Проект "Экология начинается с детства"
проект (старшая, подготовительная группа)

Рысинская Ирина Владимировна

экологический проект для детей старшего дошкольного возраста на основе тематических экологических праздников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ekologiya_nachinaetsya_s_detstva.docx448.35 КБ

Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение C:\Documents and Settings\Ирина\Рабочий стол\с рабочего стола\чистые шаблоны\23.jpg

«Детский сад № 242 открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

             

Познавательно - творческий  проект  

Тема: «Экология начинается с детства»

Выполнил:  Рысинская Ирина Владимировна,

                                                        старший воспитатель

с.Талдан  Амурская область

2018 год

Паспорт проектаC:\Documents and Settings\Ирина\Рабочий стол\с рабочего стола\чистые шаблоны\23.jpg

Структура

Содержание

Тема

«Экология начинается с детства»

Адресация проекта

Педагогам дошкольных образовательных учреждений, родителям (законным представителям) воспитанников

Руководитель проекта

Рысинская И.В., старший воспитатель

Участники проекта

Педагоги

Воспитанники

Родители (законные представители) воспитанников

Особенности проекта

  1. Современный подход к экологическому образованию дошкольников.
  2. Использование инновационных технологий в экологическом просвещению дошкольников, повышающий качество образовательного процесса  детей дошкольного возраста.
  3. В экологическом проекте задействованы социальные институты, образовательные центры и инфраструктура  села Талдан,  позволяющая интегрировать экологическое образование  дошкольников с социумом.

Вид  проекта –  познавательно – творческий.

Количество участников – 90

Продолжительность проекта  – долгосрочный (2018-2019 учебный год)

Цель проекта

Формирование  экологической культуры детей дошкольного возраста через создание экологического пространства в детском саду.

Задачи проекта

  • С помощью интерактивных методик обогатить знания детей дошкольного возраста об окружающей природе, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
  • привить  понимания ребенком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
  • помочь воспитанникам осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на Земле самого человека;
  • расширить общий кругозор воспитанников, способствовать развитию их творческих способностей;
  • помочь воспитанникам самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром;C:\Documents and Settings\Ирина\Рабочий стол\с рабочего стола\чистые шаблоны\23.jpg
  • способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.

Ресурсы проекта

Информационно-техническое:

- компьютер;

- фотоаппарат;

- мультимедийный проектор;

- интерактивная доска;

- колонки для усиления звука.

Информационное обеспечение:

- ресурсы интернета;

- художественная, познавательная, научно-популярная, энциклопедическая литература;

- наглядный и раздаточный материал;

- альбомы и тетради для раскрашивания;

- аудио и видеоносители информации;

- дидактические, компьютерные и другие виды игр;

- художественные, документальные, мультипликационные, научно-популярные и другие виды фильмов, их фрагменты и кадры.

Продукты проекта

Продукты деятельности педагога:

 - Детский визуализирующий проект «Экология начинается с детства»;

 - творческие работы детей,  посвященные экологии;

 - создание детского мини центра в группах по Экологии «Юный исследователь»;

 - разработка и воплощение на участке детского сада экологической тропы;

 - открытие экологических веранд  на детских площадках;

 - разработка программы по созданию детского клуба «Почемучки» для детей старшего дошкольного возраста;

 - создание  электронной картотеки  по экологии для педагогов;

 - разработка интерактивных плакатов  для занятий по экологии с детьми, с использованием цифровых технологий;

 - проведение геокешинга  (изучение родного края с помощью карты, компаса и творческих заданий); C:\Documents and Settings\Ирина\Рабочий стол\с рабочего стола\чистые шаблоны\23.jpg

 -  участие во Всероссийских конкурсах по экологии для детей дошкольного возраста.

Продукты деятельности воспитанников:

- фотоальбомы;

- творческие работы.

Продукты совместной деятельности педагогов, воспитанников, родителей (законных представителей) воспитанников:

- совместный экологический проект «Экология начинается с детства»;

- фотовыставка этапов работы детей, педагогов и родителей с проектом;

- творческие работы;

-дидактический материал  «Цветик – семицветик», Заповедный Амурский край», «Всё об Амурском тигре», «Чудо-чаша – озеро Байкал», «Птичье царство».

Постановка проблемы (обозначение значимости проекта)

«Экология стала громким словом на земле,

громче войны и стихии.

Оно характеризует собой одно и то же понятие вселенной беды,

никогда прежде не существовавшей перед человечеством».

Распутин Валентин

 

Человек и природа…  На всех континентах, на всех территориях планеты люди живут и выживают в единстве с окружающей их природой. Тесная взаимосвязь человека с природой проявляется во всём: образе жизни, питании, обустройстве быта и культуре.  

Люди всех времён и народов уже давно обсуждают эту актуальную тему. Но в наши дни тема экологии  обсуждается так остро,  потому что угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофа нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека  стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли.  C:\Documents and Settings\Ирина\Рабочий стол\с рабочего стола\чистые шаблоны\23.jpg

Вырубаются леса, загрязняются реки, озера, океаны, существует проблема с переработкой бытовых отходов. Экологическая ситуация страны ежегодно только стремительно ухудшается, что очень угрожает человеческому здоровью.  

Уже в дошкольном возрасте мы даем знания, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть - забота о человеке, его будущем, а то,  что наносит вред человеку, наносит вред и природе.

Тема «Человек и природа» никогда не потеряет своей актуальности. Если мы будем с рождения  воспитывать чувство любви к природе у ребёнка, только тогда он станет её защитником.

Актуальность проекта

Одним из направлений детского сада является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Проявлением патриотизма у детей является любовь к своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развивать в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения. Конечной целью такого образования является формирование у человека нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой.

Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.

Одним из таких инструментов экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста, как части патриотического воспитания, может стать экологический проект «Экология начинается с детства» по формированию у детей экологической культуры через проектно -  тематические недели.

Проектно – тематические недели и занятия в настоящее время очень распространены, как один из  основных видов поисково – исследовательской деятельности ребенка. Проектно – тематическая неделя  в детском саду позволяет дать детям больше возможностей для практических действий, экспериментирования, формирования основных навыков и компетенций, развития мыслительных функций. Проект  объединяет все 5 образовательных областей и все  виды детской деятельности в детском саду, делает их интересными и разнообразными, а самое главное, полезными для детей. А также используется региональный компонент в образовательном процессе.C:\Documents and Settings\Ирина\Рабочий стол\с рабочего стола\чистые шаблоны\23.jpg

Цель проекта:  формирование экологической культуры детей дошкольного возраста  через создание экологического пространства в детском саду.

Задачи проекта:

  • С помощью интерактивных методик обогатить знания детей дошкольного возраста об окружающей природе, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
  • привить  понимания ребенком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
  • помочь воспитанникам осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на Земле самого человека;
  • расширить общий кругозор воспитанников, способствовать развитию их творческих способностей;
  • помочь воспитанникам самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром;
  • способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.

Новизна проекта и практическая значимость.

  1. Создание комплексного проекта в течение учебного года  «Экология начинается с детства».
  2.  Открытие детского мини центра в группах по Экологии «Юный исследователь».
  3.  Организация ЭКО – тропы.
  4. Открытие экологических веранд  на детских площадках.

  1. Разработка программы по созданию детского клуба «Почемучки» для детей старшего дошкольного возраста.C:\Documents and Settings\Ирина\Рабочий стол\с рабочего стола\чистые шаблоны\23.jpg
  2. Создание  электронной картотеки  по экологии для педагогов.
  3. Применение ИКТ технологий при разработки интерактивных плакатов  для занятий по экологии с детьми.
  4. Использование в проекте инновационных форм по дошкольному образованию: геокешинг, цифровые технологии,   виртуальная реальность, «корзина идей», ИКТ, сторителлинг, клубные дни и др.
  5. Интеграция 5 образовательных областей в единый проект по экологии.
  6.  Уникальность  продуктивной работы детей: выставки детских работ, коллажи, скрапбукинг, скетчбук, фото этапов работы над проектом.
  7.  Авторский  дидактический материал  по развитию  основ экологической культуры  «Цветик – семицветик», «Заповедный Амурский край», «Всё об Амурском тигре», «Чудо-чаша – озеро Байкал», «Птичье царство».

Ожидаемые  результаты:

  • формирование у воспитанников основ экологической культуры;
  • повышение общей культуры ребёнка;
  • формирование духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде;
  • развитие в ребёнке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;
  • расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.

Анализ условий реализации проекта

Кадровый потенциал

Педагогический коллектив детского сада

Родители (законные представители) воспитанников

Материально-техническое обеспечениеC:\Documents and Settings\Ирина\Рабочий стол\с рабочего стола\чистые шаблоны\23.jpg

Для обеспечения проекта:

  • компьютер (ноутбук)
  • экран
  • проектор
  • интерактивная доска
  • игровое оборудование для формирования основ  экологического образования «bee-bot»
  • оборудование для центра исследования
  • материал для создания  экологических веранд

Материально-техническая база

Высокоскоростной интернет.

Зал, оснащённый мультимедийным проектором.

Переносной экран  с мультимедийным проектором.

Медиатека и библиотека методических материалов.

Этапы реализации проекта

Этапы реализации проекта

 Подготовительный  этап

Цель: мотивация всех участников образовательного процесса

Задачи

Способы решения задач

Срок

Ответственные

1

Формирование мотивации

Он –лайн анкетирование всех участников образовательного процесса

Апрель, май 2018г.

Старший воспитатель,

Воспитатели

Обработка данных и уточнение целей и задач проекта

2

Подбор методического комплекта

Анализ методических пособий

Старший воспитатель,

Воспитатели

Подбор видеотеки

3

Разработка тематического планирования

Планирование работы

Старший воспитатель,

Воспитатели

Консультации для педагогов

4C:\Documents and Settings\Ирина\Рабочий стол\с рабочего стола\чистые шаблоны\23.jpg

Создание рабочих тетрадей

«Животный мир Амурского края», «Растительный мир Амурского края»

Планирование  работы по разработке рабочих тетрадей

Старший воспитатель,

Воспитатели

 Основной   этап

Цель: вовлечение воспитанников и родителей (законных представителей) воспитанников в совместную образовательно - познавательную, творческую деятельность

5

Вовлечение воспитанников в познавательно – творческую деятельность

Коллективные познавательные, игровые мероприятия

Сентябрь 2018г. – август 2019г.

Старший воспитатель, педагоги

Творческие мероприятия

6

Создание возможностей для познавательно-творческой деятельности

Модернизация предметно-пространственной среды

Старший воспитатель, педагоги

Пополнение художественной, познавательной, энциклопедической литературы (создание в группе мини библиотеки по экологии)

Создание банка медиапродуктов (презентации, видео, демонстрационного материала)

7

Повышение родительской компетенции по вопросам экологического развития детей

Ведение консультативной деятельности,

- вебинар для родителей по интересным формам экологического просвещения детей

Заключительный этап

Цель: рефлексивный анализ, трансляция опыта работы в СМИ

8

Подведение итогов

Стимулирование наиболее активных участников проектаC:\Documents and Settings\Ирина\Рабочий стол\с рабочего стола\чистые шаблоны\23.jpg

Сентябрь – декабрь  2019г.

Старший воспитатель, педагоги

Презентация проекта «Экология начинается с детства».

Подготовка материалов к публикации.

Открытое мероприятие «Фестиваль природы».

Планирование  экологических праздников, фестивалей, марафонов, КТД

Название мероприятия

Цель и мероприятия

11 января 2017г

Проектная неделя «Мы – жители Земли», посвященная  

Дню заповедников и национальных парков

Воспитание бережного отношения к заповедникам и национальным паркам, сохранение флоры и фауны.

  • Старт акции «Прикоснись к живой природе».
  • Мультимедийная познавательно-игровая программа «Живые символы Заповедной России».

29 января

Зимняя Спартакиада «Вперед, к Победе», посвященная

Всемирному дню снега (Международный день зимних видов спорта)

Приобщение к зимним видам спорта, пропаганда здорового образа жизни.

  • Снежный фестиваль «Зимние забавы».
  • Соревнования «Будущие чемпионы торопятся на стадионы».
  • Викторина «Мы зиму ждали не напрасно».

C:\Documents and Settings\Ирина\Рабочий стол\с рабочего стола\чистые шаблоны\23.jpg

19 февраля

Проект «Морские животные», посвященные  Всемирному дню  защиты морских млекопитающих.

Привлечение внимания к вопросам защиты  всех морских млекопитающих.

  • Уроки природолюбия: «Морские млекопитающие. Кто они?» (экологическое занятие).
  • Выставка рисунков «Млекопитающие».

27 февраля

Клубный день, посвященный Международному дню полярного медведя

Проведение клубного дня (по методике Гришаевой) об обитателях северных земель и привлечение внимания  к необходимости их охраны.

  •  «Где живёт полярный медведь»

1 марта

КТД «Братья наши меньшие», посвященное

Всемирному дню кошек

Привлечение внимания к пушистым, подвижным, ласковым и очень умным животным.

  • Уроки природолюбия: «Кошки. Какие  они?» (экологическое занятие).
  • Выставка рисунков «Кошка – герой сказки».

3 марта

Геокешинг «Путешествие  в дикую природу», посвященный  Всемирному дню дикой природы

Формирование представлений  о многообразии и красоте проявлений дикой фауны и флоры, а также информированность о получаемой человеком пользе от занятий природоохранной деятельностью.

  • Презентация о дикой флоре и фауне.
  • Геокешинг «Дикие животные. Какие  они?» (экологическое путешествие).

21 марта

Исследовательский проект «Земляне», посвященный Всемирному дню Земли. C:\Documents and Settings\Ирина\Рабочий стол\с рабочего стола\чистые шаблоны\23.jpg

Цель Всемирного дня Земли – обратить внимание всех людей на то, что наша Земля, несмотря на кажущиеся колоссальные размеры и вроде бы неисчерпаемые ресурсы, на самом деле по меркам Вселенной – маленькое и хрупкое создание. Экосистемы Земли очень уязвимы. И только люди, объединившись, могут спасти планету от экологической катастрофы и гибели.

  • Праздник «Земля – наш общий дом».
  • Уроки природолюбия: «Наша планета», «Матушка – Земля» (экологические занятия).
  • Открытие центра исследования в старших группах

22 марта

Проект «Вода, вода, кругом вода», посвященный Всемирному дню водных ресурсов

Формирование представлений о значении и важности воды для начала и продолжения жизни на Земле.

  • Конкурс «Вода России».
  • Мультимедийная игра  «В царстве водных угодий».

1 апреля

Презентация «корпорации экологов»

Международный день птиц

Привлечение внимания к птицам дикой природы и их защите. День приурочен к началу возвращения птиц с их зимовок. Если исчезнут птицы, наступит экологическая катастрофа.

  • Участие в конкурсе «Птица года»
  • Уроки природолюбия: «Птицы нашего края», «Птицы России» (экологические занятия).
  • Открытие эко – тропы и эко – веранды
  • Презентация «корпорации экологов» - добровольцев, желающих помогать птицам.C:\Documents and Settings\Ирина\Рабочий стол\с рабочего стола\чистые шаблоны\23.jpg

19 апреля

День подснежника (с 1984 года) операция «Первоцвет» в России

Расширение  знаний дошкольников о первоцветах, формирование бережного отношения к дикорастущим растениям.

  • Уроки природолюбия:  «Первоцветы. Какие они?» (экологическое занятие).
  • Выставка открыток «Подснежник в России».

3 мая

День Солнца

Информирование дошкольников  

о том, что для Земли Солнце – мощный источник  космической энергии. Оно дает свет и тепло, необходимые для растительного и животного мира, и формирует важнейшие  свойства атмосферы Земли.

  • Праздник «Здравствуй, солнце красное!» для детей старшего возраста.

23 мая

Всемирный день черепахи

Привлечение внимания  дошкольников к проблеме гибели большого количества черепах из-за соседства с людьми.

Черепаха символизирует мудрость, богатство и долголетие.

  • Уроки природолюбия: «Черепахи. Какие они?» (экологическое занятие).

5 июня

Открытие детского клуба по экологии.

День эколога с 2007 года

Пробудить в каждом человеке желание способствовать охране окружающей среды.

  • Акция «Посади  дерево».
  • Викторины: «Кладовая природы», «Лесные жители».
  • Праздник «Эколята – Дошколята».
  • Презентация детского клуба по экологии «Почемучка»C:\Documents and Settings\Ирина\Рабочий стол\с рабочего стола\чистые шаблоны\23.jpg

21 июня

Цветочный фестиваль.

Международный день цветка

Информирование дошкольников о значимости цветов на земле.

  • Развлечение в старших группах «Цветик – семицветик».
  • Квест – игра «Путешествие в царство цветов».
  • Уроки природолюбия: «Цветы. Какие они?» (экологическое занятие).

28 июня

Международный день дерева

Информирование дошкольников о важной роли  деревьев на земле.

  • Уроки природолюбия: «Деревья. Какие они?» (экологическое занятие).
  • Фотоальбом «Моё любимое дерево».

23 июля

День китов.

Всемирный  день китов и дельфинов с 1986 года

Информирование дошкольников к вопросам защиты этих уникальных животных.

  • Уроки природолюбия: «Кита огромней зверя нет» (экологическое занятие).

29 июля

Международный день тигра

Информирование дошкольников о проблеме исчезновения тигров и способах их защиты.

  • Уроки природолюбия: «Амурский тигр» (экологическое занятие).
  • Выставка рисунков «Амурские тигры и тигрята».
  • Квест «Тигры и львы»

8 августа

Интерактивная встреча с работником заповедника

Международная ночь летучих мышей

Привлечь внимание к проблемам рукокрылых и их охране.

  • Уроки природолюбия: «Летучие мыши. Какие они?» (экологическое занятие).C:\Documents and Settings\Ирина\Рабочий стол\с рабочего стола\чистые шаблоны\23.jpg

Второе воскресенье сентября

День озера Байкал

Информирование дошкольников о самом глубоком, самом пресном озере в мире. А также об экологических  проблемах озера Байкал.

  • Уроки природолюбия:  «Чудо-чаша – это озеро Байкал», «Растительный и животный мир озера Байкал»  (экологические занятия).

22 сентября

Проект «Путешествие по городам России»

Всемирный день без автомобиля

Привлечь внимание к проблеме загрязнения воздуха.

  • Акция «Всей семьёй на велосипедах».
  • Фотовыставка детско- взрослых фото – путешествий и открытий»

4 октября

Интеллектуальный марафон

«Живое, неживое»

Всемирный день защиты животных

Привлечь внимание о необходимости защиты окружающей среды, защите животных.

  • Уроки природолюбия: «Животные нашей тайги» (экологическое занятие).
  •  Интеллектуальный марафон «Живое, неживое»

12 ноября

Синичкин день (исконно-русский праздник  - День встречи зимующих птиц)

Привлечь внимание к зимующим птицам.

  • Акция  «Покормите птиц зимой»
  • Уроки природолюбия: «Птичье царство» (экологическое занятие).

30 ноября

Путешествие  в царство домашних животных

Всемирный день домашних животных

Умение нести ответственность за прирученных животных, развивать чувства  сострадания, милосердия, любви к животным.

  • Уроки природолюбия: «Домашние животные. Кто они?» (экологическое занятие).C:\Documents and Settings\Ирина\Рабочий стол\с рабочего стола\чистые шаблоны\23.jpg

11 декабря

Проект «Горные вершины мира»

Международный день гор

Привлечь внимание к горным массивам, к их сохранению, сохранению животного и растительного  мира в горах.

  • Уроки природолюбия:  «Горы. Какие они?» (экологическое занятие).

По всем мероприятиям подбирается художественная, познавательная, энциклопедическая литература. Создаются презентации, видеоальбомы, фотоальбомы, лэпбуки.  Во время  проекта могут вноситься изменения, дополнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Все начинается с детства

Воспитание патриотических чувств у дошкольников...

Общение с природой начинается с детства

В дошкольном возрасте экологическое воспитание строится на усвоении детьми системы знаний  о природе, о существующих в ней свя­зях и зависимостях, на осознании влияния деятельности человека...

Безопасный пешеход начинается с детства

Рекомендации родителям по воспитанию безопасного поведения на дороге детей....

«Забота о здоровье начинается с детства»

Методическая разработка по созданию условий физического развития ребёнка в окружающем пространстве ДОУ....

ПРОЕКТ "Безопасный пешеход начинается с детства"

Вид проекта: практико-ориентировочный, краткосрочный, коллективный, с участием родителей, инспектора ГИБДД. Цель проекта: создание необходимых условий в ДОУ для предупреждения дет...

"Безопасный пешеход начинается с детства"

Материал содержит практические советы для родителей дошкольников по безопасному поведению на дороге....