Методическая разработка по психологии. Произвольное внимание ребенка-дошкольника.
методическая разработка

Якушева Евгения Сергеевна

Методическая разработка по психологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

1. Характеристика произвольного внимания и его проявления у дошкольников        2

2. Практическое исследование произвольного внимания        5

Заключение        14

Список используемой литературы        15

1. Характеристика произвольного внимания и его проявления у дошкольников

Произвольное внимание - одна из важнейших характеристик познавательной деятельности детей. Наряду с мышлением, восприятием, памятью, воображением произвольное внимание является важнейшим приобретением личности на данном этапе онтогенеза. Произвольное внимание представляет собой сознательное регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности, в психологии его называют активное или волевое.

С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Добрынин считают, что при произвольном внимании сосредоточение происходит не только на том, что эмоционально приятно, а в большей мере на том, что необходимо делать. Поэтому психологическое содержание произвольного внимания взаимосвязано с постановкой цели деятельности и волевым усилием. При этом волевое усилие переживается как напряжение, мобилизация сил, направленная на достижение поставленной цели [4. 80].

К отличительным особенностям произвольного внимания как высшей психической функции относится:

-   его опосредованность и осознанность;

-   произвольность;

-   возникновение в ходе эволюции развития общества;

-  формирование в течение жизни;

-  прохождение определенных фаз развития в онтогенезе;

-  зависимость и обусловленность развития произвольного внимания ребёнка от его включённости в процесс обучения и от усвоения определенных образцов организации внимания [5.163].

Можно выделить несколько видов произвольного внимания: волевое, выжидательное, сознательное и спонтанное. Каждый из этих видов произвольного внимания имеет свои специфические черты. Характеристики произвольного внимания в этом случае несколько отличаются друг от друга:

— Волевое проявляется в условиях конфликта между «хочу» и «нужно», когда приходится применить силу воли и приложить усилия.

— Выжидательное проявляется в процессе решения задач, предполагающих бдительность.

— Сознательное по характеру произвольно, но не требует больших усилий и протекает легко.

— Спонтанное внимание, близкое к послепроизвольному, характерно тем, что в этом случае начать что-то трудно, но в процессе работы усилия уже не нужны.

Основная линия развития внимания в дошкольном возрасте связана с тем, что дети все в большей мере начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы и явления.

Онтогенез произвольного внимания в дошкольном возрасте:

- Младший дошкольный возраст. Внимание ребенка в младшем дошкольном возрасте непроизвольно и крайне неустойчиво. Во многом оно связано с интересами ребенка по отношению к окружающим предметам и выполняемыми с ними действиями. Ребенок сосредоточен на предмете до тех пор, пока не угасает интерес, появление нового предмета вызывает переключение внимания. Однако, переключить внимание по требованию взрослого ребенку еще трудно. Также в этом возрасте детям сложно распределить свое внимание между несколькими предметами [4.79].

- Средний дошкольный возраст. Возрастает устойчивость внимания, которая выражается в том, что большинство детей может сосредоточенно заниматься какой-нибудь деятельностью (лепкой, аппликацией, рисованием) уже в течение 15 – 20 минут, игры могут длиться до 30 мин. Увеличивается объем и распределение внимания. Возросшая устойчивость внимания дает ребенку возможность выполнять под руководством взрослого определенную работу, даже не интересную.

Важным показателем развития внимания является то, что к 5 годам в деятельности ребенка появляется действие по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: как настольные (лото, детское домино), так и подвижные (прятки, колдунчики).

Поддержание устойчивости внимания связано с развитием других познавательных процессов и любознательности. Устойчивость внимания зависит от характера действующего раздражителя. В большей мере она проявляется в игре, при рассматривании картинок, слушании рассказов, сказок. Постепенно уменьшается отвлечение внимания, что свидетельствует о возрастании устойчивости. Во многом развитие внимания связано с освоением новых видов деятельности (игровой, художественной, учебной, трудовой), а также зависит от влияния взрослых людей [2.64].

- Старший дошкольный возраст. По сравнению с младшими дошкольниками устойчивость внимания в этот период возрастает примерно в 2 раза. Игры могут длиться более часа занятия – 30 минут. Ребенок в среднем способен рассматривать интересную картинку около 10 минут. Дети могут переключать свое внимание с одного сложного объекта на другой, способны распределять свое внимание между несколькими предметами (например, в их играх задействовано много персонажей и игрушек).

В старшем дошкольном возрасте происходит переход от непроизвольного внимания к произвольному. Это связано с усвоением средств управления им. Если в 3 – 5 лет основным средством являлось внешняя опора (указательный жест, слово взрослого), то в 6 – 7 лет – речь самого ребенка, которая приобретает планирующую функцию [6.112].

Таким образом, развитие произвольного внимания тесно связано: с развитием речи; пониманием значения предстоящей деятельности; осознанием ее цели; освоением норм и правил поведения; со становлением волевого действия; со способностью сосредотачиваться на действиях, которые имеют для них интеллектуальное значение.

2. Практическое исследование произвольного внимания

Исследование проводилось на базе подготовительной к школе группе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «детского сада № 5» городского округа город Шарья Костромской области.Испытуемые - десять детей из разных возрастных групп: 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет.

Цель исследования: изучить особенности произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.

Подготовка исследования.

 Подбирают 10 карточек с изображением 6 животных на каждой из них.

Проведение исследования.

 Исследование проводилось индивидуально с каждым из детей. Каждого ребенка просят 5 раз подряд провести отбор карточек. При этом в первом, втором и пятом отборах он должен отложить карточки с одним и тем же изображением. Например, уточки и коровки, но, ни в коем случае не брать карточки с запрещенным изображением, например, медведя. В третий и четвертый раз требуемыми и запрещенными изображениями будут другие.

Ребенку объясняют: «Отбери карточки с изображением уточки и коровки, но не бери картинки с изображением медведя». После выполнения этого задания карточки вновь перемешивают и ребенку предлагают вновь отобрать их. При этом просят ребенка внимательно посмотреть на все изображения, вспомнить, что ему говорилось при первом отборе, и повторить инструкцию вслух. После выполнения отбора карточки вновь перемешивают. Но перед третьим отбором ребенку объясняют, что теперь он не должен брать карточки с изображением уточки и коровки, а брать только с изображением медведя.

Перед четвертым отбором экспериментатор вновь спрашивает у ребенка, какие картинки надо брать, а какие нельзя. Просит его повторить вслух новую инструкцию.

Перед пятым отбором просят ребенка вспомнить содержание первой инструкции и отобрать карточки в соответствии с ней.

Результаты исследования.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» при обработке результатов исследования и занесении их в таблицы с целью обезличивания персональных данных использовались списочные номера детей.

В таблицах 1, 2, 3, 4 представлены результаты исследования с учетом изменяющихся условий заданий, где по каждому заданию указано количество правильно отобранных карточек из 10 возможных (10 карточек). То есть учитывались как отобранные, так и отложенные карточки если результат отбора соответствовал условиям задания.

Вторая младшая группа (3-4 года)

Таблица 1. Исследование произвольного внимания у детей 3-4 лет

№ ребенка

Условия выполнения задания

Общее количество правильно выполненных карточек

Словесное указание

Повтор задания с проговариванием

Изменение задания

Повтор задания с проговариванием

Припоминание первого задания

1

-

-

-

-

1

1

2

1

-

-

1

-

2

3

-

1

-

-

-

1

4

-

-

1

-

-

1

5

-

-

-

1

-

1

6

1

-

-

-

-

1

7

-

-

-

-

1

1

8

-

1

-

-

-

1

9

-

-

-

1

-

1

10

-

-

-

-

1

0

Всего

2

2

1

3

3

11

Для наглядности представим процент правильно отобранных карточек в форме диаграммы (Рис.1)

Рисунок 1 – Результаты исследования произвольного внимания у детей 3-4 лет

В процессе исследования было отмечено, что дети при отборе карточек руководствовались не словесным указанием воспитателя, я наличием собственного интереса к изображениям (яркость, красочность и т.д.

Дети не в состоянии распределять внимание на 2-3 объекта (уточка, коровка, медведь).

Не могут оценить все изображения на отдельно взятой картинке в связи с недостаточностью объема внимания.

Отсутствует достаточный объем памяти, т.к. дети не могут самостоятельно припомнить условия первого задания.

Совпадения с заданными условиями отбора карточек можно назвать случайными. Например, ребенок отыскивал изображение уточки и совсем не обращал внимание на наличие либо отсутствие изображения медведя.

Вывод: в 3-4 года преобладает неустойчивое непроизвольное внимание, а произвольное внимание отсутствует.

Средняя группа (4-5 лет)

Таблица 2. Исследование произвольного внимания у детей 4-5 лет

№ ребенка

Условия выполнения задания

Общее количество правильно выполненных карточек

Словесное указание

Повтор задания с проговариванием

Изменение задания

Повтор задания с проговариванием

Припоминание первого задания

1

1

2

1

2

1

7

2

2

2

1

3

2

10

3

2

3

1

3

2

11

4

1

1

1

3

1

7

5

2

3

2

4

2

13

6

3

4

2

5

2

16

7

1

2

1

3

2

9

8

2

4

1

4

3

14

9

3

4

3

5

5

20

10

2

4

2

4

3

15

Всего

19

29

14

36

23

121

Как видно из таблицы 2, общий результат правильно отобранных и отложенных карточек составил 121 из 500 возможных.

Представим результаты исследования в форме диаграммы (Рис. 2)

Рисунок 2 – Результаты исследования произвольного внимания у детей 4-5 лет

Проведенное исследование показало, что большинство детей внимательно выслушивают словесную инструкцию воспитателя, но в процессе отбора карточек могут забыть условия отбора или отвлечься на отдельно взятые изображения.

Многие дети, увидев, например, изображение коровки отбирают карточку, не обращая внимание на наличие на ней изображения медведя.

Хуже всего дети справились с:

 - заданием №3, где были изменены условия отбора – 14 карточек из 100 возможных;

- и с заданием №1, в процессе выполнения которого они не могли сосредоточится и отвлекались на рассматривание изображений. – 19 карточек из 100 возможных.

Припоминание первого задание и отбор карточек, соответствующих данным условиям, так же вызвал у детей большие затруднения – 23 карточки из 100 возможных.

При выполнении заданий №2 и №4, где как необходимое условие предусматривалось проговаривание задания детьми, были показаны наилучшие результаты: 29 и 36 карточек соответственно.

Вывод: в возрасте 4-5 лет начинает развиваться произвольное внимание, но непроизвольное внимание, все еще остается преобладающим.

Для усвоения цели и достижения положительных результатов детям необходимо самостоятельное проговаривание инструкции взрослого.

Старшая группа (5-6 лет)

Таблица 3. Исследование произвольного внимания у детей 5-6 лет

№ ребенка

Условия выполнения задания

Общее количество правильно выполненных карточек

Словесное указание

Повтор задания с проговариванием

Изменение задания

Повтор задания с проговариванием

Припоминание первого задания

1

4

6

2

6

4

22

2

4

7

3

7

4

25

3

3

5

2

6

3

19

4

4

7

3

7

4

25

5

2

5

3

6

2

18

6

3

6

3

6

3

21

7

5

7

4

7

4

27

8

3

6

4

6

3

22

9

4

6

4

6

4

24

10

3

6

4

6

3

22

Всего

35

61

32

63

34

225

Представим результаты в графическом виде (Рис. 3)

Рисунок 3 – Результаты исследования произвольного внимания у детей 5-6 лет

Анализируя результаты исследования, проведенного в старшей группе можно сказать что:

- повысились интерес и активность детей при выполнении задания;

- значительно улучшилось восприятие словесной формы указания;

- увеличились объем и распределение памяти.

Наименьший результат был достигнут при выполнении заданий №3 и №5, в которых предполагалось изменение задания и припоминание условий первого задания соответственно.

Затруднение вызвало и задание №1, где дети руководствовались лишь словесными указаниями.

Как и в предыдущей возрастной группе, наилучшие результаты показаны при выполнении заданий №2 (61 карточка из 100) и №4 (63 карточки из 100) в которых детям предлагалось речевое проговаривание условий задания.

В целом общий результат правильно отобранных и отложенных карточек составил 225 из 500 возможных.

Вывод: несмотря на то, что непроизвольное внимание все еще остается преобладающим, у детей увеличивается объем памяти и возможность распределения внимания, улучшается восприятие словесных форм обучения, активно развивается произвольное внимание. Большую роль играет возможность повторения детьми инструкции вслух.

Подготовительная к школе группа (6-7 года)

Таблица 4. Исследование произвольного внимания у детей 6-7 лет

№ ребенка

Условия выполнения задания

Общее количество правильно выполненных карточек

Словесное указание

Повтор задания с проговариванием

Изменение задания

Повтор задания с проговариванием

Припоминание первого задания

1

10

10

10

10

10

50

2

9

10

9

10

10

48

3

10

10

8

9

9

47

4

10

10

9

10

10

49

5

9

10

9

10

10

48

6

10

10

9

10

9

48

7

10

10

9

10

9

48

8

9

9

9

10

8

45

9

10

10

10

10

10

50

10

9

10

8

10

8

45

Всего

96

99

90

99

93

477

Как видно из таблицы 4, общий результат правильно отобранных и отложенных карточек составил 477 из 500 возможных.

Рассмотрим процентное соотношение правильных и не правильных ответов в графическом виде (Рис. 4)

Рисунок 1 – Результаты исследования произвольного внимания у детей 6-7 лет

В процессе исследования были сделаны следующие выводы:

- дети в возрасте6-7 лет уже достаточно хорошо могут выделить цель запоминания;

- могут запоминать необходимую информацию по желанию;

- при выполнении задания проявляют самостоятельность, инициативность, устойчивость;

Несмотря на то, что почти все дети в процессе выполнения задания применяют самостоятельное речевое проговаривание инструкции взрослого, наилучшие результаты были достигнуты во 2 и 4 заданиях, где воспитатель просила повторить цель задания. Наименьший результат получен при смене цели занятия.

2 ребенка из 10 правильно выполнили абсолютно все задания.

Вывод: в возрасте 6-7 лет непроизвольная память дополняется произвольной памятью, во время которой ребенок задействует собственные волевые усилия и устремления.

Для наглядного сопоставления результатов исследования, представим динамику развития произвольной памяти у детей дошкольного возраста в форме диаграммы (Рис.1), где в качестве критериев анализа используется количество правильно отобранных карточек.

Таким образом, проведенное исследование показало активное развитие произвольной памяти в период дошкольного возраста.

Заключение

Произвольное внимание представляет собой сознательное регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности.

Можно выделить несколько видов произвольного внимания: волевое, выжидательное, сознательное и спонтанное, каждый из которых имеет свои специфические черты.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

- в 3-4 года внимание ребенка непроизвольно, неустойчиво и зависит от интереса ребенка;

- в 4-5 лет возрастает устойчивость внимания, увеличивается объем и распределение внимания, появляются элементы произвольного внимания, усвоение цели задания напрямую зависит самостоятельного проговаривания инструкции взрослого.

- в 5-6 лет, по сравнению с младшими дошкольниками устойчивость внимания возрастает примерно в 2 раза, улучшается восприятие словесных форм обучения, активно развивается произвольное внимание.

 - в 6-7 лет непроизвольная память дополняется произвольной памятью, во время которой ребенок задействует собственные волевые усилия и устремления, большое значение имеет самостоятельное речевое проговаривание условий задания.

Таким образом, развитие произвольного внимания тесно связано: с развитием речи, осознанием цели задания и способностью сосредотачиваться.

Список используемой литературы

1. Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте// Хрестоматия по вниманию. - М. – 1976. – 186 с.

2. Годовикова, Д. Б. Роль предварительного зрительного ознакомления с условиями задачи в формировании двигательного навыка у детей дошкольного возраста: хрестоматия по вниманию/ Д. Б. Годовикова.- М.: Наука, 1999. —331 с.

3. Петрова Е. В. Педагогические условия развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх // Молодой ученый. — 2017. — №19. — С. 323-325.

4. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.

5. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии: пособие для студ. пед. ин-тов, учащихся пед. училищ и колледжей, воспитателей дет. сада / Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А.; под pед. Г. А. Уpунтаевой. — М.: Просвещение; ВЛАДОС, 2009. — 292 с.  

6. Черемошкина, Л.В. Развитие внимания детей: популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Л.В. Черемошкина.- 1997. — 224с  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки по психологии дошкольников. Диагностика и психокоррекция детей дошкольного возраста, основанная на ресурсах психофизического развития детей.

Диагностика и психокоррекция детей дошкольного возраста, основанная на ресурсах психофизического развития детей.В связи с постоянным ростом требований к интеллектуальной готовности детей к школе, данн...

Методическая разработка недели психологии в доу.

Неделя психологии«Планета Детства»Девиз недели: «Пусть наша жизнь будет интересной и яркой!»  Эпиграф недели:  Делать нужно только то, что умеешь.Делать нужно только то, во что веришь.Д...

Методическая разработка "Карта индивидуального образовательного маршрута ребенка-дошкольника"

Предлагаю вашему вниманию "Карту индивидуального образовательного маршрута ребенка-дошкольника"...

Методическая разработка "Неделя психологии"

НЕДЕЛЯ ПСИХОЛОГИИЦель:  Создание благоприятного психологического климата в детском саду.Задачи: сформировать общее настроение оптимистической тональности, настрой на «психологическую в...

Методическая разработка на развитие зрительного внимания "Прятки".

Данное пособие направлено на развитие произвольного зриельного внимания и автоматизацию звукоы на уровне слова. Пригодится в работе логопедам и воспитателям....

Консультация "Формирование произвольности у ребенка дошкольника"

Консультация "Формирование произвольности у ребенка дошкольника"...