Главные вкладки

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 3 «РАДУГА» ГОРОДА ТЫНДЫ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»
    консультация

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 3 «РАДУГА» ГОРОДА ТЫНДЫ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

     

     

     

     

     

     

    Консультация для родителей

     

    «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»

     

    image

     

     

     

     

     

     

    Дорогие родители!
    Заботиться о своевременном развитии речи ребёнка необхо­димо с первых недель его жизни: развивать его слух, внима­ние, разговаривать, играть с ним, развивать его двигатель­ные умения.

    Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

             Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

             Как правило, если движения пальцев  развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы.

    Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.

             В Китае распространены упражнения ла­доней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шара­ми улучшают память, умственные способно­сти ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердеч­но-сосудистой   и   пищеварительной   систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный то­нус и положительно сказываются на развитие речи ребенка.

    В Японии широко используются упраж­нения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает пере­катывание между ладонями шестигранного карандаша.

    Талантом нашей народной педагогики соз­даны игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Мно­гие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздейст­вия.  Работы В.М. Бехтерева до­казали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать на­пряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а  речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Такую тренировку следует начинать с са­мого раннего детства.

               

    Ладушки – самая популярная игра в ладони

     

    Ла-душ-ки!

     

     

    Ла-душ-ки!

    На первый слог раскрытые ладони партнёров соприкасаются (отбивка ритма). На два других слога партнёры хлопают в ладоши.

    Повтор движений рук.

    Где были?

    Партнёры разводят в стороны ладони рук, «удивляются».

    У ба-буш-ки!

    Что е-ли?

     

    На каждый слог раскрытые ладони партнёров соприкасаются (отбивка ритма).

    Каш-ку.

    При произнесении каждого слога партнёра хлопают в ладоши.

    Что пи-ли?

    На каждый слог раскрытые ладони партнёров вновь соприкасаются (отбивка ритма).

    Браж-ку!

    При произнесении каждого слога партнёра хлопают в ладоши.

     

     

    Варианты игры «Ладушки»
    Частично меняем речевое сопровождение

     

    1. … Что е-ли?

              Каш-ку.

           В го-лу-бой чаш-ке!

       На каждый слог последних слов раскрытые ладони партнёров соприкасаются (отбивка ритма).

    1. … Что е-ли?

              Каш-ку.

        В го-лу-бой чаш-ке!

        Мас-лом по-ли-ва-ли!

        Мё-да под-бав-ля-ли!

       На первый слог партнёры хлопают в свои ладоши, на второй слог – отбивают ритм касанием ладоней друг друга и так далее поочерёдно.

     

    1. … Хо-ро-ша каш-ка!

     

       Каждый партнёр в такт первому слову совершает хлопки ладонями слева от себя (у левого уха), а в такт второму слову – справа от себя. Голова чуть наклоняется  в сторону движения рук.

    1. … У де-точ-ки в чаш-ке!

     

       На первый слог партнёры хлопают в ладоши, на второй слог – отбивают ритм касанием ладоней друг друга и так далее поочерёдно.

     

     

     

     

    Курочка – рябушечка

     

    Ку-роч-ка ря-бу-шеч-ка,

    Ку-да и-дёшь?

     

      Слова произносит взрослый, ребёнок вторит ему по своему желанию. На первый слог партнёры хлопают в ладоши, на второй слог – отбивают ритм касанием ладоней друг друга. В дальнейшем при произнесении вопросов движения рук остаются точно такими же.

    На по-люш-ко.

     

       Инициатива произнесения ответных слов принадлежит ребёнку. При произнесении каждого слога партнёры хлопают в ладоши. В дальнейшем при произнесении вопросов движения рук остаются точно такими же.

    Ку-роч-ка ря-бу-шеч-ка,

    За чем и-дёшь?

    Вопрос произносит взрослый.

    За зёр-ныш-ком.

    Отвечает ребёнок.

    Ку-роч-ка ря-бу-шеч-ка,

    Ко-му не-сёшь?

    Вопрос произносит взрослый.

        Цы-пля-точ-кам.

    Отвечает ребёнок.

     

    Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук.

    Развивать общую и тонкую моторику следует параллель­но. На примере простых упражнений на развитие общей моторики — движений рук, ног, тулови­ща— можно научить его выслушивать и запоминать задания, а потом выполнять их.

    Наряду с развитием моторики будут развиваться внимание и память, речь.

     

     

    Игры со счётными палочками

     

    "Мышка" – выкладывание из палочек.

     

    imageЦель: развивать мелкую моторику пальцев.

     

    Мышка маленькая в норке                                         
    Тихо грызла хлеба корку.
    "Хрум, хрум" –
    Что за шум?
    Это мышка в норке
    Хлебные ест корки.

     

     

    «Мышки»

    Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

    Материал: на картинке нарисованы: кошка притаилась, мышки убегают по дорожке (дорожка из кружков):

    Методические рекомендации: "Помоги мышкам добежать до норки: прошагай тремя пальчиками правой руки по кружкам

    • указательный, средний, безымянный (в центре средний);
    • средний, безымянный, мизинец (в центре безымянный);
    • большой, указательный, средний (в центре указательный).

     

     

     

     
     image

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    «Ёлка из лесу пришла»

    Цель: совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию, активизировать словарь: "елка", "иголки", "лапы".

    I-й вариант: выкладывание из счетных палочек контура елки по картинке, предложенной ребенку.

    imageimageII-й вариант: выкладывание из треугольников (маленький, средний, большой) контура елки.

    Елочка зеленая
    выросла в лесу.                         
    Елочку на праздник
    я домой несу.
    Как у нашей елки
    колючие иголки,
    Ветки – лапы называются,
    дети удивляются!

     

    Кроме игр со счётными палочками, существуют и различная пальчиковая гимнастика, способствующая развитию мелкой моторики, координации движений руки, зрительного восприятия и внимания.

    Пальчиковая гимнастика

    1. Готовит малыша к счёту;
    2. В других – ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше сформировать межполушарное взаимодействие;
    3. В третьих – осознать понятия «выше» и «ниже», «верх» и «низ», «право» и «лево»;
    4. В четвёртых – научиться лучше чувствовать собственное тело и координировать его в пространстве.

     

    «Капуста»

    Совершаются движения прямыми ладонями вверх-вниз, затем поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, после потрите кулачок о кулачок. Завершается гимнастика простым сжатием и разжатием кулачков.

    Мы капусту рубим, рубим.

    Мы капусту режем, режем.

    Мы капусту солим, солим.

    Мы капусту трём, трём.

    Мы капусту жмём, жмём.

     

    «Ёжик колкий»

    Ёжик, ёжик колкий, покажи иголки.

    (Руки в замочек. Наклоны вправо и влево.)

    Вот они, вот они.

    (Поднимаем и опускаем пальцы.)

    Ёжик, ёжик колкий, убери иголки.

    (Оставляем пальцы поднятыми.)

    Вот так, вот так.

    (Опускаем пальцы.)

     

    «Перчатка»

    Весёлая мышка
    Перчатку нашла,

    (Раскрываем ладошку, пальцы растопырены -  «перчатка». Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх).
    Гнездо в ней устроив,
    (Складываем ладоши "ковшом").
    Мышат позвала.
    (Сгибаем - разгибаем пальцы "зовущий" жест).
    Им корочку хлеба
    Дала покусать,

    (Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков).
    Погладила (отшлёпала) всех
    (Большим пальцем гладим ("шлёпаем") остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).
    И отправила спать.
    (Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon razvitie_rechi.doc153 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 3 «РАДУГА» ГОРОДА ТЫНДЫ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

    Консультация для родителей

    «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»

    Дорогие родители!
    Заботиться о своевременном развитии речи ребёнка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.

    Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

            Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

            Как правило, если движения пальцев  развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы.

    Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.

            В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно-сосудистой   и   пищеварительной   систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус и положительно сказываются на развитие речи ребенка.

    В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.

    Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействия.  Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а  речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства.

            

    Ладушки – самая популярная игра в ладони

    Ла-душ-ки!

    Ла-душ-ки!

    На первый слог раскрытые ладони партнёров соприкасаются (отбивка ритма). На два других слога партнёры хлопают в ладоши.

    Повтор движений рук.

    Где были?

    Партнёры разводят в стороны ладони рук, «удивляются».

    У ба-буш-ки!

    Что е-ли?

    На каждый слог раскрытые ладони партнёров соприкасаются (отбивка ритма).

    Каш-ку.

    При произнесении каждого слога партнёра хлопают в ладоши.

    Что пи-ли?

    На каждый слог раскрытые ладони партнёров вновь соприкасаются (отбивка ритма).

    Браж-ку!

    При произнесении каждого слога партнёра хлопают в ладоши.

    Варианты игры «Ладушки»
    Частично меняем речевое сопровождение

    • … Что е-ли?

              Каш-ку.

           В го-лу-бой чаш-ке!

       На каждый слог последних слов раскрытые ладони партнёров соприкасаются (отбивка ритма).

    • … Что е-ли?

              Каш-ку.

        В го-лу-бой чаш-ке!

        Мас-лом по-ли-ва-ли!

        Мё-да под-бав-ля-ли!

       На первый слог партнёры хлопают в свои ладоши, на второй слог – отбивают ритм касанием ладоней друг друга и так далее поочерёдно.

    •         … Хо-ро-ша каш-ка!

       Каждый партнёр в такт первому слову совершает хлопки ладонями слева от себя (у левого уха), а в такт второму слову – справа от себя. Голова чуть наклоняется  в сторону движения рук.

    • … У де-точ-ки в чаш-ке!

       На первый слог партнёры хлопают в ладоши, на второй слог – отбивают ритм касанием ладоней друг друга и так далее поочерёдно.

    Курочка – рябушечка

    Ку-роч-ка ря-бу-шеч-ка,

    Ку-да и-дёшь?

            Слова произносит взрослый, ребёнок вторит ему по своему желанию. На первый слог партнёры хлопают в ладоши, на второй слог – отбивают ритм касанием ладоней друг друга. В дальнейшем при произнесении вопросов движения рук остаются точно такими же.

    На по-люш-ко.

       Инициатива произнесения ответных слов принадлежит ребёнку. При произнесении каждого слога партнёры хлопают в ладоши. В дальнейшем при произнесении вопросов движения рук остаются точно такими же.

    Ку-роч-ка ря-бу-шеч-ка,

    За чем и-дёшь?

    Вопрос произносит взрослый.

    За зёр-ныш-ком.

    Отвечает ребёнок.

    Ку-роч-ка ря-бу-шеч-ка,

    Ко-му не-сёшь?

    Вопрос произносит взрослый.

            Цы-пля-точ-кам.

    Отвечает ребёнок.

    Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук.

    Развивать общую и тонкую моторику следует параллельно. На примере простых упражнений на развитие общей моторики — движений рук, ног, туловища— можно научить его выслушивать и запоминать задания, а потом выполнять их.

    Наряду с развитием моторики будут развиваться внимание и память, речь.

    Игры со счётными палочками

    "Мышка" – выкладывание из палочек.

    Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

    Мышка маленькая в норке                                          
    Тихо грызла хлеба корку.
    "Хрум, хрум" –
    Что за шум?
    Это мышка в норке
    Хлебные ест корки.

    «Мышки»

    Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

    Материал: на картинке нарисованы: кошка притаилась, мышки убегают по дорожке (дорожка из кружков):

    Методические рекомендации: "Помоги мышкам добежать до норки: прошагай тремя пальчиками правой руки по кружкам

    • указательный, средний, безымянный (в центре средний);
    • средний, безымянный, мизинец (в центре безымянный);
    • большой, указательный, средний (в центре указательный).

    «Ёлка из лесу пришла»

    Цель: совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию, активизировать словарь: "елка", "иголки", "лапы".

    I-й вариант: выкладывание из счетных палочек контура елки по картинке, предложенной ребенку.

    II-й вариант: выкладывание из треугольников (маленький, средний, большой) контура елки.

    Елочка зеленая
    выросла в лесу.                          
    Елочку на праздник
    я домой несу.
    Как у нашей елки
    колючие иголки,
    Ветки – лапы называются,
    дети удивляются!

    Кроме игр со счётными палочками, существуют и различная пальчиковая гимнастика, способствующая развитию мелкой моторики, координации движений руки, зрительного восприятия и внимания.

    Пальчиковая гимнастика

    • Готовит малыша к счёту;
    • В других – ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше сформировать межполушарное взаимодействие;
    • В третьих – осознать понятия «выше» и «ниже», «верх» и «низ», «право» и «лево»;
    • В четвёртых – научиться лучше чувствовать собственное тело и координировать его в пространстве.

    «Капуста»

    Совершаются движения прямыми ладонями вверх-вниз, затем поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, после потрите кулачок о кулачок. Завершается гимнастика простым сжатием и разжатием кулачков.

    Мы капусту рубим, рубим.

    Мы капусту режем, режем.

    Мы капусту солим, солим.

    Мы капусту трём, трём.

    Мы капусту жмём, жмём.

    «Ёжик колкий»

    Ёжик, ёжик колкий, покажи иголки.

    (Руки в замочек. Наклоны вправо и влево.)

    Вот они, вот они.

    (Поднимаем и опускаем пальцы.)

    Ёжик, ёжик колкий, убери иголки.

    (Оставляем пальцы поднятыми.)

    Вот так, вот так.

    (Опускаем пальцы.)

    «Перчатка»

    Весёлая мышка
    Перчатку нашла,

    (Раскрываем ладошку, пальцы растопырены -  «перчатка». Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх).
    Гнездо в ней устроив,
    (Складываем ладоши "ковшом").
    Мышат позвала.
    (Сгибаем - разгибаем пальцы "зовущий" жест).
    Им корочку хлеба
    Дала покусать,

    (Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков).
    Погладила (отшлёпала) всех 
    (Большим пальцем гладим ("шлёпаем") остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).
    И отправила спать.
    (Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей"Развитие мелкой моторики рук ,как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями"

    Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста с  ограниченными возможностями здоровья....

    Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями».

    Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»....

    Консультации для родителей «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»

    Консультации для родителей «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»...

    Консультация для родителей Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями.

    Консультация для родителейРазвитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями«Рука-это инструмент всех инструментов!».        ...

    Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»

    В консультации дается подробное разъяснение родителям специфики развития речи детей. Взаимосвязьее успешного  развития с развитием мелкой моторики рук....