеты : «Огород  на  окне», Лэпбук по пдд и по ппб.
-проектная  деятельность; «Водичка, Водичка  , умой  моё  личико» (КГН)
-организация и проведение совместных  выставок; «Зимняя  сказка», «Мой  папа – мастер», «Дары  осени»,
-тематические  акции; « Кормушка  для    птиц» , « Будем  огород  сажать»
-совместные  физкультурные  праздники , соревнования;
      В современном  дошкольном учреждении  интерактивные  формы  сотрудничества  с родителями, позволяют  вовлечь их в процесс обучения , развития и познания  собственного  ребёнка.
Слово  « интерактив» пришло к нам  из английского языка , что  означает « интер» - взаимный и «акт»- действовать.
Интерактивный означает  способность  взаимодействовать  или  находиться в режиме беседы , диалога  с  кем-либо  (компьютер), или с кем  либо ( человек). Отсюда  следует , что интерактивные  формы взаимодействия  - это  прежде  всего  диалог , в ходе которого  участники рассуждают , аргументируют свои  выводы, вступают в дискуссии с оппонентом, осуществляют взаимодействие.
   

       Цели  интерактивного  взаимодействия  могут  быть различными:
-обмен  опытом;
-выработка  общего  мнения ;
-формирование  умений и навыков;
-создание  условий для  диалога ;
-группового  сплочения;
-изменение  психологической  атмосферы .
       В  своей  работе по   использованию     интерактивных технологий я выделяю следующие задачи  :
- обмена информацией: служит для   информирования , ознакомления ,обучения  родителей , а тек же для  привлечения их к решению задач  совместными  способами ,
-соединение  теории  и практики; например  наглядная  информация в  папке  передвижке  
« Накормите  птиц  зимой»  или  « Как  правильно  изготовит  скворечник» реализуется  на  практике.
-взаимообогащение  опыта  участников ;когда  каждый  участник  вносит  свой  вклад в какую-либо  деятельность , обмениваются  опытом , знаниями , умениями например : « По  уходу  за домашними животными»,   о том , что он читает своему  ребёнку , как  организовывает закаливание дома.
-поощрение  творчества  участников  :  благодарности  в виде  грамот , благодарность на странице  группы .
Существуют  условия организации  интерактивных  форм сотрудничества:

1-опора  на личный  опыт  родителей.
2-позитивные  отношения;
3-сотрудничество  в процессе общения  между  собой;

      Положительной стороной  подобных  форм является то, что участникам  не  навязывается готовая  точка  зрения  , их  вынуждают  думать , искать собственный  выход  из  сложившейся  ситуации.

    В моих  планах  по  работе с родителями  есть  задумка.  Хотела  бы  осуществить  обмен   опытом  разных  положительных  семей  по вопросу  здорового  образа  жизни.  Например  в  создании и демонстрации видео  роликов   или презентации  на  эту  тему.  
Ещё в  своей деятельности  я использую  и  буду  продолжать  использовать такие формы  интерактивного взаимодействия как:
   -Дискуссия  - стимулирует формирование коммуникативной культуры. Объектом  дискуссии  может  стать действительно  неоднозначная  проблема, по  отношению  к которой каждый  участник свободно выражает  своё  мнение, каким бы  непопулярным   неожиданным  оно  ни  было . (Празднование  именин у детей с проблемами ЖКТ). Различают  следующие  формы  дискуссии: круглый  стол , симпозиум, дебаты.
     -Организация  разнообразных фотовыставок. Такая  форма   взаимодействия  объединяет детей и взрослых, помогает  родителям понять простую  истину – каким  вырастит  их  ребёнок , зависит от  отданного  ему  времени . ( Папа , мама ,я-  спортивная  семья , Лучше  нет  на свете  деда», « Моя  милая  мамочка»)
     

   

     -Мастер – классы- позволяют  обогатить  практический  опыт родителей , а также  самим  родителям продемонстрировать свои достижения в  вопросах воспитания и образования детей.
  -Тематические  акции- способствуют  расширению у детей и родителей представлений по различным образовательным  областям  программы. Акции  могут быть  как  общесадовскими  , так  и групповыми. Цель акции – формирование педагогического  взаимодействия ДОУ и семьи  в интересах развития личности ребёнка ( Кормушки для птиц, Каждому скворцу- по дворцу),у нас – сбор необходимых  атрибутов для огорода на окне.
    - Сайт  ДОУ .На  сайте  размещается необходимая  информация  для родителей , материалы  прошедших  мероприятий , консультации  специалистов, ответы  на  вопросы  и многое  другое.
      - Проектная  деятельность. Проект   строится на  основе интересов детей и взрослых. Любознательность детей, желание  узнать  новое и интересное , служит  поводом для  разработки и реализации  проекта.   Например  проект по КГН « ВОДИЧКА…»
    -Семинары и практику с целью  знакомства  родителей , например  с детскими  играми , овладения  методикой организации  воспитания в  семье ,навыками  конструирования, планирования занятий с детьми,  организация  развивающей  среды.

Взаимодействие  семьи и детского  сада – это длительный  процесс , долгий и кропотливый  труд,  требующий от педагогов  и родителей терпения, творчества и  взаимопонимания. В  интерактивных  формах  взаимодействия  с родителями  реализуется  принцип  партнёрства  и диалога , Разнообразие   интерактивных форм взаимодейтсвия с родителями , позволяет  педагогу  значительно  улучшить  отношения  с  семьями  ,  повысить педагогическую  культуру  родителей,  расширить представления  детей  по различным  образовательным  областям.
     
   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровый ребёнок - счастливый ребёнок!

Тематический стенд -консульиация на тему здоровьесберегающие технологии...

Здоровый ребёнок - счастливый ребёнок!

тематический стенд- консультация по здоровьесберегающим технологиям...

Физическое развитие ребёнка с Синдромом Дауна в условиях Дома ребёнка специализированного.

Потенциальные возможности детей с синдромом Дауна чрезвычайно велики, но мы лишь недавно научились приемам, позволяющим реализовывать их максимально полно. Особенно благодарной в этом смысле оказалась...

родительское собрание "Здоровый ребёнок-счастливый ребёнок"

конспект родительского собрания, в ходе которого расскрываются разнообразные методы и  приёмы, используемые в детском саду для оздоровления маленьких жителей нашей планеты. К собранию была создан...

Доклад для воспитателей Дома ребёнка «Куклотерапия как эффективный метод развития речи детей младшего дошкольного возраста в условиях Дома ребёнка»

Куклотерапия позволяет ребёнку с проблемами в развитии из пассивного слушателя постепенно превращаться в активного соучастника игры. Кукла учит, воспитывает, развивает, дарит положительные эмоции ребё...

Консультация для родителей " Если ребёнок балуется" , "Если ребёнок плохо ест", "Если ребёнок дерётся" , "Если ребёнок закатывает истерики"

В данном материале содержатся рекомендации, как избежать этих проблем и что делать, если они уже есть. Уважаемые родители, просьба почитать данный материал и  возможно кому это пригодится....