Использование интерактивных методов сотрудничества семьи и ДОУ в интересах ребёнка
статья
Сотрудничество семьи и образовательного учреждения является залогом успешного развития детей. Родители ( законные представители) несовершеннолетних имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического , нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование интерактивных методов сотрудничества семьи и ДОУ в интересах ребёнка (из опыта работы)
Саломатина А.А.
воспитатель
Сотрудничество семьи и образовательного учреждения является залогом успешного развития детей. В наше время большинство родителей озабочено решением проблем экономического характера, что приводит к их самоустранению от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители , не владея в достаточной мере знаниями о возрастных и индивидуальных особенностях развития своих детей, осуществляют воспитание в слепую, интуитивно. Это всё не приносит положительных результатов.
Родители ( законные представители) несовершеннолетних имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического , нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка.
Современные стандарты дошкольного образования регламентируют не только работу педагога с детьми, но и работу педагога с родителями , что подкреплено Федеральным законом « Об образовании в Российской Федерации Статья 44. Права , обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей)несовершеннолетних обучающихся пункт 3,7.
Одна из задач , на решение которой направлен стандарт- обеспечение психолого- педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей)в вопросам развития и образования , охраны и укрепления здоровья детей.
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования , направлены, прежде всего , на улучшение его качества , что в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОО.
Цель сотрудничества состоит в том , чтобы создать единое образовательное пространство « детский сад- семья».
Данная цель реализуется через следующие задачи:
-установление партнерские отношения с семьёй каждого воспитанника ;
-объединение усилия для развития и воспитания детей;
-создание атмосферы взаимопонимания ,общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
В наше время взаимодействие с родителями воспитанников, занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно - образовательного процесса дошкольного учреждения. Включение семьи как партнёра и активного субъекта в образовательную среду ДОУ качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей , которые имеют собственные стратегические интересы в сфере дошкольного образования .
Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнёров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учётом их индивидуальных возможностей и способностей.
Я считаю ,что важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является их взаимодействие , в котором родители не пассивные наблюдатели , а активные участники воспитательного процесса. Например в: разнообразных программах совместной деятельности : проекты , акции , музеи ,в создание условий для творческой самореализации : выставки работ, создание групповых фото выставок; фото и видео отчетов; в организацию образовательного процесса, создании развивающей среды , пребывание и участие родителей на занятиях , организация совместных досугов.
Я разделяю формы работы с родителями на традиционные и нетрадиционные.
К традиционным относятся такие как: родительские собрания , уголки для родителей, праздники, консультации. Традиционные формы сотрудничества с семьёй постепенно утрачивают своё значение из-за малой их эффективности и недостаточной обратной связи. Об этом говорит тот факт , что родители предпочитают находить необходимую для них информацию в других источниках( интернет, СМИ, детские развивающие центры), нежели в беседе с педагогом. Меняется общество , меняются и запросы родителей. Поэтому всё шире мы стали использоваться новые , активные нетрадиционные формы работы с родителями.
А именно :
-семейные конкурсы , праздники; «День пап», «Маму милую люблю», «Здравствуй осень золотая», « Праздник , посвященный 23 февраля», « Масленица» и др.
-благоустройство детского сада ; « Растения - в подарок саду». « Дружно мы поможем саду» (по ремонту мебели),» Книга в подарок»
-сайт ДОУ; мною были проведены и размешены на сайте 2 мастер класса по бумагопластике « Зонт» , «Снежинка» , «Новогоднее украшение», презентация « 7 чудес Курска», Фотоотчеты : «Огород на окне», Лэпбук по пдд и по ппб.
-проектная деятельность; «Водичка, Водичка , умой моё личико» (КГН)
-организация и проведение совместных выставок; «Зимняя сказка», «Мой папа – мастер», «Дары осени»,
-тематические акции; « Кормушка для птиц» , « Будем огород сажать»
-совместные физкультурные праздники , соревнования;
В современном дошкольном учреждении интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяют вовлечь их в процесс обучения , развития и познания собственного ребёнка.
Слово « интерактив» пришло к нам из английского языка , что означает « интер» - взаимный и «акт»- действовать.
Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы , диалога с кем-либо (компьютер), или с кем либо ( человек). Отсюда следует , что интерактивные формы взаимодействия - это прежде всего диалог , в ходе которого участники рассуждают , аргументируют свои выводы, вступают в дискуссии с оппонентом, осуществляют взаимодействие.
Цели интерактивного взаимодействия могут быть различными:
-обмен опытом;
-выработка общего мнения ;
-формирование умений и навыков;
-создание условий для диалога ;
-группового сплочения;
-изменение психологической атмосферы .
В своей работе по использованию интерактивных технологий я выделяю следующие задачи :
- обмена информацией: служит для информирования , ознакомления ,обучения родителей , а тек же для привлечения их к решению задач совместными способами ,
-соединение теории и практики; например наглядная информация в папке передвижке
« Накормите птиц зимой» или « Как правильно изготовит скворечник» реализуется на практике.
-взаимообогащение опыта участников ;когда каждый участник вносит свой вклад в какую-либо деятельность , обмениваются опытом , знаниями , умениями например : « По уходу за домашними животными», о том , что он читает своему ребёнку , как организовывает закаливание дома.
-поощрение творчества участников : благодарности в виде грамот , благодарность на странице группы .
Существуют условия организации интерактивных форм сотрудничества:
1-опора на личный опыт родителей.
2-позитивные отношения;
3-сотрудничество в процессе общения между собой;
Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения , их вынуждают думать , искать собственный выход из сложившейся ситуации.
В моих планах по работе с родителями есть задумка. Хотела бы осуществить обмен опытом разных положительных семей по вопросу здорового образа жизни. Например в создании и демонстрации видео роликов или презентации на эту тему.
Ещё в своей деятельности я использую и буду продолжать использовать такие формы интерактивного взаимодействия как:
-Дискуссия - стимулирует формирование коммуникативной культуры. Объектом дискуссии может стать действительно неоднозначная проблема, по отношению к которой каждый участник свободно выражает своё мнение, каким бы непопулярным неожиданным оно ни было . (Празднование именин у детей с проблемами ЖКТ). Различают следующие формы дискуссии: круглый стол , симпозиум, дебаты.
-Организация разнообразных фотовыставок. Такая форма взаимодействия объединяет детей и взрослых, помогает родителям понять простую истину – каким вырастит их ребёнок , зависит от отданного ему времени . ( Папа , мама ,я- спортивная семья , Лучше нет на свете деда», « Моя милая мамочка»)
-Мастер – классы- позволяют обогатить практический опыт родителей , а также самим родителям продемонстрировать свои достижения в вопросах воспитания и образования детей.
-Тематические акции- способствуют расширению у детей и родителей представлений по различным образовательным областям программы. Акции могут быть как общесадовскими , так и групповыми. Цель акции – формирование педагогического взаимодействия ДОУ и семьи в интересах развития личности ребёнка ( Кормушки для птиц, Каждому скворцу- по дворцу),у нас – сбор необходимых атрибутов для огорода на окне.
- Сайт ДОУ .На сайте размещается необходимая информация для родителей , материалы прошедших мероприятий , консультации специалистов, ответы на вопросы и многое другое.
- Проектная деятельность. Проект строится на основе интересов детей и взрослых. Любознательность детей, желание узнать новое и интересное , служит поводом для разработки и реализации проекта. Например проект по КГН « ВОДИЧКА…»
-Семинары и практику с целью знакомства родителей , например с детскими играми , овладения методикой организации воспитания в семье ,навыками конструирования, планирования занятий с детьми, организация развивающей среды.
Взаимодействие семьи и детского сада – это длительный процесс , долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. В интерактивных формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнёрства и диалога , Разнообразие интерактивных форм взаимодейтсвия с родителями , позволяет педагогу значительно улучшить отношения с семьями , повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/01/picture-38511-1585722682.jpg)
Здоровый ребёнок - счастливый ребёнок!
Тематический стенд -консульиация на тему здоровьесберегающие технологии...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/01/picture-38511-1585722682.jpg)
Здоровый ребёнок - счастливый ребёнок!
тематический стенд- консультация по здоровьесберегающим технологиям...
Физическое развитие ребёнка с Синдромом Дауна в условиях Дома ребёнка специализированного.
Потенциальные возможности детей с синдромом Дауна чрезвычайно велики, но мы лишь недавно научились приемам, позволяющим реализовывать их максимально полно. Особенно благодарной в этом смысле оказалась...
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/30/picture-112117.jpg)
Консультации для родителей: "Какую музыку стоит слушать ребёнку"; "Влияние классической и народной музыки на здоровье ребёнка"; "Музыка как ключ к общению и взаимопониманию с ребёнком"
консультация для родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/27/picture-153441-1354042899.jpg)
родительское собрание "Здоровый ребёнок-счастливый ребёнок"
конспект родительского собрания, в ходе которого расскрываются разнообразные методы и приёмы, используемые в детском саду для оздоровления маленьких жителей нашей планеты. К собранию была создан...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/21/picture-41491-1366529918.jpg)
Доклад для воспитателей Дома ребёнка «Куклотерапия как эффективный метод развития речи детей младшего дошкольного возраста в условиях Дома ребёнка»
Куклотерапия позволяет ребёнку с проблемами в развитии из пассивного слушателя постепенно превращаться в активного соучастника игры. Кукла учит, воспитывает, развивает, дарит положительные эмоции ребё...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/10/picture-62566-1481385949.jpg)
Консультация для родителей " Если ребёнок балуется" , "Если ребёнок плохо ест", "Если ребёнок дерётся" , "Если ребёнок закатывает истерики"
В данном материале содержатся рекомендации, как избежать этих проблем и что делать, если они уже есть. Уважаемые родители, просьба почитать данный материал и возможно кому это пригодится....