методическая разработка для воспитателей "Дефицит внимания"
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа)

Надежда Юрьевна Филиппова

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл defitsit_vnimanie_1.docx29.18 КБ

Предварительный просмотр:

  Тема:  Синдром дефицита внимания и  гиперактивности у детей.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБУЧЕНИЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ И СОЦИАЛЬНУЮ РЕАБИЛИТАЦИЮ ДЕТЕЙ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ  

Важнейшим показателем благополучия государства является уровень здоровья граждан. Особенно это касается здоровья подрастающего поколения. На протяжении последних 15 лет в России здоровья детей стремительно ухудшилось. Наблюдается ухудшение физического развития, быстрый рост соматических, инфекционных, экологических и социально обусловленных заболеваний; каждый 50-ый ребёнок в РФ – инвалид с детства.

Значительную долю в структуре патологии детей составляют заболевания нервной системы и психической сферы. Большую озабоченность у медицинских работников, воспитателей, психологов вызывает растущая распространённость синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у детей синдром дефицита внимания с гиперактивностью представляет собой наиболее распространённую форму нервно-психических нарушений в детском возрасте. Термин « Синдром дефицита внимания» был выделен из более широкого понятия  «Минимальные мозговые дисфункции». Минимальные мозговые дисфункции – это формы церебральной патологии, возникающие в следствии разнообразных причин, но имеющие однотипную неврологическую симптоматическую проявляющуюся в виде функциональных нарушений. В связи с тем, что  основными симптомами патологии признаны нарушения внимания ( 100%) и гиперактивностью (80-85%). Название синдрома не изменилось, но были выделены три подтипа:

  • С преобладанием нарушением внимания
  • С преобладанием гиперактивности-импульсивности.
  • Смешанный тип

Для детей с СДВГ наиболее характерны следующие нарушения:

  • Дефициты концентрации внимания.
  • Избыточная двигательная активность, несоответствующая выполняемому заданию.
  • Импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности.

В 70% случаев СДВГ сочетается со специфическими расстройствами обучения при нормальном коэффициенте интеллекта. В дальнейшем это приводит к возникновению различных психологических проблем – это формирование  комплекса неполноценности и социальной дезадаптации до развития психологической личности.

Дети с СДВГ чаще подвергаются депрессии из-за конфликтных ситуаций, ощущения своего неуспеха, отвержения сверстниками. У 25% детей отмечается повышенный и высокий уровень тревожности. Они плохо адаптируются в новых условиях, более подвержены действию негативных стресс – факторов.

Этиология:

Выделено множество факторов, которые лежат в основе заболевания. При этом, несмотря на большое количество исследования, направленных на уточнение относительной роли каждого из этих факторов этиологии и патогенез СДВГ остаются недостаточно выяснеными. Все неблагоприятные воздействия подразделяются на три основные группы, которые могут служить причинами развития синдрома:

  • Медико-биологические
  • Генетические
  • Психосоциальные

Медико-биологические факторы

Неблагоприятно протекавшие предшевствующие беременности, аборты, экстра генитальную патологию матерей с обострённым хронических заболеваний во время беременности, инфекции, гестозы, угрозы прерывания беременности. В исследованиях у 91% детей с СДВГ был отмечен отягощённый акушерский анамнез

Гестоз как синдром, несоответствующая возможность систем организма матери адекватно обеспечить потребности развивающего плода, сопровождается хронической внутриутробной гипоксией, что приводит к различным церебральным дефектам. Неблагоприятными факторами также является любые заболевания в младенчестве, сопровождающие высокой температурой и приёмом сильнодействующих лекарств. Бронхиальная астма, частые пневмании, нефропатии, нарушения обмена веществ, аллергизация организма могут выступать в качестве факторов, негативно влияющие на работу мозга.

Наследственная предрасположенность

Предполагается, что синдром дефицита внимания с гиперактивностью детерминируется мутациями трёх генов, регулирующих дофаминовый обмен. Наследственная предрасположенность, как правило, реализуется на фоне психосоциальных и других внешнесредовых факторов.

Психосоциальный фактор.

Развитие синдрома во многом обусловлено влиянием окружающей социальной  среды. К неблагоприятным социально-бытовым факторам, осложняющим психологическую обстановку, относят: негативное окружение ребёнка в школе и дома, неудовлетворительные условия проживания, недостаточно высокий уровень образования родителей, их аморальное поведение, алкоголизм, неполную семью, развод, смерть одного из родителей, дефекты воспитания – от педагогической запущенности до гиперопеки.

Комплексный подход к диагностике синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей.

Следует отметить, что наличие нарушений обучения и социальных функций является необходимым  критерием для установления диагноза СДВГ. Кроме того, диагноз СДВГ может быть поставлен только, когда очевидны трудности в обучении.

Основные проявления СДВГ:

Невнимательность:

  • Ребёнок с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр
  • Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь
  • Обычно избегает, выказывает недовольство и сопротивляется вовлечению в выполнении заданий, которые требуют длительного умственного напряжения.
  • Часто теряет вещи, игрушки, школьные принадлежности и т.д
  • Легко отвлекается на посторонние стимулы.
  • Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.  

Гиперактивность:

  • Часто ребёнок проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причём в таких ситуациях, когда это не приемлемо.
  • Часто находится в постоянном движении и ведёт себя так,

« как будто к нему прикрепили мотор».

  • Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
  • Часто встаёт с места, когда нужно остаться на месте.
  • Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо .
  • Часто бывает болтливым.

Импульсивность:

  • Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца
  • Часто мешает другим, пристаёт к окружающим ( например, вмешивается в беседы, игры).

Для постановки диагноза необходимо наличие 6 или более из перечисленных симптомов невнимательности, или 6 или более симптомов гиперактивности и импульсивности, которые сохраняются на протяжении как минимум 6 месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам.

Таким образом, основными клиническими проявлениями СДВГ у детей является:  невнимательность, гиперактивность импульсивность, а также двигательная расторможенность, отвлекаемость, моторная неловкость с плохой дифференциацией тонких движений, повышенная нервно-психическая утомляемость, возбудимость, раздражительность, школьная неуспеваемость, преобладание эмоциональной мотивации и недостаточный контроль произвольной деятельности. В большинстве случаев клинические проявления возникают до 5-6 лет, а иногда уже на 1-м году жизни. Дети 1-го года жизни, у которых впоследствии отмечаются явления гиперактивности, часто страдают нарушением сна и гипервозбудимостью, они ещё в младенчестве гиперподвижны, часто выбираются за пределы, отведённые им для безопасных игр, что вызывает риск травматизации. В дальнейшем они становятся крайне непослушными, их поведение с трудом контролируется.

Как правило, гиперактивность сочетается с импульсивностью, у дошкольников она проявляется несдержанностью, нетерпеливостью, желанием быть первым во всех играх; такие дети конфликтны, агрессивны, что при погрешностях воспитания может привести к развитию патологических форм поведения. Вместе с тем дети, имеющие в дальнейшем СДВГ, до года могут умеренно отставать в двигательном ( начинают переворачиваться, ползать, ходить на 1-2 мес. позднее) и речевом развитии, они интерны, пассивны, не очень эмоциональны. По мере роста ребёнка становятся очевидными нарушения внимания, которые родители, как правило, сначала игнорируют. Для этих детей характерна двигательная неловкость, неуклюжесть, недоразвитие мелкой моторики.

Несмотря на то, что диагноз СДВГ можно поставить в возрасте 5-6 лет, риск развития синдрома можно прогнозировать на 1-ом году жизни и более точно после 3-4 лет.

Современные методы  и принципы  лечения детей  с СДВГ. Немедикаментозная коррекция.

Лечение детей с СДВГ должно быть комплексным. В терапии должны участвовать психологи, педагоги, врачи, родители, широко использоваться психолого-педагогическая коррекция.

  • Развитие тонкой моторики и улучшение координации движений

Для детей с СДВГ характерен недостаточный уровень сформированности крупной и мелкой моторики. В дошкольном возрасте отставание в развитии тонкой моторики затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. У младших школьников, кроме того, несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Всё это обуславливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких движений рук, и координации в целом. В связи с этими целями, комплекс занятий можно разделить на несколько видов:

  • Упражнения по развитию крупной моторики.

Следующие игры и  упражнения:

  1. Игры с мячом, несколько наборов малых мячей: разных по размеру, материалу, по фактуре и функциональному назначению.
  2. Игры с резинкой
  3. Игры типа « Зеркало»: зеркальное копирование поз и движений ведущую роль может быть передана ребёнку, который сам придумывает движения.
  4. Игры типа « Тигр»: попадание в цель различными предметами( мячом, стрелами, кольцами).
  5. Весь спектр спортивных игр и физических упражнений.
  6. Занятия танцами.

Упражнения по развитию тонкой моторики рук и зрительно-моторной координации.

Следующие упражнения:

  1. Срисовывания графических образцов( геометрических фигур и  узоров разной сложности).
  2. Вырезание по контуру фигур из бумаги( особенно вырезание плавное, без отрыва ножниц от бумаги)
  3. Раскрашивание и штриховка.
  4. Различные виды изобразительной деятельности( рисование, лепка, аппликация).
  5. Конструирование и работа с мозаикой
  6. Выкладывание фигур из спичек (палочек).

Предметно- манипулятивная деятельность.

Комплекс упражнений:  с «мешочком», начинается с самых простейших- от перекладывания мешочка из рук в руки, постепенно усложняется до подбрасывания и жонглирования несколькими предметами.

Спортивные игры:

Для детей с СДВГ наиболее приемлемыми являются легкоатлетические групповые виды спорта, предусматривающие интенсивную динамическую нагрузку. Рекомендуется также длительные прогулки, бег на длительные дистанции, плавание, лыжи, езда на велосипеде. Следует избегать видов спорта с повышенной физической нагрузкой.

Заключение:

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью это расстройство является одной из наиболее частых причин обращений детей к специалистам в области психического здоровья и одним из самых распространенных нарушений психического здоровья в детском возрасте. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью представляет собой наиболее распространенное поведенческое расстройство у детей, характеризующееся триадой симптомов: невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью.

Дошкольный возраст. В возрасте от 3 до 7 лет обычно начинают проявляться гиперактивность и импульсивность. Гиперактивность характеризуется тем, что ребенок находится в постоянном движении, не может спокойно усидеть на месте во время занятий в течение даже непродолжительного времени, слишком болтлив и задает бесконечное число вопросов. Импульсивность выражается в том, что он действует, не подумав, не может дожидаться своей очереди, не ощущает ограничений в межличностном общении, вмешиваясь в разговоры и часто перебивая других.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности - это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте 5- 10 лет.

Коррекционно-развивающие занятия для дошкольников назначаются на основании результатов предварительной специальной диагностики актуального уровня развития малыша и потенциальных возможностей ребенка (зоны ближайшего развития). Соотнесение обоих показателей позволяет наиболее точно определить цели и задачи дальнейших коррекционных и развивающих занятий с дошкольником и разработать оптимальную программу. Обследование проводится индивидуально в игровой форме и не утомляет ребенка.

Под коррекционно-развивающей работой понимается система медицинских, педагогических, психологических мероприятий (воздействий), способствующих полноценному развитию детей, преодолению отклонений в их развитии и служащих целям реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья или любых детей, испытывающих трудности в обучении и в социальной адаптации.

Своевременная коррекционно-развивающая работа помогают в развитии устойчивости внимания у детей с СДВГ. Следовательно, это помогает детям при поступлении в школу, адаптации к новым условиям жизнедеятельности.

Список литературы:

. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: Монография / В.М.Чимаров, Е.В.Левитина, О.Р.Ноговицкая. - Тюмень: Вектор Бук, 2005

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста, используя дидактическую игру"

Проблема развития внимания детей давно интнресует воспитателей и учителей. Предлагаю планомерную работу  по развитию внимания детей старшего дошкольного возраста , рассчитанную на два года....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: (статья) Развитие внимания дошкольников с помощью дидактических игр, используемых на занятиях.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ:(статья)Развитие внимания  дошкольников с помощью дидактических игр, используемых на занятиях....

Методическая разработка игр, тренирующие внимание.

Воспитание ребенка – ответственная задача, связанная с решением множества спорных вопросов. И если родителям недостаточно опыта, то они в любой момент могут отправиться за помощью воспитателей в детск...

методическая разработка "Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста в процессе подвижных игр"

В методической разработке описаны методические приёмы руководства и примеры планирования в течении дня подвижных игр с целью развития у детей произвольного внимания....

Методическая разработка "Игры на внимание"

Произвольное (осознанное) внимание  у детей воспитывается постепенно и совершенствование его зависит от многих причин: от состояния здоровья от соблюдения режима дня, от внимания к ребенку со сто...